Теория плюралистической демократии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория плюралистической демократии.



"Плюралистической демократии" теория, буржуазно-реформистская концепция, согласно которой политическая власть в современном буржуазном государстве превратилась в "коллективную власть" множества организаций, объединений (ассоциаций предпринимателей, церкви, профессиональных союзов, политических партий, фермерских объединений и т. д.). В результате этого происходит якобы утверждение всеобщей "плюральной" демократии, как разновидности и конкретизации "чистой демократии". Возникновение "П. д." т. связано с усложнением политической системы современного капитализма, с обострением классовой борьбы. В этих условиях классическая доктрина разделения властей (см. "Разделения властей" теория) была оттеснена теорией институционализма, служащей идеологич. базой "П. д." т. Теория "плюралистической демократии" сложилась также на основе идей буржуазной политической науки о группах давления и группах интересов (А. Бентли), социал-реформистских конструкций "власти организаций" (К. Каутский, Ж. Ренар и др.), а также "правового плюрализма" амер. Социолога Мак-Айвера. После 2-й мировой войны 1939—45 наиболее известными представителями "П. д." т. являются Г. Хекшер, С. Файнер и др. К "П. д." т. примыкают буржуазно-реформистские и правосоциалистические концепции "уравновешивающих сил", "диффузии власти" (см. "Диффузии власти" теория), расщепления суверенитета и т. п.

В действительности политическая власть (диктатура) монополистической буржуазии едина, хотя и осуществляется по различным каналам (власть государства, влияние буржуазных партий, деятельность предпринимательских союзов, церкви и др.). Борьба рабочего класса и др. трудящихся оказывает определённое влияние на политику правящих кругов, но организации рабочего класса не являются при капитализме субъектами государственной власти.

В своей трактовке социалистического политического строя "П. д." т. имеет антикоммунистическая направленность. В целом эта теория характеризуется эклектизмом, является попыткой критики монистической концепции государства и политической власти, принятой историческим материализмом.

Теория «государства всеобщего благоденствия»

В период свободной конкуренции экономическая деятельность буржуазного государства заключается главным образом в охране общих условий буржуазного хозяйства. Экономика была предоставлена частной инициативе предпринимателей, и вмешательство государства в эту сферу рассматривалось как социальное зло, посягательство на свободу и права человека. В период государственно-монополистического капитализма положение коренным образом меняется. В целях избежания глубоких структурных кризисов государство активно вмешивается в экономику. Осуществляется национализация многих отраслей промышленности, государство становится собственником, активным хозяйствующим субъектом.
На частный сектор государство также оказывает значительное воздействие различными способами регулирования и контроля: политикой цен, налогов, инвестиций, экспорта, импорта, государственных заказов и т.д.
Свою регулирующую роль, направленную на обеспечение полной занятости и предотвращение экономических кризисов буржуазное государство стремится упрочить с помощью системы планирования и государственного регулирования Наряду с этим государство осуществляет политику социальных услуг, которая включает социальное обеспечение, социальное страхование, пособия по безработице, болезни и старости, помощь матерям, доплаты на семью, социальную помощь больным, старикам, заботу о детях, здравоохранение, мероприятия и затраты в области жилищного строительства и т.д. В ходе осуществления этой политики в развитых буржуазных странах достигнут весьма высокий уровень жизни основной массы населения.
Необходимость активного государственного вмешательства в экономику как средство стабилизации современного монополистического хозяйства была разработана английским экономистом Д.Кейнсом в его работе "Общая теория занятости, процента и денег" (1936). Позднее эти идеи послужили основой многочисленных концепций "государства всеобщего благоденствия" (Дж.Мюрдаль, Дж.Стречи, АЛигу, У.А.Робсон, Д.Нейл и др.). Сторонники данной теории считают, что государственно-монополистическое регулирование экономики ведет к преодолению "социальных язв", классовых антагонизмов, присущих прежнему этапу развития капитализма, когда господство индивидуальной частной собственности и свободная конкуренция вызывали социально-экономическую поляризацию и борьбу классов. Создание смешанной экономики, активная регулирующая роль государства, и политика социальных услуг - все это, по мнению указанных идеологов, ведет к возникновению и развитию "государства всеобщего благоденствия" в отдельных высокоразвитых капиталистических странах, а в будущем - во всем мире. В этих условиях буржуазное государство коренным образом изменилось, потеряло свой классовый характер, стало орудием всего общества и преимущественно трудящихся.

 

Теория конвергенции.

Теория конвергенции (лат. сonvergentio - сближение разного, вплоть до возможного слияния в единое) - учение, обосновывавшее мирное сосуществование двух систем, капитализма и социализма, возможность и необходимость сглаживания экономических, политических и идеологических различий между капитализмом и социализмом, их последующему синтезу в некое "смешанное общество".

Конвергенция связана прежде всего с крупными масштабами современного производства, с большими вложениями капитала, совершенной техникой и со сложной организацией как важнейшим следствием названных факторов. Все это требует контроля над ценами и, насколько возможно, контроля над тем, что покупается по этим ценам. Другими словами, рынок должен быть заменен планированием. В экономических системах советского типа контроль над ценами является функцией государства. В США это управление потребительским спросом осуществляется менее формальным образом корпорациями, их рекламными отделами, агентами по сбыту, оптовыми и розничными торговцами. Но разница, очевидно, заключается скорее в применяемых методах, чем в преследуемых целях.

Политической причиной возникновения теории конвергенции явились геополитические результаты второй мировой войны, когда на карте мира оказалось полтора десятка социалистических стран, тесно связанных между собою, с населением свыше трети всех живущих на Земле. Формирование мировой социалистической системы привело к новому переделу мира - взаимному сближению ранее разобщенных капиталистических стран, разделению человечества на два полярных лагеря.

[" Конвергенция" от греческого сближать, сходиться в одной точке). Данная теория возникла в 50 -60 годы XX столетия и ее представители: Дж. Гелбрейт, Р. Арон,во второй половине - Х. Сорокин и др.

Они утверждали, что начинается конвергенция капитализма и социализма, заимствуя друг у друга положительные черты и преодолевая отрицательные стороны, они сольются в едином постиндустриальном обществе.

Капитализм разовьет планирование и госрегулирование экономики, что позволит нейтрализовать неблагоприятные последствия рыночной стихии. А социализм должен был изменить излишнюю жестокость централизованного руководства и вступить в стадию либерализации.

Сторонники этой концепции полагали, что подобная конвергенция - следствие современной научно-технической революции.

Политическая власть в этом обществе, согласно данной теории, теряет свой классовый характер. В нем руководят не предприниматели, а менеджеры, управляющий особый слой, возникающий в ходе НТР].

 

Теория диффузии власти.

Одна из современных буржуазно-реформистских концепций, согласно которой наличие в современном капиталистическом обществе значительного числа политических организаций разных классов (партии, профсоюзы, предпринимательские союзы и др.) ведёт к распылению (диффузии) политической власти в этом обществе. Его политическая организация изображается как нечто вроде коллективного властвования этих организаций, уравновешивающих друг друга и в равной мере воздействующих на потерявшее вследствие этого классовый характер государство. В своём реформистском варианте «Д. в.»т. отражает процесс врастания правой социал-демократии в капиталистическую государственность. В действительности никакой «Д. в.» в современном капиталистическом обществе не происходит; политическая власть принадлежит монополистическому капиталу, занимающему господствующее положение в экономике, а осуществляется им с помощью системы политических организаций, основное место среди которых занимает государственный механизм, тесно сросшийся с монополиями. Коммунистические и рабочие партии и другие прогрессивные организации трудящихся капиталистических стран ведут последовательную борьбу с системой власти монополистической буржуазии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.204.14 (0.005 с.)