Древневосточное государство и право. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древневосточное государство и право.



Первые государства появились в районах поливного земледелия на берегах Нила, Янцзы и др. В VІІІ веке до н.э образуется государство Древнего Китая. Основным занятием жителей Древнего Китая было земледелие.

Главой государства в Древнем Китае был император, опирающийся на разветвленный аппарат чиновников. Территория Древнего Китая была разделена на области и уезды. Каждым уездом и областью управляли два чиновника - военный и гражданский губернаторы. В середине ІV века до н.э. чиновник Древнего Китая Шан Ян провел реформу, которая была попыткой разрушить родоплеменную общину. Семьям, проживающим в одном доме и ведущим общее хозяйство, было предписано расселиться. Реформа сохраняла круговую поруку.

Рабовладение в Древнем Китае не получило столь широкого применения, как, например, в Древнем Египте, однако формально свободных общинников вряд ли можно считать действительно свободными людьми. Община находилась в бедственном положении. Нередки были крестьянские восстания.

В середине ІІ тысячелетия до н.э. северную территорию Индии завоевали племена, называющие себя ариями. Они полностью уничтожили проживавшие там племена, так и оставшиеся неизвестными. Арии занимались главным образом скотоводством. Расселяясь на просторах Индии, арии освоили земледелие.

Общество Древнего Индийского государства разделялось на четыре сословия, называемых варнами. Высшей варной считалась варна брахманов - варна жрецов. Следующая по значимости - варна кшатриев. Обе варны представляли аристократию, господствующий класс. Третью и четвертую варну представляли вайшьи и шудры. Брахманы обладали практически неограниченными правами и возможностями. Это во многом объяснялось тем, что брахманы являлись жрецами. В древнем обществе к служителям культа относились как к обладателям высшей божественной силы. Кшатриями являлись представители светской знати. Вайшьи - варна крестьян, торговцев, ремесленников. Шудрами являлись выгнанные или ушедшие из общины люди. Шудра не многим отличается от раба. Его можно продавать и покупать. Однако шудре разрешалось иметь семью и дети шудры являлись наследниками его имущества, в то время как раб мог иметь семью в исключительных случаях с позволения своего господина. Переход из одной варны в другую был невозможен.

Древняя Индия не была государством как таковым. На территории Индии располагались племена, которыми руководили раджи. Племена объединялись в союзы племен, называвшиеся царствами. После завоевания Индии Александром Македонским образование государства Древней Индии значительно ускорилось.

Особого внимания заслуживает Древний Египет и Древний Шумер.

В конце ІV - начале ІІІ тысячелетия до н.э. в Древнем Египте образуется сорок областей, называемых «40 номов». Впоследствии они были принудительно объединены фараоном Нарменом. Далее историю Древнего Египта можно разделить на три части - Древнее царство, Среднее царство и Новое царство. Уже в начале Древнего царства в Древнем Египте сложилось государство и классовое общество.

В период Древнего царства все египетские номы были достаточно независимы. Иммунитетными грамотами правительства они освобождались от уплаты налогов и податей в пользу государства. Именно поэтому произошел распад Древнего царства.

В период Среднего царства вопреки происходящей централизации власти номы сохраняют многие привилегии. Владения, должности и титулы номовской аристократии становятся наследственными.

В период Нового царства власть фараона резко усиливается, что негативно отражается на аристократии. Старейшины, ранее управлявшие общиной, постепенно выделились в особый класс управленцев во главе с монархом. Чиновничество становилось замкнутой привилегированной прослойкой общества. Вообще структуру государства восточного типа, в том числе и Древнего Египта, можно сравнить с пирамидой: наверху пирамиды находится полновластный монарх, обладающий неограниченной и обожествляющейся властью, затем его ближайшие соратники и на низшем уровне находились члены сельскохозяйственных общин.

Община оставалась основной структурной единицей общества. Распад сельской общины в условиях поливного земледелия и необходимости сооружения крупномасштабных ирригационных систем был невозможен. Впоследствии принудительный труд рабов начал активно конкурировать с трудом свободных общинников, а в период Нового царства разницы в положении рабов и свободных общинников практически не существовало.

Кроме крестьян в Древнем Египте находились ремесленники, торговцы, купцы. Огромным влиянием в Древнем Египте, как и в Индии, пользовались жрецы. В Древнем Египте существовала профессиональная армия

В начале ІІІ тысячелетия образовывается государство Древнего Шумера. Крестьяне были против огосударствления земель и эксплуатации меньшин-ством большинства. Начали происходить народные восстания. Монархическая форма правления появилась в Древнем Шумере только к середине ІІІ тысячелетия до н.э. До этого момента шумерийские города представляли собой города-республики наподобие Новгорода и Пскова на Руси.

В VІІІ веке до н.э. фараон Вавилона Хаммурапи завоевал все земли от Персидского залива до Ниневии. Общественный строй Вавилона схож с египетским. Различие заключается в положении свободных людей. В Вавилоне свободные люди были разделены на две категории - авилум и мушкенум. Авилум считались полностью свобод-ными людьми. Мушкенум же находились на положении полурабов.

Власть Хаммурапи была неограниченной.

ЗАКОНЫ ХАМУРАПИ.

Царствование Хаммурапи было также ознаменовано созданием свода законов, названных «законами Хаммурапи». Свод законов состоит из 282 статей. «Законы Хаммурапи» были написаны на каменном столбе, который выставлялся на городской площади, где и совершалось правосудие.

Законы Хаммурапи отличались казуальной формой изложения. Например, в статье 8 Нумерация статей условна сказано: «если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо ладью, то, если это божье - собственность храма или если это дворцовое, он может отдать это в 30-кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, - он может возместить в 10-кратном размере; если же вору нечем отдать, то его должно убить». При этом ничего не говорится о других видах имущества.

В своде законов нет различия между гражданским и уголовным правом, что весьма характерно для кодификаций древности. Кроме того, в Законах Хаммурапи о многих преступлениях, государственных например, вообще ничего не сказано. Похоже, наказание за эти преступления было столь естественным и очевидным, что законодатель не видел смысла в их разъяснении.

В Законах Хаммурапи широкое распространение получил принцип талиона. Это прекрасно иллюстрируют статьи 196 и 197 Законов Хаммурапи: «если человек повредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить его глаз» и «если человек сломает кость какого-либо человека, то должно сломать его кость».

Идея талиона является продолжением идеи кровной мести. Кровная месть ограничивалась законодателем, поскольку была уже не актуальна.. Затем основной мерой наказания становится материальное возмещение ущерба - штраф.

Законы Хаммурапи носили ярко выраженный сословный характер. Например, если у врача во время операции погибнет свободный человек, то врачу в соответствии с Законами Хаммурапи следует отрезать пальцы. Если же у врача во время операции погибнет раб мушкенума, то врач должен возместить мушкенуму раба. В Законах Хаммурапи активно используется объективное вменение. За совер-шенное преступление могли отвечать члены семьи преступника. В наследственном праве существуют два вида наследования - по закону и по завещанию. Первым появилось завещание по закону. Законодатель стремился обеспечить потомков собственника и ограничить завещательную свободу наследодателя. Согласно Законам Хаммурапи отец может лишить сына наследства только в наказание за «тяжкий грех», а не по собственному усмотрению. В соответствии с Законами Хаммурапи братья и сестры получают наследство в равных долях.

Семья Древнего Египта была патриархальной. Жена и дети должны были безоговорочно подчиняться мужу и отцу. Отец имеет право продать своих детей.

Муж имеет практически неограниченное право развода. Право жены на получение развода резко ограничено. Она может требовать развод только в трех случаях - в случае измены мужа, необоснованном обвинении в измене и в случае оставления мужем дома и местности проживания.

Бездетная жена могла дать мужу наложницу, которая родит ему детей. Жена при этом остается полноправной хозяйкой в доме.

Муж не имеет права без согласия жены распоряжаться имуществом жены. Интересно, что в случае развода жена может забрать свое имущество. Анализ некоторых статей Законов Хаммурапи позволяет сделать вывод, что незамужняя и не находящаяся под опекой женщина, например жрица, обладает значительной экономической свободой.

15. Рабовладельческое государство и право.

Рабовладельческое государство и право является исторически вторым типом государств, существовавших в мире. Данное государство приходит на смену родовому строю и выступает как политическая организация диктатуры рабовладельцев. Классические виды таких государств - Афинское и Римское государство. Именно в этих государствах наблюдаются классические формы рабовладельческого хозяйства. В ходе развития этих государств класс рабов постоянно вел борьбу против своих угнетателей. Кроме рабов против рабовладельцев выступали и неимущие слои населения.

Сущность этих государств состояла в том, что они являлись политическими органами класса рабовладельцев. И в этой связи они выполняли следующие функции: во внутренней деятельности - функцию подавления выступлений рабов с помощью вооруженных сил, при этом подавление характеризовалось особой жестокостью. Важнейшей функцией этого государства являлась функция идеологическая (церковь и религия). Вера в богов считалась обязательным делом. В этих же условиях рабовладельческое государство осуществляло функцию ведения общественных дел. Это строительство дорог, мостов, проведение ирригационных работ. Значение этой функции в том, что именно из нее впоследствии выросла экономическая функция. Во внешней деятельности рабовладельческое государство осуществляло функцию охраны соей территории и функцию ведения захватнических войн. Одна из важнейших задач - проведение захватнической политики.

Формы рабовладельческого государства достаточно различны. Особенность оформления данных государств в том, что рабы и неимущие слои отстранены от дел государства. Классические формы правления: монархия и аристократическая республика (хотя имела место и демократическая республика). Монархия характеризуется тем, что монарх осуществлял свою власть наследственно, и форма правления являлась абсолютной монархией, что порождало централизм в государственном управлении и обожествление власти монарха. При демократической республике в управлении делами государства принимали участие все свободные граждане. Наиболее типичной для рабовладельческой государственности являлась аристократическая республика. Она характеризовалась особым положением элиты рабовладельцев.

Рабовладельческий строй и рабовладельческая государственность породили такое явление как рабовладельческое право. Оно являлось классическим выражением правовой системы, основанной на отношениях частной собственности. Рабовладельческое право выступало как важное орудие осуществления власти рабовладельцев. Источниками рабовладельческого права являются римские Законы XII Таблиц и вавилонский Законник Хаммурапи, которые нацелены на закрепление власти и привилегий господствующего класса рабовладельцев. Раб здесь - говорящее орудие, рабов можно покупать и продавать. Женщина рабовладельческим правом рассматривалась как неполноценный субъект. При этом нормы права закрепляют имущественное неравенство членов общества. Санкции были крайне жестокие. Римское право - классическое выражение рабовладельческого права - впервые продемонстрировало разработку таких институтов, как институт собственности, обязательственное право, семейное право. Эти институты и нормы оказали существенное влияние на становление феодального государства. Римское право продемонстрировало основные виды источников, или форм права. В римском праве авторитет имел такой источник права, как правовой обычай. Обычаи сложились еще в эпоху родового строя, но в новых условиях они использовались как форма рабовладельческого права. Они имели устный характер и передавались от поколения к поколению. Другой источник - законы высших должностных лиц. В римском рабовладельческом праве складывались и правовые прецеденты, создаваемые судебной практикой. Они являлись обобщением судебной деятельности по типичным видам юридических дел и широко использовались в судебной деятельности. Вместе с тем, римское право продемонстрировало такой источник права, как право юристов. Это научные комментарии по важнейшим вопросам юридической деятельности, которые создавались видными юристами и признавались в качестве самостоятельных источников права. Видные юристы осуществляли не только комментирование законодательства, но и разработку новых правовых норм. Суды, рассматривая дела, указывали, что данное дело подлежит рассмотрению в определенном порядке со ссылками на авторитетных юристов. Этот источник оказал минимальное влияние на дальнейшее развитие права.

Классическое рабовладельческое государство и право оказало существенное влияние на последующее развитие государств Западной Европы.

 

16. Феодальное государство и право.

Феодальное государство выступает как государство, пришедшее на смену или восточной деспотии, или рабовладельческому государству. По своей сущности оно являлось государством класса феодалов. Основу феодального государства составляет сословное деление. Каждое сословие имеет свои особые права и обязанности. Сословия представляют собой сложившуюся на основе феодальных отношений классовую организацию, которая закреплена классовым законодательством. Переход из одного сословия в другое был крайне затруднен. Государство в этих условиях защищает интересы феодалов, и оно направлено против крепостных крестьян и ремесленников.

Феодальное государство во внутренней деятельности выполняет функции:

1) удержания крестьян в зависимости и подавления их сопротивления;

2) охраны частной собственности феодалов;

3) идеологическую;

4) ведения общих дел.

Во внешней деятельности феодальное государство осуществляет работу по защите своей территории и захвату чужих.

Основной формой феодального государства явилась монархия, которая на различных этапах сильно изменялась и характеризовалась сильной властью монарха. По мере того, как в недрах феодализма развивался капиталистический уклад, раздробленность становится помехой в развитии производительных сил, поэтому монархи начинают привлекать к управлению дворянство, духовенство, горожан. Начинает складываться сословно-представительная монархия. Во главе государства рядом с монархом находятся сословно-представительные органы, которые занимаются сбором налогов и выполняют некоторые другие функции под руководством монарха. Сословно-представительная монархия сменяется абсолютной. Абсолютизм складывается в то время, когда феодальные сословия приходят в упадок, а из сословия горожан формируется буржуазия. Абсолютизм - высший этап в развитии феодализма, характеризующийся строжайшим централизмом. Наблюдается персонализация государственной власти. Вместе с тем, для феодального государства характерна и республиканская форма правления (Венеция, Новгород). Однако все феодальные республики характеризуются принадлежностью власти крупной буржуазии и купечеству.

Феодальное право - возведенная в закон воля феодалов, направленная на эксплуатацию крестьянства и городского населения. Феодальное право закрепляет принадлежность земли феодалам и личную зависимость крестьян от помещика. Данное право имеет сословный характер, это так называемое право-привилегия. Каждое сословие имеет свои права и несет обязанности. Партикуляризм феодального права проявляется в том, что единое право в государстве, как правило, отсутствует. Оно складывается из разрозненных источников права, действующих в различных регионах страны. Феодальное право рассматривает физическую силу, как вполне правомерный способ рассмотрения и разрешения юридических дел (феодальные поединки, "кулачное право"). Еще одной особенностью феодального права явилось то, что особую роль в рассмотрении юридических дел имеют церковь и религия, создающие каноническое, или церковное право. Церковное право вторгается в среду гражданского оборота (имущественные, наследственные отношения), преследование уголовных преступлений. Из этого вытекает конфликт светской и религиозной власти, в ходе которого победу одерживает то церковь, то светская власть. Но религия оказала существенное влияние на процесс рецепции (заимствования) римского права. В монастырях изучались источники римского права, а затем готовились кадры просвещенных юристов.

Основной источник феодального права - обычай. Поэтому само феодальное право, выражая волю помещиков, было не столько продуктом кодификационных работ, сколько обобщением древних обычаев. Это порождает особую идеологию - историческую школу права: право у каждого народа не является продуктом кодификации, а медленно складывается, обычай - отец права.

Феодальное государство и право впоследствии были сменены буржуазным государством и правом. Буржуазный экономический, политический и социальный уклад медленно вызревал в недрах эпохи XII-XVII вв.

 

17. Буржуазное государство и право.

История и теория развития буржуазного государства и права заключает исторический опыт, который представляет интерес для современной России. Сегодняшняя Россия совершает переход к буржуазной государственности, поэтому исторический опыт, накопленный буржуазными государствами, очень важен для понимания путей развития российского государства и права. История свидетельствует, что буржуазное государство возникает в результате буржуазно-демократических революций XVI-XVIII вв. в странах Западной Европы. Возникновение буржуазного государства в различных страхах происходило по-разному. В Англии и Германии молодая буржуазия шла на определенный компромисс с дворянством. Следствием этого компромисса явилось возникновение буржуазного государства в форме конституционной монархии. В тех же странах, где буржуазные революции заканчивались решительной победой буржуазии, возникали буржуазные республики. Несмотря на многообразие политических форм буржуазное государство по сущности характеризовалось принадлежностью власти буржуазному классу. Буржуазия, приходя к власти, усовершенствовала машину государства и приспособило государство к осуществлению своих нужд. Экономической основой буржуазного государства являлся капиталистический способ производства (частная собственность и эксплуатация наемного труда). Появление самого буржуазного государства по сравнению с государством феодальным явилось историческим шагом вперед. Но с момента своего возникновения буржуазное государство не стоит на месте, оно находится в постоянном развитии, и история его развития сложна и дискуссионна. Развитие буржуазного государства рассматривается по трем основным этапам:

1) период утверждения капитализма XVIв.-1871 г. Этот период характеризуется относительной прогрессивностью буржуазного общества и самой буржуазии как выразителя интересов большинства населения.

2) период превращения капитализма в империализм 1871-1917 гг. В этот период происходило обострение социальных противоречий буржуазного общества, возникали экономические и политические кризисы, обострилась борьба между буржуазией и пролетариатом.

3) период общего кризиса капитализма 1917 г. - настоящее время. Капитализм не выдержал критики. Именно в этот период буржуазное государство претерпело изменения. Оно приобрело опыт сглаживания социальных противоречий, стабилизировался институт буржуазной демократии, сложилось буржуазное гражданское общество на основе принципов свободы и правовой связанности государства в своей деятельности.

Сущность буржуазного государства выражается в его основных функциях. Во внутренней функции буржуазное государство осуществляет:

1) функцию регулирования межклассовых отношений (в советский период - подавление революционного движения);

2) функцию охраны частной собственности;

3) функцию идеологического воздействия, пропагандируемую через СМИ;

4) фискальную (налоговую) функцию;

5) функцию социально-бытовой работы, которая проявляется в заботе о различных слоях буржуазного общества путем установления пенсий, пособий;

6) особую функцию - экономическую. История ее становления довольно поучительна. А. Смит писал, что "государство должно уподобляться ночному сторожу". Буржуазия на первых этапах боялась государственного вмешательства, однако кризисы, которые стали потрясать буржуазный строй, вынудили буржуазных экономистов и политиков пересмотреть свое отношение к государству. Возникла концепция Кейнса: разработка "рецептов" на предотвращение экономических кризисов. Он утверждал, что время, когда государство было "ночным сторожем" прошло, и государство должно осуществлять активную экономическую политику. Согласно этой концепции, эталоном осуществления государством экономической функции является:

1) создание государственного сектора в экономике;

2) выкуп убыточных частных предприятий и их переход под защиту государства, превращение их в элементы государственного сектора, не превышая 30% объема. Практическое развитие буржуазного строя выявило, что если к государству попадет более 30%, это ведет к застою в промышленности, а менее 30% не позволяют государству активно влиять на экономику;

3) политика предоставления кредита для поощрения развития отдельных отраслей промышленности;

4) осуществление системы заказов на производство определенной продукции;

5) политика налогообложения, государство устанавливает цены, что способствует стабильности;

6) попытки планирования и прогнозирования отдельных отраслей хозяйства.

Во внешней деятельности буржуазное государство осуществляет функции:

1) защиты своей территории;

2) поддержания мира, сотрудничества с другими странам;

3) охраны мирового порядка.

Формы правления буржуазного государства достаточно разнообразны. Чаще всего это республики и монархии. Республика характеризуется тем, что во главе государства стоит выборный коллегиальный орган. Республики делятся на президентские и парламентские. В президентских республиках президент формирует правительство и руководит им в повседневной жизни. Парламентские республики характеризуются тем, что правительство ответственно перед парламентом, глава правительства избирается парламентом и подотчетен ему. В мире наблюдается тенденция к президентской форме правления. Буржуазные монархии характеризуются наследственным характером власти. Основные формы буржуазной монархии - дуалистическая и конституционная. При дуалистической монархии монарх назначает высших министров и чиновников и руководит ими. При конституционной монархии власть ограничена, но монарх обладает правом отлагательного вето, хотя выступает скорее как символ, олицетворяющий нацию. По формам государственного устройства буржуазные государства бывают федеральными и унитарными. Особенность буржуазной федерации состоит в том, что отдельные субъекты не могут выйти из нее. С точки зрения политического режима, как правило, в буржуазном мире режимы бывают демократическими и авторитарными. При демократическо-либеральном режиме: правовой характер деятельности, значительный объем прав и свобод. Авторитарные режимы возникают в результате прихода к власти военных или в результате исторического становления личной власти какого-либо политика.

Буржуазное право выглядит как возведенная в закон воля класса капиталистов. Буржуазное право, как и государство, прошло достаточно сложный исторический путь развития. В нем наблюдались как периоды демократические, так и периоды кризиса. Буржуазия постаралась закрепить демократические права и свободы в конституциях и других законодательных актах. Буржуазная свобода трактуется как разрешение делать все, что не запрещено законом. Понимание буржуазной свободы воплотилось в принцип договоров. Важнейшей идеей буржуазного права является принцип законности. Он сложился в эпоху прихода к власти буржуазии. Развитие государства и общества привело не только к возникновению экономики и политики, но и кризисов законности - сложных и емких явлений. Их основные черты:

1) издание законов, противоречащих конституции (чрезвычайные законы);

2) запрет на деятельность прогрессивных партий, которые защищают права и интересы рабочих;

3) судебный и административный произвол: рассмотрение юридических дел не на основе закона, а на основе политической целесообразности;

4) использование армии для разгона собраний, митингов и т.п.

Эти признаки можно проследить и в сегодняшней российской действительности. В истории России прослеживаются все основные черты кризиса законности, выражающегося в параде суверенитетов субъектов РФ, а также в "войне законов". Кризис законности - это не постоянное явление. Как свидетельствует развитие стран Западной Европы, вместе с экономической и политической стабильностью стабилизируется и правовая законность.

Буржуазное право проходит в своем развитии деление всех правовых систем на англосаксонское право и континентальное право. Континентальное право базируется на кодификации, англосаксонское - это обычное право, базируется на судебном прецеденте. Англосаксонское право, в отличие от континентального, не знает деления на частное и публичное право. Особенностью континентальной системы является то, что оно организует свои институты на основе римского права, важнейшей чертой которого является защита частной собственности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.205.246.61 (0.111 с.)