Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и виды подзаконных нормативных актов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наряду с законами действуют и подзаконные нормативные акты. Подзаконные нормативные акты представляют собой систему источников права, издаваемых на основании использования законов и регулирующих какие-либо вопросы отраслевого управления. Подзаконные нормативные акты представляют собой сложную иерархическую систему. Во главе находятся указы Президента. Они издаются по вопросам компетенции Президента. При этом Президент может издавать акты ненормативного, индивидуального характера. Источниками права в этом случае выступают нормативные указы Президента. Следующее звено - постановления Правительства РФ, то есть Правительство может создавать источники права в форме постановлений. Оно издает постановления по вопросам хозяйственной, социально-культурной жизни всего общества. Эти постановления не должны противоречить законам и указам Президента. Третье звено - нормативные акты министерств и ведомств, издаваемые в форме приказов и инструкций. Это нормативные акты, которые принимаются министрами и председателями государственных комитетов. Они характеризуются тем, что их юридическая сила не должна входить в противоречие с законами и постановлениями Правительства. Четвертое звено - постановления, принимаемые главами исполнительной власти субъектов РФ. Эти постановления принимаются губернаторами и другими должностными лицами. Они также не должны противоречить вышеперечисленным источникам права. Последнее звено - нормативные подзаконные акты на уровне руководителей местной администрации: руководителями районного звена, городского звена. Они регулируют вопросы внутренней жизни на данной территории. Это приказы и инструкции руководителей предприятий и учреждений, нормативные акты, издаваемые директорами заводов, фабрик и т.д. Их действие локализовано и распространяется на работников данного учреждения.
61. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. 1) Действие нормативных актов во времени. Можно выделить несколько вариантов вступления нормативно-правовых актов в действие. Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта является истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, федеральные законы и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на территории РФ по истечении 10 дней после дня их опубликования, а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, - по истечении 7 дней после их первого официального опубликования. Также по истечении 7 дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания. Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом. В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. В-четвертых, те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в силу с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие. Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими обстоятельствами: - истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт; - в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом; - в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений. Этот вариант прекращения действия нормативного акта менее желателен, так как часто порождает противоречивую правоприменительную практику, возникновение пробелов и коллизий правовых норм. Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключения: - когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия; - когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность; - когда нормативный акт отменяет уголовную ответственность. Исключение составляет и "переживание" старого нормативного акта, при котором утративший юридическую силу нормативный акт по специальному указанию правотворческого органа продолжает регулировать некоторые отношения, возникшие или существовавшие во время действия этого акта. 2) Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов. Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа. Под государственной территорией принято считать часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты. В федеративных государствах регулирование отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах территориальных границ каждого из этих органов. Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства. Кроме того, в соответствии с законодательством РФ при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество. 3) Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. Существует общее правило, в соответствии с которым нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства). Однако из этого правила есть исключения: во-первых, действующее уголовное законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящихся на территории России, но и на ее граждан за границей; во-вторых, адресность нормативных актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (Конституция или УК РФ). Другие нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (студентам, пенсионерам, военнослужащим, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, и т.д.); в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства: - им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы, обязанность службы в Вооруженных Силах России и т.д.); - представители иностранных государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершенные на территории РФ, решается дипломатическим путем. Особую категорию адресатов нормативных актов составляют лица с двойным гражданством, а также беженцы и переселенцы. Лица с двойным гражданством (бипатриды) становятся адресатами законодательства двух и более государств. Беженцы, покинув свою страну в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств (преследование, стихийное бедствие, военные действия), также становятся субъектами правоотношений нескольких государств. В отличие от них вынужденные переселенцы покидают (по разным причинам) не суверенное государство, а какой-либо регион данной страны. Несмотря на многообразие и своеобразие адресатов нормативно-правовых актов, для всех них в России в соответствии с Конституцией признается и гарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. 62. Формы права, санкционированные государством. Формы права, санкционированные государством, - это прежде всего правовые обычаи, то есть обычаи, сложившиеся в результате неоднократного применения и выражающие правила поведения. Они признаются и возводятся в закон государством. Например, ГК РФ упоминает правовые обычаи как возможные источники права. Правовые обычаи используются в земельном праве. они используются как местные формы права национального характера у отдельных народов. Следующее звено - нормативные акты общественных объединений. Они становятся источниками права с последующего или предварительного санкционирования государством. Разработка и принятие уставов, положений при создании общественных объединений проходит стадию регистрации органами юстиции. Иногда государство заранее дает согласие на разработку и принятие какого-либо нормативного акта. За последние годы возрастает роль и значение особого источника права - договора с нормативным содержанием. Это взаимный договор между сторонами, которые обязываются брать на себя определенные права и обязанности. Например, контракты, брачные договоры, коллективные договоры на предприятиях. Следующим источником права выступают международные договоры - межгосударственные соглашения, которые получили ратификацию со стороны Федерального Собрания. 63. Понятие и виды систематизации источников права. В обществе существует множество различных источников права. Чтобы проще было ориентироваться в них, необходимо постоянно приводить их в определенную систему. Такая деятельность выражается в понятии систематизация источников права, то есть упорядочения их в целях удобства использования на практике. Выделяют три основных вида систематизации: инкорпорация, кодификация и консолидация. Инкорпорация - такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках в определенном порядке. Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма изложения их сути иногда претерпевает изменения. Все операции осуществляются в плоскости внешней обработки правового акта: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значение, а также содержащие явные противоречия и т.п. Юридическая сила актов, подвергшихся инкорпоративной обработке, сохраняется с момента их принятия. Вопросами инкорпорации могут заниматься государственные органы, общественные организации и отдельные граждане. Отсюда различают инкорпорацию официальную, полуофициальную (официозную) и неофициальную. Официальная инкорпорация предполагает утверждение унифицированных собраний и сборников инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты. По своей природе акт официальной инкорпорации - это способ опубликования и переиздания действующих нормативных положений и, следовательно, официальный источник законодательства. Полномочия инкорпоратора при такой форме систематизации обусловлены, во-первых, пределами правотворческих возможностей указанного органа и границами подведомственной ему территории, во-вторых, юридической силой актов, включаемых в сборник и пространством их действия, причем решение всех вопросов, затронутых в инкорпоративных документах, должно входить в компетенцию соответствующего органа, а его акты обладать равной или большей юридической силой по сравнению с теми, которые помещены в сборнике. Если инкорпоратор не в состоянии осуществить подобные задачи, то он вправе обратиться с предложениями на этот счет в соответствующие правотворческие органы. Потребность в официальной инкорпорации выражается в том, чтобы правоприменитель мог правильно и оперативно ориентироваться в нормативном материале и при этом быть уверенным в его юридической точности. Приемы и способы достижения такой цели могут быть различны, но можно выделить два их основных вида - хронологический и предметный. Хронологическая инкорпорация предполагает приведение нормативных актов в определенный порядок в процессе их официального опубликования. Нормативные акты размещаются в хронологическом порядке с годовой нумерацией выпусков и статей. Предметная инкорпорация - более сложный вид систематизации, в результате которой создаются тома собрания действующих нормативных актов высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом более глубокого изучения и анализа объединяемого по предметному признаку материала. Официальная инкорпорация означает подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специально уполномоченными на то государственными органами. Такие собрания являются источниками официального опубликования. Неофициальные систематические собрания формируются отдельными ведомствами, научными и учебными заведениями, частными лицами. Поэтому неофициальные инкорпоративные сборники нельзя рассматривать в качестве источника законодательства, формы опубликования нормативных актов. На них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Материал для обработки здесь отбирается исключительно по усмотрению инкорпоратора. Кодификация - наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. Его появление приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту органом, его утвердившим. Формами кодификации законодательства являются основы, кодексы, уставы, положения и т.д. Они представляют собой органические законы, в которых объединены различные правовые нормы, институты, регламентирующие разнородные общественные отношения определенной отрасли. Кодификация отличается от инкорпорации по следующим основаниям. - Во-первых, инкорпорация - функция государственных органов, направленная на поддержание рабочего состояние действующего законодательства, не меняющая его содержания. Кодификация же, напротив, осуществляется периодически, в зависимости от накопления нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки и объединения в целом или по отдельным отраслям. - Во-вторых, у них различен предмет воздействия. При кодификации речь идет о правовых предписаниях и юридических институтах, а при инкорпорации - о нормативно-правовых актах, их технической обработке. - В-третьих, они разнятся и по своим результатам. Процесс инкорпорации завершает собрание или сборник изданных в разное время нормативно-правовых актов, содержание которых остается неизменным, а кодификацию завершает новый как по форме, так и по содержанию правовой акт. Его текст подлинный, официальный, на него должны ссылаться правоприменительные органы. - В-четвертых, кодификация всегда носит официальный характер и осуществляется исключительно государственными органами, а инкорпорация не придерживается таких жестких рамок и может проявлять себя в разных вариантах. В литературе различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации. Всеобщая кодификация предполагает образование сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства. Отраслевая кодификация представляет собой объединение нормативного материала какой-то определенной отрасли или подотрасли законодательства. Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов. Специфическим видом систематизации законодательства является консолидация. Ее цель - устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией. 64. Понятие и структура системы права. В понятии "система права" ключевым выступает термин "система". С точки зрения философии, термин система употребляется как объект исследования и институт научного познания. Система в философии определяется как выделившееся из окружающей среды целостное множество элементов, объединенных между сбой совокупностью внутренних связей и отношений. Это означает, что вопрос о системе права - это вопрос об основных элементах права, их взаимосвязи, способе организации. Исследовать систему права означает выявить ее структурную организацию, указать принципы, строение и развитие. В этой связи строение и развитие российского права предопределено системой общественных отношений, складывающихся на данном этапе развития общества. Общественные отношения предопределяют в своем существовании систему права, а она является отражением тех тенденций и закономерностей, в соответствии с которыми складывается и развивается экономические, политические, социально-культурные и прочие отношения российского общества. Это означает, что законодатель не может произвольно издавать правовые нормы, изменять исторический тип права и его основные черты. Он в соответствии с потребностями общественного развития лишь устанавливает, издает правовые нормы, которые подключаются к регулированию уже существующих, сложившихся общественных отношений. Отсюда система права - это объективное свойство права, исторически порождаемое экономическим и социальным строем данного общества. Реальным содержанием системы права выступают правовые нормы, объединившиеся в правовые институты и отрасли права. Таким образом, норма права, правовой институт и отрасль права выступают основными элементами, из которых складывается сама система права. Система права живет и развивается под влиянием двух основных факторов: 1) потребности общественной жизни, выражающиеся в различных сторонах общественных отношений (в первую очередь, экономических); 2) деятельность законодателя, то есть деятельность правотворческих органов, которые создают правовые нормы в соответствии с требованиями общественного бытия. Понятие "система права" не следует смешивать с понятием "система законодательства", которое представляет собой совокупность законов и подзаконных нормативных актов, являющихся формой и выражением юридических норм. Законодательство содержит в себе, кроме норм права, призывы, декларации, правовые определения, указания на цели издания нормативных актов. Основными элементами в системе законодательства выступают нормативные правовые предписания и нормативные акты. Тем самым, система законодательства отличается от системы права по своему содержанию. Различие между ними также следует проводить по внутреннему строению. Система права характеризуется имеющимися отраслями и институтами, а система законодательства раскрывается во внешних источниках права, то есть в системе законов и подзаконных нормативных актов. Это различие носит объективный характер и выражается в том, что отрасли законодательства не совпадают с отраслями права. Во-вторых, отрасли законодательства сочетаются в свою систему на основе принципов, отличающихся от принципов формирования системы права. За основу построения отрасли законодательства берется принцип наибольшей эффективности воздействия правовых норм, источников права на общественные отношения. В соответствии с этим критерием осуществляется систематизация всего законодательства. Все сказанное относительно системы права позволяют определить ее как объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в объединении и расположении нормативного материала по отраслям и институтам права. Понятие "система права" необходимо отличать и от другого, близкого по смыслу понятия "правовая система". Термин "правовая система" по значению аналогичен употребляемому в общественных науках термину "политическая система". Но если основным элементом политической системы является государство и политическая власть, то в понятии правовая система акцент делается на активной роли права. Понятие "правовая система" еще не получило точного и однозначного определения. Необходимо помнить, что правовая система не совпадает ни с системой права, ни с системой законодательства. Это более широкое, глобальное понятие: в правовую систему входят право, системы источников права, система правовых учреждений, судебная и иная юридическая практика, механизм правового регулирования, права и обязанности субъектов, правовые отношения, правосознание и т.д. Отсюда сам термин "правовая система" употребляется по значению как правовая надстройка общества или как термин "правовая жизнь". Правовая система - это система взглядов, отношений, учреждений, институтов, режимов и т.д., поэтому правовая система включает в себя и систему права, и систему законодательства.
65. Основания выделения и виды отраслей в системе права. Предмет и метод правового регулирования. В качестве внутренних элементов системы права выступают отдельные нормы, отрасли и институты права. Нормы выглядят как формально-определенные, государственно обязательные правила поведения общего характера, установленные или санкционированные государством и им охраняемые. Правовые нормы объединяются связями в более сложные ассоциации, которые называются отраслями права и институтами права. Отрасль права - это совокупность обособленных юридических норм, регулирующих качественно однородные группы общественных отношений. Другими словами, отрасль права - это объективно сложившаяся внутри единой системы права в виде ее обособленной части группа правовых институтов и норм, регулирующая качественно однородные общественные отношения. Как правило, в отрасль права входят правовые нормы, выражающие в совокупности некоторую юридическую целостность, то есть данная группа правовых норм выступает перед лицом всех других отраслей как своеобразное нерасчленяемое целое. Благодаря своей обособленности отрасли права вступают во взаимодействие между собой, сохраняя свою качественную определенность. Все отрасли права, образующие систему права, строятся на основе двух принципов: предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования - это качественно однородная группа общественных отношений, выступающих в виде объекта регулирования определенной группы правовых норм. Так, например, специфическим предметом правового регулирования административного права выступают общественные отношения, которые складываются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государства. Каждая отрасль права имеет свой особый предмет правового регулирования. Отдельные отрасли права делятся на более мелкие подразделения, называемые правовыми институтами. Правовой институт - это обособленная, выделившаяся группа юридических норм, регулирующая качественно однородные отношения внутри отрасли права или между отраслями. Например, правовым институтом может служить группа норм гражданского права, регулирующая отношения собственности, наследования и т.д. институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными). Отраслевые институты - это группа правовых норм внутри одной отрасли. Однако отдельные правовые институты могут объединять в себе правовые нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Развитие системы права выражается в том, что в жизни общества могут приобретать особое значение отдельные сферы общественной жизни. В этой связи правовые институты, регулирующие эти отношения, могут приобретать тенденцию к перерастанию в отдельные отрасли. Из наиболее значимых правовых институтов могут складываться отрасли права. Каждая отрасль права характеризуется своим методом. Под методом правового регулирования следует понимать совокупность приемов, способов воздействия права на определенную сферу общественных отношений. Сам метод правового регулирования имеет свою достаточно стабильную структуру. Каждый метод правового регулирования характеризуется тремя факторами: 1) порядок установления субъективных прав и юридических обязанностей; 2) степень их определенности и автономности действий субъектов; 3) пути и средства обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей, то есть средства защиты прав и обязанностей от нарушения. Поэтому в гражданском праве имеется свой метод регулирования имущественных и связанных с ними отношений, в уголовном праве - метод, выражающийся в категорических запретах. Каждый метод правового регулирования находит свое выражение в отдельной отрасли права. Очевидно, что для уголовного права характерен более жесткий метод правового регулирования, в гражданском праве в большей мере допускается свобода личного усмотрения субъектов и самостоятельность их поведения. Несмотря на различие отраслевых методов правового регулирования они делятся на две основные разновидности: - метод властного приказа (авторитарный метод); - метод диспозитивный (автономный). Сущность авторитарного метода состоит в жесткой регламентации участников правовых отношений, их неравном положении, отношениях власти и подчинения. Такой метод характерен для административного, конституционного, уголовного права (отрасли публичного права). Автономный метод выражается в относительной свободе поведения сторон, в их юридически равном положении и в способности самостоятельно избирать тот или иной вариант поведения. Он проявляется в гражданском, семейном и других отраслях частного права. Таким образом, каждая отрасль права всегда отличается от других своеобразием предмета и метода правового регулирования. Предпринимаются попытки выделить наряду с предметом и методом дополнительные критерии разграничения отраслей права. Называется внутренний механизм регулирования, структурные принципы, но эти критерии неустойчивы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.203 (0.018 с.) |