Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классовое и общечеловеческое в сущности государства↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Марксизм научно обосновал, что ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ является одновременно: - и важнейшим признаком государства, - и основным содержанием его сущности Государство по своей сущности есть организация политической власти общества. Вместе с тем, возникшее полтора века назад марксистское понимание государства, которое воспринималось советским обществоведением как единственно правильное и незыблемое учение, с учетом исторического опыта и современного уровня научных знаний нуждается в критическом переосмыслении и уточнении. В частности, следует признать ошибочной общепринятую в советской юридической, философской и политологической литературе - трактовку государства исключительно с КЛАССОВЫХ позиций, исходя из основополагающих указаний классиков марксизма, - рассчитанных на государство в обществе, разделенном на антагонистические классы. Именно применительно к такому обществу они рассматривали ГОСУДАРСТВО как организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 447 «Политическая власть в собственном смысле слова, — это организованное насилие одного класса для подавления другого». «Государство, — утверждал Ф. Энгельс, — есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». (Соч. Т. 22. С. 200-201). Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 33. С. 8 «Государство — есть орган господства определенного класса, который не может быть примирен со своим антиподом (с противоположным ему классом)». Приведенные и подобные им другие положения, выражавшие суть марксистского понимания государства в обществе с антагонистическими классами начиная со второй половины 40-х годов XIX в. и вплоть до свершения Октябрьской революции и начала строительства социализма в России играли прогрессивную роль в объяснении происхождения, сущности, функционирования и развития государства. Однако нельзя им было придавать всеобщего значения, превращать в догму. Пагубность такого подхода заключалось в том, что он: - обеднял и в известной мере искажал представление о государстве, - содержал упрощенное, одностороннее понимание сущности государства и его социального назначения, - ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбу внутри отдельных стран и на международной арене. В связи с коренными изменениями, произошедшими в мире после второй мировой войны, трактовка государства исключительно с классовых позиций ВСТУПИЛА В ПРОТИВОРЕЧИЕ с ходом развития государства не только в капиталистических странах Запада, но и в Советском Союзе, а после его распада — в России и других странах СНГ. Важно заметить, что рассматриваемый подход к трактовке государства необоснованно отвергал: - как идеалистические и ненаучные многочисленные немарксистские учения о государстве начиная от Аристотеля до Каутского, - так и его последователей в западноевропейской социал-демократии и современных буржуазных теорий. Несмотря на разнообразие и особенности этих учений, в большинстве своем представляющих огромную духовную ценность, почти все они, - в той или иной мере отражая многовековой опыт мирового развития, - сходились в понимании государства как института социального компромисса и достижения общего блага. Однако при всей привлекательности такого подхода он также односторонен: - тогда как марксизм сводит суть понимания государства к его классово-насильственной стороне, - немарксистские теории признают в государстве лишь другую его сторону — общесоциальную, общечеловеческую. В этой связи особое внимание привлекает высказанная в «Капитале» мысль К. Маркса о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: - и выполнение ОБЩИХ ДЕЛ, вытекающих из природы всякого общества, - и специфические КЛАССОВЫЕ функции (т.25.ч.1.С.422). В приведенном суждении К. Маркса: - получает краткое синтезированное выражение наиболее существенное и ценное как в марксистском, так и в немарксистском подходе к государству; - делается шаг в направлении преодоления односторонности в трактовке государства, - понимания государства как единства двух его тесно взаимосвязанных сторон — общечеловеческой и классовой. И действительно, любое государство, наряду: - с решением сугубо классовых задач, - выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. К выполнению ОБЩИХ ДЕЛ относится прежде всего осуществление разнообразных коллективных потребностей общества: - организация здравоохранения, образования, социального обеспечения; - организация средств транспорта и связи; строительство ирригационных сооружений; - борьба с эпидемиями, преступностью; - меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т.п Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы: - быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; - обеспечивать общесоциальную направленность в содержании всех осуществляемых им функций. Таким образом, ГОСУДАРСТВО: - сочетая в себе и классовое, и общечеловеческое, - выступает одновременно и как организация политической власти общества, - и как его единственный официальный представитель. Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно: - достигнуть НАУЧНОЙ ОБЪЕКТИВНОСТИ в его изучении, - рассматривать его таким, каково оно есть в действительности. Поэтому трудно согласиться с теми, кто стремится к иной односторонности, предлагая отказаться от КЛАССОВОГО подхода, «признав в государстве орудие не классового господства, а социального компромисса». КЛАССОВОЕ и ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ начала государства не должны противопоставляться одно другому. Следует иметь в виду, что СООТНОШЕНИЕ между общечеловеческим и классовым в государстве в разные эпохи было не одинаковым. Так, напр., в рабовладельческих, феодальных государствах, в буржуазных государствах периода промышленного капитализ-ма, особенно в государствах с тоталитарным режимом, а также в государствах диктатуры пролетариата, в характеристике сущности и социального назначения государства НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫСТУПАЕТ классовое господство, насилие, подавление. Раскрывая соотношение ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫХ и КЛАССОВЫХ начал (сторон) государства В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ, трудно не заметить, что приоритет отдается ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ. Государство, представляющее собой преимущественно ОРУДИЕ социального компромисса, должно соответствовать уровню: - развития демократии, гласности, наличия плюрализма, многопартийности, свободы выборов, - разделения властей, верховенства закона, охраны прав и свобод личности, наличия высокоавторитетного и независимого суда и т. д. Выводы: 1. соотношение между общечеловеческим и классовым в государстве в разные эпохи было неодинаковым, особенно когда речь идет о рабовладельческих, феодальных, буржуазных, государствах диктатуры пролетариата: 2. в современных условиях приоритет отдается общечеловеческим ценностям; 3. классовое и общесоциальные начала государства не должны противопоставляться одно другому. Выводы по лекции: В процессе лекции раскрыто: - многогранность государства как явления и многозначность определений его понятия; - проблема идентификации государства и его основных признаков; - понимания государства как политической, структурной и территориальной организации общества; - понятие власти как общесоциологической категории и соотношение политической и государственной власти; - сочетание классового и общечеловеческого в сущности государства; - особенности государства, отличающие его от других организаций общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.173.64 (0.009 с.) |