Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теории происхождения гос-ва.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Существует множество теорий происхождения гос-ва и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен истор-ми особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, кот. они ставят перед собой, и другими причинами. Рассмотрим следующие теории: Теологическая. Представитель - Ф. Аквинский. Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана. Согласно данным воззрениям, гос-во явл. результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ, должен беспрекословно повиноваться всем велениям гос-ой воли, как продолжению воли божественной. Патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский). По утверждению Аристотеля, гос-во — наилучшая форма чел-го общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха -естественное продолжение власти отца (патриарха), кот. заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что гос-во возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни гос-ва, -в племенах, кот. мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается гос-во. Они и только они предшествуют гос-ву». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации порабощения одних народов другими. По мнению представителей данной теории, гос-во более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, гос-во становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягат-тв со стороны других сильных племен. К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества гос-во трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии. Договорная теория проис-ия гос-ва. Договорная теория, получившая прочное распространение в XVII –ХУШ веках. В Голландии в XVII веке сторонниками этой теории были Гуго Гроций и Спиноза, в Англии - Локк и Гоббс, во Франции в XVIII веке - Руссо. В России представителем договорной теории был революционный демократ А. Н. Радищев (1749-1802), кот. утверждал, что гос-ая власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в гос-во, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Согласно этой теории до появления гос-ва люди находились в «естественном состоянии», кот. понималось разными авторами по-разному: свобода и равенство всех членов общества (Дж. Локк), война всех против всех (Т. Гоббс), всеобщее благоденствие – «золотой век» (Ж.-Ж. Руссо) и т.п. В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличие у каждого чел. неотъемлемых, естественных прав, полученных от бога или от природы. Однако в процессе развития челов-ва права одних людей приходят в противоречие с правами др., нарушается порядок, возникает насилие. Это происходит потому, что в догос-ом обществе не было власти, способной защитить чел. и гарантировать его естественные права. поэтому, чтобы защитить человека, гарантировать ему нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании гос-тв, добровольно передовая ему часть своих прав. Марксистская теория проис-ия гос-ва. Наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва", само на звание кот. отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли. Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение гос-ва с частной собст-тью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле "Гос-во есть продукт и про явление непримиримых классовых противоречий". Отрицать влияние классов на возникновение гос-ва нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, гос-во нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов; кроме того, на процесс гос-во образования влияли и другие, более глубинные и общие факторы. органическая (Г.Спенсер): отождествление строения и функций гос-ва со строением и функциями живого организма. Гос-во – общественный организм, состоящий из людей, как живой организм из клеток. ирригационная (К.Виттгофель): необходимость строить гигантские ирригационные сооружения приводит к появлению гос-ва и др.
Теории происхождения права. Примирительная теория. Ее придерживаются западные научные круги. Право возникло не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочивания отношений между родами. Сначала между враждующими родами возникали договоры о примирении, затем определенные правила, которые устанавливали различные санкции, все это усложнялось, и, таким образом, возникло право. Внутри рода право возникнуть не могло, так как оно там не требовалось, конфликты внутри рода практически отсутствовали. Регулятивная теория. Этой теории придерживаются азиатские научные круги. Право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны, прежде всего для урегулирования земледельческого и сельскохозяйственного производства. Заочное развитие производства не позволяло пока отойти от собирательства, а поэтому существовали правила-запреты на охоту в определенных местах или на определенных животных, растении. Запрещалось также убийства, телесные повреждения, колдовство, воровство, увод чужих жен и др. Теологическая теория. Теологическая (божественная) теория происхождения права исходит из того, что право создано Богом (Богами) для регул-ия жизни людей. Божество дарует людям обязательные предписания (заветы) через пророков и августейших правителей. Представления о сакральной природе права можно встретить во многих древнейших источниках права, таких как вавилонские законы, древнееврейские законы, законы Ману и т.д. Так, в законах Хаммурапи констатируется, что Хаммурапи, вавилонский царь, утвердил правду и справедливость по всей стране, когда бог Мардук внушил ему даровать справедливость и достойное управление людям земли. Теория естественного права. Теория естественного права возникла задолго до н.э. Создателями ранних концеп- ций естественно-правовой доктрины являлись Лао Цзы, Конфуций, Аристотель, Цицерон и др. В XVII–XVIII вв. к теории естественного права возвратились и разработали ее на новом уровне Т. Гоббс, Христиан Томазия, Дома, Христиан Вольф, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др. Эти мыслители полагали, что природное (естественное) право представляет закон справедливого разума, на котором строится мироздание интеллектуальных сообществ людей. Вместе с тем отношение естественного права к праву положительному сторонниками данного учения понималось двояко: с одной стороны, естественное право лежало в основе положительного, а с другой – оно служило критерием для оценки писаных юридических норм, являясь инструментарием для его совершенствования. Апологетам естественной школы права не удалось установить единую систему природным правил поведения. Всякий представитель естественно-правового учения отталкивался от своих «аксиом» и строил собственную структуру юр-их стереотипов. Иначе и быть не могло. Историческая школа. Основателями истор-ой школы происхождения права считают немецких ученых правоведов Г. Гуго (1764–1844), К. Савиньи (1779–1861) и Г. Пухту (1798–1846). Теоретики истор-ой доктрины права критиковали тезис естественно- правовой теории о позитивном праве, создаваемом нормотворческой деят-тью органов закон-ой власти. Они утверждали, что дейст-ее право не сводится к совокупности законов. «Истор-ая школа принимает, что содержание закона дано всею совокупностью прошедшего времени народа, однако не произвольно, так, чтобы оно могло быть то или другое, напротив, оно проистекало из внутреннего существа самой нации и ее истории, – пишет К. Савиньи, – а особенная деят-ть каждого века должна быть направлена к тому, чтобы постичь, обновлять и сохранять в свежести это по внутренней необходимости данное содержание». Анализируя основные идеи, раскрывающие сущность проис-ия права в рамках истор-ой доктрины, можно выделить следующие основные положения: 1. Право, подобно языку, религии, нравам, есть один из существенных элементов духовной жизни народа. 2. Процесс возникновения права закономерен и ограничен, главную роль в нем играет не разум законодателя, а творческая сила народного духа. 3. В своей творческой деят-ти невидимый и скрытый от постороннего взгляда народный дух опирается на свободный и осознанный выбор чел. – жить по правилам, соответствующим замыслу Божьему, или же вопреки ему. 4. Процесс развития права органичен, тесно связан с народной жизнью, и те этапы (младенчество, юность, зрелость), кот. проходит в своей эволюции народ, присущи и праву. 5. При вторжении в процесс развития права чуждых элементов происходит своеобразная ассимиляция, приспособление их к содержанию национ-го права и к общему направлению его эволюции. 6. Органично развиваясь, право принимает различные формы: обычая, закона и научного права. Данные формы проявляются в истор-ой преемственности, сменяя друг друга и передавая выработанное юр-ое содержание. Поэтому развитие права – это непрерывный преемственный процесс. 7. Право каждого народа индивидуально и своеобразно, но оно не явл. исключ-ой собственностью данного народа, а принадлежит всему человечеству. Поэтому в общей бесконечной цепи развития последнего системы национального права связаны между собой и оказывают влияние друг на друга. Классовая теория. Самыми известными представителями классовой теории проис-ия права явл. К. Маркс и Ф. Энгельс. Они отмечали, что история челов-го общества всегда была историей классовой борьбы, в кот. угнетатель и угнетенный находились в резком противостоянии друг другу. Полит-ая власть есть организованное использование силы одним классом для подавления и подчинения другого класса. Господствующий класс видоизменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создает необходимые для достижения своей цели законы. Таким образом, право явл. возведенной в закон волей господствующего класса, его орудием, применяемым для подавления класса угнетенного. Само право, так же как и другие формы общественного сознания (например, мораль), полностью обусловлено экономическими условиями жизни людей и должно соответ-ть эконом-ой структуре общества. Следовательно, общественное бытие определяет социальное сознание, а не наоборот. Именно способ произ-ва материальных благ детерминирует общий характер политических, правовых, духовных и иных процессов жизни чел. В целом, К. Маркс и Ф. Энгельс справедливо заметили, что экономика – это один из важнейших факторов в развитии общества и, в частности, в процессе происхождения права. Они правы и в том, что на определенной ступени развития общества обычаи перестают быть основным средством соц-го регул-ия, поскольку они были предназначены для однородного общества, но отнюдь не для общества, кот. дифференцировалось на классы и соц-ые группы. Им на смену приходят другие, более подходящие средства регул-ия, главным из кот. явл. право.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.48 (0.008 с.) |