Понятие нормативных правовых актов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие нормативных правовых актов



Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно1 объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений. Следовательно, формы права – это способ выражения государственной воли, юридических правил поведения. Из числа известных истории права и юридической практике современных государственных источников (форм) права в Российской Федерации2 прочно сложилась главная подсистема источников континентального европейского права нормативных правовых актов государственных органов, а также нормативно- правовые акты, принимаемые в порядке референдума либо органами местного самоуправления и негосударственными организациями в соответствии с законом.

Кроме нормативно – правовых актов в Российской Федерации имеют определенное значение правовой обычай, судебная практика и внутригосударственные договоры Российской Федерации и общепризнанные принципы и нормы международного права. Однако главную роль в системе источников российского права играют именно нормативно – правовые акты.

Нормативно правовой – это изданный в установленном порядке государственными органами юридический документ, устанавливающий,

 

 

______________________

1Вопленко Н.Н. Правовые отношения: понятие и классификация // Ленингр. юрид. журнал. 2009. №1. С. 182

2Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. М., 2000. С.624

изменяющий или отменяющий правовые нормы, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой государства. В современной1 многообразной жизни общества правотворчество занимает ведущее место, служит начальным этапом жизни права, формирует и оформляет его. Результатом правотворческой деятельности являются различные нормативные правовые акты. Поэтому важно не просто правильно выбрать его вид и форму, но и ответственно подойти к определению места будущего акта в нормативно – правовом массиве так, чтобы не допустить его противоречия действующим нормативным правовым актам. Только прочные системообразующие связи разных видов нормативных актов позволяют вести речь о совокупности нормативных правовых2 актов как системы. В ст. 15 Конституции РФ определяется система нормативных правовых актов Российской Федерации. Это Конституция, обладающая верховенством подзаконными и иными нормативными актами; законы Российской Федерации, регулирующие важнейшие общественные отношения; иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации. Составной частью российской правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Однако ответа на вопрос «что же это за общепризнанные принципы и нормы права» в литературе нет. Указание на систему содержится не только в Конституции РФ, но и в других нормативных правовых актах, например, в Гражданском кодексе РФ. В ст. 7 этого кодекса определяется:

- общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с

______________________

1Вопленко Н.Н. Правовые отношения: понятие и классификация // Ленингр. юрид. журнал. 2009. №1. С. 182

2Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. М., 2000 С.624

 

Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации;

- международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пункта 1и 2 настоящего Кодекса, непосредственно, кроме тех случаев, когд1 из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международными договорами Российской Федерации установленные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются требования международного договора. С учетом всего сказанного представляется обоснованным мнением А.М. Васильева, что теория правовой системы как обобщение2 высокого уровня синтезирует все существующие в доктрине и на практике отношения права, дает целостное научное видение правовых явлений в их взаимосвязи и единстве. К сожалению, в России нет федерального закона о нормативных правовых актах, отсутствует правовая политика. Однако с января 2000 г., по мнению К. Любенченко, «происходит уникальный процесс. Формируются основы правовой политики государства.

- 10 августа 2000г. Был принят Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению единого правового пространства Российской Федерации», который, как в нем установлено, «принят в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов в Российской Федерации, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации»

- речь идет об Указе Президента РФ от 1 сентября 2000г. «О

_________________________

1Васильев А.М. Теория государства и права 2011. С. 354

2Ведяхин В.М. Правовые стимулы: Понятие, виды М., Правоведение 2000. С. 564

Государственном Совете Российской Федерации», который создан в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

- правовые акты(т.е.взятые в комплексе нормативные правоприменительные, интерпретационные1 договорные акты) выступают системообразующими элементами всех правовых явлений и играют в правовой политике огромную роль»

- в ст. 76 Конституции Российской Федерации, сказано что вне пределов ведения Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектами РФ республике, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа определяют собственное правовое регулирования, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Кроме того, субъекты РФ реализуют свои нормотворческие полномочия в части совместного ведения РФ. Таким образом, субъекты Российской Федерации в лице государственных органов являются самостоятельными субъектами правового2 нормотворчества. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы относится и к органам государственной власти субъектов Федерации, их должностными лицами. Это требование обязательно как на стадии нормотворчества, так и на стадии правоприменения. Обязанность субъектов Федерации соблюдать Конституцию РФ и федеральное значение законодательство корреспондирует право Федерации контролировать субъекты федерации по данному основанию и осуществлять меры по обеспечению законности. Это в определенной степени вытекает из п «а» ст.71 Конституции РФ, согласно которому принятие и применение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением

_______________________

1Витченко А.М. Методы правового регулирования социалистических общественных отношения. 2003.С. 238

2 Глазунова Н.И. Государствоведение. 2000. С. 432

 

находятся в ведении РФ. В связи с новыми основами правотворчества субъектов РФ в этой сфере государственной деятельности сегодня возникают существенные трудности. Если ранее в основном воспроизводили правовые акты центральных органов государства, к тому же нормативные акты краев, областей, автономной области, автономных округов носил только подзаконный характер, то в настоящее время правотворчество субъектов стало иным. Во – первых, получил1 законодательную реализацию на уровне Российской Федерации на уровне субъектов принцип разделения властей, предполагающие как надлежащее разграничение нормотворческой компетенции между государственными органами всех уровней, так и наличие системы сдержек и противовесов в правотворческой сфере. Во – вторых, существенно расширилась сфера полномочий субъектов РФ и соответственно их нормотворческая компетенция. В–третьих, получили признание на конституционном уровне законы краев, областей, городов федерального значения и автономных образований. В– четвертых, признан приоритет нормативных правовых актов2 субъектов РФ перед федеральным законом в

сфере их исключительного ведения и одновременно провозглашено единство конституционных актов правовой системы в масштабе Российской Федерации. В-пятых, признано равноправие всех субъектов Российской Федерации между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, соответственно равенство юридической силы нормативных правовых актов субъектов РФ в отношении с федеральным законодательством.

 

__________________________

1Гревцов Ю. И., Хохлов, Е. Б. О юридико-догматических химерах в современном российском правоведении // Правоведение. 2011. № 5. С. 286

2Дмитриев М.Э. Обзор и перспективы реформ в РФ. 2005. С. 473

- все эти факторы оказывают значительное влияние как на качество принимаемых нормативных правовых актов, эффективность действующих, так и на процесс правотворчества в современной России. Нормотворческим органам субъектов РФ следует иметь в виду, что те негативные моменты которые сопровождают1 реализацию новых основ их правотворчества, чреваты дестабилизацией всей правовой системы страны, что в результате может привести к негативным изменениям государственного устройства, размыванию единой государственной власти в масштабах всей Федерации. Существует ряд способов обеспечения соответствия правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральному законодательству. Однако на практике эти способы2 слишком громоздки и, как правило, не оправдывают возложенные на них надежд. В качестве примера можно привести деятельность Конституционного суда РФ по проверки конституционности нормативных правовых актов субъектов РФ. Эффективность деятельности конституционного суда РФ в части признания неконституционными актов субъектов Федерации крайне низка в год рассматривается всего около десятка актов. Кроме того, признание нормативного акта неконституционным на практики не исключает его применения. Этому способствует отсутствие должностной ответственности за невыполнение решений Конституционного Суда РФ, хотя согласно Федеральному конституционному закону «О конституционном Суде РФ» неисполнение либо воспрепятствование исполнению решений Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную Федеральным законом(ст.18). Очевидно, что обращение с запросом в

 

 

_________________________

1Давлетьярова Б.М., Курс лекций М:. КазГЮА. 2011. С. 214с

2Деркач А.А. Теория государства и права. 2-е изд. -М.: РАГС, 2011. С. 161

судебную инстанцию является последней мерой по устранению противоречий в нормативных правовых актах субъектов в Российской Федерации, в связи с чем более целесообразно проведение согласительных процедур и принятие иных мер.

- в 1994 г. На Минюст России было возложено проведение юридической экспертизы нормативных актов субъектов РФ.

- устранение негативных последствий противоречивости нормативных правовых актов, служит поиск оптимальной модели соотношения и согласования федеральных нормативных правовых актов и актов субъектов РФ. Нахождение и воплощение этой модели в действительности связано с решением ряда проблем, в том числе в процессе создания нормативных правовых актов. Следует отметить, что в общих чертах модель соотношения нормативных актов1 Российской Федерации и ее субъектов определена в Конституции России, но существует еще множество проблем в этой сфере, требующих научного и законодательного регулирования. Выявление модели оптимального соотношения и согласования нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов требует характеристики отдельных нормативных актов и их видов. Расширение2 системных связей между нормативными правовыми актами как одно, так и разных уровней. В этом смысле системный подход предполагает, что «специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а коренится, прежде всего, в характере связей и отношений между ними». Помочь решить эти и другие проблемы мог бы Федеральный закон «О нормативных правовых актах Российской Федерации», который был принят Государственной Думой в первом чтении еще в 1996г. В нем следует ____________________________

1Евтушенко В.Ф. К вопросу о соотношении категорий «субъект налогового права» и «субъект налогового правоотношения»//Финансовое право. 2013. -№ 4. С.17.

2Ермолаева А.Е. Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей природной среды // Законодательство и экономика. 2011, № 7. С. 41

прописать иерархию всех актов, которые могут быть приняты в нашей стране; процедуры, препятствующие появлению актов, противоречащих друг другу; ответственность1 за издание актов, несоответствующих Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Тем самым законодатель создал бы важнейшую гарантию своих интересов на правовом поле России.

 

 

____________________________

1Жданов Д.В. Теория государства и права. 2-е изд., перераб и доп. М., «ЛексКнига» 2012. С. 629



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.018 с.)