Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Органы государственного управления финансами, кредитом и налогами Республики Беларусь
Управление финансами может быть классифицировано как общее или стратегическое, непосредственное или оперативное и органы отраслевого управления и осуществляется как органами государственной власти, так и специальными финансовыми органами управления. К органам общего (стратегического) управления относятся Президент Республики Беларусь, Парламент, Совет Министров Республики Беларусь. Данные органы являются высшими органами государственного управления. В силу своих полномочий данные органы обеспечивают проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики государства; утверждают и осуществляют общий контроль за соблюдением финансового законодательства. К местным органам государственно власти относятся Советы депутатов. Местные органы власти государственной власти в области управления финансами наделены функциями в пределах своей компетенции. В частности, они разрабатывают, рассматривают и утверждают формы финансовых отношений, имеющих только региональное значение. Причем формы финансовых отношений не могут вступать в противоречие с общегосударственным финансовым законодательством. Местные органы государственной власти контролируют соблюдение установленных форм финансовых отношений общегосударственного значения, вносят предложения высшим органам власти для совершенствования этих форм, осуществляют общий контроль за выполнением и изучением форм финансовых отношений, установленных ими для своего региона и т.д. Органами непосредственного (оперативного) управления финансов являются: a) Кабинет Министров и его региональные органы; b) Министерство финансов Республики Беларусь и его региональные органы; c) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его региональные органы; d) Национальный банк Республики Беларусь и его региональные подразделения; e) Комитет государственного контроля, его структурные подразделения и др. Эти органы выполняют следующие функции управления финансами: • проведение в жизнь финансовой политики органов власти; • разработка и издание после утверждения форм финансовых отношений, инструкций по их применению; • изучение эффективности функционирующих форм финансовых отношений и внесение предложений органам власти по их совершенствованию [7, с. 30]. Важнейшим финансовым органом, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики государства и осуществляющим непосредственное руководство и организацию финансов в стране, является Министерство финансов Республики Беларусь. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь также является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления. Национальный банк также является органом оперативного управления, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским Кодексом, законами Республики Беларусь и другими нормативными правовыми актами и независим в своей деятельности. Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь. Национальный банк взаимодействует с Правительством Республики Беларусь в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Основными целями деятельности Национального банка Республики Беларусь являются: • защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; • развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь; • обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы, включая организацию расчетного механизма в народном хозяйстве. Вышеперечисленные задачи и функции органов государственного управления финансами раскрывают их важнейшую роль в организации и управлении всеми аспектами (сторонами) экономики и государства. К органам отраслевого управления финансами относиться: a) финансовые управления министерств и ведомств; b) финансовые управления (отделы) предприятий, организаций, учреждений. Указанные органы выполняют следующие функции управления финансами: • практически применяют формы финансовых отношений; • проверяют путем внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля соблюдение установленных форм финансовых отношений и вносят предложения по их совершенствованию; • разрабатывают, утверждают, изучают и совершенствуют формы финансовых отношений, предназначенных для осуществления внутрихозяйственного расчета. В ноябре 2001 г. вышел Указ Президента Республики Беларусь N 617 «О мерах по совершенствованию системы органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь», на основании которого в Комитете государственного контроля Республики Беларусь на базе Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь был образован Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Органы финансовых расследований образуют единую централизованную систему, в которую входят: • Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (центральный аппарат); • управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по областям и городу Минску, межрайонные отделы управлений Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по областям и городу Минску. Основными задачами органов финансовых расследований являются: • предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сферах предпринимательства и налогообложения; • производство дознания и предварительного следствия по делам, отнесенным законом к ведению органов финансовых расследований; • разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер по предотвращению и пресечению коррупции в налоговых органах; • взаимодействие с правоохранительными органами республики и других государств, ведущими борьбу с преступностью. В целях совершенствования системы мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2003 г. № 408 «Об образовании Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь» создан Департамент финансового мониторинга. Департамент финансового мониторинга является структурным подразделением Комитета государственного контроля Республики Беларусь с правами юридического лица, уполномоченным в соответствии с законодательством Республики Беларусь принимать меры по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем. Департамент при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими государственными органами, иными организациями, в том числе международными. Департамент имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием. Таким образом, в Республике Беларусь к органам общего финансового управления относятся Президент, Парламент и Совет министров. Они обеспечивают разработку общей финансовой политики государства и обеспечивают ей взаимосвязь с экономической, кредитной, денежной политикой. На местах органами финансового управления являются местные Советы депутатов. Сегодня деятельность вышеперечисленных органов можно оценить как удовлетворительную. Хоть финансовая политика государства и взаимосвязана с кредитной и денежной политикой и не противоречит общеэкономической политике государства, однако вышеприведенные недостатки значительно снижают общую оценку. Так же можно добавить ещё несколько: • сильно выраженная контрольная функция управления; • чрезмерная регламентация в области учёта и валютной политики; • большое количество платежей и сборов, что ограничивает финансовую независимость предприятий. Поэтому работа по совершенствованию должна проводиться в направлении устранения этих недостатков.
|