Соотношение государства и права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение государства и права.



Соотношение гос-ва и права через единство, различие и взаимосвязь. Единство: - возникают и развиваются совместно; - выступают средствами, инструментами власти; - призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы; - основаны на едином базисе, определяются социально-эконом-ми, духовными и другими факторами; Различия: - если гос-во – особая организация полит-ой власти, то право – соц-ый регулятор; - первичный элемент гос-ва – гос-ый орган, права – норма; - не совпадают по формам, по функциям;

Взаимодействие (формы): - гос-ва на право: правотворчество и правоприменение; - права на гос-во: упорядочивает деят-ть гос-го аппарата, устанавливая компетенцию его органов;

Тенденции (типы) рассмотрения их соотношения:

1) приоритет гос-ва по отношению к праву. Подход связан с тесной взаимосвязью гос-ой власти и правового регул-ия. Основная функция – социальное, политическое управление.

Гос-ое управление – целенаправленное, сознательное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочивания. Правовое регул-ие – воздействие на общественные отношения с целью их упорядочивания, кот. осуществляется с помощью специальных специфических средств.

Концепция «инструментальной ценности» права влечет взгляд на право как на придаток гос-ва: - нет гос-ва – нет права: - если те или иные отношения не закреплены в закон-ве, они не явл. правовыми и не пользуются защитой гос-ва. - рождается иллюзия, что, для того чтобы урегулировать общественные отношения достаточно издать нормативный акт; - стираются грани между правом и произволом;

Не учитывает: - не всякое государственное управление осуществляется в правовых формах; - право не одно и то же что и управление. Управление регулирует вертикальные отношения, а право не только вертикальные, но и горизонтальные. Горизонтальные отношения регул-ся только при помощи права, поэтому право более широкое понятие, чем управление.

Вывод: Гос-во воздействует на право: А)явл. непосредственно создателем правовых норм и средством их реализации. Наиболее важное воздействие оказывает гос-во на право в процессе правотворчества и правоприменения. Право формируется гос-м, придает ему определенную форму, а нормам права – характер государственно-властных велений, участвует в систематизации права и т.д.Б) обеспечивает реализацию права посредством организации испол-ой власти, судебной, надзорной и контрольной деят-ти. В) оказывает праву идеологическую поддержку, воспитывая уважение к праву, закону, обязывая всех следовать правовым предписаниям.

2) приоритет права по отношению к гос-ву. В юр. литературе отмечают 2 главных направления воздействия права на гос-во: на внутреннюю организацию гос-ва; на деят-ть гос-ва.

1) Право оформляет структуру гос-ва, взаимодействие между элементами его механизма. Право создает также гарантии против концентрации гос-ой власти в одной из её ветвей, регулирует отношения между отдельными гос-ми органами, а в федерации – разграничивает предметы ведения между центром и субъектами федерации. Иначе говоря, право упорядочивает внутресистемные связи и отношения в гос-ве.

2) право воздействует на гос-во при его отношениях с населением, отдельным чел-ом.

Право определяет пределы воздействия гос-ва на личность, её права и обязанности, правовые гарантии со стороны гос-ва. Одновременно право придает деят-ти гос-ва ЛЕГАЛЬНЫЙ характер, вводит его деят-ть в юр-ие рамки, определяет пределы гос-го вмешательства в частную жизнь, пределы, формы и основания для применения гос. принуждения.

Современное гос-во не может существовать вне права. Чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает гос-во.

Компромистный подход.

Формы (источники) права. Источники права РФ.

Нормативно-правовой акт – это письменный официальный документ, исходящий от компетентного органа, принятый в установленном порядке, содержащий нормы права, обеспечиваемый силой государственного принуждения.

Правовой прецедент – решение по конкретному делу, являющееся обязательным при разрешении аналогичных дел.

Нормативный договор – соглашение двух и более субъектов права, содержащее юридические нормы.

Правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся в результате многократного повторения общее правило поведения, обеспечиваемое силой государственного принуждения.

Судебный прецедент –это решение суда по конкретному делу,кот. затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем.

Источники права – это, как правило, официальный гос-ый документ (закон, указ и т.д.), в кот. закрепляются нормы права: будучи выраженные в этих актах, юр-кие нормы приобретают формальную определенность, общеобязательный хар-р и обеспечиваются мерами гос-го принуждения.

Источники (формы выражения) права: 1) в материальном смысле – причины, обуславливающие содержание права, материальные условия жизни общества (эконом-ие, полит-ие, культурные и др.); 2) в идеальном смысле – нематериальные факторы осознания и обоснования права (абсолютная идея, Бог, гос-ая идеология, правосознание личности); 3) в формально-юр-ом смысле – форма закрепления и выражения правовых норм, придание им общеобязат-го официального хар-ра;

Признаки источников права: -ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ означает непререкаемость правовых велений, выраженных в источнике права, беспрекословность осуществления со стороны всех субъектов права. - ФОРМАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ – это конкретное, четкое оформление правовых предписаний, выражение их вовне с указанием на соответ-ие права, обязанности, юр-ие последствия невыполнения. - ОБЩЕИЗВЕСТНОСТЬ – это качественный признак источника права, связанный с информированием о существе правил поведения, сфере и пределах действия.

Виды источников: - правовой обычай – вошедшее в привычку и санкционированное гос-ом общее правило поведения, сложившееся исторически в результате многократного повторения; - правовой прецедент – решение по конкретному делу, явл-ся обязат-ым при решении аналогичных дел; - нормативный договор – соглашение двух и более сторон, содержащее юр-ие нормы; - нормативно-правовой акт – созданный уполномоченным органом в результате целенаправленной правотворческой деят-ти официальный документ, содержащий нормы права; - правовая доктрина, общие принципы права, религиозные тексты;

Источники права РФ.

Законы. В системе фед-ых нормат-ых актов России Конст. РФ имеет высшую силу, далее по юр-ой силе следуют фед-ые констит-ные законы и феде-ые з-ны, законами также явл-ся Законы РФ о поправках к Конст. РФ.В системе фед-ых нормат-ых актов России Конст. РФ имеет высшую силу, далее по юр-ой силе следуют фед-ые конституц-ые з-ны и фед-ые з-ны, законами также явл-ся Законы РФ о поправках к Конст. РФ.

Конституция.

Конст. РФ закрепляет широкий круг прав и свобод чел, соответ-ий современным мировым стандартам и положениям междун-ых пактов о правах чел. К числу таких прав и свобод чел. относятся, в частности, право каждого чел. на жизнь, право на личное достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести. Сегодня мы живем по Конст. 1993 г., принятой 12 декабря. Это основной документ гос-ва, т. к. в нем сосредоточены основные права, свободы и обязанности граждан РФ. До 1993 г. наша страна жила по Конст. 1978 года. Был утвержден пост Президента России в 1991г., первым стал занимать этот пост Ельцин Б. Н. В декабре 1993 г. на референдуме (путем всеобщего, общероссийского голосования) была принята Конст. Данный документ имеет следующую структуру: 1. Преамбула – это торжественная, вступительная часть, в кот. собравшийся на референдум народ, клянется перед мировым сообществом в сохранении русской культуры, почитании и сохранении истории, обеспечении процветания и благополучия России. 2. Конст. содержит два раздела. Первый раздел – собственно Конст, состоит из 9 глав, кот. посвящены основным положениям жизни гос-ва: «Права и свободы чел.», «Федеративное устройство», «Президент», «Местное самоуправление» (т.е. управление субъектами федерации на местах), «Конституционный строй и его особенности» и др. Второй раздел посещен «Заключ-ым и переходным положениям».

Наше гос-во явл.: 1. Демократическим, т.е. основным источником власти явл. народ. Это проявляется в наличии прямых, всенародных выборов, в кот. обязан участвовать каждый гражданин нашей страны, т. е. каждый имеет доступ к управлению делами гос-ва. Гос-ая власть наделяет граждан правами (на жизнь, свободу, собственность и др.), свободами (слова, совести, вероисповедания и др.), но и обязанностями (платить налоги, получить среднее образование, для юношей воинская обязанность, охрана истор-их и культурных памятников, охрана окружающей среды и др.). 2. Федеративным, т.к. территория состоит из 89 субъектов, каждый из кот. находится в равном положении перед центральной властью. 3. Правовым. Над гражданами стоят не правители, а з-ны. Все перед законом равны и несут одинаковую ответст-ть за содеянные нарушения, не зависимо от положения. 4. Социальным. Проводимая в гос-ве политика направлена прежде всего на благополучие граждан, развитие и поднятие уровня образования, здравоох-ия, стремление к тому, что бы эти сферы стали бесплатными и качественными. Включаются такие пункты как охрана труда и здоровья, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства и др. 5. Гуманистическим. Высшей ценностью в гос-ве явл. чел., его права, свободы и благополучие. Если ранее, во главу угла ставилось построение светлого коммунистического будущего, то Конст. 1993г. в центре ставит чел, признание, соблюдение, защита его прав и свобод – обязанность гос-ва. 6. Светским. В нашем гос-ве отсутствует гос-ая религия, т.к. оно многонационально и её установление привело бы к ущемлению религиозных прав других, малых народов, проживающих на территории нашей станы.

Фед-ые конст-ые з-ны.

Это основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конст. РФ. Фед-ый Конст-ый Закон РФ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 1/2, голосов от общего числа депутатов Гос-ой Думы. Принятый закон в течение 14 дней подлежит подписанию През-ом РФ и обнародованию. Согласно Конст. РФ, принимаются по следующим вопросам: порядок принятия нового субъекта в состав РФ; изменение статуса субъекта РФ; установление Гос-го флага, герба и гимна РФ, их описания и порядок официального использования; порядок деят-ти Правит-ва РФ; устан-ие суд-ой системы РФ; полномочия, порядок образования и деят-ти Конст-го, Верховного и Высшего Арбит-го Судов РФ; режим чрезвычайного и военного положения, порядок созыва Констит-го Собрания.

Федеральные законы -принимаются Гос-ой Думой простым большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. При этом закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа его членов либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения фед-го закона Советом Федерации и несогласия Гос-ой Думы с решением Совета Федерации закон подлежит повторному рассмотрению Гос-ой Думой. В этом случае фед-ый закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Гос-ой Думы.

Принятый фед-ый закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает фед-ый закон и обнародует его. Но в отношении фед-ых законов Президент РФ обладает правом отлагательного вето, и он может отклонить принятый фед-ый закон. В этом случае Гос-ая Дума и Совет Федерации в установ-ом порядке вновь рассмат-ют данный закон. Если при повторном рассмотрении фед-ый закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Гос-ой Думы и членов Совета Федерации, он подлежит подписанию През-ом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Фед-ые з-ны делятся на кодификационные законы (кодексы) и обычные (некодификационные) законы. Кодекс - это закон интегративного хар-ра, кот. содержит внутренне согласованный комплекс общих принципов и конкретных норм, необходимых для целостной и единообразной правовой регуляции всех основных отношений в определенной области общест-ой жизни. Как правило, кодексы носят отраслевой характер и включают в себя совокупность принципов и норм одной отрасли права(напр, ГК)

Законы субъектов РФ.

Подзаконные акты: 1. Указы президента 2. Постановление и решение правит-ва 3. Местные подзаконные акты (например распоряжение губернатора) 4. Локальные подзаконные акты.

Международные договоры и соглашения РФ. Это акты подразделяющиеся: 1.рекомендательные - носят рекомендательный характер; 2.ратифицированные - носят обязательный характер.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.032 с.)