Задачи государства как субъекта принятия решений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи государства как субъекта принятия решений.



Главной целью государства как политического центра принятия решений является сохранение власти правящего режима, независимости и территориальной целостности страны.

1. Одна из основных задач и очень важный компонент– определение основной цели или дерева целей (для многоуровневой) государства, выработка стратегии действий по ее достижению и формулирование концепции деятельности и в целом.

2. Вторая существенная задача и соответствующий ей структурный элемент – объединение органов власти и управления (отдельных групп или общества в целом) вокруг общей цели.

Самое важное в управлении – не стремление поставить других людей в одностороннюю зависимость от себя, искусственно приподнять свой статус, усилить свое влияние в организации, а сплотить ее персонал на четкое осознание стоящей перед организацией цели и активную, квалифицированную, добросовестную деятельность во имя ее достижения.

3. Важной задачей управления и, соответственно, весьма существенным ее структурным компонентом является хорошо продуманная и рационально организованная мотивация на достижение цели и успешное решение стоящих задач.

4. Следующей задачей является формирование организационного порядка, т.е. системы относительно стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов, норм и должностей, нередко зафиксированных документально (устав организации) и регулирующих взаимодействия между органами власти и управления, а также между подразделениями и людьми по поводу осуществления их функций.

Организационный порядок воплощается в формальную организацию, обеспечивающую стабильность и устойчивость подсистемы результативность управления ею.

 

5. Не менее важной является задача разработки и осуществления технологии изменений.

Эффективность управления в решающей степени определяется по способности к изменениям, по умению вовремя понимать их необходимость, столь же вовремя начинать и быстро проходить переходный этап.

6. Задача государства как субъекта принятия решения не обходится и без четкого определения диагностики управления или, говоря иными словами, определение точек наибольшей и наименьшей управляемости и – вполне вероятно – точек неуправляемости, которые имеются или могут возникнуть в процессе управления.

Диагностика управления дает возможность преодолеть часто встречающееся противоречие между ростом и развитием, между масштабами управления, с одной стороны, его целями, методами и средствами, – с другой.

 

7. Важной задачей является четкое представление о реализации управленческого решения.

В настоящее время в практике управленческой деятельности реализация принимаемых решений не воспринимается в качестве самостоятельного структурного компонента и важной стадии разработки и осуществления управленческого решения.

Более того, управленческие решения зачастую вообще не просчитываются на реализуемость, что снижает возможность контроля за их выполнением.

 

8. И, наконец, наиболее распространенной задачей по принятию решения является разработка системы контроля за его выполнением, определение и применение стимулов его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, социальных групп, организаций или их подразделений, срывающих выполнение принятых решений или недостаточно целеустремленно и активно действующих во имя поставленных управляющей подсистемой целей и задач.

 

Все названные структурные компоненты принятия решения не действуют в отрыве друг от друга, а в процессе своего взаимодействия образуют более или менее целостную и динамично развивающуюся структуру государственного управления, своеобразный «управленческий многогранник», действующий в широком социальном диапазоне.

 

С содержательной стороны, несмотря на все многообразие управленческих задач, государство в основном сталкивается с тремя типами проблем и соответственно вытекающими из них задачами.

 

В данном случае целесообразно обратиться к сформулированной типологии Гербертом Саймона и Аллена Ньюэлла (исследователи искусственного интеллекта).

 

Управленческие задачи государства подразделяются на:

 

1. хорошо структурированные или количественно сформулированные задачи, которые отражают существенные зависимости на основе количественных показателей;

 

Т.е. органы управления располагают всей информацией, достаточной для идентификации проблемы, выбора оптимальной альтернативы, определения средств достижения целей и других параметров целеполагания;

 

2. слабо структурированные или смешанные задачи, которые наряду с хорошо известными параметрами содержат и плохо известные параметры, характеризующие ситуацию.

Причем, как правило, неопределенные составляющие доминируют.

 

Таким образом, управляющий субъект может обладать лишь частичной информацией, позволяющей определить выше названные параметры целедостижения;

 

3. неструктурированные или некачественно выраженные задачи содержат лишь информацию о некоторых параметрах ситуации, причем, не всегда, важных.

Они отражают крайне неопределенную ситуацию, где доминируют малоизвестные факторы и при которой государственные структуры даже при применении научных методов не в состоянии определить:

- ни качество стоящей перед ними проблемы,

- ни характер последствий собственных действий,

- ни критерии успешной деятельности.

 

В зависимости от основания классификации выделяют также следующие задачи принятия решений:

1. уникальные и повторяющиеся;

2. статические и динамические;

3. в условиях определенности и в условиях неопределенности (в частности, при риске, при противодействии);

4. с фиксированным набором альтернатив (вариантов решений, стратегий) и с формируемым в процессе принятия решений;

5. с одним критерием (целевой функцией, показателем качества или эффективности) и со многими (несколькими) критериями; а также рассматривают:

6. задачи выбора одной наилучшей (оптимальной) альтернативы или же выделение нескольких лучших альтернатив, ранжирование (разбивку на упорядоченные классы) всех или только выделяемых лучших альтернатив;

7. индивидуальные и коллективные решения;

8. волевые, интеллектуальные и эмоциональные решения;

9. технические, технологические и т.п.;

10. оперативные, тактические и стратегические;

11. рутинные и уникальные;

12. интуитивные и рациональные;

13. сложные и простые, и т.д.

9. Представление и продвижение активных групп при подготовке и принятии государственных решений.

В каждой сложнорганизованной политической системе, как правило, су­ществуют определенные механизмы, опосредующие отношения граждан с государством. Существенная роль среди них принадле­жит группам интересов (или активным группам) и политическим партиям, отличающимся между собой целями и методами деятельности, ресурсами влия­ния на власть и другими характеристиками.

Понятие «группы интересов» характеризует совокупность слож­ных общественных образований. Коротко их можно определить какпо преимуществу добровольные объедине­ния, приспособленные или специально созданные людьми для вы­ражения и отстаивания своих властно значимых интересов в от­ношениях с государством, а также другими политическими инсти­тутами.

Эти объединения, будучи посредниками в отношениях госу­дарства с народом, представляют интересы социальных, нацио­нальных, региональных и прочих человеческих общностей и яв­ляются формой коллективных действий их членов.

Многообразные группы интересов обладают широким набо­ром ресурсов для воздействия на власть, трансляции нужд и за­просов населения до лиц и органов, принимающих политические решения. В качестве таких ресурсов могут выступать их эконо­мические и финансовые возможности, информация или опыт политического участия их членов, организационные структуры и т.д

Активные группы прежде всего вы­полняют функциюартикулированияинтересов, т.е. преобразования социальных эмоций и ожиданий, чувств неудовлетворенности или солидарности граждан в опре­деленные политические требования.

Артикуляция интересов неразрывно связана с ихагрегирова­нием, т.е. с согласованием частных потребностей, установлением между ними определенной иерархии и выработкой на этой осно­ве общегрупповых целей. Эта функция предполагает отбор не только наиболее политически значимых требований, но и тех, что имеют наилучшие шансы для практического воплощения. Таким образом, активные группы сортируют политические тре­бования, ряд из них отсеивая, а другим придавая принципиаль­ный характер. Такая деятельность предполагает проведение дис­куссий, согласовывание позиций внутри группы, что, в свою оче­редь, требует сплоченности между отдельными членами и фрак­циями, т.е. интегрирование группы для совместно принимаемых решений. Как правило, при осуществлении этой функции наибо­лее активны группы давления, формирующиеся на базе бюрокра­тических структур. Когда же нарастает многообразие агрегируе­мых интересов, а их неформальное представительство в полити­ческом процессе становится затруднительным или же группа ин­тересов начинает строить свою деятельность на более общей, кон­цептуальной основе, тогда она постепенно берет на себя выпол­нение ряда партийных функций, обретая черты и свойства этого политического института.

В качестве отдельной функции часто выделяют информирование — когда активные группы доно­сят до органов власти сведения о состоянии той или иной про­блемы общественной жизни. Иначе говоря, эти объединения осу­ществляют определенную трансляцию общественного мнения.

Так как группы интересов зачастую выступают в качестве объединений, дающих экспертную оценку состоянию тех или иных проблем, они имеют возможность предлагать своих членов для работы в государственных органах, поддерживать определенных деятелей в правительственных и иных структурах, влиять на от­бор кадров, участвующих в процессе принятия решений. Тем са­мым активные группы выполняют и функциюформирования по­литических элит, властных структур общества.

Характер осуществления функций группами давления прежде всего зависит от того, законны или незаконны способы их дея­тельности. К первым можно отнести взаимодействие с кандида­тами в депутаты и членами исполнительных и представительных органов государства (в виде советов, рекомендаций, убеждения); участие в финансировании подготовки тех или иных законопро­ектов, экспертиз, заключений правительственных органов; кон­троль за соблюдением принятых решений (законов), вплоть до обращения в суд на неверную правоприменительную деятельность отдельных органов власти; контроль за деятельностью правитель­ства в отдельных отраслях управления, расходованием финансо­вых средств и т.д. К незаконным формам деятельности групп интересов относятся взяткодательство, подкуп чиновников, фи­нансовая поддержка ими нелегальных объединений, контроль за личной жизнью политиков в целях сбора компромата и проч.

В политической науке сложилась достаточно разветвленная типология групп интересов, учитывающая разнообразные черты их строения и деятельности. Так, с точки зрения происхождения и степени организованности выделяются анемические и институциональные группы интересов. Первый тип характеризует объединения, возни­кающие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию (например толпы, демонстрации, митинги). Включение политических групп в политические отношения с государством нерегулярно. Внутренняя их структура, как правило, неустойчива и нередко формируется как бы заново, без сохранения преемственности с прежними формами органи­зации.

В противоположность им институциональные группы — это формальные объединения с определенной организационной струк­турой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом. Их целенаправленная деятельность более эффективна. Группы данного типа (например административные органы цер­кви, армии, представительства автономий в федеральных центрах и др.) выполняют широкий круг задач, в том числе преследуя и те цели, которые выходят за рамки представительства интересов.

Учитывая специализацию их действий, выделяют неассоциа­тивные и ассоциативные группы. Источником возникновения пер­вых выступает неформальное и недобровольное объединение людей на родственной, религиозной, социокультурной основе (научные и студенческие общества, религиозные секты). Их дея­тельность также, как и у анемических групп, непостоянна, мало­структурирована и не всегда эффективна. Ассоциативные же груп­пы представляют собой добровольные объединения, специализи­рующиеся на представительстве интересов и нацеленные на ре­шение определенных задач (профсоюзы, предпринимательские ассоциации, движения за гражданские права). Их организацион­ная и кадровая структура, порядок использования финансовых средств стимулируют достижение специальных целей. Органично встроенные в политическую систему, они обладают наибольшей результативностью.

По характеру деятельности активные группы могут быть раз­делены на одноцелевые и многоцелевые.

С подобного рода классификацией тесно связана и типология французского политолога М. Дюверже, выделявшего специаль­ные (занимающиеся только политической деятельностью) и час­тичные (выполняющие более широкий круг социальных функ­ций: организация бизнеса и т.д.) группы интересов.

Весьма распространены и градации групп интересов по сфе­рам управления обществом (например, союзы потребителей в эко­номической области, творческие союзы — в сфере культуры и проч.), территориальным признакам (группы, формирующиеся и действующие только в определенных регионах), уровню и мас­штабам деятельности (например, группы давления, действующие в центральных или местных органах власти).

Таким образом, активные группы («группы интересов»), во всем своем разнообразии видов и механизмов деятельности, имеют большое влияние на принятие государственных решений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 767; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.214 (0.024 с.)