Энтин Л.М. Разделение властей: Опыт современных государств. М., 1995.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Энтин Л.М. Разделение властей: Опыт современных государств. М., 1995.



 

Лекция 10. Формы государства

Понятие формы государства. Основные формы государственного правления. Монархия и ее виды. Республика и ее виды. Идеократия. Основные формы территориального государственного устройства. Понятие унитарного государства. Понятие федерации и ее виды. Понятие конфедерации. Формы государственного (политического) режима. Демократический режим. Либерально-демократический режим. Авторитаризм и его виды. Тоталитарный режим и его виды. Идеократический государственный режим.

 

Понятие формы государства. Под формой государства понимается устройство государственной власти (государства). Устройство государства может быть рассмотрено с разных сторон.

Порядок формирования высших органов государства, их компетенция и взаимодействие между собой определяют форму правления.

Территориальное устройство государственной власти, т.е. характер взаимоотношений центральных органов власти и управления с органами составных частей государства и местными органами власти и самоуправления характеризует территориальную форму государственного устройства.

Совокупность методов реализации публичной власти, характер взаимоотношений власти и населения составляет форму государственного (политического) режима.

Основные формы государственного правления.

По форме правления государства делятся на монархии и республики. В настоящее время республика является преобладающей формой правления. Свыше 5/6 государств мира являются республиками.

Под монархией (греч. – единовластие) понимается такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу по наследству (династически). Монархия генетически (по своему историческому происхождению) связана с религией, от нее получая свою легитимацию и государственный смысл (монарх правит «милостью Божией»). Монарх (государь, король, фараон, шах, князь, император, базилевс и др.) – лицо юридически безответственное и на всем протяжении своего царствования не может быть по праву ни привлечен к какой-либо правовой ответственности, ни отстранен от царствования. В руках монарха сосредоточена вся полнота власти. От его имени издаются законы, осуществляется исполнительная власть, творится правосудие. Ему принадлежит право отмены приговора и помилования. Монарх представляет свое государство на международной арене. Он пользуется специальным титулом, получает содержание от государственной казны и имеет право на особый церемониал. Такая монархия называется абсолютной монархией.

Виды монархий.

По смыслу самого термина, «монархия» может быть только абсолютной. Однако даже в абсолютной монархии реальная власть осуществлялась не одним монархом, а определенным правящим слоем. В настоящее время в мире преобладают монархии ограниченные, в которые власть монарха ограничена юридически. Поэтому все монархии подразделяются на абсолютные и ограниченные. Среди последних выделяют монархии дуалистические и парламентские (парламентарные).

Дуалистическая монархия представляет собой такую форму правления, при которой монарх делит власть с парламентом, отдавая ему функцию законотворчества, но сохраняет контроль над правительством (имеет право единолично назначать и сменять правительство). В настоящее время ближе всего к дуалистическим монархиям стоят Бутан, Бруней, Тонга, Иордания, Марокко.[185]

В парламентской монархии большинство властных полномочий сосредоточено в руках парламента, действующего независимо от монарха. В парламентских монархиях (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция, Япония и др.) правительство назначается парламентом и ответственно перед ним же. Повеление монарха приобретает юридическую силу лишь при согласии (контрассигнации) на это соответствующего члена правительства (министра). Это означает, что в своих решениях монарх полностью зависим от правительства. За ним остаются лишь церемониальные функции, традиционно осуществляемые в монархиях главой государства: обращение к парламенту с речью на открытии его очередной сессии, принятие верительных грамот от послов иностранных государств, формальное подписание официальных документов. Подобный статус монарха нашел отражение в известном выражении: «король царствует, но не правит».

Понятие республики.

Республика ( лат. respublica – достояние, имущество, дело народа) представляет собой такую форму правления, при которой власть осуществляется представительными органами, избранными на определенный срок. В республике отсутствует институт правящей династии. Глава государства избирается или назначается; он обладает в сфере личных, гражданских прав обычным юридическим статусом и несет юридическую ответственность за свои действия. Срок его полномочий ограничен.[186]

Виды республик.

Республики могут быть парламентскими и президентскими.

В парламентской республике не действует принцип разделения властей в его классическом виде. Правительство не представляет собой самостоятельной и независимой ветви власти. Оно формируется парламентским большинством и выполняет свои функции до тех пор, пока располагает его поддержкой. Политическая роль президента при такой форме правления почти аналогична роли монарха в парламентской монархии. (Болгария, Венгрия, Германия, Индия, Италия, Польша)

В президентской республике глава государства (президент) избирается, часто всем населением, и является главой правительства, которое он сам назначает и которое ответственно перед ним за свои действия. В президентской республике осуществляется принцип разделения законодательной и исполнительной власти, каждая из которых должна действовать на основе принципа «сдержек и противовесов». (США, Бразилия, Грузия, Зимбабве, Мексика, Филиппины).

В современных политических условиях зачастую возникают формы правления, которые соединяют в себе разные черты, например, республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт), президентской и парламентской республики (Франция). Такие формы правления называют смешанными. Создание смешанных форм направленно на улучшение взаимодействия органов государства, так как в определенных случаях может устранить недостатки, присущие «чистым» формам правления: склонность к авторитаризму в президентской республике и нестабильность правительства – в парламентской.

В современном государствоведении существует проблема определения формы государств, которые де-юре относятся к монархиям или республикам, но де-факто таковыми не являются. Чаще всего подобные отклонения от изначальных форм связаны с возникновением сильных идеологий, подчиняющих себе и формирование, и функционирование всех органов государства. Может быть, есть смысл применительно к таким государствам говорить об идеократической форме правления.

Основные формы территориального государственного устройства.

По форме территориального государственного устройства государства делятся на простые (унитарные) и сложные (федерации). Унитарное - единое (от лат. unus – один) государство отличается полным политическим единством. Унитарное государство централизовано и неделимо. Это означает, что оно включает в себя лишь административно-территориальные (иногда национально-территориальные) образования, которые хотя и отличаются известным своеобразием, но не имеют ни собственного законодательства, ни собственного правительства, ни особого судоустройства, ни собственного аппарата принуждения и подчиняются центральной власти во всех вопросах проводимой политики (Великобритания, Болгария, Финляндия, Франция).

Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц. (Алжир, Колумбия, Польша). Сложное унитарное государство имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай).

В теории государства выделяют также так называемое региональное государство, которое рассматривают как переходное от унитарного государства к федерации. В настоящее время такая форма существует в 4 странах: Италии, Испании, Шри-Ланке и в ЮАР. Вся территория регионального государства разделена на политические автономные образования. Эти образования не принимают своих конституций, но имеют местные представительные собрания, с законодательными полномочиями, и свою администрацию.[187]

Федерация – союзное (от лат. fedus – союз) государство, включающее в себя субъектов (членов) федерации. В федерации наряду с федеральными органами законодательства и исполнительной власти, представляющими все государство, существуют органы власти и законодательства в отдельных его частях (субъектах – землях, штатах, кантонах, округах, республиках и т.д.).[188] Государственные образования внутри федерации обладают юридически определенной политической самостоятельностью, в сферу которой не могут вмешиваться федеральные органы. Они могут, например, принимать собственные законы, не противоречащие федеральным законам, иметь денежные средства и расходовать их на собственные нужды и т.д. Но субъекты федерации не обладают суверенитетом[189]. В частности, они лишены права на односторонний выход из федерации, не являются самостоятельными субъектами международных отношений (субъектом международного права является федерация в целом), не имеют собственной валюты, собственных вооруженных сил и т.д. В случае нарушения субъектом федеральной конституции, центральная власть получает право на применение принудительных правовосстановительных мер по отношению к такому субъекту федерации. Принцип построения федерации: целое определяет части.[190] (Австралия, Аргентина, Мексика, Пакистан, Россия, США, ФРГ, Нигерия, Эфиопия – всего в мире существуют 24 федерации).

Следует иметь в виду, что распределение полномочий между федерацией и ее субъектами зависит от многих обстоятельств. Если федерация возникает через объединение суверенных унитарных государств, то она может строиться как договорная федерация, с сохранением максимально возможного объема прав за каждым субъектом федерации и закреплением этого в двустороннем договоре с федеральным центром. Если же унитарное государство преобразуется в федерацию, то вполне возможно образование конституционной федерации, в которой права субъектов федерации «даруются» федеральным центром. В целом же, федеративное государственное устройство соответствует республиканскому духу и развивает идею разделения властей, характерную для правового государства.

Федерации могут строиться по территориальному и национальному принципу. Территориальная федерация включает субъектов, образованных на основе административно-территориального деления. Национальные федерации включают субъектов, образованных на основе национального признака. Выделяют также симметричные и асимметричные федерации. В последних имеет место неравенство прав и обязанностей у разных субъектов федерации. Необходимо также иметь в виду, что в современной политической действительности возникают территориальные формы государственного устройства, совмещающие признаки унитарного и федеративного, федеративного и конфедеративного государств (смешанные формы территориального государственного устройства).

От федерации следует отличать конфедерацию. Конфедерация не является формой государственного устройства, так как является не государством, а союзом нескольких самостоятельных государств.[191] (Как правило, территориально примыкающих друг к другу). Поэтому на территории конфедерации не действует единая государственная власть. Конфедерация создается суверенными государствами, которые сохраняют свой суверенитет на всем протяжении существования конфедерации. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются полноправными субъектами международного права. Они имеют все признаки государства, включая собственные денежные системы, вооруженные силы, гражданство. Органы конфедерации образуются из представителей входящих в нее суверенных государств. Решения, принимаемые органами конфедерации, имеют силу на территории государств, ее образующих, только при их согласии на это. Каждое государство – член конфедерации – обладает правом нуллификации (отмены) любого решения конфедерации на своей территории. Материальная база конфедерации создается за счет добровольных взносов ее членов. Армия конфедерации состоит из воинских контингентов, направляемых по решению ее членов в распоряжение общего командования. Принцип построения конфедерации: части определяют целое.

Формы государственного (политического) режима. Понятие государственного режима (который часто называют политическим режимом) в современном государствоведении трактуется неоднозначно. Так, его рассматривают и как форму государства и как самостоятельную политологическую категорию. Понятый как совокупность методов и средств, при помощи которых функционирует государственная публичная власть, государственный режим вытекает из эйдетического смысла соответствующей формы правления и территориального государственного устройства. Другими словами, каково устройство государства, какова его форма правления – таков (по идее) и его государственный режим. Так, республике соответствует республиканский (демократический) государственный режим. Монархии – авторитарный государственный режим. Идеократическому государству соответствует идеократический государственный режим. Проблема заключается в том, что далеко не все государства, формально причисляющие себя к республикам или монархиям, являются таковыми на деле. Возможность отнесения государства к той или иной форме определяется в первую очередь его государственным режимом. С другой стороны, на практике очень редко встречаются государства, имеющие ту или иную «чистую» форму. Уже конституционная монархия представляет собой смешение монархического и республиканского начал и может порождать смешанный государственный режим. Очень часто имеет место смешение монархических (реже – республиканских) и идеократических элементов формы государства.

Либерально-демократический государственный режим. Слово «демократия», как известно, в переводе означает «народовластие». Учитывая, что и слово «республика» может быть переведено как «достояние народа, общенародное дело», ясно, что демократический государственный режим является и республиканским режимом и вполне соответствует республиканской форме правления. Но в этом своем значении, соединенный с концепцией естественных, неотчуждаемых прав личности, он является одновременно и синонимом правового государства. В современной политологии рассматриваются различные виды западных демократий и, соответственно, демократических государственных режимов,[192]но в современных правовых государствах все они имеют общие черты, которые можно свести к следующим:

1) наличие у граждан реальной возможности реализации принадлежащих им прав и свобод, включая политические права и свободы, как лично, так и через участие в различных политических организациях;

2) признание прав политического меньшинства и гарантированность их соблюдения наравне с правами «большинства»;

3) отсутствие у органов власти внеправовых дискреционных (по собственному усмотрению) полномочий;

4) «прозрачность» государственных решений и доступность общественно значимой информации;

5) наделение исполнительных органов государственной власти полномочиями издавать лишь подзаконные акты, но не законы, которые верховенствуют в системе источников законодательства;

6) использование в качестве основного метода государственного управления метод политического компромисса.

В то же время необходимо считаться с тем, что ни один государственный режим, как и форма государства вообще, не является идеальной. Свои слабости имеет и демократия, особенно если их анализировать применительно к конкретному обществу. Дело в том, что участие в политике требует умения (а может быть, и способности) мыслить от имени целого, а не от имени собственного кармана, а такое умение не принадлежит каждому, наделенному правом политического голоса. Поэтому, с одной стороны, такими голосами манипулируют соответствующие «политические технологи», а с другой стороны, имеет место отвлечение творческих сил народа на зряшное политиканство. Демократия представляет собой своеобразный политический рынок, где все продается и все покупается, причем отнюдь не всегда для этого требуется нарушать закон. Но недуги демократии – это недуги самого общества, и демократия для него – не лекарство, а лишь диагноз.

Авторитарный государственный режим характеризуется монополией правящего лица (или группы лиц, политической партии, военной хунты и т.д.) на политическую деятельность. Оппозиция или отсутствует, или прямо запрещается, ставится в такие условия, которые не позволяют ей нормально функционировать. Законодательная и исполнительная власть сосредотачиваются в руках одного лица или органа, широко использующего средства администрирования (командования в приказном порядке), его деятельность основана на преобладании дискреционных (самостоятельных, ни от кого и не от чего не зависящих) полномочий. Однако авторитарный режим, как правило, не контролирует полностью экономическую, социальную, культурную сферу деятельности общества и личную жизнь граждан, хотя и вводит здесь определенные ограничения. Террор используется как временное и крайнее средство. Поэтому авторитарный режим может иметь либеральный характер и даже сочетаться с определенными формами самоуправления. Либеральный авторитаризм часто преследует цель осуществления в обществе необходимых реформ.

Консервативный авторитаризм ориентирован на сохранение жизненно необходимых основ общественного строя, стабилизацию общества и опирается зачастую на определенную религиозно-политическую идеологию. Нередко при этом допускается и существование политической «полуоппозиции», субъектами которой является управляемые социальные группы: церковь, бюрократия, профессиональные союзы, при условии их лояльности режиму и отказа от претензий на власть. Участие широких слоев населения в политике не поощряется. Консервативный авторитаризм отстаивает примат общих ценностей над индивидуальными и ради идеала общего блага готов к законодательному ограничению гражданских прав и свобод.

Идеократический государственный режим не только жизни отдельных граждан, общества в целом, но и само государство подчиняет делу служения какой-либо идее (идеологии). При таком режиме фактически правят не люди, а конкретная система идей. Поэтому во главе такого государства может быть как один человек (монарх или духовный лидер), так и какой-либо выборный (назначенный) орган (например, политбюро). Но не это обстоятельство, а сам факт наличия общеобязательной идеологии будет характеризовать форму такого государства. Оно может существовать в виде, например, теократии (некоторые современные мусульманские государства). При теократическом государственном режиме вся социальная жизнь строится в строгом соответствии с нормами конкретной религии.

Другим вариантом идеократического государственного режима является тоталитарный государственный режим. Тоталитарный (от лат. total – всеобщий) государственный режим характеризуется полным огосударствлением всех сфер общественной жизни. Под тотальный контроль подпадают политика, экономика, культура, социальная сфера, личная жизнь граждан. Государственная моноидеология получает квазирелигиозный характер и становится обязательной для всех. Официальным выразителем этой идеологии, как правило, является одна партия, которая фактически сливается с государственным аппаратом и подчиняет себе все институты общества и государства. Полная экономическая, политическая и социальная зависимость граждан от режима дополняется всеохватывающим контролем за их мыслями и образом жизни. При этом от граждан требуется не только лояльность режиму, но и соучастие в его делах. Любые отклонения от принятых стандартов поведения пресекаются как правовыми, так и неправовыми средствами. Для достижения социального единообразия и единомыслия широко применяется террор. Тоталитарные режимы могут быть как «левыми» (коммунистические), так и «правыми» (фашистские).

Особую форму идеократии разрабатывали евразийцы.[193]

Дополнительная литература по теме:

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

Аренд Х. Истоки тоталитаризма. М., 1966.

Даль Р. Введение в теорию демократии. М., 1992.

Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии. 1994. №3.

Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.

Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960.

Ермаков А.П. Теория формы государства в советской юридической науке. М., 1985.

Желев Ж. Фашизм. Тоталитарное государство. М., 1991.

Ильин И.А. О монархии и республике // Собр. Соч. В 10 т. Т. М., 1994.

Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969.

Костенко М.Л., Лавренова Н.В. ЕС после Маастрихта: федерация, конфе­дерация или международная организация? // Правоведение. 1994. №4.

Матузов Н.И., Малько А.В. Политико-правовые режимы: актуальные ас­пекты общественной науки и современность // Правоведение. 1977. №1.

Медушевский А.Н. Демократия и тирания в новое и новейшее время // Вопросы философии. 1993. №10.

Муромцев Г.И. К вопросу о понятии “политический режим” // Актуаль­ные проблемы государства и права. М., 1974.

Остром В. Смысл американского федерализма. М., 1993.

Петров В.С. Сущность, содержание и формы государства. Л., 1981.

Поппер К. Открытое общество и его враги. Тт. 1-2. М., 1992.

Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Сара­тов, 1984.

Сенякин И.Н. Федерализм и развитие российского законодательства // Правоведение. 1996. №3.

Сахаров Н.А. Институт президенства в современном мире. М., 1994.

Синюков В.Н. О форме федерации в России // Государство и право. 1993. №5.

Сильченко Н.В. Роль и место понятия “типология” в понятийном аппа­рате общей теории государства и права // Право и правотворчество: Вопро­сы теории. М., 1982.

Тадевосян Э.В. О моделировании в теории федерализма и проблеме ас­симетричных федераций // Государство и право. 1997. №8.

Тимонин А.Н. О значении понятия “классическая форма” возникновения государства в теории происхождения государства // Российский юриди­ческий журнал. 1995. №2(6).

Тихомиров Л.А. Критика демократии. М., 1997.

Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.

Федерация в зарубежных странах. М., 1993.

Цыганков А.П. Современные политические режимы: Структура, типология, динамика. Учебное пособие. М., 1995.

Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1995. №8.

Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. №8-9.

Чиркин В.Е. Формы социалистического государства. М., 1973.

Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М., Российский федерализм: равноправие и ас­имметрия правового статуса субъектов // Государство и право. 1995. №3.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.222.124 (0.013 с.)