Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995

Поиск

 

ЛЕКЦИЯ 12. Действие права.

Право как система. Понятие действия права. Правовой конфликт. Социальное регулирование. Понятие поведения. Нормативное и ненормативное регулирование. Правовое регулирование и правовое воздействие. Предмет социального и правового регулирования. Методы правового регулирования. Способы и типы правового регулирования. Стадии правового регулирования. Механизм правового регулирования (механизм действия права).

Право как система. Как было отмечено в предыдущих лекциях, право представляет собой сложный феномен, состоящий из нескольких элементов, т.е. право представляет собой систему.[195]

Эйдетический смысл права предполагает не только наличие самого правила поведения, но, конечно же, и субъекта, которому это правило адресуется. Право, в отличие от чисто объективных феноменов, например, законов природы, не может существовать бессубъектно. Если представить себе гипотетический случай, когда на земле исчезнут все люди, то законы природы все равно будут действовать, их бытие не зависит от наличия или отсутствия воспринимающего их субъекта. Такая же ситуация применительно к праву исключена, т.к. действие права возможно только через субъектов, а не действующее право (не знающее правовых отношений) не есть право по своему смыслу (это может быть то, что когда-то было правом или то, что может стать правом, если будет действовать). Поэтому право предполагает наличие воспринимающих право субъектов, которые одновременно являются и носителями принадлежащих им прав и обязанностей.

Таким образом, субъективные права и обязанности не есть просто «рефлекс» объективного права, а его непременное условие, основной элемент системы права. Наличие объективного и субъективного права предполагает отношения между этими элементами системы. Правовая норма как ценность, получившая социальную легитимацию, непременно такие отношения порождает.

Итак, право, рассмотренное как система (феноменологическая структура), включает следующие элементы:

1) субъектов, наделенных коррелятивными правами и обязанностями, (т.е. находящихся в правовых отношениях);

2) общезначимые и общеобязательные правовые нормы.

 

Понятие действия права. Действие права означает его системное функционирование. Оно имеет место тогда, когда правила правовых норм и предусмотренные ими жизненные обстоятельства, порождают у субъектов права и обязанности, которые затем реализуются в их поведении и в правопорядке. Поэтому действие права и есть осуществление им регулятивных и охранительных функций.

Правовые нормы нельзя понимать как нормы, не действующие в тот или иной момент времени. Как элемент системы, правовые нормы всегда воздействуют на субъектов и действуют в рамках системы. Это значит, что они всегда вызывают к себе социально-ценностное отношение и определяют права и обязанности субъектов, конкретизируя их при наличии соответствующих правовых фактов. В этом смысле само выражение "действующее право" есть плеоназм, так как "недействующего права", в строгом смысле слова, быть не может.[196]

В рамках системы права функционирует как государственное, так и социальное право.[197] Отношения между этими двумя подсистемами достаточно сложные и многомерные. Они вовсе не обязательно представляют собой соподчинение, когда социальное право подчиняется праву государственному и ни в чем не может ему противоречить. По-видимому, следует вообще отказаться от представлений о праве как о замкнутой логически непротиворечивой системе, бесконфликтной по своей идеальной природе. Право представляет собой открытую и постоянно становящуюся плюралистическую систему, все элементы которой рационально не охватываемы.[198] Одним из инструментов ее развития является правовой конфликт.[199]

Природа права чревата конфликтами. Само правомочие, выражающее суть права, есть определенное притязание, требование к окружающим совершить или, наоборот, не совершать определенных действий. Другими словами, это есть требование исполнения правовых обязанностей. В отличие от морали, которая основывается на самообязывании, право воздействует на волю других субъектов, психически принуждая к определенному поведению. Определить же границы субъективных прав и разграничить права разных субъектов исключительно нормативным путем в реальной жизни невозможно, ввиду разнообразия жизненных ситуаций, в которых они возникают и реализуются. Поэтому борьба за право является необходимым моментом, характеризующим функционирование системы права каждого конкретного общества.

Правовой конфликт может иметь место между различными элементами правовой системы. Он может возникать на межсубъектном и нормативном уровнях, между различными нормативными фактами, например, между нормами государственного и социального права. Разрешаются такие конфликты отнюдь не обязательно в пользу права официального, за которым стоит принудительная государственная власть, а путем ценностного социального выбора между двумя конфликтующими нормами. Если социальная ценность нормы официального права ниже, то или сразу или с течением времени она перестает функционировать, перестает применяться и теряет правовой характер. Правовой характер нормы вообще зависит от того, в какой мере могут быть реализованы предоставляемые ей правомочия и обязанности. Если же удается "перекрыть" действие конкурирующей нормы, то тем самым утверждается социальная ценность реально действующего нормативного факта. Возможны и такие ситуации, когда действуют одновременно две конкурирующие нормы и разрешение такого конфликта становится делом времени.[200]

Развитие правовой системы через юридический конфликт зависит с субъективной стороны от желания и способностей со стороны заинтересованных социальных групп вести борьбу за право, о которой (в несколько другом аспекте) говорил уже Р. Иеринг.[201]

Действие права и действие правовых норм следует отличать от действия нормативно-правовых актов. В последнем случае под действием чаще всего понимают не фактическую способность правового акта определять права и обязанности субъектов, а наличие у него так называемой юридической силы. Юридическая сила акта указывает на его государственно-волевое признание и занимаемое место в иерархии других правовых актов. Законодательный акт может иметь юридическую силу, но не действовать, т.е. оставаться «мертвым», клочком бумаги. Но и действие государственно признанного права невозможно без обретения им юридической силы.

Понятие социального регулирования. Действие права тесно связано с социальным и, соответственно, правовым регулированием. Под социальным регулированием в теории права понимается целенаправленное воздействие на поведение людей.

Под поведением в науке принято понимать присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде. Поведение возникает на определенном уровне организации материи, когда живые существа приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя ее с целью самосохранения и приспособления к условиям существования. Ценностные аспекты поведения выступают наиболее отчетливо тогда, когда действие приобретает характер поступка, т.е. личностно значимого акта, в котором воплощается определенная социальная ценность. В реальном поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты находятся в сложном соотношении. Действие неосознаваемых психических факторов наиболее рельефно выражается в эмоциональной сфере, в симпатиях и антипатиях, в аффективных проявлениях поведения.[202]

Поведение в праве следует понимать широко. Оно может проявляться не только во внешних телесных движениях, но и в таких актах, как признание или непризнание, требуемое нормой. Например, распространение действия нормы на новые отношения, признание сделки недействительной, а договора розничной купли-продажи - заключенным в надлежащей форме, - также требует соответствующего поведения субъекта, выраженного не столько во внешних, сколько во внутренних актах поведения. Поскольку поведение человека выражается в актах, т.е. в действии, необходимо остановиться и на этом понятии. Для целей настоящего курса вполне подойдет определение действия, данное немецким социологом М. Вебером. «Действием, - писал он, - мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».[203]

Различные поведенческие акты (внутренние и внешние) складываются в общественные отношения, которые могут носить материальный и духовный характер, быть случайными и закономерными, индивидуальными и групповыми.[204] Такие поведенческие акты могут представать в виде определенных стереотипов поведения, возникающих на основе социальных и биологических предпосылок, а могут быть результатом сознательного целеполагания на основе определенных нормативно-ценностных установок. Регулирование в строгом смысле слова будет иметь место только во втором случае. При этом можно говорить об автономном и гетерономном регулировании.

Автономное регулирование есть саморегулирование. Оно имеет место тогда, когда субъект сам устанавливает для себя правила и следует им. (Делает по утрам зарядку, чистит зубы, выполняет моральные обязательства).

Гетерономное регулирование является внешним по отношению к человеку. В этом случае субъект подчиняется правилам, которые не сам для себя установил, а которые уже существуют в обществе в качестве общеобязательных правил. Такое регулирование может быть как стихийным, так и сознательным. В первом случае субъект подчиняется нормам, возникновение которых не связано с каким-либо конкретным субъектом. Такую регулятивную роль выполняют нормы нравственности, некоторые религиозные нормы, обычаи и др. Сознательное регулирование связано с установлением каких-либо обязательных правил определенными субъектами.

Нормативное и ненормативное регулирование. Существуют различные средства социального регулирования. В зависимости от этого выделяют нормативное и ненормативное регулирование.

Нормативное регулирование осуществляется на основе норм, под которыми понимают разнообразные правила поведения общего характера.

Ненормативное регулирование является регулированием индивидуальным. Такое регулирование основывается на индивидуальных предписаниях, на психическом или физическом принуждении субъекта к определенным действиям и т.д.

Правовое регулирование и правовое воздействие. Под правовым регулированием следует понимать целенаправленное воздействие на поведение субъектов и общественные отношения с помощью правовых средств. (Под правовыми средствами понимают, в первую очередь, правовые нормы, правовые отношения). Приведенная формулировка дает основания для различения правового регулирования и правового воздействия. Правовое регулирование есть только там, где достигаются правовые цели. Воздействие – более широкое понятие. Правовое воздействие может быть разным. Например, в случае издания закона, не отвечающего интересам большинства населения, он может оказать негативное психологическое воздействие на граждан: вызвать общественное негодование, критику, гражданское неповиновение. И если он так и не реализовался в поведении субъектов, не породил субъективные права и обязанности, то это означает, что в этом случае не только отсутствует правовое регулирование, но и сам закон не является правовым законом. С другой стороны, правовое воздействие всегда предшествует правовому регулированию, поскольку ценностное правовое воздействие является необходимым условием возникновения права.

Правовое регулирование присуще всем видам права, но в государственно организованном праве оно носит сознательно-волевой и нормативный характер. В ходе дальнейшего изложения этой теме речь пойдет именно об этой форме правового регулирования.

Правовое регулирование как целенаправленная юридическая деятельность сопровождает всю историю существования права в обществе. Но если первоначально оно представляло собой попытки угадать «волю богов», то со временем превратилось в «человеческое, слишком человеческое» (Ницше) дело. В эпоху расцвета юридического мировоззрения (ХУ111 в.) на Западе господствовало убежденье, что одним росчерком пера можно изменить правовую систему страны. Современная правовая теория приходит в выводу, что в любой правовой системе правовое регулирование имеет свои естественные пределы и всегда законодатель вынужден считаться с теми социальными ожиданиями, которые существуют на этот счет в обществе.

Предмет правового регулирования. В научно-учебной правовой литературе можно встретить, по крайней мере, два взаимоисключающих ответа на вопрос, что регулируется правом (нормами права). Одни авторы (их большинство) полагают, что предметом правового регулирования являются общественные отношения, другие считают, что им может быть только поведение правового субъекта. Есть основания полагать, что подобное противопоставление неоправданно. Конечно, право воздействует и регулирует поведение человека, но ведь именно поведенческие акты лежат в основе общественного отношения. Поэтому не будет ошибкой утверждать, что предметом правового регулирования являются общественные отношения, только регулируются они опосредованно, через урегулированное поведение соответствующих субъектов.

Важно также иметь в виду, что право не может регулировать все отношения, существующие в обществе. В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые объективно требуют правового опосредования и «вписываются» в правовую структуру. Это значит, что они имеют свое место в иерархии социальных ценностей, могут быть смоделированы в правовой норме и переведены на язык субъективных прав и обязанностей.

Основной их массив может быть распределен по трем группам:

1). Отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными);

2). Отношения по перераспределению ценностей (властному управлению обществом);

3). Отношения по охране ценностей.[205]

Методы правового регулирования. Методы правового регулирования определяются предметом правового регулирования, т.е. многообразием соответствующих общественных отношений. Отношения в первой группе – это отношения между собственниками. Такие отношения не могут строится на основе властеподчинения. Отношения во второй и третьей группах – это отношения между властвующими и подвластными.

В соответствии с этим в теории права выделяют два основных метода правового регулирования: централизованный (императивный, авторитарный) метод и децентрализованный (автономный, диспозитивный) метод.

Метод централизованного регулирования основывается на отношениях субординации, властеподчинения. Правило поведения, которое формулируется при использовании этого метода, носит императивный и однозначный характер. Последствия его нарушения (санкция) наступает независимо от воли и желания потерпевшего. При помощи данного метода регулируются отношения между государством и частными лицами (публично-правовые отношения).

Метод децентрализованного регулирования основывается на координации отношений между субъектами, которые находятся в юридически равных отношениях. Поэтому нормы, используемые при данном методе правового регулирования, формулируется таким образом, чтобы в границах нормы субъекты могли самостоятельно договориться о правиле поведения, регулирующем их взаимоотношения. (Например, «необходимо поступать так-то, если стороны не договорились об ином»). Данный метод используется для регулирования частно-правовых отношений.

Способы и типы правового регулирования. Способы правового регулирования определяются характером сформулированного в норме правила поведения. Любое правовое правило имеет предоставительно-обязывающий характер. Это означает, что оно и предоставляет субъективные права и возлагает субъективные обязанности (активные и пассивные). В зависимости от того, что в правовой норме выступает на первый план – право или обязанность - выделяют три основных способа правового регулирования: управомочивание, обязывание и запрет.

Управомочивание выражается в предоставлении субъекту определенных правомочий (субъективных прав).

Обязывание выражается в предписании совершить определенные действия (активная обязанность).

Запрет представляет собой возложение обязанности не совершать определенных действий (пассивная обязанность).

Типы правового регулирования. В теории права выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и общезапретительный (разрешительный).

Общедозволительный тип выражается в формуле: разрешено все, что не запрещено (законодательством). Регулирование по этому типу предусматривает установление только тех запретов, без которых общество не может нормально существовать. Все, что не попадает под законодательный запрет, считается юридически разрешенным (дозволенным).[206] Такой тип регулирования доминирует в гражданском обществе, в сфере частноправовых отношений.

Общезапретительный (разрешительный) тип формулируется иначе: запрещено все, кроме прямо разрешенного (законодательно). Разрешается совершать только такие действия, которые прямо предписаны законодательством. Данный тип правового регулирования используется в публичном праве; на его основе должны функционировать органы государства, дабы не выходить за пределы своей компетенции.

Стадии правового регулирования.

Правовое регулирование начинается со стадии нормотворчества. Создание нормативной основы права – его первая стадия. Созданием правовых норм права могут заниматься различные субъекты – индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица, различные социальные и государственные структуры). Легитимным приоритетом в этом процессе обладает государство. Государство создает правовые нормы, которые имеют в потенции все возможности для получения приоритета правового действия. Нормы права определяют правовые возможности своих адресатов: очерчивают круг их прав и обязанностей, устанавливают правовой статус субъектов.

На второй стадии правового регулирования имеет место правовое воздействие норм на членов общества. Такое воздействие, как было отмечено выше, имеет информационный и ценностный характер. Необходимым условием для этого является доведение до сведения всех адресатов содержания правовых норм. В современных государствах это осуществляется путем опубликования тех нормативно правовых актов, в которых содержатся общеобязательные правила поведения.

Как заметил известный западный социолог Н. Луман, «ценности суть «слепые пятна», которые вооружают способностью к наблюдению и действованию». Но ценности скрыты в коммуникации. «…Самый заметный признак ценностей состоит в том, что коммуницируются они незаметно. Они предполагаются, допускаются в форме намеков и импликаций».[207] Это означает, что правовые ценности оказывают свое воздействие на субъекта путем установления правовой коммуникации, одним из выражений которой является правовое отношение.

Именно на второй стадии правового регулирования устанавливаются так называемые общие правовые отношения, которые вытекают непосредственно из закона (в широком смысле слова) и содержанием которых являются правовые возможности (субъективные права) и правовые обязанности. Правовые действия на этой стадии носят чаще всего пассивный характер (право рассчитывать на определенное поведение и требовать соответствующего поведения – исполнение пассивной обязанности не совершать определенных действий). Таково, например, право на жизнь, или право на собственность. Но если право на жизнь на этой стадии полностью реализуется, то право на собственность реализуется лишь как наличная правоспособность (право на право быть собственником).

Реализация норм права – это осуществление тех правил поведения, которые сформулированы в правовых нормах. В зависимости от того, как сформулировано правовое правило, выделяют такие формы (способы) реализации норм права как использование, исполнение и соблюдение норм права. Использование норм права представляет собой осуществление наличных субъективных прав;

исполнение нормы права – осуществление возложенной на субъекта обязанности;

соблюдение нормы права – соблюдение установленных правовой нормой запретов.

Особой формой реализации права является применение права. (См. лекцию «Применение права»).

На третьей стадии правового регулирования правовые отношения переходят в активную форму. При наличии соответствующих юридических фактов, субъекты правоотношений используют свои права, исполняют активные обязанности, своими действиями порождают новые права и обязанности. (Например, правоспособный субъект покупает недвижимость и после ее регистрации приобретает на нее право собственности). На этой стадии осуществляется защита нарушенных прав и интересов субъектов, устраняются препятствия для их реализации через правоприменительную деятельность государства.

Механизм правового регулирования (механизм действия права). Под механизмом правового регулирования понимают систему правовых средств, при помощи которых реализуются правовые цели. Если действие права есть его системное функционирование, то оно осуществляется при помощи специального механизма, который и называется механизмом действия права или механизмом правового регулирования. Как верно подметил В.С. Нерсесянц, «основная регулятивная функция механизма действия права и юридико-логический смысл действия права в целом состоят в том, чтобы наличную абстрактно-общую норму статичного права, т.е. общее правило для общего случая, надлежащим образом преобразовать в актуальную «казусную» норму, т.е. в конкретное правило для конкретного случая». [208]

Механизм права (механизм действия права, механизм правового регулирования) состоит из следующих элементов: правовых норм, правовых (юридических) фактов, правоотношений, индивидуальных актов реализации прав и обязанностей, актов толкования права, правоприменительных актов.

Несколько упрощенная схема действия механизма права заключается в следующем: социально признанные правовые нормы устанавливают общие правовые отношения, которые затем, при возникновении определенных правовых (юридических) фактов, трансформируются в конкретные правовые отношения. Правоотношения могут возникать, изменяться и прекращаться в результате самостоятельных актов реализации прав и обязанностей субъектами. При возникновении препятствий для реализации своего права или при неисполнении какими-либо субъектами своих обязанностей к действию правового механизма подключается государство, толкуя законодательство и конкретный случай правонарушения и осуществляя правоприменительную деятельность. Действия механизма права опосредуется правосознанием субъектов права, общественным правосознанием и осуществляется в режиме законности. Результатом действия права является общественный правопорядок.

Дополнительная литература по теме:

Антонова Л.И. Локальное правовое регулирование. Л., 1985.

Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989.

Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, клас­сификация // Советское государство и право. 1987. №6.

Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.

Братко А.Г. Запреты в советском праве. Саратов, 1979.

Витрук Н.В. Акты применения права в механизме реализации прав и свобод личности // Правоведение 1983. №2.

Витченко А.М. Виды методов правового регулирования // Вопросы тео­рии государства и права. Саратов, 1971.

Венгеров А.Б., Барабашева Н.С. Нормативная система и эффективность общественного производства. М., 1985.

Галаган И.А. О природе правового регулирования // Право и полити­ка:Современные проблемы соотношения и развития. Воронеж, 1996.

Гойман В.И. Действие права: методологический анализ. М., 1992.

Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.В. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993.

Завадская Л.Н. Механизм реализации права. М., 1992.

Казимирчук В.П. Социальный механизм действия права // Советское го­сударство и право. 1970. №1 0.

Кашанина Т.В. Индивидуальное регулирование в правовой сфере // Го­сударство и право. 1992. №1.

Красавчиков О.А. Диспозитивность в гражданско-правовом регулирова­нии // Советское государство и право. 1970. №1.

Краснояружский С.Г. Индивидуальное правовое регулирование. Общетеоретический аспект // Государство и право. 1993. №7.

Лазарев В.В. Правоположение: понятие, происхождение и роль в меха­низме юридического воздействия // Правоведение. 1976. №6.

Малько А.В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 1996. №3.

Малько А.В. Стимулы и ограничения как парные юридические категории // Правоведение. 1995. №1.

Малько А.В. Правовые льготы и поощрения: понятие, признаки, функции // Вопросы теории государства и права. Вып. 1. Саратов, 1998.

Малько А.В. Льготы в праве: Общетеоретический аспект // Правоведение. 1996. №1.

Матузов Н.И. О принципе “все, не запрещенное законом, дозволено” // Советское государство и право. 1989. №8.

Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. №1.

Мотовиловкер Е.Я. Теория регулятивного и охранительного права. Воро­неж, 1990.

Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции. М., 1986.

Новик Ю.И. Психологические проблемы правового регулирования. Минск, 1989.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.105 (0.01 с.)