Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение государства и права.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Соотношение гос-ва и права через единство, различие и взаимосвязь. Единство: - возникают и развиваются совместно; - выступают средствами, инструментами власти; - призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы; - основаны на едином базисе, определяются социально-эконом-ми, духовными и другими факторами; Различия: - если гос-во – особая организация полит-ой власти, то право – соц-ый регулятор; - первичный элемент гос-ва – гос-ый орган, права – норма; - не совпадают по формам, по функциям; Взаимодействие (формы): - гос-ва на право: правотворчество и правоприменение; - права на гос-во: упорядочивает деят-ть гос-го аппарата, устанавливая компетенцию его органов; Тенденции (типы) рассмотрения их соотношения: 1) приоритет гос-ва по отношению к праву. Подход связан с тесной взаимосвязью гос-ой власти и правового регул-ия. Основная функция – социальное, политическое управление. Гос-ое управление – целенаправленное, сознательное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочивания. Правовое регул-ие – воздействие на общественные отношения с целью их упорядочивания, кот. осуществляется с помощью специальных специфических средств. Концепция «инструментальной ценности» права влечет взгляд на право как на придаток гос-ва: - нет гос-ва – нет права: - если те или иные отношения не закреплены в закон-ве, они не явл. правовыми и не пользуются защитой гос-ва. - рождается иллюзия, что, для того чтобы урегулировать общественные отношения достаточно издать нормативный акт; - стираются грани между правом и произволом; Не учитывает: - не всякое государственное управление осуществляется в правовых формах; - право не одно и то же что и управление. Управление регулирует вертикальные отношения, а право не только вертикальные, но и горизонтальные. Горизонтальные отношения регул-ся только при помощи права, поэтому право более широкое понятие, чем управление. Вывод: Гос-во воздействует на право: А)явл. непосредственно создателем правовых норм и средством их реализации. Наиболее важное воздействие оказывает гос-во на право в процессе правотворчества и правоприменения. Право формируется гос-м, придает ему определенную форму, а нормам права – характер государственно-властных велений, участвует в систематизации права и т.д.Б) обеспечивает реализацию права посредством организации испол-ой власти, судебной, надзорной и контрольной деят-ти. В) оказывает праву идеологическую поддержку, воспитывая уважение к праву, закону, обязывая всех следовать правовым предписаниям.
2) приоритет права по отношению к гос-ву. В юр. литературе отмечают 2 главных направления воздействия права на гос-во: на внутреннюю организацию гос-ва; на деят-ть гос-ва. 1) Право оформляет структуру гос-ва, взаимодействие между элементами его механизма. Право создает также гарантии против концентрации гос-ой власти в одной из её ветвей, регулирует отношения между отдельными гос-ми органами, а в федерации – разграничивает предметы ведения между центром и субъектами федерации. Иначе говоря, право упорядочивает внутресистемные связи и отношения в гос-ве. 2) право воздействует на гос-во при его отношениях с населением, отдельным чел-ом. Право определяет пределы воздействия гос-ва на личность, её права и обязанности, правовые гарантии со стороны гос-ва. Одновременно право придает деят-ти гос-ва ЛЕГАЛЬНЫЙ характер, вводит его деят-ть в юр-ие рамки, определяет пределы гос-го вмешательства в частную жизнь, пределы, формы и основания для применения гос. принуждения. Современное гос-во не может существовать вне права. Чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает гос-во. Компромистный подход. Формы (источники) права. Источники права РФ. Нормативно-правовой акт – это письменный официальный документ, исходящий от компетентного органа, принятый в установленном порядке, содержащий нормы права, обеспечиваемый силой государственного принуждения. Правовой прецедент – решение по конкретному делу, являющееся обязательным при разрешении аналогичных дел. Нормативный договор – соглашение двух и более субъектов права, содержащее юридические нормы. Правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся в результате многократного повторения общее правило поведения, обеспечиваемое силой государственного принуждения. Судебный прецедент –это решение суда по конкретному делу,кот. затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем.
Источники права – это, как правило, официальный гос-ый документ (закон, указ и т.д.), в кот. закрепляются нормы права: будучи выраженные в этих актах, юр-кие нормы приобретают формальную определенность, общеобязательный хар-р и обеспечиваются мерами гос-го принуждения. Источники (формы выражения) права: 1) в материальном смысле – причины, обуславливающие содержание права, материальные условия жизни общества (эконом-ие, полит-ие, культурные и др.); 2) в идеальном смысле – нематериальные факторы осознания и обоснования права (абсолютная идея, Бог, гос-ая идеология, правосознание личности); 3) в формально-юр-ом смысле – форма закрепления и выражения правовых норм, придание им общеобязат-го официального хар-ра; Признаки источников права: -ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ означает непререкаемость правовых велений, выраженных в источнике права, беспрекословность осуществления со стороны всех субъектов права. - ФОРМАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ – это конкретное, четкое оформление правовых предписаний, выражение их вовне с указанием на соответ-ие права, обязанности, юр-ие последствия невыполнения. - ОБЩЕИЗВЕСТНОСТЬ – это качественный признак источника права, связанный с информированием о существе правил поведения, сфере и пределах действия. Виды источников: - правовой обычай – вошедшее в привычку и санкционированное гос-ом общее правило поведения, сложившееся исторически в результате многократного повторения; - правовой прецедент – решение по конкретному делу, явл-ся обязат-ым при решении аналогичных дел; - нормативный договор – соглашение двух и более сторон, содержащее юр-ие нормы; - нормативно-правовой акт – созданный уполномоченным органом в результате целенаправленной правотворческой деят-ти официальный документ, содержащий нормы права; - правовая доктрина, общие принципы права, религиозные тексты; Источники права РФ. Законы. В системе фед-ых нормат-ых актов России Конст. РФ имеет высшую силу, далее по юр-ой силе следуют фед-ые констит-ные законы и феде-ые з-ны, законами также явл-ся Законы РФ о поправках к Конст. РФ.В системе фед-ых нормат-ых актов России Конст. РФ имеет высшую силу, далее по юр-ой силе следуют фед-ые конституц-ые з-ны и фед-ые з-ны, законами также явл-ся Законы РФ о поправках к Конст. РФ. Конституция. Конст. РФ закрепляет широкий круг прав и свобод чел, соответ-ий современным мировым стандартам и положениям междун-ых пактов о правах чел. К числу таких прав и свобод чел. относятся, в частности, право каждого чел. на жизнь, право на личное достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести. Сегодня мы живем по Конст. 1993 г., принятой 12 декабря. Это основной документ гос-ва, т. к. в нем сосредоточены основные права, свободы и обязанности граждан РФ. До 1993 г. наша страна жила по Конст. 1978 года. Был утвержден пост Президента России в 1991г., первым стал занимать этот пост Ельцин Б. Н. В декабре 1993 г. на референдуме (путем всеобщего, общероссийского голосования) была принята Конст. Данный документ имеет следующую структуру: 1. Преамбула – это торжественная, вступительная часть, в кот. собравшийся на референдум народ, клянется перед мировым сообществом в сохранении русской культуры, почитании и сохранении истории, обеспечении процветания и благополучия России. 2. Конст. содержит два раздела. Первый раздел – собственно Конст, состоит из 9 глав, кот. посвящены основным положениям жизни гос-ва: «Права и свободы чел.», «Федеративное устройство», «Президент», «Местное самоуправление» (т.е. управление субъектами федерации на местах), «Конституционный строй и его особенности» и др. Второй раздел посещен «Заключ-ым и переходным положениям».
Наше гос-во явл.: 1. Демократическим, т.е. основным источником власти явл. народ. Это проявляется в наличии прямых, всенародных выборов, в кот. обязан участвовать каждый гражданин нашей страны, т. е. каждый имеет доступ к управлению делами гос-ва. Гос-ая власть наделяет граждан правами (на жизнь, свободу, собственность и др.), свободами (слова, совести, вероисповедания и др.), но и обязанностями (платить налоги, получить среднее образование, для юношей воинская обязанность, охрана истор-их и культурных памятников, охрана окружающей среды и др.). 2. Федеративным, т.к. территория состоит из 89 субъектов, каждый из кот. находится в равном положении перед центральной властью. 3. Правовым. Над гражданами стоят не правители, а з-ны. Все перед законом равны и несут одинаковую ответст-ть за содеянные нарушения, не зависимо от положения. 4. Социальным. Проводимая в гос-ве политика направлена прежде всего на благополучие граждан, развитие и поднятие уровня образования, здравоох-ия, стремление к тому, что бы эти сферы стали бесплатными и качественными. Включаются такие пункты как охрана труда и здоровья, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства и др. 5. Гуманистическим. Высшей ценностью в гос-ве явл. чел., его права, свободы и благополучие. Если ранее, во главу угла ставилось построение светлого коммунистического будущего, то Конст. 1993г. в центре ставит чел, признание, соблюдение, защита его прав и свобод – обязанность гос-ва. 6. Светским. В нашем гос-ве отсутствует гос-ая религия, т.к. оно многонационально и её установление привело бы к ущемлению религиозных прав других, малых народов, проживающих на территории нашей станы. Фед-ые конст-ые з-ны. Это основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конст. РФ. Фед-ый Конст-ый Закон РФ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 1/2, голосов от общего числа депутатов Гос-ой Думы. Принятый закон в течение 14 дней подлежит подписанию През-ом РФ и обнародованию. Согласно Конст. РФ, принимаются по следующим вопросам: порядок принятия нового субъекта в состав РФ; изменение статуса субъекта РФ; установление Гос-го флага, герба и гимна РФ, их описания и порядок официального использования; порядок деят-ти Правит-ва РФ; устан-ие суд-ой системы РФ; полномочия, порядок образования и деят-ти Конст-го, Верховного и Высшего Арбит-го Судов РФ; режим чрезвычайного и военного положения, порядок созыва Констит-го Собрания.
Федеральные законы -принимаются Гос-ой Думой простым большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. При этом закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа его членов либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения фед-го закона Советом Федерации и несогласия Гос-ой Думы с решением Совета Федерации закон подлежит повторному рассмотрению Гос-ой Думой. В этом случае фед-ый закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Гос-ой Думы. Принятый фед-ый закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает фед-ый закон и обнародует его. Но в отношении фед-ых законов Президент РФ обладает правом отлагательного вето, и он может отклонить принятый фед-ый закон. В этом случае Гос-ая Дума и Совет Федерации в установ-ом порядке вновь рассмат-ют данный закон. Если при повторном рассмотрении фед-ый закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Гос-ой Думы и членов Совета Федерации, он подлежит подписанию През-ом РФ в течение семи дней и обнародованию. Фед-ые з-ны делятся на кодификационные законы (кодексы) и обычные (некодификационные) законы. Кодекс - это закон интегративного хар-ра, кот. содержит внутренне согласованный комплекс общих принципов и конкретных норм, необходимых для целостной и единообразной правовой регуляции всех основных отношений в определенной области общест-ой жизни. Как правило, кодексы носят отраслевой характер и включают в себя совокупность принципов и норм одной отрасли права(напр, ГК) Законы субъектов РФ. Подзаконные акты: 1. Указы президента 2. Постановление и решение правит-ва 3. Местные подзаконные акты (например распоряжение губернатора) 4. Локальные подзаконные акты. Международные договоры и соглашения РФ. Это акты подразделяющиеся: 1.рекомендательные - носят рекомендательный характер; 2.ратифицированные - носят обязательный характер.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.57 (0.012 с.) |