Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества.

Поиск

Государство - это определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий - механизм, аппарат. Государство - организация непосредственного политического властвования. Все другие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществлении власти опосредованно, через государство, в различной мере и различных формах сотрудничая с ним. Государство отличается от этих организаций рядом существенных признаков:

1) государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2) государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство - единственный носитель суверенной власти.

3) государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Те или иные общественные организации могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество - исключительная прерогатива государства.

4) государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций. Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения. Функционирование этого специально созданного государственного механизма необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц - государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося разделения труда, состоит в том, чтобы управлять.

5) государство - единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.

6) только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.

7) один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми выше рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, - это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Государство не может обойтись без права, а право - без государства.

Взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества. В современных условиях Российскому государству принадлежит первостепенная роль в утверждении демократии и свободы, стабильности и гражданского мира, согласия и сотрудничества народов страны, в продолжении реформ и переходе к цивилизованному обществу, организации внешней обороны страны.

 

9. Причины возникновения права и его отличие от социальных норм первобытнообщинного строя.

Обычаи, нормы морали, а также религиозные заповеди, действовавшие в первобытном обществе, не содержали четких дозволений, обязываний, ограничений и запретов, к тому же они выражали и защищали прежде всего коллективный интерес. Личность вне общества - ничто. В то же время переход к "производящей" экономике настолько повысил эффективность индивидуального труда, что преобразовалась вся система социальных отношений. Специализируясь на выпуске конкретной продукции, человек мог удовлетворить свои потребности, лишь обменивая ее на продукты труда и услуги других членов общества. Но для наиболее полного удовлетворения своих интересов человек вынужден идти на ограничение собственной воли. Столкновение интересов вызывает необходимость их согласования, достижения компромисса, что служит основанием для формирования права. Формированию права активно способствовало и имущественное расслоение общества. Представители нарождающегося класса имущих были крайне заинтересованы в создании таких социальных норм, которые бы не только защищали, но и выражали их частные интересы.

Право как особая разновидность социальных норм весьма существенно отличается от социальных норм первобытнообщинного строя:

- если обычаи создавались всем обществом, то право формируется либо непосредственно государством, либо иными социальными организациями и под их контролем;

- если обычаи выражали общую волю и защищали общественный интерес, то право является выражением воли и баланса общественных, корпоративных и личных интересов членов общества;

- если обычаи носили в основном нефиксированную форму, то право получает свое внешнее выражение и закрепление в виде различного рода нормативных актов;

- если обычаи охранялись от нарушений всем обществом, то право обеспечивается специально созданным аппаратом принуждения, организационной и экономической мощью всего государства.

Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются и санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

 

10. Критический анализ основных теорий происхождения государства и права.

Вопрос о происхождении государства и права относится к числу наиболее дискуссионных в научной литературе. Это обусловлено тем, что происхождение государства и права напрямую связано с вопросом о сущности государства и права. Причины, которые обусловили появление государства и права предопределяют и сущность данного социального института. Историей общественного развития накоплено много различных теорий, который по-разному объясняют проблему происхождения государства и права. Это множество учений о происхождении государства и права определяется существованием довольно противоречивых социально-классовых, национальных, культурных, экономических и прочих интересов людей.

Одной из наиболее древних и классических теорий происхождения государства и права является теологическая теория (Фома Аквинский). Теология - богословие, отсюда теологическая теория - теория божественного происхождения государства и права. Эта теория на протяжении многих веков поддерживается религией, представители этой теории - церковные деятели. Согласно этой теории, государство есть реализация божественной идеи - Бог внушил людям мысль о необходимости создания государства и дал людям первых правителей - государей. Социальное назначение этой теории состоит в создании ореола святости, непогрешимости у государства и государственных служащих и внушении простым людям мысли о покорности государственным служащим и их действиям. Поэтому теологическую теорию поддерживало и государство, она сеяла в обществе иллюзии о святости правительства и о необходимости соблюдать все распоряжения государственной власти. Следует констатировать, что на сегодняшний день наблюдается возрождение религиозных идей, а следовательно и повышение авторитета теологической теории. В странах исламского мира религия занимает господствующее положение в государственном механизме, элементы усиления роли религии наблюдаются и в современной России. Создаются и функционируют религиозные учебные заведения, где учащимся преподносится теологическая теория.

Патриархальная теория (Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский). Согласно этой теории, государство возникает из разросшейся семьи, поэтому государство приравнивается к власти отца в семье. Социальное назначение этой теории состоит в оправдании власти государства, нравственном оправдании существующего правительства. Отсюда делается вывод, что восстание против правительства - это восстание против Отечества. Но данная теория ненаучна, она не выдерживает логической критики.

Теория насилия (Людвиг Гумпловский, Евгений Дюринг, Карл Каутский). Согласно данной теории, государство и право возникают из актов завоевания, искоренения одних народов другими. Первоначально на Земле существовали пастушеские и земледельческие племена людей. Земледельческие племена вели оседлый образ жизни, пастушеские - кочевой. В поиске новых земель пастушеские племена вели завоевательные войны, покоряли земледельческие племена и навязывали им свою власть. Так создавались государства. Отсюда следовал вывод, что войны в истории человечества носят прогрессивный характер. Данная теория имеет реакционный характер. Она оправдывает военный авантюризм, политику захватничества. С другой стороны, с точки зрения экономической, войны могут быть успешными только тогда, когда человеческий быт, экономика общества создают предпосылки для решения военных проблем.

Значительный след в развитии общественной мысли оставила психологическая теория (Леон Петражицкий, Сорокин, Гурвич и др.). Появление государства обусловлено психологическими эмоциями: потребностью повелевать, свойственной одним, и потребностью подчиняться, свойственной другим. Люди по своей природе неравны. Одни рождаются с психологическими задатками руководителя, другие - исполнителя. В этом заключена идея необходимости государства и права. Данная теория является идеалистической по своему характеру. Между тем, государство и право определяются прежде всего социальными факторами, необходимостью ограничений совместной жизни людей под влиянием политики, экономики, нравственности, психологии.

Договорная теория (Гуго Гроций, Б. Спиноза, Жан-Жак Руссо, А.Н. Радищев). Государство возникает в результате общественного договора, который заключают люди с целью создания стабильного правового порядка, с целью защиты своих прав и интересов. По этой теории в эпоху первобытного строя люди жили неупорядоченной системой отношений, существовала "война всех против всех". Поэтому с целью прекращения этого произвола они заключают общественный договор, создается государство. При этом люди рождаются свободными и обладают правами на жизнь, свободу, собственность и т.д. Заключая общественный договор, люди отдают часть своих естественных прав правительству, чтобы оно осуществило защиту общественного порядка. Следует вывод: если какое-либо правительство нарушает общественный договор, народ имеет право на восстание и свержение правительства. Эта теория оказала прогрессивное влияние на демократические движения в Европе и Азии. Вместе с тем, эта теория не обладает исторической научностью. Дело в том, что историческая наука и прочие науки о человеке не поддерживают факт о заключении договора у какого-либо народа. Поэтому эта теория используется как гипотеза, ее идеи получили широкое распространение в современном мире.

Наряду с этими теориями в науке существуют и другие теории. В частности, марксистско-ленинская - возникновение государства в результате классовой борьбы - рассматривает государство как инструмент подавления одного класса другим.

 

 

11. Проблема определения сущности государства в отечественной и зарубежной научной литературе.

Вопрос о понятии и сущности государства традиционно считается одним из наиболее дискуссионных. В истории человеческой мысли накоплено немало научных идей, посвященных исследованию природы и сущности государства. В политологии и юриспруденции ведутся оживленные дискуссии о понятии и основных чертах государства. Это объясняется рядом факторов. Во-первых, слишком весома и значима роль государства в решении социальных проблем, и отсюда каждый класс современного общества рассматривает государство как важнейшее средство удовлетворения своих интересов. Во-вторых, человеческие представления о сущности и социальном назначении государства на протяжении веков существенно изменялись. Государство периодически представало в глазах общества то как орудие насилия, то как средство достижения мира, гармонии и общественного блага. И это привнесло различия оценок, мнений о самом государстве. В-третьих, трудность понимания сущности государства состоит в том, что оно представляет из себя политическую абстракцию. Его нельзя увидеть, государство лишь мыслится, представляется как некая политическая организация общества. Отсюда в реальности государство отождествляется то с отдельными органами государства, то с обществом, которому оно служит, то с выполняемой государственной структурами деятельностью. И эта неуловимость образа государства делает его научное понятие дискуссионным.

Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, то есть главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении, и социального назначения - служебной роли и исторической цели. Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти общества. Вместе с тем возникшее полтора века назад марксистское понимание государства, которое более семидесяти лет воспринималось советским обществоведением как единственно правильное и незыблемое, с учетом исторического опыта и современного уровня научных знаний нуждается в критическом переосмыслении и уточнении. В частности, следует признать ошибочной общепринятую в советской литературе трактовку государства исключительно с классовых позиций, исходя из основополагающих указаний классиков марксизма, рассчитанных на государство в обществе, разделенном на антагонистические классы. Именно применительно к такому обществу они рассматривали государство как организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры. Хотя данные положения, выражавшие суть марксистского понимания государства в обществе с антагонистическими классами начиная со второй половины 40-х годов XIX в. и вплоть до свершения Октябрьской революции и начала строительства социализма в России, играли прогрессивную роль в объяснении происхождения, сущности, функционирования и развития государства, нельзя было придавать им всеобщего значения, превращать их в догму и распространять на все времена и страны, тем более в изменявшихся исторических условиях. Такой подход обеднял и искажал представление о государстве. Поэтому в связи с изменениями, происшедшими в мире после Второй мировой войны, трактовка государства исключительно с классовых позиций вступила в противоречие с ходом развития государства не только в капиталистических странах Запада, но и в СССР, а после его распада - в России и других странах СНГ. Рассматриваемый подход к трактовке государства необоснованно отвергал как идеалистические и ненаучные многочисленные немарксистские учения о государстве от Аристотеля до Каутского, его нынешних последователей в западноевропейской социал-демократии и современных буржуазных теорий. Несмотря на разнообразие и особенности этих учений, в том числе в дореволюционной России (Б.А. Кистяковский, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошин, Н.М. Коркунов, М.М. Сперанский, Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич и др.), почти все они, в той или иной мере отражая многовековой опыт мирового развития, сходятся в понимании государства как института социального компромисса и достижения общего блага. Однако данный подход также односторонен: если марксизм сводит суть понимания государства к его классово-насильственной стороне, немарксистские теории так или иначе признают в государстве лишь другую его сторону - общесоциальную, общечеловеческую. В этой связи особое внимание привлекает высказанная в "Капитале" мысль Маркса о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые функции. К сожалению, данный тезис, затронутый Марксом лишь мимоходом при рассмотрении другого вопроса применительно к рабовладельческому и буржуазному государству, не получил дальнейшей разработки ни в самом "Капитале", ни в более поздних трудах Маркса, не повлиял на суть понимания государства его последователями. Между тем именно в данном суждении получает краткое и синтезированное выражение понимание сущности государства. Все социальные явления противоречивы. Они существуют и развиваются в борьбе противоречивых начал, отсюда сущность государства есть единство и противоречие между двумя основными идеями - идеей насилия и идеей общественного блага. Любое государство есть выражение осуществления диктатуры, насилия, с другой стороны государство организует мирное существование различных классов и социальных слоев, а наряду с решением сугубо классовых задач оно выполняет и общечеловеческую миссию. Следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым в государстве в разные эпохи не одинаково, оно динамично отражает реалии социально-экономического и политико-государственного развития, уровень прогресса и демократии. Развитие противоречия от орудия насилия до идеи общего блага и утверждает развитие государства.

12. Понятие и признаки государства.

Чтобы научным образом подойти к природе государства, целесообразно бросить взгляд на историю его возникновения. Государство не вечно, было время, когда государства не было. Это так называемый первобытный строй. А кроме того, марксизм утверждает, что в будущем государство станет ненужным и отомрет. Но у человечества в современных условиях не накоплено еще исторического материала, чтобы утверждать, что государство может отмереть. Если обратиться к древности, то в условиях родового строя государство в его современном значении отсутствовало. Государство возникает на том рубеже исторического развития, когда органы общественной власти родового строя превращаются в органы публичной политической власти. Государство, как утверждает историческая наука, возникает в силу экономических и демографических причин, обусловивших разделение общества на классы, увеличение плотности населения, появление частной собственности и возникновение социальных противоречий в обществе. Необходимость сдерживать развитие социальных противоречий и вызвала к жизни органы политического властвования, то есть специальный аппарат управления делами общества. Возникновение государства знаменует собой появление целого ряда особых признаков у политической власти, которые в совокупности дают основание говорить о возникшем государстве. Вопрос о признаках государства в науке сложен. Еще до 1917 г. в науке обычно выделялись три признака возникшего государства. Это: общность территории, проживание на этой территории определенного населения, наличие общей верховной власти. В настоящее время наука выделяет следующие признаки государства:

1) публичная государственная власть;

2) территориальное разделение;

3) суверенитет или суверенный характер политической власти;

4) наличие права как особого признака государства.

Публичная власть приходит на смену общественной власти, существовавшей в условиях родового строя. Она состоит из особых органов, которые занимаются управлением, делами общества на профессиональной основе. В органах публичной политической власти заняты профессиональные управленцы, которые за свою деятельность получают зарплату. Для того, чтобы содержать эти органы публичной власти, государство вводит налоги. Основная черта публичной власти - возможность навязывания своей воли населению. Власть вообще характеризуется способностью подчинять себе волю и интересы других людей. Власть выражается во властеотношениях, то есть когда с одной стороны имеется властвующий субъект, а с другой - подвластные ему субъекты. Органы публичной власти опираются на аппарат принуждения (армия, полиция, суды, тюрьмы и т.д.).

Территориальное разделение населения - данный признак является одним из древнейших. Население государства для своего проживания закрепляется в границах определенной территории. Если в условиях родового строя границы имели по преимуществу географический характер, то с возникновением государства появляются границы как особые политические рубежи распространения государственной власти. Появляется деление государства на республики, штаты, края, районы и т.д. Данный признак административно-территориального деления у нас в стране принял преувеличенную форму - он проявляется в институте прописки. Территориальное разделение населения способствует проведению в жизнь политики налогообложения. Гражданин на определенной территории облагается налогами и для государства существует как налогоплательщик.

Суверенитет - состояние независимости политической власти в решении внутренних и внешних задач. Он означает, что государственная власть в границах государства не подчиняется никакой другой власти и осуществляет государственную деятельность, являясь самостоятельной и независимой. В науке следует различать государственный суверенитет, национальный суверенитет и народный суверенитет. Народный суверенитет является основным, базовым, исходным понятием. Он выражается в праве народа на самостоятельность организации в той или иной форме государственного устройства. Народ - творец истории, именно он обладает абсолютным суверенитетом, который не может быть никем ограничен без унижения народа. Из народного суверенитета следует национальный суверенитет. Национальный суверенитет выражается в праве той или иной нации на создание такого государства, в котором бы выражались исторические особенности населения. Отсюда государства могут создаваться одной нации (мононациональные) или союзные федеративные государства, в которых каждая нация, проживающая обособленно, привносит свои национальные особенности, свой колорит. Однако следует помнить, что в рамках союзного федеративного государства национальный суверенитет может и должен быть ограничен в пользу центра. Государственный суверенитет означает конкретизацию народного и национального суверенитетов в конкретном устройстве государства. И в этом смысле государственный суверенитет есть конкретное выражение народных и национальных особенностей общества, в котором существует государство. Формальным признанием государственного суверенитета выступают гимн, герб, флаг. Это внешние символы государственного суверенитета, которые не в праве присваивать никакие субъекты без разрешения.

С момента возникновения государства существенным его признаком является наличие права. Право есть система определенных государственно-обязательных норм, опирающаяся на силу и мощь государственного принуждения. Рассмотрение права как особого признака государства является дискуссионным. Современная правовая мысль часто отдает предпочтение приоритету права перед государством. Спорность этой проблемы состоит в том, что появляется вперед: государство или право. История свидетельствует, что государство и право появляются вместе. Факт возникновения государства ведет к появлению права, а существование правовых норм есть признание существующего государства. С момента появления органов публичной власти государство опирается на правовые нормы. Норма права - это юридическое выражение государственного властвования. Право сдерживает произвол в государственном управлении, направляя государственную деятельность в русло, определенное правовыми нормами. Таким образом, государство создает, творит правовые нормы и вместе с тем проводит их в жизнь в своей деятельности по применению права.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что государство есть политическая организация общества, выражающаяся в суверенном характере властвования и создании особого правового порядка на своей территории. Другими словами, государство есть политико-территориальная, суверенная организация политической власти, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная делать свои веления обязательными для населения страны.

Понятие государства часто смешивается со сходными с ним явлениями государственной жизни - обществом и страной. Общество - это совокупность людей, объединенных отношениями экономического, нравственного, политического характера, общество - система отношений между людьми. Государство - аппарат управления делами общества. Общество - социальная почва, опора государства. Термин "страна" несет в себе не столько политический, сколько географический смысл. Под страной обычно понимается население, проживающее в определенных границах и располагающее ресурсами. Государство - политическая организация управления страной. Оно руководит, управляет населением в границах определенной территории. Часто государство отождествляется с отдельными организациями, органами и общественными объединениями. Но государство - более глобальное политическое понятие. Отдельные организации могут выполнять только отдельные виды государственной деятельности, но заменять все государство они не могут.

 

13. Учение об исторических типах государства: формационный и цивилизационный подходы.

История свидетельствует, что все государства, существующие в мире в границах определенной исторической эпохи, характеризуются единством, повторяемостью своих существенных сторон. Так сложилось представление об историческом типе государства. Исторический тип государства - это основные черты государства, присущие ему на определенной исторической фазе развития общества. В науке выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.

Формационный подход выражает марксистское отношение к вопросу о типе государства. Согласно этому подходу исторический тип государства определяется особенностью общественно-экономической формации, на базе которой сложилось государство. Экономическая формация - это единство производительных сил и производственных отношений. Выделяется пять типов государства:

1) первобытнообщинный;

2) рабовладельческий;

3) феодальный;

4) капиталистический;

5) социалистический.

В мире, как учит марксизм, существовали и существуют такие типы государства. Эта теория утверждает, что развитие идет от низшего к высшему. Социалистическое государство является высшим и последним историческим типом. Но данная концепция не подтверждается историческим развитием. Она не учитывает восточный исторический тип государства, который существовал в странах Древнего Востока до рабовладельческих государств Древней Греции и Древнего Рима, то есть древневосточную деспотию. Социалистическое государство на сегодняшний день по своей сути выступает как бюрократический, казарменный социализм. Современная Россия и другие страны совершают переход к капиталистическому историческому типу. Социалистический путь представляет собой тупик в развитии человечества. Вместе с тем, формационный подход может быть полезен и для дальнейшего изучения и уточнения ранних типов государства.

Другим современным подходом к типологии государства является цивилизационный. В настоящее время в нем преобладает технологическое направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня, которой соответствует данное государство. Одной из наиболее характерных для этого направления цивилизационного подхода является "теория стадий экономического роста", автором которой является американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Согласно этой теории, все общества по уровню экономического развития можно отнести к одной из пяти стадий:

1) традиционное общество;

2) переходное общество, в котором закладываются основы преобразований;

3) общество, переживающее процесс сдвига;

4) созревающее общество;

5) общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на донъютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства. Вторая стадия - это период трансформации "традиционного общества" в более развитый период закладывания основ для "сдвига" в области обрабатывающей промышленности. Третья стадия - "сдвиг", взлет научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Четвертая стадия характеризуется как пора "зрелости", когда на основе применения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения. И пятая стадия - это период "высокого уровня массового потребления", в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов длительного пользования и услуг. В соответствии с этой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать "государством всеобщего благоденствия".

К теории "стадии экономического роста" тесно примыкают теории "менеджеризма", "единого индустриального общества", "постиндустриального общества" и другие, согласно которым в современную эпоху необходимость в революционном изменении условий жизни общества отпадает или уже отпала, ибо научно-техническая революция по своим социальным последствиям спонтанно, автоматически выступает как заменитель социальной революции, который, неся все основные социальные преобразования, не затрагивает основы капитализма - частной собственности. Значительное место в ряду этих теорий занимает идея "конвергенции", сближения двух систем, социалистической и капиталистической (А.Д. Сахаров). Суть ее в сближении и воплощении в едином типе общества и государства того лучшего, что содержат в себе обе системы в целях обеспечения прогресса, свободы и мира внутри каждой страны и на международной арене.

Представителем другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах государства является английский историк Арнольд Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимается замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В соответствии с этим он выделяет в мировой истории более двадцати цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих рядом друг с другом. Согласно этому подходу, государство развивается вне рамок временных периодов. Обращает на себя внимание смешение А. Тойнби понятий общества и государства. Хотя его взгляды и представляют определенный интерес, выдвигаемые им признаки относятся скорее к типологии общества, а не государства.

При изучении вопроса о типах государства следует пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходом, не допуская их противопоставления. Позитивные стороны того и другого, взятые в единстве, дополняя друг друга, позволяют более глубоко и конкретно понять эту сложную проблему.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.186.233 (0.012 с.)