Теории происхождения гос-ва. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории происхождения гос-ва.



Существует множество теорий происхождения гос-ва и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен истор-ми особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, кот. они ставят перед собой, и другими причинами. Рассмотрим следующие теории:

Теологическая. Представитель - Ф. Аквинский. Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана. Согласно данным воззрениям, гос-во явл. результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ, должен беспрекословно повиноваться всем велениям гос-ой воли, как продолжению воли божественной.

Патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский). По утверждению Аристотеля, гос-во — наилучшая форма чел-го общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха -естественное продолжение власти отца (патриарха), кот. заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что гос-во возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни гос-ва, -в племенах, кот. мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается гос-во. Они и только они предшествуют гос-ву». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации порабощения одних народов другими.

По мнению представителей данной теории, гос-во более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, гос-во становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягат-тв со стороны других сильных племен. К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества гос-во трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

Договорная теория проис-ия гос-ва. Договорная теория, получившая прочное распространение в XVII –ХУШ веках. В Голландии в XVII веке сторонниками этой теории были Гуго Гроций и Спиноза, в Англии - Локк и Гоббс, во Франции в XVIII веке - Руссо. В России представителем договорной теории был революционный демократ А. Н. Радищев (1749-1802), кот. утверждал, что гос-ая власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в гос-во, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Согласно этой теории до появления гос-ва люди находились в «естественном состоянии», кот. понималось разными авторами по-разному: свобода и равенство всех членов общества (Дж. Локк), война всех против всех (Т. Гоббс), всеобщее благоденствие – «золотой век» (Ж.-Ж. Руссо) и т.п. В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличие у каждого чел. неотъемлемых, естественных прав, полученных от бога или от природы. Однако в процессе развития челов-ва права одних людей приходят в противоречие с правами др., нарушается порядок, возникает насилие. Это происходит потому, что в догос-ом обществе не было власти, способной защитить чел. и гарантировать его естественные права. поэтому, чтобы защитить человека, гарантировать ему нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании гос-тв, добровольно передовая ему часть своих прав.

Марксистская теория проис-ия гос-ва. Наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва", само на звание кот. отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли. Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение гос-ва с частной собст-тью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле "Гос-во есть продукт и про явление непримиримых классовых противоречий". Отрицать влияние классов на возникновение гос-ва нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, гос-во нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов; кроме того, на процесс гос-во образования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

органическая (Г.Спенсер): отождествление строения и функций гос-ва со строением и функциями живого организма. Гос-во – общественный организм, состоящий из людей, как живой организм из клеток.

ирригационная (К.Виттгофель): необходимость строить гигантские ирригационные сооружения приводит к появлению гос-ва и др.

 

Теории происхождения права.

Примирительная теория. Ее придерживаются западные научные круги. Право возникло не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочивания отношений между рода­ми. Сначала между враждующими родами возникали договоры о примирении, затем определенные прави­ла, которые устанавливали различные санкции, все это усложнялось, и, таким образом, возникло право. Внутри рода право возникнуть не могло, так как оно там не требовалось, конфликты внутри рода практи­чески отсутствовали.

Регулятивная теория. Этой теории придерживаются азиатские научные круги. Право возникает для установления и поддер­жания единого порядка для всей страны, прежде все­го для урегулирования земледельческого и сельско­хозяйственного производства. Заочное развитие производства не позволяло пока отойти от собирательства, а поэтому существовали правила-запреты на охоту в определенных местах или на определенных животных, растении. Запрещалось также убийства, телесные повреждения, колдовство, воровство, увод чужих жен и др.

Теологическая теория. Теологическая (божественная) теория происхождения права исходит из того, что право создано Богом (Богами) для регул-ия жизни людей. Божество дарует людям обязательные предписания (заветы) через пророков и августейших правителей. Представления о сакральной природе права можно встретить во многих древнейших источниках права, таких как вавилонские законы, древнееврейские законы, законы Ману и т.д. Так, в законах Хаммурапи констатируется, что Хаммурапи, вавилонский царь, утвердил правду и справедливость по всей стране, когда бог Мардук внушил ему даровать справедливость и достойное управление людям земли.

Теория естественного права. Теория естественного права возникла задолго до н.э. Создателями ранних концеп- ций естественно-правовой доктрины являлись Лао Цзы, Конфуций, Аристотель, Цицерон и др. В XVII–XVIII вв. к теории естественного права возвратились и разработали ее на новом уровне Т. Гоббс, Христиан Томазия, Дома, Христиан Вольф, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др. Эти мыслители полагали, что природное (естественное) право представляет закон справедливого разума, на котором строится мироздание интеллектуальных сообществ людей. Вместе с тем отношение естественного права к праву положительному сторонниками данного учения понималось двояко: с одной стороны, естественное право лежало в основе положительного, а с другой – оно служило критерием для оценки писаных юридических норм, являясь инструментарием для его совершенствования. Апологетам естественной школы права не удалось установить единую систему природным правил поведения. Всякий представитель естественно-правового учения отталкивался от своих «аксиом» и строил собственную структуру юр-их стереотипов. Иначе и быть не могло.

Историческая школа. Основателями истор-ой школы происхождения права считают немецких ученых правоведов Г. Гуго (1764–1844), К. Савиньи (1779–1861) и Г. Пухту (1798–1846). Теоретики истор-ой доктрины права критиковали тезис естественно- правовой теории о позитивном праве, создаваемом нормотворческой деят-тью органов закон-ой власти. Они утверждали, что дейст-ее право не сводится к совокупности законов. «Истор-ая школа принимает, что содержание закона дано всею совокупностью прошедшего времени народа, однако не произвольно, так, чтобы оно могло быть то или другое, напротив, оно проистекало из внутреннего существа самой нации и ее истории, – пишет К. Савиньи, – а особенная деят-ть каждого века должна быть направлена к тому, чтобы постичь, обновлять и сохранять в свежести это по внутренней необходимости данное содержание». Анализируя основные идеи, раскрывающие сущность проис-ия права в рамках истор-ой доктрины, можно выделить следующие основные положения:

1. Право, подобно языку, религии, нравам, есть один из существенных элементов духовной жизни народа.

2. Процесс возникновения права закономерен и ограничен, главную роль в нем играет не разум законодателя, а творческая сила народного духа.

3. В своей творческой деят-ти невидимый и скрытый от постороннего взгляда народный дух опирается на свободный и осознанный выбор чел. – жить по правилам, соответствующим замыслу Божьему, или же вопреки ему.

4. Процесс развития права органичен, тесно связан с народной жизнью, и те этапы (младенчество, юность, зрелость), кот. проходит в своей эволюции народ, присущи и праву.

5. При вторжении в процесс развития права чуждых элементов происходит своеобразная ассимиляция, приспособление их к содержанию национ-го права и к общему направлению его эволюции.

6. Органично развиваясь, право принимает различные формы: обычая, закона и научного права. Данные формы проявляются в истор-ой преемственности, сменяя друг друга и передавая выработанное юр-ое содержание. Поэтому развитие права – это непрерывный преемственный процесс.

7. Право каждого народа индивидуально и своеобразно, но оно не явл. исключ-ой собственностью данного народа, а принадлежит всему человечеству. Поэтому в общей бесконечной цепи развития последнего системы национального права связаны между собой и оказывают влияние друг на друга.

Классовая теория. Самыми известными представителями классовой теории проис-ия права явл. К. Маркс и Ф. Энгельс. Они отмечали, что история челов-го общества всегда была историей классовой борьбы, в кот. угнетатель и угнетенный находились в резком противостоянии друг другу. Полит-ая власть есть организованное использование силы одним классом для подавления и подчинения другого класса. Господствующий класс видоизменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создает необходимые для достижения своей цели законы. Таким образом, право явл. возведенной в закон волей господствующего класса, его орудием, применяемым для подавления класса угнетенного. Само право, так же как и другие формы общественного сознания (например, мораль), полностью обусловлено экономическими условиями жизни людей и должно соответ-ть эконом-ой структуре общества. Следовательно, общественное бытие определяет социальное сознание, а не наоборот. Именно способ произ-ва материальных благ детерминирует общий характер политических, правовых, духовных и иных процессов жизни чел. В целом, К. Маркс и Ф. Энгельс справедливо заметили, что экономика – это один из важнейших факторов в развитии общества и, в частности, в процессе происхождения права. Они правы и в том, что на определенной ступени развития общества обычаи перестают быть основным средством соц-го регул-ия, поскольку они были предназначены для однородного общества, но отнюдь не для общества, кот. дифференцировалось на классы и соц-ые группы. Им на смену приходят другие, более подходящие средства регул-ия, главным из кот. явл. право.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.005 с.)