Действие нормативно – правового акта в пространстве 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие нормативно – правового акта в пространстве



Действие нормативного акта в пространстве также имеет множество аспектов, особенностей. В этой сфере главное, что выделяет теория права – неразрывную связь правовой системы с территориальным устройством государства. Действие определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.

Территория Российской Федерации включает в себя сушу, внутренние воды, двенадцатимильные прибрежные морские воды в пределах границ государства, воздушный столб в пределах границ, доступный обычным летательным аппаратам (самолетам), недра, территории посольств, военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море, воздушные суда в воздухе.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от:

- уровня государственного органа, принявшего данный акт;

- юридической силы.

Единая правовая система1 обеспечивает суверенитет государства. Однако могут вводится законы, которые действуют на определенной территории, что специально оговаривается в тексте самого закона. Ограничивает действие некоторых законов и введение на какой – либо территории чрезвычайного положения.

Нормативные акты распространяют свое действие:

- на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные

законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);

____________________

1Давыдова М.Л. О юридической природе нормативно-правовых предписаний: основные научные концепции // Журнал российского права. №10. 2003. С. 126

- на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);

- на территорию, указанную в самом нормативном акте;

- на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

Действие законов в пространстве определяется рядом положений. Так, важным является правило, что каждое государство имеет право применять законы в пределах своей территории. Не менее значима и проблема применения иностранных1 законов на территории государства. В ходе интеграционных процессов такие проблемы возникают все чаще. Так, стала практической проблема применения в России «общепризнанных принципов и норм международного права». Действуют и даже имеют приоритет в случае коллизий правила международных, межгосударственных договоров. Эти коллизии возникают при разрешении конкретных дел. Понятно, что коллизионные проблемы являются предметом главным образом науки международного права. В политической сфере на территории государства действуют законы собственного государства, в частности уголовные законы. Территориальная характеристика действия собственных законов обеспечивает суверенитет государства. При разрешении вопроса о том, какой закон должен действовать в конкретном случае – отечественный или иностранный, принимается во внимание природа тех правовых отношений, которые регулируются каждым законом. В дореволюционной юридической литературе для этих целей выделяли так называемую статутную теорию, которая различала правовые статусы. Утверждалось, что все вопросы,

________________________

1Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: эволюция развития // Адвокат. №6. 2003 С. 154

 

возникающие относительно состояние лица, решаются на основании законов его родины. Законы, которые определяют имущественное положение, имеют двоякое действие. В отношении движимого1 имущества возникающие споры, столкновения разрешаются на основании законов того государства, где проживает владелец движимого имущества. Во втором случае все споры разрешаются по законам местонахождения вещи. Наконец, может быть и смешанный случай, когда вопросы решаются договорами о том, какие законы будут применяться при решении конкретных споров. В ряде случаев, хотя закон и действует на всей территории, он распространяется лиц на определенный круг лиц.

 

____________________

1Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 2000. С. 172

Действие нормативно – правового акта по кругу лиц

По кругу лиц законы и другие нормативно – правовые акты действуют в отношении граждан Российской Федерации, как на территории России, так и за ее пределами. В частности, российские граждане, находящиеся за границей, согласно Закону о гражданстве и другим законам, имеют право принимать участие в выборах в органы Российского государства, пользуются защитой российских законов и несут ответственность за правонарушения перед российскими органами по российским законам, если они не привлекались к ответственности1 за те же правонарушения по законам других государств. На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Важно подчеркнуть, что действие закона по отношении к лицам базируется на двух началах: принципе суверенитета (территориального верховенства государства), а также ограничивающих этот принцип требования международного права. Вместе с тем существуют специальные нормативно – правовые акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.). В отношении формального равенства также существуют исключения – принцип экстерриториальности, т.е. внеземельности. Он действует в отношении некоторых категорий иностранцев, в частности на дипломатических представителей и членов их семей, обладающих дипломатическим

 

____________________

1Горбуль Ю.А. Проблемы совершенствования законотворчества в РФ // Журнал российского права. №6. 2004 С.543

 

иммунитетом, на них не распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие меры принуждения за правонарушения. Эти лица в случае совершения правонарушения попадают лишь под действие законов родной страны. И еще одна1 особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законом не могут быть субъектами ряда отношений (в частности, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах). Все граждане (подданные) обязаны быть законопослушными, но и из этого вытекает равенство всех перед законом, в частности распространения действий уголовных законов на правонарушителей – граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства.

 

 

__________________

1Гордеюк Д. Дела о признании законов субъектов Федерации противоречащими федеральному закону // Российская юстиция. №2. 2001. С. 234

 

Заключение

Делая выводы можно сказать, что главную роль в системе источников российского права играют именно нормативно – правовые акты. Этим система российского права отличается от правовых систем общего, религиозного или обычного права. Ведущее значение нормативно – правовых актов в системе источников права досталось в наследство современной России от всех предшествующих эпох развития ее правовой системе, начиная с ХII – ХIV вв. Оно прошло через всю историю Российской империи и Советского государства. Вместе с тем система нормативных правовых актов Российской Федерации существенно отличаются от соответствующих систем источников русского права прошлых эпох. Всякое общество требует упорядочения своей жизнедеятельности и развития. Иначе оно рискует быть раздробленным и хаотично развивающимся. Среди средств организации и упорядочения видимое место занимает право. Отличаясь от других видов социальных норм, оно выступает в качестве публично официального, общеобязательного регулятора общественных отношений. Право опирается на государство, которое непосредственно создает правовые нормы и различными способами гарантирует их соблюдение и реализацию.

Система нормативных правовых актов актуальна для любой развитой правовой системы, а в российских условиях просто жизненно необходима. Огромное количество правовых актов, принимаемых на уровне министерств и ведомств, оказывает существенное влияние на ситуацию в социальной, политической и экономической сфере общества. Причем многочисленные инструкции, директивные письма, телеграммы, приказы и иные ведомственные документы до сих пор остаются вне поля зрения органов, отвечающих за состояние юридической подсистемы общества. Подавляющее большинство этих актов принимается без какой бы то ни было координации, без соблюдения правил юридических техники, нередко противоречит друг другу. Все эти факторы влияют на различные сферы деятельности государства, причем сложившаяся ситуация не может быть решена путем традиционных работ по систематизации и кодификации действующего законодательства. Большинство правовых актов по своему содержанию являются комплексными и включают нормы, относящиеся к различным отраслям права. Поэтому в настоящее время даже простое составление перечня правовых актов, обеспечивающих ту или иную область деятельности, представляется весьма сложным. Необходима система постоянного наблюдения состояния правовой системы, которая при нынешнем развитии систематизации и кодификации законодательства практически нереализуема. Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права, а также основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовал правовой обычай и судебный (административный) прецедент. Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется Конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определен также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов и указывается, какой орган и в соответствий с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт. Наряду с этим в современном мире возникает множество неразрешенных проблем связанных с процессом нормотворчества. В последние годы данный процесс в нашей стране протекает весьма активно. Но, к сожалению не весьма продуктивно. Основной недостаток этого процесса на федеральном уровне, заключается, в том, что отсутствует стратегия законотворчества. Однако вскоре мы столкнемся с проблемой так называемых «сорняков» (актуальных вопросов отдельных групп, требующий создания закона). Обновлять законодательство нужно в комплексе, а не поддаваться воли единиц. Необходимы фундаментальные законы, которые приводили бы законодательство в соответствие с Конституцией России. Безусловно, это не единственная проблема, связанная с нормативно-правовым актом, но она является опорной. Нормативно - правовой акт как форму и источник права не следует полностью отождествлять с нормативным актом. Хотя нормативный правовой акт очень часто называют нормативным актом, тем не менее, нормативный и нормативно-правовой акт — это не одно и то же. Понятие «нормативный акт» шире, чем понятие «нормативно- правовой акт», так как нормативными могут быть не только правовые, но и неправовые акты. Например, инструкции, содержащие правила обращения с бытовыми приборами, являются нормативными, но не являются правовыми актами. Неправовыми могут быть также нормативные акты тех или иных негосударственных организаций, например, уставы политических партий. Поэтому когда нормативные правовые акты называют просто нормативными актами, то делается это скорее всего для краткости обозначения, поскольку правовой характер таких актов подразумевается. Не следует нормативный правовой акт отождествлять и с правовым актом, так как правовыми бывают не только нормативные, но и ненормативные акты. Вторые в отличие от первых не содержат норм права, а содержат либо индивидуальные правовые предписания, т.е. правовые предписания, касающиеся конкретных лиц (например, трудовое соглашение), либо казуальное толкование правовых норм (толкование правовых норм, относящееся к конкретному случаю). Нормативный правовой акт как форма и источник права обладает рядом преимуществ по сравнению с другими формами (источниками) права. Из всего выше сказанного следует, что нормативно-правовые акты по праву заслуживают звания самой совершенной формы современного права. Но вопрос об усовершенствование этой области законотворчества остается открытым, и по сей день, что позволяет определить несомненную новизну данной тематики. Нормативный правовой акт является ведущим источником права в Российской Федерации, и подавляющее большинство общественных отношений регулируется именно этим источником. Одной из основных классификаций нормативных правовых актов является деление их на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Закон – это разновидность нормативного правового акта, принятого представительным органом государственной власти в особом порядке либо на референдуме, обладающий после Конституции высшей юридической силой по отношению ко всем иным видам нормативных правовых актов, регулирующий наиболее важные и стабильные общественные отношения и являющийся правовой основой для издания подзаконных нормативных правовых актов и решения конкретных дел в судебном порядке. В содержании подзаконных нормативных правовых актов учитываются конкретные условия регулирования тех или иных общественных отношений. Раскрываются эти условия во многом благодаря использованию различных форм развития и конкретизации положений закона в подзаконных нормативных правовых актах. Эти формы направлены главным образом на формулирование предметных связей между законами и подзаконными нормативными правовыми актами, имеющими многоступенчатый характер. Система подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации выполняет очень важную роль вторичного регулятора общественных отношений, а также осуществляет собственное регулирование по определенным в законе вопросам. Предстоит значительная работа по определению более четких параметров правотворческой компетенции всех органов государственной власти федерального уровня, порядка издания ими подзаконных нормативных правовых актов, нормативного закрепления этого понятия, определения мер по осуществлению законности в сфере издания подзаконных нормативных правовых актов, детальная разработка вопросов соотношения каждого вида подзаконных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти с федеральным законом.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.41 (0.005 с.)