Вопрос 1.Понятие правоохранительных органов, их место в государстве и назначение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1.Понятие правоохранительных органов, их место в государстве и назначение.



Вопрос 1.Понятие правоохранительных органов, их место в государстве и назначение.

Правоохранительные органы – дисциплина, в рамках которой изучаются основы организации и наиболее существенные направления и задачи деятельности правоохранительных органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами государства.

Основные черты правоохранительной деятельности:

1)назначение п.д. заключается в том, что она направлена на охрану и защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства и обеспечения выполнения ими своих обязанностей.

2) для начала п.д., как правило, должен быть в наличии повод, в качестве которого чаще всего выступает сообщение о правонарушении либо необходимости его предупреждения.

3) п.д. осуществляется только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях – исключительно в установленной процессуальной форме. Произвольные действия государственных органов и должностных лиц недопустимы.

4) п.д. осуществляется специально уполномоченными на то законом субъектами, наделенными для этого специальными правами и обязанностями.

5) в ряде случаев п.д. связана с применением законных мер государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение.

6) законные и обоснованные решения, принятые субъектами п.д., подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами.

Объединяет все правоохранительные органы то, что деятельность каждого из них направлена на защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства в целом. Различаются же они между собой конкретными задачами и методами их решения, компетенцией. Решая эти конкретные задачи, данные органы тем самым защищают нарушенные права и законные интересы граждан. Юридических лиц и государства.

Вопрос 2.Правоохранительные органы, общая характеристика, их задачи и система.

Обычно Правоохранительные органы определяют через категорию правоохранительную деятельность. Органы осуществляющую правоохранительную деятельность, являются. Признаки правоохранительной деятельности:

- она направлена на охрану и защиту прав и законных интересов граждан, юридические лица, государства и обеспечение выполнения или обязанностей

- для начала правоохранительной деятельности, должно быть наличие повода(сообщения о наличие правонарушение)

- правоохранительная деятельность осуществляется только на основании закона, а в определенных случаях в установленном порядке.

- Правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченным на то законом лицами, которые наделены для этого специальными правами и обязанностями.

- В большинстве случаев правоохранительной деятельности связана с применением законных мер государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушения. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

- законные и обоснованные решения, принятые субъектами правоохранительной деятельности, подлежит обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. За неисполнение решений может наступить ответственность.

Правоохранительная деятельность – предусмотренная действующим законодательством государственная деятельность, направленная на охрану и защиту прав и граждан, юр. Лиц и государства и обеспечение выполнение обязанностей, осуществляемая специальными на то лицами путем применения юр. Лиц воздействия в строгом соответствии с законом при неуклонном соблюдении установленного ими порядка.

Виды ПД:

- конституционный контроль

- правосудие

- судебный контроль

- организационное обеспечение деятельности судов

- исполнение судейский решений

- охрана общественного порядка

- расследования преступлений и.т.д.

Система ПО: совокупность взаимосвязей между органов и учреждений, осуществляющие ПД.

 

Вопрос 3.Предмет и система учебного курса «Правоохранительные органы в РФ», его место в системе смежных юридических дисциплин.

В настоящее время в законодательстве нет четкого определении правоохранительных органов, нет также и перечня органов, которые относятся к числу правоохранительных.

Например, Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В этом положении речь идет об органах внутренних дел, о безопасности и другом, основная задача которых борьба с преступностью.

В юридической литературе вопрос о понятии правоохранительных органов является спорным. Большинство авторов учебников определяет понятие правоохранительных органов через категорию правоохранительная деятельность.

Органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, являются правоохранительными.

Государственную деятельность можно подразделить на виды, в зависимости от роли, выполняемой по отношению к праву:

А) правотворческая деятельность;

Б) правоисполнительная деятельность;

В) правоохранительная деятельность.

Признаки правоохранительной деятельности:

А) по цели: она направлена на охрану и защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства и обеспечения исполнения ими обязанностями;

Б) повод: для начала правоохранительной деятельности, как правило, должно быть, наличие повода (сообщение о наличии правонарушения);

В) правоохранительная деятельность осуществляется только на основании закона, а в определенных случаях в определенном законом порядке;

Г) правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными на то законом лицами, которые наделены на это специальными правами и обязанностями. Как правило, эти лица должны иметь юридическое образование;

Д) в большинстве случаев правоохранительная деятельность связана с применением законных мер государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения;

Е) законные и обоснованные решения, принятые субъектом правоохранительной деятельности, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. За неисполнение этих решений может наступить ответственность.

Обобщение:

правоохранительная деятельность – это предусмотренная действующим законодательством государственная деятельность, направленная на защиту прав граждан, юридических лиц, государства и обеспечение выполнения ими обязанностей, осуществляемая специально уполномоченными на то лицами, путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Виды правоохранительной деятельности:

- конституционный контроль;

- правосудие;

- судебный контроль (обыск, выемка, заключение под стражу);

- организационное обеспечение деятельности судов;

- исполнение судебных решений;

- прокурорский надзор;

- расследование преступлений;

- оперативно – розыскная деятельность;

- предупреждение преступлений и иных правонарушений;

- охрана общественного порядка;

- оказание квалифицированной юридической помощи.

Правоохранительные органы могут осуществлять один/несколько видов правоохранительной деятельности. Правоохранительную деятельность могут осуществлять различные органы государств, но не все из них правоохранительные. Есть критерий отнесения органов к числу правоохранительных. Для того чтобы можно было отнести к числу правоохранительных необходимо, чтобы правоохранительная деятельность занимала значительное место в объеме работы этого органа и не была побочной.

Система правоохранительных органов – совокупность взаимосвязанных между собой органов и учреждений, осуществляющих правоохранительную деятельность.

Статья 1. Судебная власть ФКЗ о Судебной системе

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Разрешение уголовных дел, признание лица виновным в совершении преступления и назначение ему уголовного наказания производится исключительно только судом.

Это объясняется тем, что:

1) именно при разрешении уголовных дел возможно наиболее серьезное государственное принуждение, в случае необоснованного осуждения наступают наиболее значительные негативные последствия, цена ошибки в данном случае несравнимо больше, чем цена возможной ошибки при разрешении какого бы то ни было иного правового спора;

2) суд является таким органом, который в наибольшей степени застрахован от возможных ошибок.

 

Вопрос 16.Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.

Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи. Закон РФ «о статусе судей»

1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами.

При этом:

судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет;

судьей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет;

судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет;

судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

В стаж работы по юридической профессии включается время работы на требующих юридического образования:

государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, а также в государственных органах, существовавших в Российской Федерации до принятия действующей Конституции Российской Федерации;

муниципальных должностях, в том числе в органах местного самоуправления.

Кроме того, в стаж работы по юридической профессии включаются время работы на требующих юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в научно-исследовательских институтах и иных научно-исследовательских учреждениях, время работы в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также время работы в качестве адвоката и нотариуса.

2. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи судов Российской Федерации.

Требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности.

Гражданство РФ; Высшее юр образование (для кандидатов в КС – признанная высокая квалификация в области права). Достижение возраста: 25 – суды осн. звена; 30 – среднего; 35- Верховный суд РФ и Высший арб; 40 – КС. Стаж работы по юр. специальности: 5 – осн. и средн. звена; 10 – Верховный и Высший Арб.; 15 – КС. Иные требования: соответствие высоким нравственным требованиям; судьи не могут быть депутатами, состоять в полит партиях или движениях; не могут заниматься предприним. деят-тью; работать по совместительству (кроме занятий научной, педагогич., литературной и иной творческой деят-ю); для воен. судов – состояние на действит. воинской службе и наличие офицерского звания и др.

Требования к присяжным: (ст. 3,7,8 закона о присяжных заседателях)

- имеющим гражданство РФ

- 25 лет

- включенного в списки кандидатов, составленный на основе списков избирателей

- дееспособность

- не имеющие судимости

- не состоящие на учете в диспансерах.

Присяжные заседатели вправе:

1) участвовать в осуществлении всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий;

2) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;

3) вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

Арбитражные заседатели – лица, являющие специалистами в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Они привлекаются к участию дел представляемую значительную сложность.

Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям

1. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

2. Арбитражными заседателями не могут быть:

1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;

2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;

3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;

4) лица, замещающие государственные должности, предусмотренные Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" и другими федеральными законами, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;

5) прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Различия между присяжными заседателями и арбитражными заседателями:

1) присяжные составляют отдельную коллегию, в которую не входят профессиональные судья. Они выносят свой вердикт самостоятельно без участия профессиональных судей. Выносят лишь вердикт о виновности или невиновности, наказания не определяют.

2) Арбитражные заседатели составляют единую коллегию с профессиональным судьей, решение такой коллегии принимается совместно. Голос арбитражного заседателя = голосу профессиональному судьи.

Вопрос 32.Система и структура военных судов в РФ. Компетенция военных судов. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военных судов

Военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции РФ, входят в единую систему РФ и действуют в Вооруженных силах. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов. Система военных судов состоит из 3 звеньев. Вышестоящим звеном является Военная коллегия Верховного суда РФ. Она является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Она состоит из председателя, его заместителя, председателя судебных составов и других судей верховного суда РФ. В соответствии со ст. 7 ФКЗ о военных судах РФ: подсудность военных судов:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Окружной военный суд рассматривает:

1) в первой инстанции гражданские дела, связанные с гос. Тайной и дела о преступлениях, подсудны областному и равному ему суду в отношении военнослужащих и граждан, проходящие военные сборы.

2) Дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу.

3) 3) дела по протестам на решения, приговоры гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также определения принятие окружным военным судом во второй инстанции.

4) По вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений окружного флотского военного суда, вступивших в силу.

Гарнизонный военный суд рассматривает дела:

1) в 1ой инстанции гражданские и административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности военной коллегии или окружного суда

2) дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений принятых им и вступивших в силу.

3) Принимает решения об аресте, о заключении под стражу, об ограничении прав на тайну переписки, на неприкосновенность жилища

4) Жалобы на действия (бездействия) лица, производящее дознание, следователя, прокурора, принятые им решения, которые установлены федеральным УПЗ

Статья 8. Система военных судов

1. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

В соответствии со ст. 27 ФКЗ «О военных судах»

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда

Судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей военных судов, а также имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении военной службы.

 

Отставка судьи

Отставкой судьи, по смыслу ст. 15 Закона РФ "О статусе судей в РФ", признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, соответствующее материальное обеспечение и иные привилегии, установленные законодательством РФ. Судья, находящийся в отставке, должен соблюдать требования, предъявляемые к судьям. В противном случае квалификационная коллегия по месту прежней работы или постоянного места жительства пребывающего в отставке судьи может прекратить отставку судьи.

Отставка судьи прекращается также в случае повторного его назначения на должность судьи.

Транспортные прокуратуры

 

Действуют на правах прокуратур районов и субъектов РФ.

Транспортные прокуратуры осуществляют свои полномочия по вопросам исполнения законов о безопасности движения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.

Прокуратура ЗАТО – осуществляет надзор за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и особо режимных объектах.

 

Природоохранные прокуратуры – создаются, когда территориальные прокуратуры не в состоянии по объективным причинам обеспечить в полном объеме выполнение возложенных на прокуратуру функций в сфере экономики. ействуют на правах областных (Волжская межрегиональная прокуратура и Московская) и на правах межрайонных прокуратур.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов при исполнении уголовных наказаний – действуют на правах районных с подчинением прокуратур соответствующих субъектов РФ. Осуществляют надзор за соблюдением законов администрацией исправительных учреждений уголовно – исполнительной системы.

Статья 46. Структура и организация органов военной прокуратуры

 

1. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (далее - органы военной прокуратуры).

В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором Российской Федерации на органы военной прокуратуры.

2. Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, командования Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Иные организационно-штатные вопросы решаются Главным военным прокурором совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, командованием Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в пределах установленной штатной численности.

3. Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

4. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

 

Статья 46.1. Главная военная прокуратура

1.Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

2. Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная. Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной - помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях Главной военной прокуратуры утверждаются Главным военным прокурором.

3. В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.

4. В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации по представлению Главного военного прокурора.

Вопрос 58.Министерство внутренних дел и его органы, задачи, функции и структура аппарата МВД.

МВД – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и норм прав по регулированию в сфере внутренних дел: в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, миграции Министерство возглавляет систему органов внутренних дел и внутренних войск. Основные задачи:

1) защиты прав и свободы человека и гражданина

2) охрана общественного порядка

3) безопасность дорожного движения

4) предупреждение, пресечение преступлений и административных преступлений, раскрытие и расследование преступлений

5) государственный контроль за оборотом оружия

6) государственная охрана имущества граждан и организаций.

Функции:

1) Административно-правовая (КоАП)

2) Деятельность по борьбе с преступностью

3) Иные направления деятельности

МВД (центральный аппарат главный аппарат управления МВД РФ по федеральным округам). Делится

- образовательные, научно-исследовательские, социально-культурные учреждения

- ОВД непосредственно подчиняемый МВД РФ (в свою очередь ему подчиняется линейный УВД на транспорте, управление на особо важных и режимных объектах)

- Территориальный ОВД (ему подчиняется МВД республики, главного управления и УВД в военных субъектах, а ему подчиняются городовые(районные управления внутренних дел)

- внутренние войска

Структура центрального аппарата МВД:

Делится на

1) коллегии МВД РФ -> федеральная миграционная служба -> следственный комитет при МВД РФ -> главное командование внутренних войск.

2) Первый заместитель министра внутренних дел -> заместители министра внутренних дел

3) Консультативные и экспертные органы

4) Департаменты (департамент охраны общественного порядка, департамент обеспечения правопорядка на транспорте)

5) Иные подразделения: главное управления по федеральным округам, экспертно-криминалистический центр, образовательные и научные учреждения.

 

Вопрос 62.Органы дознания

дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

Органы дознания: ОВД РФ, а также ИВ, главный судебный пристав РФ и иные занимающие руководящие должности ССП РФ, командиры воинских частей, соединений; органы государственного пожарного надзора. На органы дознания возлагаются:

3) по уголовным делам по которым предварительное следствие необязательно

4) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно в порядке установленным в ст. 157 УПК

Вопрос 65.Министерство Юстиции РФ: система органов, основные функции.

8 сентября 1802 г. в России был установлен новый вид учреждений – министерства, в том числе Министерство юстиции.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Основными задачами Минюста России являются:

1) реализация государственной политики в сфере юстиции;

2) обеспечение прав и законных интересов личности и государства;

3) обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;

4) обеспечение установленного порядка деятельности судов;

5) обеспечение исполнения актов судебных и других органов;

6) обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Министерство юстиции наделено целым рядом функций, перечень которых содержится в Положении о Министерстве юстиции РФ от
2 августа 1999 г. К таким функциям относятся:

1. Деятельность в сфере нормотворчества (например, осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; ведет государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; участвует в работе по ведению общеправового классификатора отраслей законодательства Российской Федерации).

2. Деятельность в сфере правовой информации (например, участвует в разработке и реализации программ правовой информатизации; организует разработку и обеспечение органов и учреждений юстиции программно-техническими средствами и технологиями сбора, обработки и анализа правовой информации).

3. Деятельность по государственной регистрации общественных объединений, иностранных юридических лиц (например, принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решение о государственной регистрации общероссийских и международных общественных объединений, отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, иных юридических лиц; осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям, а также за соблюдением религиозными организациями положений уставов, касающихся целей и порядка их деятельности, и ведет реестр национально-культурных автономий).

4. Деятельность в сфере государственной регистрации прав на недвижимость (например, осуществляет функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

5. Деятельность в сфере обеспечения исполнения уголовных наказаний и функционирования уголовно-исполнительной системы (например, обеспечивает исполнение уголовных наказаний, содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охрану, этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; осуществляет централизованное обеспечение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России вооружением, боеприпасами, специальными средствами, военной техникой и иным имуществом).

6. Деятельность в сфере нотариата (например, наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации; осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, в том числе правил нотариального делопроизводства).

7. Деятельность в сфере адвокатуры (например, ведет реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации).

8. Деятельность в области государственной регистрации актов гражданского состояния (например, осуществляет координацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния).

9. Деятельность в области международного права (например, представляет по поручению Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека необходимые материалы и заключения в связи с поступившими в Европейский суд по правам человека обращениями о нарушении Российской Федерацией положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; исполняет в пределах своей компетенции обязательства Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным
делам).

10. Деятельность по организации работы Министерства юстиции и его подразделений (например, осуществляет финансирование органов и учреждений юстиции; организует рассмотрение устных и письменных обращений граждан, связанных с работой органов и учреждений
юстиции).

11. Деятельность в области использования и защиты интеллектуальной собственности (например, осуществляет правовую защиту интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения).

12. Деятельность в сфере регулирования деятельности арбитражных управляющих (например, в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" в качестве регулирующего органа осуществляет контроль за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; ведет единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и реестр арбитражных управляющих).

13. Иные направления деятельности (например, обеспечивает деятельность полномочных представителей Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Конституционном Суде Российской Федерации; обеспечивает сбор и обработку статистических данных, разработку форм статистической отчетности и документов первичного учета в сфере юстиции; осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов; осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений системы Минюста России).

Министерство юстиции РФ имеет в своем ведении Федеральную службу исполнения наказаний, Федеральную регистрационную службу, Федеральную службу судебных приставов.

В структуре центрального аппарата Министерства юстиции РФ могут выделяться департаменты, управления и отделы. В ведении непосредственно министра юстиции РФ находятся Департамент управления и Центр общественных связей; Управление собственной безопасности; Управление по контролю за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.

К ведению заместителей министра юстиции РФ относятся:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.44.223 (0.13 с.)