Понятие нормативно-правового акта и его виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие нормативно-правового акта и его виды.



Нормативно-правовой акт – это официальный документ, исходящий от компетентного органа, принятый в устан-ом порядке, содержащий нормы права, обеспечиваемый силой гос-го принуждения.

Нормативно-правовой акт – это изданный в устан-ом порядке уполномоченным на то гос-ым органом АКТ ПРАВОТВОРЧЕСТВА, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы.

ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА: 1.) СОДЕРЖИТ В СЕБЕ НОРМЫ ПРАВА; 2)ВЫСТУПАЕТ В ВИДЕ ОФИЦИАЛЬНОГО ГОС-ГО ДОКУМЕНТА, КОТ. ИМЕЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ АТРИБУТЫ: НАЗВАНИЕ АКТА (ЗАКОН, ПОСТАНОВЛЕНИЕ), НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНА, ПРИНЯВШЕГО АКТ (ПРЕЗИДЕНТ, ПРАВИТ-ВО) и т.д.; 3)Юр-ие нормы группируются в нормативных актах по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям. 4)Создается в результате правотворческой деят-ти компетентных органов гос-ва (должностных лиц) или всенародного волеизъявлением (референдумом).

Нормативно-правовой акт должен быть качественным, и тогда он возымеет большую регулирующую силу.Качество их становится очевидным, если они будут отвечать следующим требованиям.

Требования, предъявляемые к нормативным актам: 1)Они должны представлять не желаемое правотворческих органов, а отражать объективную реальность. 2)Нормативные акты должны иметь структуру, а не представлять собой хаотичный набор нормативных предложений. Как правило, нормативный акт имеет вводную часть (преамбулу), в кот. обозначаются цели и задачи нормативного акта, общественно-полит-ая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определению терминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему: - субъекты правоот-ий; - объекты правоот-ий; - права и обязанности субъектов; - льготы, меры поощрения и санкции. 3) нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами, причем закон-ль должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а т.ж. не носить слишком абстрактного хар-ра и не увязать в деталях. В них не должно быть сугубо юр-их терминов.

Виды нормативно-правовых актов (по юр-ой силе): Законы и Подзаконные акты.

Юр-ая сила явл. особым свойством нормативно-правового акта. Оно определяет его место и роль в системе закон-ва и зависит от положения и полномочий органа, издавшего акт, словом, устанавливает соотношение одного акта с другими и прямо указывает на иерархию (верховенство или подчинение) нормативно-правового акта, где высшей юр-ой силой обладают з-ны.

I) Закон это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юр-ой силой, принятый в строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регул-ий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона: - принимается только закон-ым (представительным) органом гос-ной власти или непосредственно народом в порядке референдума; - регулирует наиболее важные общественные отношения. Содержит правовые нормы «первичного» хар-ра; - принимается и вводится в действие в особом процессуальном порядке; - обладает высшей юр-ой силой;

Сущность высшей юр-ой силы: 1. Никто, кроме органов закон-ой власти, не вправе принимать или отменять законы (непререкаемость з-на). 2. Все правовые акты гос-ва должны издаваться в соответствии с Основным законом (Конст.); если закон-ый акт или акт правоприменения противоречит закону, то этот акт должен быть приведен в соответствие с законом или отменен. 3. Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специального уполномоченного на то органа закон-ой власти.

Классификация законов:

1) по юр-ой силе: а) основные (Конст. – это единый правовой акт, обладающий особыми юр-ми свойствами, посредством кот-го народ учреждает принципы устройства и общества, закрепляет охраняемые гос-ом права, свободы и обязанности чел. и граж-на); б) обыкновенные законы представляют собой акты текущего закон-ва, кот. посвящены различным сторонам полит-ой, экон-кой, социальной жизни общества:

Виды обыкновенных законов: (по их внутренней структуре): - текущие (напр, закон о бюджете); - кодифицированные (основы, кодексы, уставы, положения).

Классификация законов: По юр-ой силе: 1. Конст. РФ; 2. Фед-ые конст-ые законы; 3. Фед-ые за-ны. По сфере действия: 1. Фед-ые законы; 2. Законы субъектов Федерации.

Конституция РФ Статья 76.

1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Статья 5.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Статья 108.

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

На принятый ФКЗ не может быть наложено вето Президента РФ.

II) Подзаконный акт – это акт правотворчества, кот. основан на законе и не противоречит ему; он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям.

Основные черты подзаконных актов: 1. Базируются на законе, издаются в пределах компетенций правотворческого органа. 2. Регулируют широкий круг общественных отношений. 3. Служат основанием для правоприменительной деят-ти. 4. Имеют атрибуты: официальное название акта, дату издания, наименование органа, принявшего его, дату издания, указание на территориальные пределы осуществления, срок действия и вступления в силу, порядковый номер, подпись руководителя или ответственных лиц.

Классификация подзаконных актов (по сфере распространения и субъектам издания): - общие; - местные; - ведомственные; - внутриорганизационные. Действие общих подзаконных актов распрост-ся на всех лиц, находящихся на территории определенного гос-ва.К общим подзаконным актам относятся нормативные указы президента, постановления правит-ва. В президентской республике нормативные указы президента обладают высшей юр-ой силой в системе подзаконных актов страны.

Конституция РФ Статья 90.

1. Президент РФ издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ.

3. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конст. РФ и фед-ым законам.

Распоряжения издаются Президентом по текущим вопросам оперативного хар-ра и не должны содержать норм права.

Статья 115.

1. На основании и во исполнение Конст. РФ, фед-ых законов, нормативных указов Президента РФ Правит-во РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правит-ва РФе обязательны к исполнению в РФ.

3. Постановления и распоряжения Правит-ва РФ в случае их противоречия Конст. РФ, фед-ым законам и указам Президента РФи могут быть отменены Президентом РФ.

Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, т.е. явл. актами индивид-го хар-ра. Постановления же издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства.

Местные подзаконные акты издаются органами представительной и испол-ой сласти на местах: в краях, областях, округах и т.д. Действие местных подзаконны актов ограниченно подвластной им территорией. Сюда же относятся и подзаконные акты органов местного самоуправления. Такие акты называются решениями. Глава местной администрации а пределах своей компетенции принимает постановления и распоряжения.

Ведомственные подзаконные акты (акты центральных органов испол-ой власти) обычно регулируют отношения, складывающиеся внутри систем этих органов. Но в ряде случаев им предоставляется право издавать акты, действие кот.х распространяется и на не подчиненные им объекты управления, а также и на граждан. Такие полномочия особенно значительны у Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Центробанка и т.д.

Ведомственные подзаконные акты – акты общего действия; распространяются лишь на ограниченную (специальную) сферу общественных отношений: банковскую, транспортную, правоох-ую и т.д.

На практике министерства чаще всего издают приказы и инструкции, гос. комитеты – приказы и постановления. Обычно нормативными явл. инструкция и постановления.

Приказ – издается министерством, действует на основе единоначалия.

Постановления – принимают коллегиальные органы, решают вопросы межотраслевого, координационного хар-ра и обязательные для различных министерств, ведомств и организаций.

Инструкция – это нормативно-правовой акт, устанав-ий порядок исполнения других нормативно-правовых актов или осуществления функций определенными органами, структурными подразделениями и долж-ми лицами. Утверждается либо приказом министерства, либо постановлениями коллегиального органа, и, следовательно, имеет с этими актами одинаковую юр-ую силу.

Внутриорганизационные подзаконные акты издаются различного рода общественными организациями для упорядочения своих внутренних вопросов и распространяются только на членов этих организаций. Напр, уставы политических партий создаются на основе з-на, кот. устанав-ет лишь общие положения их организации, в то же время каждая конкретная партия может отразить в своем уставе специфику своих целей, задач и т.д.

Нормативно-правовыми актами т.ж. явл.: 1) Постановления палат Фед-го Собрания (ст.ст. 102, 103 Конст. РФ); 2)Акты, принимаемые на уровне субъектов РФ: - в республиках в составе РФ источниками права м.б. республиканские законы, в том числе и конституции; акты президента (в тех республиках, где учрежден институт президента), постан-ия Совета Министров (Правит-ва) республик, а т.ж. нормативные акты республиканских центральных органов испол-ой власти; - в краях, областях, автономной области, автономных округах, городах фед-го значения – Москва и Санкт-Перербург – соответ-ее закон-во, в том числе уставы, определяющие правовой статус этих субъектов федерации; 3) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления и местной администрации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.86.235.207 (0.07 с.)