Правоприменение как особая форма реализации.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоприменение как особая форма реализации.



(Зибарев)

Применение права– это властно-организующая деят-ть компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию норм права.

Основания применения права: - случаи, когда закон должен действовать с учетом тех или иных конкретных обст-тв, требующих установления и контроля (выделение зем-го участка, назначение пенсии и др.); - случаи, когда есть спор о праве, правах и обязанностях; - случаи, когда не исполняются обязанности, имеются препятствия в осуществлении прав и совершаются иные правонарушения;

Отличие применения права от непосредственных форм реализации: - применение – организующая властная деят-ть гос-ва или иных специально уполномоченных субъектов. - применение осущест-ся в рамках правоприменительных правоот-ий. Правовое положение участников в подобных правоот-ях различно. - осуществляется в особых, установ-ных законом формах. - комплексная форма реализации норм права. Применяя норму – орган исполняет требования юр-их норм. - применение – определенный процесс (процедура); - сопровождается вынесением акта применения права.

(Кожевников)

Применение права - это властная, организующая деят-ть компетентных субъектов по реализации требований норм права путем конкретизации общих предписаний для индивид-го случая.

Применения права –это властная, организующая деят-ть компетентных гос-ых органов, их должностных лиц, а в случаях, предусмотренных закон-ом, и общественных организаций, обеспечивающая перевод содержащихся в нормативно – правовых актах общих правил поведения и деят-ти различных субъектов в плоскость их индивидуально – конкретного действия.

Применения права – это логический процесс, идущий от изучения обстоятельств конкретного случая к правовой норме и от нее – к практическому решения данного вопроса.

Применение права – это властная деят-ть компетентных органов и долж-ых лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юр-му делу на основе юр-их фактов и конкретных правовых норм.

Признаки правоприменения:

властно – организующий характер: 1) деят-ть специально уполномоченных гос-ых органов, долж-ых лиц, общественных организаций. 2) осуществляется в установленных законом формах и завершается вынесением индивидуально-правовых актов, обязательных для адресатов.3) исполнение предписаний обеспечивается юр-ми средствами.

Соотношение применения с иными формами реализации норм права: 1) использование прав; 2) использование обязанностей применение норм права; 3) соблюдение запретов.

Применение права - властная правовая деят-ть гос-ва (или иных органов по уполномочию гос-тва), а также их долж-ых лиц, наделенных специальными полномочиями по организации или обеспечению специальной упорядоченности, стабильности в жизни общества, по пресечению нарушений в этой сфере.

Формы применения норм права: 1) оперативно- исполнительная; 2) правоох-ая.

Оперативно-исполнительная - организация выполнения предписаний норм права, позитивное регул-ие с помощью индивид-ых актов (напр, прием на работу, регистрация брака). При этом применяется диспозиция норм права, имеющая положительное содержание.

Правоох-ая охватывает охрану норм права от каких-либо нарушений; осуществляет применение гос-го принуждения, назначение мер наказания (взыскания).

Применение норм права - это властная организующая деят-ть компетентных органов и должностных лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом.

Правоприменение необходимо: 1. если правоотношения сторон не могут возникнуть без вмешательства гос-ва и его органов (напр, награждение орденом, зачисление в вуз).2. когда юр-ие отношения сторон должны пройти обязательный контроль со стороны гос-ва (напр, регистрация юр-го лица, получение лицензии, регистрация брака).3. для приведения в действия механизма принуд-го воздействия на субъекта в целях реализации норм права или для ликвидации правонарушения либо его пресечения.4. при возникновении препятствий для осуществления прав и обязанностей требуется суждение гос-ва (напр, спор о границе зем-ых участков).5. когда необходимо установить конкретные юр-ие факты (напр-, определение отцовства, совершение сделки).

66) Основные принципы и требования, предъявляемые к правоприменению.

Принципы правоприменения: 1) конституционные - законность, демократизм, гласность, равенство всех перед законом;2) общепроцессуальные – объективная истина, научность, процессуальная экономика (требования быстроты правопримения и экон-ти при использовании сил, средств и времени); 3) специальные (отраслевые) – неотвратимость юр-ой ответст-ти, исключение обратной силы закона, отягчающего положение лица, привлекаемого к юр-ой ответст-ти, соответствие наказания тяжести содеянного.

Требования, предъявляемые к праворпименению: -соблюдение законности; -обоснованность; -мотивировка; -целесообразность; -справедливость.

Вышеуказанные требования имеют отношение ко всем стадиям праворпименительного процесса.

Соблюдение законности означает, что применять нужно норму права, прямо относящуюся к рассматриваемому случаю (делу), строго следовать ее точному смыслу, не выходить за ее пределы, решать дела строго в рамках своей компетентности; нормы права должны применяться всегда, когда имеются обстоят-ва, предус-ые ими.

Требование обоснованности предполагает необходимость выявлять, тщательно и объективно изучать все относящиеся к делу факты. Недоказанные и сомнительные факты не должны приниматься во внимание. Иными словами, каждый акт правоприменения должен быть результатом всесторонней проверки и оценки доказ-тв, безусловной достоверности в принятии именно такого, а не иного решения.

С требованием обоснованности связано требование мотивировки акта, закрепляющего применение норм права, т.е. приведение тех фактических данных, кот. оценены и признаны достоверными. В постановлении о возбуждении угол-го дела, например, должны быть данные содержащие признаки преступления; в постановлении о привлечении лица к угол-ой ответст-ти – обстоят-ва совершения преступления, поскольку они установлены материалами дела. Значение требования мотивировки принимаемых компетентными органами гос-ва решений состоит не только в их убедительности, сколько в их внутренней обоснованности, в необходимости принятия именно таких, а не иных решений.

Требование целесообразности применения норм права рассмат-ся либо как неотъемлемое свойство законности (закон целесообразен, и его точное и безусловное применение – целесообразное применение), либо как начало, имеющее определенное самостоятельное значение. В последнем случае имеется в виду, что субъектам правоприменения норм праванеобходимо добиваться целесообразного осуществления норм права в конкретной жизненной ситуации. Издавая нормативные предписания, законодатель закрепляет лишь общие тенденции развития общественных отношений, вырабатывает модели поведения людей, но не может учесть все специфические особенности конкретных обстоят-тв каждого случая.

Стадии правоприменения.

(Зибарев)

Стадии применения права: 1) установление фактических обстоятельств дела:

Фактические обстоят-ва – жизненные факты, явления действит-ти, образующие фактическую основу применения права. Устанавливаются с помощью доказат-тв путем доказывания. Доказывание связано с категориями: презумпции, бремя доказывания и преюдиция (юр-ое предрешение наличия и истинности определенных фактов).

2) установление юр-ой основы дела: выбор и анализ юр-ой нормы.

Критика нормы: - «высшая»: относится к нормативно-правовому акту (правомерен ли акт, действует или нет, распространяется на данных лиц, соответствует ли закону); - «низшая»: касается текста акта;

Выбор правовой нормы осуществляется путем правовой квалификации фактических обстоят-тв юр-го дела.

Правовая квалификация –юр-ая оценка все совокупности фактических обстоят-тв дела путем отнесения данного случая к определенным юр-им нормам.

3) решение дела и его документальное оформление – завершающая стадия, итог применения права. С формально-логической стороны – это умозаключение, в кот. конкретные факты подводятся под норму права.

(Кожевников)

Стадии правоприменения- основные этапы рассмотрения юр-го дела, имеющие самост-ое правовое значение.

Стадии правоприменения:1) установление фактических обстоят-тв дела (доказывание): – Определение круга юр-ки значимых фактов; – Их сбор и процессуальное закрепление;– Установление их достоверности, достаточности и истинности. 2) выбор и анализ нормы права (правовая квалификация): – Выбор нормы права, рассчитанной на данное фактическое обстоят-во; – Проверка подлинности текста нормы права; – Проверка правил действия нормы права в пространстве, во времени и по кругу лиц; – Разрешение коллизий между нормами права и преодоление пробелов в праве. 3) толкование нормы права: – Установление смысла и содержания нормы права. 4) принятие решения и его документальное оформление: – Вынесение акта применения, кот. оформляется решение по делу (приказ, приговор); – Определение субъективных прав и юр-их обязанностей конкретных субъектов. 5) доведение до заинтересованных субъектов содержание принятого решения: – Контроль за исполнением принятого решения.

Фактические обстоятельства - это жизненные факты, явление действит-ти, образующие основу применения норм права.

Виды фактических обстоятельств, оцениваемых и изучаемых на стадии доказывания: 1)обстоят-ва, с которыми норма права связывает определенные юр-ие последствия (например, стаж, возраст, определенные действия). 2) факты- условия, влияющие на выработку правильных, оптимальных решений (напр, обстоят-ва совершения правон-ия, личность правон-ля). 3) факты-доказат-ва (напр, показания свидетелей, документы и справки, заключение экспертов).

Доказывание – логическая деят-ть по устан-ию и предоставлению доказат-тв, участие в их исследовании и оценке. В результате логической деят-ти с помощью доказат-тв воспроизводится тот или иной фрагмент действит-ти, осущест-ся реконструкция обстоят-тв, необходимая в соответствии с требованием объективной истины для применения норм права.

Правовая квалификация – это юр-ая оценка всей совокупности фактических обстоят-тв дела путем соотнесения данного случая с определенными юр-ми нормами.

Правила разрешения коллизий между нормами права в процессе правоприменения: 1) Если обнаружено противоречие между нормой фед-го закона и нормой республиканского закона, то необходимо применять норму фед-го закона.2) если имеются коллизии между нормами, исходящими от различных органов, применяется норма вышестоящего органа.3) при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее.4)В случае коллизии между общей и специальной нормой применяется последняя.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.03 с.)