Система нормативных актов в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система нормативных актов в Российской Федерации



Содержание

 

Введение 3

1 Система нормативных правовых актов в РФ 9

1.1 Понятие нормативных правовых актов в РФ 11

1.2 Структура системы нормативных правовых актов в РФ 19

1.3 Признаки нормативных правовых актов в РФ 24

1.4 Виды нормативно правовых актов в РФ 26

2 Закон основной вид нормативно правовых актов в РФ 30

2.1 Понятие закона и его признаки 30

2.2 Виды законов 34

2.3 Структура закона 39

3 Действие нормативных правовых актов во времени, в

пространстве и по кругу 46

3.1 Действие нормативных правовых актов во времени 46

3.2 Действие нормативных правовых актов в пространстве 51

3.3 Действие нормативных правовых актов по кругу 54

Заключение 56

Список использованных источников 60

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Система нормативных правовых актов Российской Федерации строится согласно иерархической соподчиненности актов, определяемой в зависимости от их юридической силы. На вершине этой пирамиды находится Конституция1 России. Это универсальный нормативный акт учредительного характера, принятый на общероссийском референдуме 12 декабря 1993г. Конституция содержит нормы наиболее общего характера, которые детализируются другими отраслями права. Таким образом, нормы иных нормативных актов относятся как конкретные к общим. Устанавливая2 правовые основы и принципы иных правовых отраслей, Конституция вступает в качестве обще нормативной основы правовой системы в целом. Конституция обладает верховенством и высшей юридической силой. Кроме того, ее отличает особый, усложненный порядок принятия и изменения. На уровне ниже находятся федеральные законы. Обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным актам кроме Конституции. Принимаются либо высшим представительным органом государства– парламентом, либо на референдуме. Законы регулируют наиболее важные, стратегические вопросы жизни общества они всегда носят нормативный характер. На следующим быть как нормативными, так и индивидуально – правовыми. В порядке исключения V Съезд народных депутатов Российской Федерации временно предоставлял Президенту России чрезвычайные полномочия принимать нормативные указы, имеющие силу закона, что затронуло прежде всего сферу частного права.

______________________

1Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993// Российская газета - 25.12.2013 - №237.

2ФЗ от 14.06.1994 № 5 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания:

Причем указы Президента, принятые в обеспечение экономической реформы, имели приоритет в системе действующего законодательства вплоть до принятия действующей в настоящее время Конституции Российской Федерации. Президентом в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента России. Низшим уровнем федеральной системы1 нормативных актов являются ведомственные нормативно – правовые акты. Они издаются в рамках компетенции различными органами исполнительной власти. Имеют форму инструкций, положений, правил, методических указаний и других документов. Указанные акты обязательны для граждан, организаций, иных государственных органов. Не допускается издание ведомственных нормативных актов в виде писем, телеграмм, рекомендаций. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Определенную подсистему представляют нормативно – правовые акты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Возглавляют «пирамиду» регионального законодательства2 Конституции (уставы) республик, краев, областей, округов. Высшие представительные органы субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно принимать законы по предметам их ведения. По предметам совместного ведения краевые, областные, республиканские, окружные законы принимаются в соответствии

с действующими федеральными законами и не могут им противоречить. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации издают в

_____________________

1ФЗ РФ от 6.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. С. 3822

2Закон: создание и толкование под редакцией А.С. Пиголкина. М., Спартак, 2000 – С. 283

с действующими федеральными законами и не могут им противоречить. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации издают в рамках своей компетенции нормативные указы или постановления. Органы местного самоуправления вправе принимать нормативные решения по вопросам, отнесенным к ведению муниципальных образований.

Отдельные документы коммерческих и некоммерческих организаций могут содержать нормы локального характера, обязательные внутри этих организаций. К таким актам относятся различного рода уставы, положения, регламенты, правила внутреннего распорядка и т.п. Государственное санкционирование1 здесь проявляется в регистрации, утверждении корпоративных актов уполномоченными государственными органами. Все нормативно – правовые акты функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

Состояние изученности темы (историография) Результаты исследования литературы по теме работы показали наличие стабильно интереса к системе нормативных правовых актов в РФ Алексеев С.С. право: азбука теория философия. Опыт комплексного исследования. Афоничкина Н.В. Вопросы о соотношении фундаментальной науки правоведения и международного права. Бабаева В.К. Курс лекций. Далее по нисходящей находятся постановления2 Правительства. Указанные акты подписываются Председателем Правительства. Постановления Правительства, так же как и указы Президента РФ, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ в течении десяти дней

______________________

1Артемьева А.М. Зиннурова Ф.К. Правоведение: учебное пособие. Закон и право. 2012. С.255.

2Абдулова М.И. Права человека и закон. Историко – теоретический аспект 2004. С. 322.

 

 

после дня их подписания, кроме того, могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению1 и радио, разосланы государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицам, предприятия, учреждения, организациям, переданы по каналам связи. Постановления Правительства могут быть отменены.

Целью исследования является стремление более подробно изучить нормативно–правовые акты, их влияние на общество. Материалы, использованные при написании работы разнообразны. Они включат в себя учебники для юридических вузов2 по теории государства и права, а так же общую теории государства и права.

Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1 Оценить действующие нормативно правовые акты в РФ.

2 Оценить соотношение системы нормативных правовых актов в РФ.

3 Исследовать виды и систематизацию нормативных правовых актов в РФ.

4 Рассмотреть правовые факторы нормативных правовых актов и их систематизацию.

5 Изучить особенности системы нормативных правовых актов в РФ.

6 Исследовать цели и особенности положения системы нормативных правовых актов в РФ.

7 Проанализировать механизм системы нормативных правовых актов в РФ.

8 Определить проблемы реализации системы нормативных правовых актов в РФ.

__________________________

1Афоничкина Н.В. Вопросы о соотношении фундаментальной науки правоведения и международного права 2008. С.42

2 Бабаева В.К. Курс лекций Нижний Новгород 2000г. С. 337

8 Определить проблемы реализации системы нормативных правовых актов в РФ.

9 Исследовать состояние и перспективы системы нормативных правовых актов в соответствии с государственными стандартами.

Объектом исследования1 является государство и право, складывающиеся между государством в области системы нормативных правовых актов в РФ.

Предметом исследования выступают объекты системы нормативных правовых актов, регулирование которых складываются за счет применения норм и принципов в теории государства и права.

Источники исследования. Наиболее важное значение при подготовке дипломной работы имели следующие документы Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 // Российская газета 25.12.2013 №237. Федеральный Закон от14.06.1994 № 5 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания». Федеральный закон РФ от 6 октября 2003. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40.

Методология и методы исследования. При исследовании автором были использованы общенаучный метод2 познания и частно-научные методы, такие как анализ, синтез, историко – юридический, сравнительно – правовой, системно – структуры.

Практическая занятость работы. Результаты данного исследования могут быть использованы в рамках учебного процесса, при проведении занятий по дисциплине.

____________________

1Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 2-е изм. и доп. М., 2009 С. 12

2 Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник для вузов. М., 2011 С. 331

Научная новизна данной работы состоит в выявлении системы нормативных правовых актов в РФ, комплексного анализа достижений в области нормативных правовых актов. Проведена комплексная систематизация факторов, представляющих угрозу для нормативных правовых актов в том числе правового характера, c учетом современных реалий и предложены1 меры правового характера по предотвращению и предупреждению этих угроз. Обобщен опыт правового сотрудничества государств, наиболее эффективно реализующих положения в области системы нормативных правовых актов. Оценены состояние и перспективы приведения организации системы нормативных правовых актов в РФ в соответствие с государственными стандартами.

Решение поставленных в исследовании задач определило структуру работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

___________________________

1Бондарев А.С. Социальная природа и соотношение общих (статусных) и конкретных правоотношений в жизни общества // Ленингр. юридический журнал. 2009. №1 С. 185

Виды законов

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

- их юридической1 силе (Конституция РФ, федеральный закон, федеральный конституционный закон, закон субъектов Федерации);

- субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

- предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д.);

- сроку действия (постоянные законы и временные);

- характеру (текущие и чрезвычайные);

- сфера действия (общефедеральные и региональные);

- содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.д.);

- степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические – ГР РФ, УК РФ и т.д.);

- значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

- объем регулирования (общие и специальные) и т.д.

Основными видами законов (в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются:

 

______________________

1Пучков О.А. Теории государства и права: учебник для вузов М., Норма, 2006. С. 202.

 

- федеральные законы;

- законы субъектов федерации;

В свою очередь федеральные законы подразделяются на:

- федеральные конституционные законы (разновидность федеральных законов);

- федеральные законы;

Федеральный конституционный закон – закон, непосредственно регулирующий1 важнейшие конституционные институты государства, принимаемые для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ2. Среди них вопросы:

- о военном положении;

- о чрезвычайном положении;

- о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;

- об изменении статуса субъекта РФ;

- о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;

- о референдуме;

- о судебной системе;

- о судах основного звена;

______________________

1Панкратов В.О. дисциплинарной ответственности к дисциплинарному судопроизводству. 2004. С.295.

2Певцова Е.А. Правовое образование в России. Формирование правовой культуры современного общества. М., АПКиПРО, 2002. С. 472.

- о Конституционном Суде РФ;

- о Верховном Суде РФ;

- о Высшем арбитражном суде РФ;

- о Конституционном собрании РФ;

Точно определено иерархическое место федерального конституционного закона ему не могут противоречить федеральные законы (п. 3 ст. 76 Конституции Российской Федерации. Специфичен порядок принятия федерального конституционного закона. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 2/4 от общего числа членов Совета Федерации (134 и более) и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) Принятый федеральный конституционный закон в течении 14 дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президента РФ не имеет. Федеральный1 конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное Положение между нормами федерального закона и конституционными нормами. Федеральный закон – закон, принимаемый Федеральным Собранием от имени Российской Федерации по предметам ее ведения. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50 % + 1 голос от общего числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а так же

 

_____________________

1Певцов Е.А. Теория и методика обучения праву. М., Владос. 2003. С.375.

 

50%+1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписывает федеральный закон.

Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют:

- Государственной Думой не ограничены;

- Советом Федерации – 14 дней (в случае не рассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течении 14 дней со временем его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации);

- Президентом РФ – 14 дней;

Сроки передачи принятого Государственной Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого1 Совета Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ обязан рассматривать принятые Государственной Думой проекта федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; войны и мира. В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой проекта федерального закона (наложения вето Советом Федерации) данный2 законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное45 рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2федерального закона (наложения вето Советом

_______________________

1Поляков А.В. общая теория права. 2001. С.445.

2Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права. М., Юридический вестник. 2003. С. 654.

 

Федерации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего1 числа депутатов Государственной Думы (301 и более) преодоление вето Совета Федерации и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации. Президент РФ рассматривает в течении 14 дней проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50%+1) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет (налагает вето) Вето Президента РФ считается отклоненным, если и Государственная Дума, и Совет Федерации вновь примут данный законопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего числа то есть соответственно 301 голос и более и 119 голосов и более, после чего2 Президент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральным законом в течении 7 дней. Законы субъектов федерации принимаются законодательными (представительными) органамисубъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а так же конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов Российской Федерации.

_______________________________

1Перевалова В.Д. Теория государства и права. М., Норма 2003. С. 374.

2Пешин, Н. Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М., 2011. С.41.

 

Структура закона

Закон как нормативно1 правовой акт высшей юридической силы имеет особую структуру, которую составляю следующие элементы (которые иногда называются реквизитами):

- наименование органами, принявшего закона;

- название закона;

- номер и дата принятия;

- преамбула;

- нормативно – правовое содержание закона;

- последствия несоблюдения закона;

- отмена законом иных нормативно – правовых актов (правовых норм);

- опубликованные закона и вступление его в силу;

- подписание закона.

Закон (как и любой нормативно – правовой акт) должен содержать наименование принявшего его органа. От уровня государственного органа, в компетенцию которого входит принятие2 соответствующего закона, зависит его юридическая сила. Название закона должно указывать на круг общественных отношений, для урегулирования которых он принят (то есть

__________________________

1Пешин, Н. Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М., 2011. С. 41.

2Пчелинцева, Л. М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 2010. С.281.

 

на предмет правового регулирования). Необходимо стремиться к тому, чтобы название закона (позволяющее индивидуализировать его из массы других законов) отражало его содержание, звучало кратко и понятно. Номер закона и дата его принятия также помогают индивидуализировать его и занять определенное место в иерархии нормативно – правовых актов. При принятии федеральных законов1 Федеральным Собранием (Государственной Думой, Советом Федерации) соответствующей датой считается день окончательного принятия данного акта Государственной Думой. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Нормативно – правовое содержание является главным элементом закона. Содержание закона обычно делится на статьи, в которых содержатся нормы права. Статьи должны иметь нормы. В объемных законах могут выделяться разделы и главы. Преамбула обычно содержит мотивы принятия закона, его цели и задачи. Как правило, в самом законе содержится санкция, применяемая к нарушителям его норм. Преамбула обычно помещается в проектах наиболее важных законов. Нормативные предписания в нее не включаются.

Обязательным элементом закона должно2 быть указание об отмене действия иных нормативно – правовых актов данным законом. Обычно данное указание содержится в конце принятого закона (указываются реквизиты отмененных актов или их отдельные статьи).

_________________________

1Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений М., Правоведение 2003. С.381.

2Рассолова М.М., Лучина В.О., Эбзеева Б.С. Теория государства и права М., 2004. С.567.

 

После принятия закона подлежит опубликованию и вступает в законную силу непосредственно после опубликования либо со дня, указанного в законе. Закон действует, когда он известен людям и реализуется ими осознанно. Вот почему важен1 конституционный принцип: Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (п.3 ст. 15 Конституции РФ). Его реализации посвящен федеральный Закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Палат Федерального Собрания (принят Государственной Думой 25 мая 1994 г., одобрен Советом Федерации 1 июля 1994., подписан Президентом 14 июня 1994 г.) Последним элементом структуры закона обязательно должна являться подпись соответствующего должностного лица (для федеральных законов – Президента РФ)

Основные законы:

Конституция – это единственный правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. Непосредственно к конституции примыкают конституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например. Федеральный конституционный закон от 12 июля 1994 г. № 1 – ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации) необходимость принятия конституционных законов прямо предусматривает

________________________

1 Вишняков В.Г. Конституция России и межгосударственные объединения /Журнал российского права.№11. 2003. С. 34

 

 

Конституцией РФ. Для них установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура принятия Федеральным Собранием. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ). К разновидности конституционных законов можно отнести нормативные акты о принятии поправок к главе 3-8 Конституции РФ.

Обыкновенные законы.

Представляют собой акты действующего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической социальной жизни общества. Они издаются в строгом соответствии с предписаниями Конституции РФ, конкретизируя ее положения и по своей внутренней структуре делятся на:

- текущие;

- кодифицированные.

Типичным примером текущего законодательного акта является закон о бюджете, который1 действует только в течение определенного года. Текущие законы могут регулировать какой – либо отдельный вопрос отрасли права. Так, Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. «О федеральной фельдъегерской связи» регламентирует довольно специфический вид общественных отношений в сфере административного права.

Важное значение имеет классификация законов отраслям права: законы о труде, уголовные, финансово – кредитные законы и т.д. различного рода кодексы, уставы, положения, основы представляют собой так называемые

 

________________________

1Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика. Журнал российского права. №8. 2006. С.325.

кодифицированные законы. Это единственный нормативный правовой акт, систематизирующий законодательство какой – либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной и т.д.) Кодекс является результатом сложной правотворческой деятельности, в ходе логически цельный, внутренне нормативный правовой акт. Структурно кодекс, как правило, содержит общую и особенную часть. В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса.

Например положения Общей части Уголовного кодекса (УК РФ) содержат принципы и задачи уголовного права, общие понятия уголовного права, которые конкретизируются в Особенной части. Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, которые аккумулируют основные положения той или иной законодательной отрасли, иные нормативные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу. Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, выделяют материальные и процессуальные кодексы. Кроме отраслевых, в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные1 законы включают нормы административного, гражданского и иных отраслей права). В федеральном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов РФ. В России развитие Конституции РФ и федеральных законов Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, комитеты также издают нормативные правовые акты. Издаваемые Президентом РФ нормативные правовые акты – указы и распоряжения – принимаются но широкому кругу вопросов. Наибольшее значение имеют указы по важнейшим вопросам ________________________

1Гаврилов В.В. Развитие концепции правовой системы в отечественной доктрине права: общетеоретический и международно-правовой подходы. Журнал россий-ского права. №1. 2004. С.32

экономики, культуры, образования, обороноспособности страны. Указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в действие на всей территории РФ одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования в «Российской газете». В отдельных случаях может устанавливаться и иной порядок вступления указов Президента РФ в силу. Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ. Как орган федеральной исполнительной власти Правительства РФ наделено широкими полномочиями в сфере финансовой и кредитной политики, образования, науки, культуры управления федеральной собственностью, охраны правопорядка, прав и свобод граждан. Выполняя возложенные на него задачи. Правительство РФ не может не принимать нормативные правовые акты в развитии федеральных законов. Все постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны1 к исполнению на всей территории РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, подлежат отмене Президентом РФ. Важную роль в системе подзаконных федеральных актов играют нормативные2 правовые акты федеральных министров. Такие акты, как правило, регулируют отношения внутри системы министерства и принимаются в соответствии и на основе Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также нормативных правовых актов Правительства РФ. Однако отдельные министерства обладают правом издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения с гражданами, а также с органами, учреждениями, предприятиями, не входящими в систему министерства. Например,

_____________________

1Пучков О.А. Теории государства и права: учебник для вузов М., 2006г. С. 202.

 

Министерство образования и науки РФ издает нормативные правовые акты по вопросам аттестации школьников, организации учебного процесса. Такие акты являются обязательными как для работников образования учреждений, так и для других граждан. Чтобы исключить нарушения прав граждан, иных лиц, нормативные акты министерств и ведомств, имеющие общеобязательный характер, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ. В целях обеспечения развития единого правового пространства Российской Федерации Министерство юстиции РФ ведет Федеральный55 регистр нормативных правовых актов всех субъектов РФ, в который сегодня внесено уже более 200 тыс. правовых актов.

Заключение

Делая выводы можно сказать, что главную роль в системе источников российского права играют именно нормативно – правовые акты. Этим система российского права отличается от правовых систем общего, религиозного или обычного права. Ведущее значение нормативно – правовых актов в системе источников права досталось в наследство современной России от всех предшествующих эпох развития ее правовой системе, начиная с ХII – ХIV вв. Оно прошло через всю историю Российской империи и Советского государства. Вместе с тем система нормативных правовых актов Российской Федерации существенно отличаются от соответствующих систем источников русского права прошлых эпох. Всякое общество требует упорядочения своей жизнедеятельности и развития. Иначе оно рискует быть раздробленным и хаотично развивающимся. Среди средств организации и упорядочения видимое место занимает право. Отличаясь от других видов социальных норм, оно выступает в качестве публично официального, общеобязательного регулятора общественных отношений. Право опирается на государство, которое непосредственно создает правовые нормы и различными способами гарантирует их соблюдение и реализацию.

Система нормативных правовых актов актуальна для любой развитой правовой системы, а в российских условиях просто жизненно необходима. Огромное количество правовых актов, принимаемых на уровне министерств и ведомств, оказывает существенное влияние на ситуацию в социальной, политической и экономической сфере общества. Причем многочисленные инструкции, директивные письма, телеграммы, приказы и иные ведомственные документы до сих пор остаются вне поля зрения органов, отвечающих за состояние юридической подсистемы общества. Подавляющее большинство этих актов принимается без какой бы то ни было координации, без соблюдения правил юридических техники, нередко противоречит друг другу. Все эти факторы влияют на различные сферы деятельности государства, причем сложившаяся ситуация не может быть решена путем традиционных работ по систематизации и кодификации действующего законодательства. Большинство правовых актов по своему содержанию являются комплексными и включают нормы, относящиеся к различным отраслям права. Поэтому в настоящее время даже простое составление перечня правовых актов, обеспечивающих ту или иную область деятельности, представляется весьма сложным. Необходима система постоянного наблюдения состояния правовой системы, которая при нынешнем развитии систематизации и кодификации законодательства практически нереализуема. Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права, а также основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовал правовой обычай и судебный (административный) прецедент. Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется Конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определен также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов и указывается, какой орган и в соответствий с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт. Наряду с этим в современном мире возникает множество неразрешенных проблем связанных с процессом нормотворчества. В последние годы данный процесс в нашей стране протекает весьма активно. Но, к сожалению не весьма продуктивно. Основной недостаток этого процесса на федеральном уровне, заключается, в том, что отсутствует стратегия законотворчества. Однако вскоре мы столкнемся с проблемой так называемых «сорняков» (актуальных вопросов отдельных групп, требующий создания закона). Обновлять законодательство нужно в комплексе, а не поддаваться воли единиц. Необходимы фундаментальные законы, которые приводили бы законодательство в соответствие с Конституцией России. Безусловно, это не единственная проблема, связанная с нормативно-правовым актом, но она является опорной. Нормативно - правовой акт как форму и источник права не следует полностью отождествлять с нормативным актом. Хотя нормативный правовой акт очень часто называют нормативным актом, тем не менее, нормативный и нормативно-правовой акт — это не одно и то же. Понятие «нормативный акт» шире, чем понятие «нормативно- правовой акт», так как нормативными могут быть не только правовые, но и неправовые акты. Например, инструкции, содержащие правила обращения с бытовыми приборами, являются нормативными, но не являются правовыми актами. Неправовыми могут быть также нормативные акты тех или иных негосударственных организаций, например, уставы политических партий. Поэтому когда нормативные правовые акты называют просто нормативными актами, то делается это скорее всего для краткости обозначения, поскольку правовой характер таких актов подразумевается. Не следует нормативный правовой акт отождествлять и с правовым актом, так как правовыми бывают не только нормативные, но и ненормативные акты. Вторые в отличие от первых не содержат норм права, а содержат либо индивидуальные правовые предписания, т.е. правовые предписания, касающиеся конкретных лиц (например, трудовое соглашение), либо казуальное толкование правовых норм (толкование правовых норм, относящееся к конкретному случаю). Нормативный правовой акт как форма и источник права обладает рядом преимуществ по сравнению с другими формами (источниками) права. Из всего выше сказанного следует, что нормативно-правовые акты по праву заслуживают звания самой совершенной формы современного права. Но вопрос об усовершенствование этой области законотворчества остается открытым, и по сей день, что позволяет определить несомненную новизну данной тематики. Нормативный правовой акт является ведущим источником права в Российской Федерации, и подавляющее большинство общественных отношений регулируется именно этим источником. Одной из основных классификаций нормативных правовых актов является деление их на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Закон – это разновидность нормативного правового акта, принятого представительным органом государственной власти в особом порядке либо на референдуме, обладающий после Конституции высшей юридической силой по отношению ко всем иным видам нормативных правовых актов, регулирующий наиболее важные и стабильные общественные отношения и являющийся правовой основой для издания подзаконных нормативных правовых актов и решения конкретных дел в судебном порядке. В содержании подзаконных нормативных правовых актов учитываются конкретные условия регулирования тех или иных общественных отношений. Раскрываются эти условия во многом благодаря использованию различных форм развития и конкретизации положений закона в подзаконных нормативных правовых актах. Эти формы направлены главным образом на формулирование предметных связей между законами и подзаконными нормативными правовыми актами, имеющими многоступенча



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.098 с.)