Структура государственного управления в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура государственного управления в Республике Беларусь



Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответствующей структуры государственного управления и аппарата, способного профессионально действовать в новой экономической и политической среде.
Конституцией Республики Беларусь определено, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях» (ст. 13, п. 5).
В соответствии с Конституцией (ст. 107, п. 4.) Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики и области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда. Постоянно действующим органом Совета Министров Республики Беларусь является его Президиум в составе Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления Национального банка, министра экономики, министра финансов, министра иностранных дел. Действующая на начало 2004 г. система государственного управления Республики Беларусь, построенная по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 25 министерств, 5 государственных комитетов, 8 комитетов при Совете Министров Республики Беларусь и 8 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь. Министерство является республиканским органом государственного управления (функциональным или отраслевым), проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующим деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.

Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствующих министерств и экономические органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, горисполкомов и местных администраций.

сложившаяся система государственного управления экономикой в Республике Беларусь еще не в полной мере обеспечивает эффективное взаимодействие различных властных структур при выполнении ими своих полномочий. Отчасти это происходит потому, что одни и те же полномочия закреплены за различными уровнями управления.

Формирование в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики требует повышения эффективности взаимодействия органов отраслевого и территориального управления при решении как общегосударственных, так и региональных проблем, что в конечном счете обеспечит переход страны к устойчивому развитию.

Министерством финансов, другими республиканскими органами государственного управления, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом, иными местными исполнительными и распорядительными органами, которые несут ответственность за достоверность информации, ее качественную разработку и своевременность представления по сферам их ведения.
Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на перспективу и включает разработку национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и основных направлений социально-экономического развития.
Правовым актом, регламентирующим порядок и сроки разработки национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и основных направлений социально-экономического развития, является постановление Совета Министров Республики Беларусь. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (НСУР) разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода.
Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10-летний период разрабатываются на основе НСУР один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода (с погодовой разбивкой первой половины периода).
Проект основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь представляется Министерством экономики в Совет Министров Республики Беларусь. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается на пятилетний срок. Правовым актом, регламентирующим разработку программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу, является постановление Совета Министров Республики Беларусь.
Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно в сроки, определяемые постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Важнейшие параметры годового прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь утверждаются Президентом Республики Беларусь. Основные целевые показатели прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь, в двухнедельный срок доводятся Министерством экономики до заинтересованных. При необходимости Министерство экономики совместно с другими республиканскими органами государственного управления подготавливает предложения по изменению законодательства, необходимые для реализации задач социально-экономического развития Республики Беларусь в прогнозируемом году.
Также система планирования и прогнозирования экономики Республики Беларусь включает следующие комплексные документы:
- Государственная программа импортозамещения на 2006- 2010 годы.
- Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы.
- Программа подготовки временных (антикризисных) управляющих в отношении государственных организаций, организаций с долей государственной собственности в уставном фонде, градообразующих и приравненных к ним организаций.
- План реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств – участников Содружества Независимых Государств в экономической сфере в 2003-2010 годах, утвержденный Решением Совета глав государств СНГ.
- Национальная программа международного технического сотрудничества на 2006-2010 годы.
- Комплексная программа развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 годы.
- Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы.
- Программа устойчивого развития лесного хозяйства на 2007-2011 годы.
- Государственная программа развития охотничьего хозяйства на 2006-2015 годы.
- Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 годы.

 

 

41- Национальным собранием Республики Беларусь в апреле 1998 г. был принят Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», который определяет систему государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны, цели и задачи, общий порядок их разработки. Главная цель — достижения устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, внешнеэкономического равновесия и повышение на этой основе уровня жизни народа.

Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

• на долгосрочную перспективу — Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

• среднесрочную перспективу — Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет;

• краткосрочную перспективу — годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

Прогнозы и программы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики состояния и развития экономической и социальной сфер, научно-инновационной и инвестиционной деятельности, внешнеэкономических связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки. Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на перспективу и включает разработку Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь.

Национальная стратегия разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода. В этом документе определяются направления эффективного использования социально-демографического, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на 5-летний период.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу утверждается Президентом Республики Беларусь.

На краткосрочную перспективу разрабатываются годовые прогнозы социально-экономического развития

Порядок и сроки разработки годового прогноза социально-экономического развития согласуются с порядком и сроками разработки бюджета Республики Беларусь. Годовые прогнозы являются исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь. Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу утверждаются Президентом Республики Беларусь.

На основе этих документов законом предусматривается разработка прогнозов социально-экономического развития по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики, административно-территориальным единицам. Разработка прогнозов обеспечивается республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами. Законом предусматривается также ответственность органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов за достоверность и своевременность предоставления необходимой информации для прогнозирования социально-экономического развития в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

42- Национальная финансовая система Беларуси возникла с образованием в 1990 г. суверенного государства — Республики Беларусь, представляет собой систему, построенную по международным стандартам с учетом специфики экономики страны. Ее новые (рыночно ориентированные) сущность, назначение, структура, функции закреплены в Конституции и Налоговом кодексе Республики Беларусь.

Согласно Конституции Р Б (ст. 232): «Финансово-кредитная система РБ включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

На территории Р Б проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика».

Финансовая политика представляет собой совокупность целей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эффективной мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределения и использования для выполнения государством своих функций. Финансовая политика является органичной частью социально-экономической политики, в которой определяются стратегические и тактические цели развития экономики, общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, вырабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами. Основными документами правительства в этой области являются Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на 15 лет, Основные направления социально-экономического развития (СЭР) на 10 лет, Программа СЭР на 5 лет и ежегодные прогнозы СЭР.

Финансовая политика вырабатывается и реализуется системой управления финансами или специальным аппаратом и его звеньями различных уровней. Сюда входят финансовые службы (отделы) предприятий, организаций и учреждений, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции.

На уровне республики управление финансами осуществляют прежде всего высшие органы государственной власти —Президент и Национальное собрание Республики Беларусь, ежегодно рассматривающие проект бюджета страны и утверждающие его путем принятия соответствующего Закона о бюджете на предстоящий финансовый год.

Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управление финансами, являются Министерство финансов Республики Беларусь и его органы на местах.

Указанные блоки и элементы управления реализуются через функции прогнозирования, планирования, оперативного управления и контроля, бюджетно-налоговую политику, которая осуществляется посредством бюджетной и налоговой систем страны.

 

43- Бюджет — это основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития страны. Бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. Бюджетное устройство — это организация бюджетной системы, принципы ее построения (единства, полноты, реальности, гласности, самостоятельности). Бюджетная классификация — это обязательная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам, а также источников покрытия бюджетного дефицита и видов государственного долга. Бюджетный процесс — это регламентированная законодательством деятельность государственных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного и местных бюджетов.

Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью.

В Законе о бюджете Республики Беларусь на 2004 г. доходы, подразделялись на группы:

• текущие;

• капитальные;

• свободных экономических зон;

• государственных целевых бюджетных фондов.

Бюджетное устройство в Р Б основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему, и определяется административно-территориальным делением. В бюджетную систему как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития РБ и соответствующей административно-территориальной единицы. В бюджете на очередной финансовый год в соответствии с принятыми ранее обязательствами предусматриваются в полном объеме ассигнования на выплату процентов по государственному долгу, погашение имеющейся в республиканском бюджете на данный год задолженности по государственному долгу прошлых лет с наступившим сроком уплаты.

Предельные размеры дефицита республиканского бюджета устанавливаются законом о бюджете РБ на очередной финансовый (бюджетный) год.

Республиканский бюджет утверждается законом Р Б, местные бюджеты — решениями местных Советов депутатов.

В законе о бюджете РБ на очередной финансовый год устанавливается также размер прироста внутреннего и лимит внешнего государственного долга РБ, лимит участия Национального банка РБ в кредитовании дефицита республиканского бюджета, размер платы за обслуживание Нац банком РБ гос. внутреннего долга и другие показатели.

Контроль за использованием республиканского бюджета осуществляется Президентом РБ, Правительством РБ и Комитетом государственного контроля РБ. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РБ, местные финансовые, налоговые и таможенные органы.

Бюджет является важным рычагом воздействия на экономику и стимулирования ее роста.

 

44- Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения. Государство определяет денежную единицу (рубль, доллар и др.), масштаб цен, виды денежных знаков в обращении и порядок их эмиссии, характер обеспечения денег, формы безналичного платежного оборота, курс национальной валюты.

Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определившими ее правовые основы. В 1992 г. в оборот был введен белорусский рубль, который вначале обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в октябре 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики.

ведущая роль возложена на банковскую систему страны.

сформирована двухуровневая банковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки (унитарные и акционерные, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские финансовые организации (второй уровень

вся деятельность Нац. банка Р Б направлена на реализацию целей монетарного регулирования.

Основное влияние на денежно-кредитную сферу оказывают операции Нац. банка по рефинансированию банков. Посредством этих операций осуществляется поддержка ликвидности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчетное обслуживание в экономике страны. Для реализации целей монетарного регулирования, прежде всего для контроля за динамикой денежной массы, Национальный банк активно использует разнообразные инструменты привлечения ресурсов банков и т.д.

Другой уровень банковской системы РБ состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Главной его составляющей являются коммерческие банки, деятельность которых носит многосторонний характер. Они занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов.

В Беларуси на 01.01.2004 г. было зарегистрировано 34 банка, в нормальном режиме функционирует 31 банк, из которых 25 банков — с участием иностранного капитала и 6 — со 100% -ным иностранным капиталом.

Подавляющее большинство банков в соответствии с их уставами являются коммерческими. Национальным банком не зарегистрировано ни одной небанковской кредитно-финансовой организации.

Эффективная и устойчивая работа банков — необходимое условие нормального функционирования экономики. В развитии банковской системы, как и экономики республики Беларусь в целом, выделяются два этапа:

• первый этап (1991 —1995 гг.) — этап глубокого экономического кризиса и формирования двухуровневой банковской системы;

• с 1996 г. (второй этап) развитие банковской системы происходит на фоне ряда позитивных тенденций в общей макроэкономической ситуации (рост ВВП, промышленной продукции, реальных доходов населения и др.). Это создавало благоприятные предпосылки для развития банковского сектора.

Основными причинами, обусловившими снижение роли банковского сектора в обеспечении экономического и социального развития страны, явились ограниченные макроэкономические условия деятельности банков.

банковская система проводит глубинные реформы. В мае 2002 г. Президентом Республики Беларусь (Указ от 28.05.2002 г. № 274) одобрена Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001—2010 годы.

Действующая в Р Б платежная система в целом обеспечивает потребности банков, субъектов хозяйствования в своевременном и качественном проведении расчетов, способствует эффективной реализации экономической политики страны. По совокупности эксплуатационных характеристик платежная система Р Б оценивается Международным валютным фондом по самому высокому рейтингу среди стран с переходной экономикой.

Успехам в развитии банковской системы способствовали и благоприятные макроусловия. В последнее время банки все активнее осуществляют нехарактерные для них операции, внедряясь в нетрадиционные для банков сферы финансового предпринимательства, включая опeрации с ценными бумагами, лизинг, факторинг и иные виды кредитно-финансового обслуживания, постоянно расширяя круг и повышая качество предоставляемых услуг, конкурируя за привлечение новых перспективных клиентов.

 

45- Инфляция представляет собой сложное экономическое явление, которое по-разному объясняют различные научные школы.

В зависимости от темпов роста показателей инфляции различают три вида инфляции: ползучую (темп роста цен до 10 % в год), галопирующую (до 500 % в год) и гиперинфляцию (более 50 % в месяц). Инфляция, сопровождаемая падением производства, называется стагфляцией (стагнация + инфляция).

Глубинными причинами инфляции являются монополии: государства — на денежное обращение, эмиссию денег; крупных профсоюзов — на определение уровня оплаты труда; крупных фирм — на формирование цен на рынке, а также экспорт инфляции (рост цен в странах—экспортерах сырья, энергоносителей, продовольствия и прочего ведет к росту цен в странах-импортерах).

Различают также скрытую (подавленную) и открытую инфляцию. Первая существует, как правило, в планово-административной экономике и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества товаров, вторая — в росте цен на товары и услуги.

Национальная экономика страны пережила очень сложные потрясения на протяжении 1990-х годов в результате глубокого системного кризиса, вызванного развалом СССР и его народнохозяйственного комплекса.

Разработка и реализация антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу.

меры антиинфляционной политики в Беларуси, разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

Первый комплекс включает меры:

• по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;

• поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;

• снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;

• реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;

• сокращению трансакционных издержек и др.

Второй комплекс охватывает меры:

• по регулированию объема и структуры денежной массы;

• проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;

• сокращению скорости оборота денег;

• регулированию резервных требований;

• ограничению бюджетного дефицита;

• регулированию доходов населения;

• сокращению бартерных операций, неплатежей;

• стабилизации белорусского рубля и др. Третий комплекс предусматривает меры:

• по государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости;

• государственному регулированию цен на товары монополистов;

• регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;

• регулированию уровня рентабельности;

• стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;

• ограничению инфляционных ожиданий;

• ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов.

Указанные меры реализуются в правительственных программах и прогнозах. Кроме того, руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны. В ежегодных Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают основные методы системного решения проблем снижения уровня инфляции.

 

46- Налог — это принудительно изымаемые государством или местными органами власти средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Сбор налогов производится только на основе государственного законодательства. В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция является основной в формировании денежных фондов государства. Экономическая функция предусматривает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, влияния на реальный процесс производства и инвестиций, на масштабы и темпы роста экономики.

Взимание налогов основывается на использовании различных видов ставок (твердых, пропорциональных, прогрессивных, регрессивных). По методу взимания различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные в цену товара. В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги делятся на республиканские и местные. Совокупность всех взимаемых в государстве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке, образуют налоговую систему.

Основы бюджетно-налоговой системы страны заложены в Конституции Республики Беларусь. Согласно ее нормам, все граждане республики обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты законодательно установленных налогов, сборов и пошлин.

Новая налоговая система Беларуси включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканским и местными бюджетами, и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды.

В течение 1997—2001 гг. были осуществлены крупные преобразования:

В результате преобразований в республике к началу 2001 г. сформировались новый состав и структура налоговой системы.

Налог на добавленную стоимость продолжает играть наиболее существенную роль в доходах бюджета. Акцизы обеспечивают доход бюджета. Таможенные пошлины и сборы устанавливаются таможенным законодательством и взимаются таможенными органами. Подоходный налог с физических лиц с начала 1999 г. исчисляется исходя из совокупного годового дохода, главной составляющей которого остается фонд оплаты труда.

Налог на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций с 1996 г. подвергался незначительным изменениям по применяемым методам расчета и механизмам взимания. Объектом налогообложения является балансовая прибыль юридических лиц

Чрезвычайный налог устанавливается в ежегодных законах о бюджете и уплачивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Имущественные налоги применяются в республике в форме налога на недвижимость и платежей на землю Отчисления в Фонд социальной защиты населения осуществляются всеми юридическими и физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями Помимо основных налогов и сборов налоговая система республики, несмотря на все проведенные преобразования, до сих пор включает ряд мелких сборов и отчислений, в основном в различного рода целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

В то же время структура и механизмы налоговой системы должны развиваться в направлении фактического исключения из налогообложения процессов инвестирования, внедрения высоких технологий и освоения новой продукции, обеспечения необходимого регулирования экономической конъюнктуры за счет так называемых встроенных стабилизаторов и нейтральности налогообложения по отношению к инфляции и конкурентоспособности экономики, а также увеличения доли прямого (по сравнению с косвенным) налогообложения.

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы предполагается максимально упростить налоговую систему. Прогнозируется снизить уровень централизации финансовых ресурсов Особое внимание должно быть уделено:

• обеспечению устойчивого экономического роста на качественно новом уровне;

• продолжению налоговой реформы, направленной на снижение налоговой нагрузки и создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности;

• обеспечению роста реальных доходов населения;

• повышению эффективности и сокращению уровня расходов бюджета по отношению к валовому внутреннему продукту;

• продолжению консолидации в бюджете ресурсов государственных фондов;

• снижению уровня дефицита бюджета но отношению к ВВП;

• совершенствованию методологии формирования и исполнения бюджета, а также упорядочению нормативного и правового регулирования бюджетных отношений;

 

 

47- Национальная валютная система-это форма организации валютных отношений государства, определяемая нац.законодательством. Основой валютной системы страны является белоруск.рубль введенный в обращение в1992г.Переходным этапом в становлении валют.системы Бел. в начале1990-хг.являлся валютно-финансовый механизм.основ. роль в нем-принцип равновесия цен на основе сбалансированности спроса и предложен. Валютный механизм характеризуется как-совокупность принципов и методов применения валютных рычагов, которая выражается в организации, регулирован., планировании и стимулиров. использования валютных ресурсов. Структура валют.механ.четыре элемента: валютные методы, валютные рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение.В1992-1995г.в РБ был принят весь комплекс базовых правовых актов по созданию валют.механ. В октябре2000г.нац.собраниемРБ был принят Банковский кодекс, в нем закреплены основ.понятия и нормы валютного регулир. в стране. В РБ создана и функционирует валютная система, направленная на обеспечение стабильности платежного баланса и белор.рубля, экономической безопасности, поддержания устойчивого экон. роста и развития международ. сотрудничества.

 

48- Главной целью социальной политики госуд. является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. основные направления соц. Полит. должны стать:

• создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

• обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест;

• обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения;

• повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

• постепенное приближение минимальных и других фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума;

• содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности, формированию среднего класса как фактора социальной стабильности в обществе;

• улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и социального страхования;

• снижение уровня малообеспеченности и имущественной дифференциации населения;

• повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресной помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот.

Другим системообразующим принципом политики доходов и инструментом регулирования оплаты труда является развитие социального партнерства. третьим фактором, формирующим рыночное социальное пространство, является новая роль государства в решении социальных проблем, заключающаяся в его переходе на инструменты тонкой настройки (финансовые, бюджетные, налоговые, кадровые, информационные), на системы социальных стандартов в реализации социальной политики.

направлениями политики в области оплаты труда являются: кардинальное повышение уровня заработной платы

Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики.

Основная цель реформирования пенсионной системы — повышение уровня жизни пенсионеров путем создания стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, отвечающей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям.

Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование.

Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.

Политику в области социальной помощи населению следует направить и на обеспечение гарантии дохода лицам, имеющим доход или ресурсы ниже определенного уровня, сориентировать на те группы и слои населения, которые не могут быть охвачены программами занятости или мерами социальной защиты и не могут воспользоваться услугами социального обеспечения. Дальнейшее развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государственной системы социальной защиты.

Основной задачей реформирования социальной сферы (сферы социальных услуг, отраслей социальной сферы) является пересмотр ее структуры и функций в сторону обеспечения их максимальной адекватности традиционным и новым потребностям человека в разнообразных высококачественных видах услуг, направленных на развитие личности и повышение культурно-интеллектуального уровня, конкурентоспособности на рынке труда национальных кадров, способных обеспечить прорывы в технологическом и экономическом развитии, а также на укрепление и модернизацию материальной базы социальных отраслей.

 

49- Интегральной характеристикой благосостояния граждан страны являются уровень и качество жизни населения. Эта характеристика — историческая категория, отражающая на каждом отрезке времени обеспеченность граждан материальными и духовными благами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.1 с.)