Органы государственного управления финансами, кредитом и налогами Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы государственного управления финансами, кредитом и налогами Республики Беларусь



Управление финансами может быть классифицировано как общее или стратегическое, непосредственное или оперативное и органы отраслевого управления и осуществляется как органами государственной власти, так и специальными финансовыми органами управления.
К органам общего (стратегического) управления относятся Президент Республики Беларусь, Парламент, Совет Министров Республики Беларусь.
Данные органы являются высшими органами государственного управления. В силу своих полномочий данные органы обеспечивают проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики государства; утверждают и осуществляют общий контроль за соблюдением финансового законодательства. К местным органам государственно власти относятся Советы депутатов.
Местные органы власти государственной власти в области управления финансами наделены функциями в пределах своей компетенции. В частности, они разрабатывают, рассматривают и утверждают формы финансовых отношений, имеющих только региональное значение. Причем формы финансовых отношений не могут вступать в противоречие с общегосударственным финансовым законодательством.
Местные органы государственной власти контролируют соблюдение установленных форм финансовых отношений общегосударственного значения, вносят предложения высшим органам власти для совершенствования этих форм, осуществляют общий контроль за выполнением и изучением форм финансовых отношений, установленных ими для своего региона и т.д.
Органами непосредственного (оперативного) управления финансов являются:
a) Кабинет Министров и его региональные органы;
b) Министерство финансов Республики Беларусь и его региональные органы;
c) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его региональные органы;
d) Национальный банк Республики Беларусь и его региональные подразделения;
e) Комитет государственного контроля, его структурные подразделения и др.
Эти органы выполняют следующие функции управления финансами:
• проведение в жизнь финансовой политики органов власти;
• разработка и издание после утверждения форм финансовых отношений, инструкций по их применению;
• изучение эффективности функционирующих форм финансовых отношений и внесение предложений органам власти по их совершенствованию [7, с. 30].
Важнейшим финансовым органом, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики государства и осуществляющим непосредственное руководство и организацию финансов в стране, является Министерство финансов Республики Беларусь.
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь также является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.
Национальный банк также является органом оперативного управления, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским Кодексом, законами Республики Беларусь и другими нормативными правовыми актами и независим в своей деятельности. Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь. Национальный банк взаимодействует с Правительством Республики Беларусь в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Основными целями деятельности Национального банка Республики Беларусь являются:
• защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
• развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
• обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы, включая организацию расчетного механизма в народном хозяйстве.
Вышеперечисленные задачи и функции органов государственного управления финансами раскрывают их важнейшую роль в организации и управлении всеми аспектами (сторонами) экономики и государства.
К органам отраслевого управления финансами относиться:
a) финансовые управления министерств и ведомств;
b) финансовые управления (отделы) предприятий, организаций, учреждений.
Указанные органы выполняют следующие функции управления финансами:
• практически применяют формы финансовых отношений;
• проверяют путем внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля соблюдение установленных форм финансовых отношений и вносят предложения по их совершенствованию;
• разрабатывают, утверждают, изучают и совершенствуют формы финансовых отношений, предназначенных для осуществления внутрихозяйственного расчета.
В ноябре 2001 г. вышел Указ Президента Республики Беларусь N 617 «О мерах по совершенствованию системы органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь», на основании которого в Комитете государственного контроля Республики Беларусь на базе Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь был образован Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Органы финансовых расследований образуют единую централизованную систему, в которую входят:
• Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (центральный аппарат);
• управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по областям и городу Минску, межрайонные отделы управлений Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по областям и городу Минску.
Основными задачами органов финансовых расследований являются:
• предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сферах предпринимательства и налогообложения;
• производство дознания и предварительного следствия по делам, отнесенным законом к ведению органов финансовых расследований;
• разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер по предотвращению и пресечению коррупции в налоговых органах;
• взаимодействие с правоохранительными органами республики и других государств, ведущими борьбу с преступностью.
В целях совершенствования системы мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2003 г. № 408 «Об образовании Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь» создан Департамент финансового мониторинга.
Департамент финансового мониторинга является структурным подразделением Комитета государственного контроля Республики Беларусь с правами юридического лица, уполномоченным в соответствии с законодательством Республики Беларусь принимать меры по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем.
Департамент при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими государственными органами, иными организациями, в том числе международными.
Департамент имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.
Таким образом, в Республике Беларусь к органам общего финансового управления относятся Президент, Парламент и Совет министров. Они обеспечивают разработку общей финансовой политики государства и обеспечивают ей взаимосвязь с экономической, кредитной, денежной политикой.
На местах органами финансового управления являются местные Советы депутатов.
Сегодня деятельность вышеперечисленных органов можно оценить как удовлетворительную. Хоть финансовая политика государства и взаимосвязана с кредитной и денежной политикой и не противоречит общеэкономической политике государства, однако вышеприведенные недостатки значительно снижают общую оценку. Так же можно добавить ещё несколько:
• сильно выраженная контрольная функция управления;
• чрезмерная регламентация в области учёта и валютной политики;
• большое количество платежей и сборов, что ограничивает финансовую независимость предприятий.
Поэтому работа по совершенствованию должна проводиться в направлении устранения этих недостатков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.003 с.)