Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия государства и его основных признаков. Сущность государства

Поиск

Понятия государства и его основных признаков. Сущность государства

Вопросы лекции:

Многогранность государства как явления и многозначность определений его понятия. Государство: уровни его рассмотрения.

Идентификация государства по его основным признакам.

3. Сущность государства:

Государство как политическая, структурная и территориальная организация классового общества.

Классовое и общечеловеческое в сущности государства.

Особенности государства, отличающие его от других организаций общества.

Многогранность государства как явления и многозначность определений его понятия. Государство: уровни его рассмотрения.

Государство:

- Что оно собой представляет?

- Какова его природа и каково его значение?

- Какова его роль в жизни общества?

- Чем отличается государство от негосударства?

Эти вечные вопросы, которые на протяжении всей истории цивилизованного человечества стояли перед людьми, занимали и продолжают занимать их умы и воображения.

Что такое государство?

Один из российских государствоведов в начале XX века А.Паршин писал:

«Что такое государство вот вопрос, который до сих пор стоит открытым перед человеческим умом». И продолжал: «Правильный ответ на этот вопрос должен иметь большое значение для жизни народов».

Без глубокого и разностороннего понимания ПРИРОДЫ и СУЩНОСТИ государства практически невозможное грамотное квалифицированное управление.

При определении понятия государства важно учитывать

- не только неодинаковое восприятие одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми,

- но и сложность и многогранность самого государства как явления, и, соответственно, неизбежностью многих вариантов определения его понятия.

Известный австрийский юрист Ганс Кельзен писал: «трудности в определении понятия « государство» усугуб­ляются еще и тем, что данным термином обычно обозначаются самые разнообразные предметы и явления».

Так термин «ГОСУДАРСТВО» иногда используется в самом широком смысле, а именно «для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества».

Нередко термин «ГОСУДАРСТВО» применяется и в очень узком смысле, для обозначения

-какого-либо особого органа или органов общества, например органов управления, и также НАЦИИ или ТЕРРИТОРИИ, на которой проживает население той или иной страны» (Г. Кельзен?)

Исследователи ГОСУДАРСТВА и ПРАВА, - заключает Г.Кельзен, - нередко используют одни и те же термины в совершенно разных значениях или же рассматривают разные явления и понятия как ИДЕНТИЧНЫЕ».

В российской и зарубежной литературе разных периодов тоже можно найти различные определения государства.

Так, в немецкой литературе государство, например,

- в одних случаях рас­сматривалось как «организация совместной народной жизни на опре­деленной территории и под одной высшей властью" (Р. Моль);

- в дру­гих — как «союз свободных людей на определенной территории под общей верховной властью, существующей для всестороннего пользо­вания правовым состоянием» (Н. Аретин);

- в третьих же случаях — как «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка» (Л. Гумплович).

Особо следует отметить подходы к определе-нию государства в послереволюционный период в России (1917 г.).

Государство нередко представлялось:

- как «особая организация силы», «организация насилия для подавления какого-либо класса» (Ленин В.И. Т.33).

В академических изданиях и в учебной литературе оно зачастую трак­товалось строго в классовом смысле, как

- «политическая организация экономически господствующего класса, аппарат власти, посредством которого этот класс осуществляет свою диктатуру»,

- или же как «исто­рически преходящая, выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим строем классовая организация политической суверен­ной власти, обеспечивающая и защищающая общие интересы соб­ственников основных средств производства».

Начиная с так называемой перестройки 1985 г., когда на первый план в официальной общесоюзной, а затем российской политике и идеологии вместо узкоклассовых стали высту­пать общечеловеческие ценности классовая тональность в определе­ниях государства (и права) стала постепенно вытесняться общесоци­альной тональностью.

Государство вновь пытаются определять как организацию или институт «всех и для всех».

Узкоклассовый подход к определению понятия государства, а вме­сте с ним и к его сущности, несомненно, является крайностью.

Одна­ко крайностью является и « общечеловеческий подход ». Отказываясь от одной, «чисто» классовой крайности, осознанно или неосознанно, авторы — приверженцы общечеловеческих ценностей и интересоввпадают в другую крайность, не менее искажающую действительность.

Вывод: в реальной жизни нет ни «чисто» классовых, ни «чисто» общече­ловеческих государственных институтов. Следовательно, истина, как нередко случается, находится где-то на «золотой» середине.

Из этого следует, что при определении понятия государства важ­но учитывать не только его классовые элементы и соответствующие признаки, но и внеклассовые, «общечеловеческие» признаки и черты.

«Объективная необходимость и практическая потреб-ность в знаниях о государстве, - писал А. Паршин, - по мере развития общества неизбежно возьмут верх над эмпирическим подходом к нему и незнанием. Так было уже не раз в истории общества и так будет всегда»

 

Государство: уровни его рассмотрения. Элементы государства.

 

Государство можно рассматривать с разных уровней (сторон):

- «извне»

- «изнутри»

- с «высоты» теоретического изучения

 

«Извне» - это когда государство рассматривается с позиций международных отношений или с «высоты» международного права.

При таком подходе государство выступает:

- как совокупность людей, проживающих на определенной территории и объединенных публичной политической властью (напр., нация).

При такой трактовке государство выступает:

- как «политическая целостность», «кол-лективный гражданин», обладает определенными ПРАВАМИ и ОБЯЗАННОСТЯМИ.

Это ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ государства, как субъекта международного права, по отношению к другим субъектам международных отношений.

Этот подход позволяет утверждать, что государство существует как единство трех его элементов:

- население государства (напр. нация)

- государственная территория

- государственная власть

Указанные элементы государства закрепила Межамерикан-ская конвенция о правах и обязанностях государства (1933 г.)

В современном понимании государства именно НАЦИЯ (по международному праву это государствообразующий народ) признается основным образующим элементом государственности.

Действительно население государства образует основной элемент в понятии государства, ибо государственная территория и государственная власть должны служить народу, и ради народа они нуждаются в правовом обосновании.

Без государство-образующего народа (по международному праву это «нация») нет государства.

Государствообразующий народ – это такой народ, который стремится образовать отдельную нацию.

Сегодня это однозначно подтверждается безоговорочным признанием право народа и наций на самоопределение, который закреплен как принцип международного права в Уставе ООН.

Если рассматривать государство изнутри то здесь государство выступает с позиции «ПОВЕЛЕНИЯ-ПОДЧИНЕНИЯ». И поэтому госу-дарство выступает в качестве повелевающей, властной организации.

Таким образом, для индивида, проживающего в обществе, в котором есть государство, последнее выступает как особый политический институт, организация, осуществляющая публич-ную политическую власть, или аппарат этой власти.

Рассматривая государство «изнутри» можно понять:

-социальное назначение государства

- его функции в обществе

- выявить связи государства с другими политическими институтами в обществе: партиями, общественными организациями, церковью и т.д.

С позиции третьего подхода теоретического изучения государства, мы можем рассматривать его как сложную систему – совокупность властных органов и должностных лиц и их отношения, с позиции связей между властными органами и должностными лицами.

При таком подходе, в частности, с позиций конституционного права, государство рассматривают как систему государственных институтов, органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

В этой системе связи между государственными органами и должностными лицами определяются их КОМПЕТЕНЦИЕЙ.

Первый путь познания.

Как это можно было видеть на примере рассмотрении первого вопроса далеко не всегда эффективен, а в некоторых случаях и в силу огромного влияния СУБЪЕКТИВНОГО фактора.

Одни авторы в определении государства упор делают на принуждении и «принудительном контроле». Другие - акцентируют внимание на управлении, на аппарате осуществляющим это управление.

Второй путь познания.

Связан с анализом основных ПРИЗНАКОВ и ОСОБЕННОСТЕЙ государства. Трудно себе представить процесс выработки определения понятия государства в отрыве от процесса предварительного исследования тех или иных его сторон. Поэтому наиболее эффективным подходом к исследованию государства остается второй путь – анализ его основных признаков.

Государство, будучи на протяжении всей истории развития человеческого общества ключевым понятием, всегда будет отличаться от догосударственных и негосударственных институтов своими специфическими признаками (чертами).

1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве ЕДИНСТВЕННОГО ОФИЦИАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВСЕГО ОБЩЕСТВА, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Правотворчествоисключительная прерогатива государства.

3. Среди специфических признаков государства выделяется такой признак, как разделение населения по территориальным единицам.

4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему госу-дарственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.

5. Государство — единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.

6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.

7. Тесная связь ГОСУДАРСТВА с ПРАВОМ, представляющим со-бой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений.

8. Одним из важнейших признаков государства является суверенитет. Что он означает?

Во-первых, верховенство государственной власти внутри страны. И, во-вторых, независимость ее на международ­ной арене.

Наряду с государственным суверенитетом существуют « суверени­тет народа» и «суверенитет нации».

«Суверенитет народа» - означает его ПОЛНОВЛАСТИЕ или ВЕРХОВЕНСТВО, в решении коренных вопросов организации своей жизни - обществен­ного и государственного строя, основных направлений развития внут­ренней и внешней политики, экономических установлений и осуще­ствления полного и всестороннего контроля за деятельностью государ­ственных органов и всего государства.

В большинстве конституций современных государств содержатся указания на то, что их власть ис­ходит от народа и принадлежит народу. Теоретически государствен­ная власть должна выражать интересы народа и служить народу. Од­нако практически это далеко не всегда так. Государственная власть и суверенитет не всегда совпадают с народной властью и суверените­том.

«Суверенитет нации» - это полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

9. Характерным признаком государства являются займы и налоги.

Первоначально они были необходимы лишь для того, чтобы содержать армию, полицию и другие принудительные органы, а также государ­ственный аппарат.

Позднее они стали использоваться и на различные осуществляемые государством образовательные, медицинские, куль­турные, воспитательные и иные программы.

Кроме названных признаков каждое государство характеризуется своими символами, памятными датами, иными атрибутами.

У каж­дого государства есть свои гимн, флаг, герб, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия, отличающиеся краткостью, экспрессивностью.

Вместе с присущими каждому государству другими признаками и чертами они позволяют провести достаточно четкую грань между

- с одной стороны, государственной организацией,

- и с другой — догосударственной и негосударственной организацией.

Надо всегда помнить, что сущность государства всегда объясняется через понятия политической, структурной и территориальной организации общества.

Сущность государства.

3.1. Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества.

 

Вопрос о государстве, его ПОНЯТИИ, СУЩНОСТИ и РОЛИ в общест-ве с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Чем это объясняется? По крайней мере это можно объяснить несколькими обстоятельствами (причинами).

Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений.

Во-вторых, никакая другая организация не может конкури-ровать с государством в многообразии выполняемых задач и функций.

В-третьих, возможностью кардинально влиять на судьбы людей и общества в целом.

В-четвертых, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

ГОСУДАРСТВО - рожденное самим обществом, его противоречиями, становится таким же противоречивым.

Поэтому постижение СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА составляет одну из основных задач теории государства.

Всестороннее раскрыть ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СВОЙСТВА и ЧЕРТЫ государства – задача чрезвычайно сложная.

Поэтому чтобы глубже уяснить этот вопрос необходимо раскрыть общие черты сущности государства в различных его связях с властью, аппаратом управления, территориальным устройством, экономикой, социальной и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.

Теоретический анализ о СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА представляется логически начать с рассмотрения существование государства в качестве ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ и неразрывно связанного с этим вопросом о ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ.

3.1.2. Государство как ПОЛИТИЧЕСКАЯ организация общества. Власть как общесоциологическая категория. Политическая (государственная) власть.

В основе познание сущности государства заложена категория под названием ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.

Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей.

Она характерна:

- как для классового, так и бесклассового общества,

- как для общества в целом, так и различных составных его образований.

Соответственно принято различатьвиды власти:

- власть рода, власть племени, общины;

- власть политическую ( государственную ), экономическую;

- власть различных общественных объединений;

- власть родительскую; власть церковную.

Каждая из названных разновидностей общественной власти:

- имеет присущее ей своеобразие

- отличается специфическими особенностями.

Вместе с тем, всем разновидностям власти присущи общие черты, обобщение которых позволяет дать характеристику ВЛАСТИ как общей социальной категории.

Характерные черты (особенности) государственной (политической) власти.

1. Политическая (государственная) власть пред-ставляет собой разновидности ОБЩЕСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. Т е р м и н ы «ПОЛИТИЧЕСКАЯ» и «ГОСУДАРСТВЕННАЯ» власть, равно как и стоящие за ними понятия СИНОНИМЫ. Термин «политика» (греч.) – «государственный», искусством управление государством, участие в делах государства.

«Политическая власть» в собственном смысле этого слова и есть государственная власть, т.е. такая власть, которая исходит от государства и реализуется при его (прямом или косвенном) участии.

Следовательно – государственная власть всегда является политической, которая:

- организует и регулирует совместную деятельность людей;

- выступает средством упорядочения их взаимоотношений, способом обеспечения порядка и стабильности в обществе.

В специальной юридической, философской и политологической литературе

- одни авторы признают тождество понятий политической и государственной власти,

- другие авторы (Ф. М. Бурлацкий, Н. М. Кейзеров, Л. Т. Кривушин и др.) выступают за различение этих катего­рий.

Сторонники, выступающие за различие «государственной» и «политической власти» понятие «политическая власть» употребляют в более широком смысле, нежели «государствен­ная власть».

По их мнению «политическая власть» — это власть, осущест-вляемая не только государством, но и другими звеньями политической системы общества:

- партиями, массовыми общественными организация-ми (например, профсоюзами)

- и иными общественными объединениями.

Указанные авторы предлагают определение политической власти без указания на ее связь с государством и роль государства в ее осуществлении. Политическая власть и степень участие в ней, в ее отправлении, в том числе различными партиями, — это не одно и то же.

2. Государственная (политическая) власть способна влиять на направление деятельности людей, социаль-ных групп слоев, классов посредством

-ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ и ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ воздействий,

-а также с помощью АВТОРИТЕТА, ТРАДИЦИЙ и НАСИЛИЯ

Следовательно, ДЛЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ характерна такая черта как обладание АВТОРИТЕТОМ, что предполагает ПОВИНОВЕНИЕ и ПОДЧИНЕНИЕ своей воле других людей.

Ф. Энгельс в статье «Об авторитете» писал:

«Авторитет в том смысле, о котором здесь идет речь, означает навязывание нам чужой воли; с другой стороны, авторитет предполагает подчинение» (Маркс К.., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 302).

Ф. Энгельс рассматривал власть в качестве отношения, двуединое содержание которого означает,

- с одной стороны, навязывание воли властвующего подвластному,

- с другой — подчинение подвластного воле властвующего.

3. Неотъемлемой чертой политической власти является ПРИНУЖДЕНИЕ. Государственная власть немыслима без принуждения, которое в соответствии с исторической обстановкой и характером власти приобретает различные СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМУ.

4. Отношения по поводу государственной власти носят ВОЛЕВОЙ характер и с точки зрения своей структуры складываются из «ГОСПОДСТВА-ПОДЧИНЕНИЯ» и «РУКОВОДСТВА-ПОДЧИНЕНИЯ».

В за­висимости от конкретно-исторических условий власть может либо

вы­ступать как сочетание отношений

- «господства-подчинения» и «руко­водства-подчинения»,

- либо проявляться только в отношениях «руко­водства-подчинения».

Фридрих Энгельс показывал, что всякая организация общества, в котором происходит процесс производства и обращения продуктов, невозможна без авторитета, без власти.

Отмечал, что с развитием крупной промышленности и крупного землевладения материальные условия производства и обращения неизбежно усложняются и стремятся ко все большему расширению сферы этого авторитета.

Подчеркивал, что и в будущем власть не исчезнет, а только изменит содержание и форму.

5. Государственная власть реализуется через ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ МЕТОДАМИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЯВЛЯЮТСЯ: УБЕЖДЕНИЕ И ПРИНУЖДЕНИЕ.

Убеждение - это метод активного воздействия на волю и сознание людей, человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти ее ЦЕЛЕЙ и функций.

Принуждение -это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта в интересах государства.

6. Особенность государственной власти еще состоит и в том, что она проявляется в деятельности ГОСУ-ДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ и УЧРЕЖДЕНИЙ, образующих МЕХАНИЗМ (аппарат) этой власти.

Власть поэтому и называется государственной, что она реали-зуется через механизм (аппарат) государства.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ обладает КОНЦЕНТРИРОВАННОЙ СИЛОЙ, а такой СИЛОЙ ВЫСТУПАЮТ различные ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВА, организационно оформляющие власть и придающие ей обще-обязательный характер (напр., суды, право-ные органы и т.д.).

Изложенное позволяет сформулировать краткое определение по­нятия власти как общесоциологической категории.

ВЛАСТЬ - это со­ответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, которое заключает­ся в подчинении воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ - есть концентрированное выражение ВОЛИ, СИЛЫ и МОЩИ государства, воплощенное в государствен-ных органах и учреждениях;

- она обеспечивает СТАБИЛЬНОСТЬ и ПОРЯДОК в обществе, ЗАЩИЩАЕТ граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов в том числе и ПРИНУЖДЕНИЯ.

Ф. Энгельс, рассматривал политическую или государственную власть в качестве важнейшего, определяющего признака ГОСУДАРСТВА, обращал внимание на то, что это «ОСОБАЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ».

Специфические черты этой свойственной государству особой пуб­личной, или политической власти, ОТЛИЧАЮЩИЕ ее от общественной власти доклассового общества, заключаются в следующем.

1. При родовом устройстве общественная власть выражала инте­ресы всего бесклассового общества, всех его членов, объединенных в том или ином коллективе — общине, роде, фратрии, племени и т. д.

Государственная власть носит классовый характер.

2. Родовая власть доклассового общества, осущест-вляемая старей­шинами и другими выборными лицами, которые были первыми среди равных, не знала какого-либо особого аппарата или слоя лиц, специ­ально предназначенных для того, чтобы управлять, и в этом смысле сливалась со всем населением.

Иначе обстоит дело с политической, публичной властью. Она в от­личие от родовой не совпадает непосредственно с населением, осуще­ствляется выделенным из общества аппаратом управления, состоящим из особой категории людей, которые только тем и заняты, чтобы уп­равлять другими.

3. При родовом строе, выросшем из общества, не знавшего внут­ренних антагонизмов, не было никаких других способов принуждения к подчинению власти старейшин и соблюдению обычаев кроме обще­ственного мнения.

Политическая же власть опирается на возможность государствен­ного принуждения, для осуществления которого создаются вооружен­ные силы, специально приспособленный для этой цели аппарат, вклю­чающий в себя так называемые карательные или правоохранительные органы.

4. Для содержания разветвленного государственного аппарата, не принимающего непосредственного участия в производстве мате­риальных благ, для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан — налоги, которые были не известны родовому уст­ройству общества.

5. При родовой организации общества люди подраз-делялись по принципу кровного родства.

Политическая власть, разделяет населения по территориальному признаку.

О соотношения между ПОЛИТИЧЕСКОЙ (государственной) и ОБЩЕСТВЕННОЙ властью первобытно-общинного строя хорошо подмечено в следующем положении Ф. Энгельса:

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 171: «... самый жалкий полицейский служитель цивилизованного государства имеет больше «авторитета», чем все органы родового общества, вместе взятые; но самый могущественный монарх и крупнейший государственный деятель или полководец эпохи цивилизации мог бы позавидовать тому не из-под палки приобретенному и бесспорному уважению, которое оказывают самому незначительному родовому старейшине. Последний стоит внутри общества, тогда как первые вынуждены пытаться представлять собой нечто вне его и над ним».

Приведенное суждение помогает уяснению того факта, что с точки зрения соотношения публичной власти с ОБЩЕСТВОМ при первобытнообщинном строе имела место «ВЛАСТЬ АВТОРИТЕТА», тогда как политическая, государственная власть есть «АВТОРИТЕТ ВЛАСТИ». От ВЛАСТИ АВТОРИТЕТА к авторитету власти — вот эволюция обществен­ной власти в процессе перехода от первобытно-общинного строя к клас­сово организованному обществу.

Завершая характеристику государственной (политической) власти необходимо остановится на проблеме разделение властей в государственном механизме.

Разделение властей в государственном механизме.

Основателями данной теории считаются Джон Локк (1633-1704) английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма «Два трактата о государственном правлении» (1690), Шарль Луи Монтескье (1689-1755) французский просветитель, философ и правовед «О духе законов» (1748).

Могла ли эта теория возникнуть,а тем более «материализоваться»на той ступени развития государственного образования, который обычно именуется «восточным деспотизмом» или «европейским абсолютизмом»?

Нет не могла. Ибо вла-сть в этих государственных системах, неизменно сосредо-тачивалась лишь в одних руках – восточного деспота, царя, фараона, монарха.

Теория разделения властей возникает и начинает «материали- зовываться», когда созревают все необходимые предпосылки для активной участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах страны, торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеологический плюрализм; когда идет поиск путей и средств создания гарантий прав и свобод подданных или граждан; предпринимаются попытки ограждения их, общества и государства от возможной узурпации всей государственной власти как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства.

Согласно философским и политическим воззрениям Джона Лок­ка, если абсолютная монархия — эта тирания и беззаконие — на­ходится в глубоком противоречии с природой человека и обществен­ным договором, то публичная политическая власть, построенная на основе принципа разделения властей, изначально соответствует естественной природе людей.

Обосновывая данный тезис, автор обращался к таким природ­ным чертам человека,

- как его способность создавать общие для всех правила поведения и в повседневной жизни руководствоваться ими;

- как способность претворять в жизнь принимаемые им решения и применять общие правила к конкретным ситуациям;

- наконец, как способность не только устанавливать, но и поддерживать на опре­деленном уровне и в определенных рамках свои сношения с дру­гими людьми.

Аналогичные идеи о разделении властей развивались и до­полнялись позднее в работах Шарль Монтескье. В каждом государстве, писал он, есть три рода власти:

- власть ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ,

- власть ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ, ведающая вопросами международного пра­ва, и

- власть ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ, ведающая вопросами права гражданского».

В силу первой власти государь или учреждение создает зако­ны, временные или постоянные, и исправляет или отменяет суще­ствующие законы.

В силу второй он объявляет войну или заклю­чает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия.

В силу третьей власти он карает пре­ступления и разрешает столкновения частных лиц. Третью власть можно назвать судебной, а вторую — просто исполнитель­ной властью государства.

Рассмотренная Шарлем Монтескье триада в виде законодательной, исполнительной и судебной властей со временем стала классической формулой теории конституционализма.

А) публично-властными полномочиями

Б) и профессионально занимающихся выполнениемфункций управления и руководства, охраной экономическо­го, социальноного и политического строя общества, в том чис­ле путем принуждения.

Именно эта характеристика государства как организации публичной власти наряду с некоторыми другими его специфическими чертами делает государство

- не просто политической организацией классового общества,

- а его особой политической организацией.

Ведь государство не единственное орудие осуществления политической власти. Наряду с ним имеются и другие достаточно эффективные средства реализации этой власти, которые носят негосударственный характер. Среди них - политические партии и движения, профсоюзы, трудовые коллективы, религиозные учреждения и т.д.

понятия государства и его основных признаков. Сущность государства

Вопросы лекции:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 2442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.148.63 (0.011 с.)