Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Т е м а 2. Предмет и метод теории государства и права↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План
1. Этапы развития теории государства и права. 2. Предмет теории государства и права. 3. Методология теории государства и права. 4. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. 2.1. Этапы развития теории государства и права Теория государства и права занимает основополагающее место среди юридических дисциплин. Еще на рубеже XIX-XX вв. вопросам теории государства и права уделялось значительное внимание в работах видных российских философов и юристов: С.А. Муромцева. Определение и основное разделение права (М., 1879); М.Н. Коркунова. Лекции по общей теории права (СПб., 1904); Е.Н. Трубецкого. Энциклопедия права (М., 1906); Г.Ф. Шершеневича. Общая теория права (М., 1910-1912) и др. В настоящее время изданы многочисленные монографии по данной тематике А.И. Денисова; С.С. Алексеева; К.И. Мокичева; М.Н. Марченко; Л.С. Явича и др. В связи с начавшейся в 1985 г. перестройкой и демократизацией общественно-политической и государственной жизни на основе новых принципов и социальных ценностей, весьма важной оказалась проблема оптимального сочетания современного новейшего государственно-правового материала с традиционным, ставшим классическим для отечественного государствоведения и правоведения материалом. Не менее важной и актуальной оказалось проблема переоценки некоторых устаревших государственно-правовых взглядов, политико-правовых и духовных ценностей. Так, значительной корректировке подверглись представления о государстве, праве, политике и демократии лишь как о классовых явлениях, институтах и учреждениях, тогда как они сочетают в себе также социальные, групповые, классовые, этнические, личные и многие другие ценности и интересы. Изменилось отношение к таким явлениям, институтам и учреждениям, как правовое государство, принцип разделения властей, институт государственной собственности, многопартийность и множественность идеологий. Однако фундаментальные, основополагающие представления о государстве и праве, законности и конституционности, правотворчестве и правоприменении, правонарушении и правомерном поведении и, наконец, о месте и роли государства и права в жизни общества и политической системы остались неизменными, поскольку являются непреходящими научными, академическими и образовательными ценностями, независимыми от минутных государственно-политических идей. Какие функции выполняет государство и право в жизни общества? Находясь в неразрывной связи, они меняются вместе с изменением общества. Но будучи зависимыми друг от друга, они сохраняют относительную самостоятельность. Так, если государство издает правовые акты и обеспечивает их выполнение, то право, в свою очередь, воздействует на государство путем установления для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. Таким образом, право выступает как регулятор общественных отношений и средство ограничения произвола государства. Наряду с функциями закрепления и регулирования общественных отношений право в любом обществе и государстве выполняет также воспитательную роль, которая проявляется в том, что закон опирается не только на принуждение, но и на убеждение. Право призвано развивать в людях чувство справедливости, добра, гуманности, правды. Помимо названных функций, право по отношению к обществу и государству выполняет и иные функции.
2.2. Предмет теории государства и права Теория государства и права исследует наиболее важные политические и юридические проблемы, раскрывает закономерности, общие для всех частей государственного механизма и отраслей права, общие и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Закономерности развития и функционирования государства и права рассматриваются в непрерывной связи с законами развития общества в той мере, в какой они воздействуют на развитие государства и права. Отличительные особенности предмета теории государства и права, изучение наиболее существенных направлений закономерностей государства и права определяют основополагающий характер этой науки в системе юридических наук. Теория государства и права придает внутреннюю связь и единство всем относительно самостоятельным наукам, обеспечивает целостное теоретическое восприятие всей государственно-правовой действительности. Подлинно научная теория содержит в себе не только сложившуюся систему знаний об объективном мире, но и способы, методы исследований.
2.3. Методология теории государства и права Методология теории государства и права представляет собой сложное образование, включающее в себя систему разных методов, логических примеров и средств познания, направленных на изучение закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права. Основной метод – диалектико-материалистический. При этом используются следующие принципы познания: - принцип всесторонности исследования, то есть исследование государственно-правовых явлений в их взаимосвязи с другими, соотносящимися с ними явлениями, во всех формирующих общее видение аспектах; - принцип историзма, то есть рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только в их настоящем состоянии, но и с позиций прошлого и предполагаемого будущего; - принцип комплексности, то есть исследование государственно-правовых явлений не только с юридической точки зрения, но и с позиции других общественных наук – философии, социологии, политэкономии, политологии. Наряду с принципами познания большое методологическое значение для исследования государства и права имеют конкретные методы, которые принято делить на общие, специальные и частные. 1. Общие методы: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, системный и структурный подход; восхождение от абстрактного к конкретному и наоборот и т. п. 2. Специальные методы: математические, психологические, кибернетические, статистические и др. 3. Частные методы: разрабатываемые и используемые только теорией государства и права и другими юридическими науками, например: сравнительно-правовой метод, методы выработки правовых решений, методы толкования норм права и др.
2.4. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук Теория государства и права изучает государство и право наряду с другими общественными науками. Интерес к данной области со стороны других наук определяется многогранностью этих явлений, что и представляет возможность для различных ракурсов их рассмотрения. В связи с этим «государство и право» включается в предметную область исследований философии, социологии, антропологии, политологии и ряд других наук. Философский подход связан: - с попыткой постигнуть сущность государства и права, их вневременную и внепространственную цель; - с попыткой выработать умозрительные конструкции происхождения государства (теория общественного договора); - рассуждения о ценности и антиценности государства (Аристотель, Гегель). Философский подход предполагает, что философия служит непосредственной методологической базой теории государства и права. Философия, во-первых, вырабатывает универсальные познавательные категории (сущность, явления и др.), которые используются при анализе государственно-правовых институтов; во-вторых, создает всеобщие теоретические концепции (марксизм, идеализм и т. д.), которые служат фундаментом для познания государства и права. Социологический: Генезис, сущность, функциональное назначение государства и права являются объектом внимания социологии – науки об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым. Социология изучает и такие элементы социума, как государство и право, а именно: социальную основу государства, социальную ценность права и др. Кроме того, рассматриваются и другие подходы. Этнографический: - изучение политического компонента в древних обществах, в которых государство еще не выделено в чистом виде; - выявление общего политического начала, способствующего возникновению государственности в древних обществах. Для этнографов оно связано с выявлением управленческого момента. Само же государство для них лишь развивается как модель управления. Политология: - изучает государство как один из элементов политической системы, включающей в себя также политические партии, избирательные системы, политическую культуру, группы давления, средства массовой информации и т. д. Право как сложное социальное явление изучается также целым рядом неюридических дисциплин, такими как философия, социология, этнология, антропология. Это приводит к образованию как бы смешанных научных дисциплин: философии права, социологии права, юридической этнологии и др. Философия права: (Аристотель, Фома Аквинский, Гуго Гроций, Эммануил Кант) – попытка осмыслить основополагающую идею права как данную свыше. Социология права: исследование явлений с точки зрения разновидностей социальных факторов, их влияние на состояние общественной жизни. Юридическая этнология: изучение древних правовых культур различных народов. Юридическая герменевтика: толкование юридических понятий, терминов.
Теория государства и права является базовой, основополагающей юридической наукой, изучающей общие и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, использующая для этого принципы, приемы и методы, как общие для всех наук и дисциплин, так и разрабатываемые в рамках отдельных специальных наук и самой теории государства и права и других юридических дисциплин. В теории государства и права представлены положения философской, социологической, антропологической и ряда других научных школ, но у теории государства и права есть особый ракурс рассмотрения этих проблем как политический компонент в праве и юридический в функционировании государства. Она занимает основное место в системе юридических наук. Так только с учетом связи права с государством в теории государства и права разрабатываются такие понятия, как: - норма права; - закон; - подзаконный нормативно-правовой акт; - правоотношение; - законодательный процесс; - законность и правопорядок; - правонарушение; - юридическая ответственность и др. В свою очередь, с учетом юридической составляющей государства вырабатываются понятия: - государство; - государственный аппарат; - государственная власть и др.
Контрольные вопросы 1. Что является предметом теории государства и права? 2. Методология теории государства и права. 3. Принцип историзма в познании проблем теории государства и права. 4. Сравнительный анализ. 5. Общесоциальный, идеологический, культурно-ценностный контекст исследования проблем государства и права. 6. Теория государства и права и экономическая наука.
Темы рефератов 1. Дискуссионные вопросы предмета «Теория государства и права». 2. Частноправовые методы теории государства и права.
Литература 1. Егоров В.К. К вопросу о соотношении политологии и права / В.К. Егоров // Советское государство и право. – 1991. – № 1. 2. Керимов Д.А. Методологически функции философии права / Д.А. Керимов // Государство и право. – 1995. – № 9. 3. Лившиц Р.З. Современная теория права / Р.З. Лившиц. – М., 1992. 4. Поздняков Э.А. Философия государства и права: курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: МГУ, 1996. 5. Теория государства и права. – М.: МГУ, 1982. 6. Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. – М., 1996.
Т е м а 3. Происхождение государства и права План 1. Характеристика первобытнообщинного строя. 2. Возникновение государства и права. 3. Взгляды на происхождение государства и права. 4. Сущность государства.
3.1. Характеристика первобытнообщинного строя Развитие общества делится на две главные эпохи: - эпоху доклассового общества; - эпоху классового общества. Как показывает исторический опыт, главные причины возникновения и развития государства и права коренятся в области экономики и в социальной сфере жизни людей. Научные исследования и выводы свидетельствуют о том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации, право – на смену обычаям. И происходит это в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя и утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях. Первобытная община была первой формой организации человеческого общества. Основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Эта собственность была обусловлена крайне слабым уровнем производительных сил, когда орудия производства были примитивными и несовершенными, а производительность труда низкая. Люди должны были вместе добывать пищу, сообща изготовлять орудия производства. В результате такого производства присвоение и распределение продуктов труда было коллективным и производилось на началах равенства. Долгое время люди существовали в условиях так называемого первобытного стада. По мере совершенствования техники обработки камня, усложнения орудий, открытия способов добывания огня, появилось более обширное и прочное объединение людей – род. Со временем на основе роста производительных сил сложились и новые взаимоотношения между родовыми общинами, роды сложились в более крупные союзы – племена. Первобытно-общинному строю были свойственны как общественная власть, так и социальные нормы. Существенной чертой первобытно-общинного управления было отсутствие аппарата насилия, принуждения. Господствовали обычаи, авторитет, уважение – то есть то, на чем основывалась власть старейшины рода; собственность на землю и орудия труда была общей. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены (мужчины и женщины). Общее собрание рода рассматривало все хозяйственные, военные, судебные вопросы, выбирало старейшину и военачальника. Войны между племенами, увеличение численности рабов и имущества в связи с военными грабежами, рост поголовья стад способствовали прогрессирующей имущественной дифференциации и выделению особо богатых семей внутри племени. Постепенно создается аристократический совет старейшин, который имеет в своих руках значительную власть. Из среды родовой знати выходят вожди. Эволюция родоплеменного строя обусловила не только изменения отдельных обычаев, но и появление новых, характерных для переходного к государству и праву периода. Эти неписанные социальные нормы нельзя рассматривать как право, ибо они осуществлялись без государственного принуждения. Обычаи регулировали труд и потребление, быт, семейные отношения, взаимоотношения членов рода. Природа обычая кроется в нравственных и религиозных началах. При этом обычаи не воспринимались как противоречащие личным интересам конкретного человека, хотя они и закрепляли общественную собственность и коллективное производство, то есть начала, без которых отдельный человек просто не выжил бы в существующих тогда тяжелых условиях. Неслучайно изгнание из племени считалось самым тяжким наказанием и было равносильно смерти. Таким образом, обычаи доклассового общества были правилами, созданными в интересах всего коллектива, выражали волю, интересы всего рода, племени опирались на силу родоплеменной организации в целом.
3.2. Возникновение государства и права Государство и право возникло тогда, когда появилась частная собственность, и общество разделилось на классы. Выделяют европейский и азиатский пути возникновения государства. Европейский путь предполагает возникновение государства в связи с появлением частной собственности и разделением общества на классы. Азиатский путь характерен для государств Древнего Востока, где сохранились значительные остатки первобытно-общинного строя с коллективным пользование землей и более поздним образованием классов. Производственные отношения первобытно-общинного строя, в основе которого лежала коллективная собственность на средства производства, постепенно перестали соответствовать характеру развившихся производительных сил, и должны были уступить место новым производственным отношениям, основой которых была частная собственность на средства производства. Человек смог производить больше средств, чем это было нужно для поддержания жизни. Становится экономически выгодно использовать чужой труд. Появились богатые и бедные. Имущественное разделение привело к социальному неравенству и обострению конфликтов между членами общества. В таких условиях родоплеменная организация, рассчитанная на общество равных, оказалось совершенно непригодной. Чтобы держать в узде рабов и бедноту, чтобы охранять складывающиеся отношения господства и подчинения, потребовался иной орган, при помощи которого экономически господствующий класс становится политически господствующим, то есть появляется господство. Ф. Энгельс указывает на следующие три признака, отличающие государство от родовой организации: 1. Разделение населения по территориальному признаку. 2. Учреждение публичной власти, стоящей над обществом. 3. Введение налоговой системы, основу которой составили взносы граждан на содержание публичной власти. В различных исторических регионах распад первобытно-общинного строя и появление государства происходили по-разному, в зависимости от исторических условий. Ф. Энгельс выделяет три главные формы образования государства: - Афинскую; - Римскую; - Древнегерманскую Афинская форма: государство появляется как продукт классовых противоречий, возникших при родовом строе. Римская форма: государство появляется в связи с территориальным делением населения и имущественным различием граждан. Древнегерманская форма: государство появляется в результате завоевания чужих территорий, для господства над которыми родовая организация непригодна. Первое государство было государством рабовладельческого типа. Однако в некоторых странах из первобытно-общинного строя непосредственно возникло не рабовладельческое, а феодальное государство. В данном случае производительные силы созрели для формирования феодальных отношений и феодального способа производства. Военачальник во главе с вождем племени захватывал новые земли, постепенно образуя земельную аристократию, которая укрепляла свои позиции среди родовых общинников. Так возникли феодальные государства древних германцев, арабов, славян. Право, подобно государству, – исторически общественное явление. Оно возникло в классовом обществе с появлением частной собственности и обусловленных ею антагонистических противоречий. Правящий класс вместо обычаев устанавливал правила, выражающие его волю, приспосабливая старые обычаи к новым условиям, часто изменяя их содержание в своих интересах. Так, возникли нормы права, для обеспечения соблюдения которых стало необходимым применение государственного принуждения. На службу интересам господствующего класса была поставлена община, члены которой несли коллективную ответственность за преступления, совершенные на ее территории, если не был обнаружен виновный. Применяется «божий суд» – испытание водой, поединок. Новым здесь было то, что господствующий класс в целях подавления своих противников устанавливал ряд изъятий в угоду знатным и богатым. Например, в Салической Правде, представляющей запись обычного права франков, предусматривалась регламентация поединков между знатными и незнатными в пользу первых. Первые нормы права были установлены в судебных решениях и обычаях. Наряду с ними появился закон как прямое закрепление в письменном акте предписаний государственной власти. Например, закон Ликурга в Спарте и Солона в Афинах, законы Ману в Индии. Вместе с законами возникают и органы, которым поручается контроль за их соблюдением – публичная власть, государство. Устанавливается право знатных и богатых на занятия высших должностей в государстве. Закон 12 таблиц разрешил кредитору лишать должника жизни. Обычай кровной мести за убитого заменяется выкупом, причем размер выкупа был тем больше, чем богаче и знатней убитый. Возникшие правовые нормы значительное влияние уделяют защите частной собственности (нередко преступник наказывался за посягательство на нее смертной казнью (Законы Хаммурапи), и защите государственных интересов, носящих явно классовый характер. 3.3. Взгляды на происхождение государства и права Кроме материалистической теории возникновения государства и права, рассмотренной нами ранее, существуют и другие теории: - идея божественного происхождения государства и права (средневековые философы-богословы: Фома Аквинский и Августин Блаженный); - естественноправовая теория (договорная). Она рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора). Ее обосновывали Гуго Гроций и Спиноза в Голландии, Томас Гоббс и Джон Локк в Англии, Жан Жак Руссо, Поль Гольбах во Франции, Александр Радищев в России. Власть монарха дается не от бога, а от людей, объединившихся в государство и пожертвовавших для этого определенной частью своей свободы. Народ обладает естественным правом на создание такого государства на основе общественного договора, которое, по словам Руссо, защищает и ограждает личность и имущество каждого из членов ассоциации, позволяя при этом каждому подчиняться самому себе и оставаться свободным. В какой-то степени это прообраз государства будущего, построенного на основах культуры, уважения свободы и достоинства друг друга в сочетании с чувством долга и ответственности каждого его члена. Данные идеи могут быть реализованы по мере развития и повышения уровня жизни каждого человека, что позволит уделить значительное время самосовершенствованию и стать достойным членом общества. Существует теория насилия, ее сторонники: Е. Дюринг, К. Каутский – Германия, Л. Гумплович – Австрия. Смысл теории: возникновение государства не является результатом экономических причин, а результатом захвата территории путем военных действий, то есть насилие способствует образованию классов и, соответственно, государства. Патриархальная теория, ее родоначальник – Аристотель. По Аристотелю, государство возникает как разрастание семьи. Автором психологической теории является Л. Петражицкий. Психология человека ведет к объединению людей одинакового или похожего психологического типа. По З.Фрейду, государство и право были созданы для обуздания изначально агрессивных потребностей человека. Органическая теория (Платон, Г. Спенсер) – государство возникает в человеческом обществе независимо от людей как некий живой организм, для которого люди являются лишь своего рода органами. Расовая теория. Высшая раса призвана господствовать над низшими. Для обеспечения этого господства необходимо появление государства (Ф. Ницше, А. Гитлер).
3.4. Сущность государства
Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Применительно к государству определить его сущность – значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает. В настоящее время сложилось два основных подхода к трактовке сущности государства: - классовый – сущность государства определятся как выражение интересов и воли экономически господствующего класса; - общесоциальный – исходит из того, что государство способно объединить все общество, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Государство – специфическая организация классового общества, машина для поддержания господства одного класса над другим. Вместе с тем, будучи официальным представителем общества, оно также осуществляет выполнение общих дел, вытекающих из природы всего общества. Только при изучении задач государства можно охарактеризовать его сущность. Деятельность государства имеет всеобщий универсальный характер. В прямой связи с этой особенностью, отличающей государство от других организаций классового общества, находится понятие государственного суверенитета. Суверенитет государства заключается в его верховенстве внутри страны и независимости вне ее. Государство немыслимо без органов власти, являющихся выражением классового господства. Государство – это всеобщая универсальная политическая форма организации исторически сложившегося классового общества, обеспечивающая как решение сугубо классовых задач, так и выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
Государство и личность
Личность от рождения обладает неизменными правами, гарантированными Конституцией. Государство обязано эти права исполнять и не нарушать, за исключением ограничений, определенных интересами всего общества. Тоталитарное государство – противоположность правового. Тоталитаризм – извращенная форма политической власти, не знающая ограничений и не основанная на праве. Для него характерна абсолютизация организованного насилия как средства управления обществом. При этом политическая власть проникает во все сферы общества, и ограничивать государство обществу становится практически невозможным. Тоталитаризм приводит к существенной деформации и государственности, и общества.
Контрольные вопросы 1. Развитие человеческого общества до государства. 2. Власть в родоплеменной организации. 3. Образование семьи. 4. Признаки и сущность государства. 5. Патриархальная теория образования государства. 6. Договорная теория. 7. Теория насилия. 8. Теологическая теория. 9. Органическая теория. 10. Другие теории образования государства и права. Темы рефератов 1. Характеристика происхождения государства и права. 2. Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Литература 1. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки / А.П. Бутенко // Государство и право – 1993. – № 7. 2. Васин Ю. О взглядах Ф. Энгельса на государство / Ю. Васин // Соц. законность – 1985. – № 11. 3. Тимошин А.И. Об историческом соотношении классов и государства / А.И. Тимошин // Правоведение – 1997. – № 7. 4. Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве / В.А. Четвернин // Сов. государство и право – 1992. – № 5. 5. Чиркин В.Е. Три ипостаси государства / В.Е. Чиркин // Государство и право – 1993. – № 8. 6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. – М., 1976. Тема 4. Типы государства и права
План 1. Характеристика типологии государства и права. 2. Рабовладельческое государство и право. 3. Феодальное государство и право. 4. Капиталистическое государство и право. 5. Социалистическое государство и право.
4.1. Характеристика типологии государства и права Общество – это продукт взаимодействия людей (Энгельс), сложный социальный организм, оно появлялось с выделением человека из мира животных, действует на основе не биологических, а социальных законов. Экономические законы складываются объективно, то есть независимо от воли и сознания людей. Закон выражает внутренне необходимые связи, отношения между явлениями реальной действительности. Общества, изменяясь, характеризуются различными типами государства и права. Типология иллюстрирует собой процесс развития государства и права, их совершенствование. Прогрессивное развитие государства или его развитие по восходящей линии проявляется в том, что по мере перехода государства от одного типа к другому, от одной существенной характеристики к другой, укрепляются демократические принципы его организации и деятельности, расширяются его социальные основы, увеличивается круг прав и свобод, которыми наделяются поданные и граждане государства. При этом совершенствуется сам государственный механизм, происходит расширение конституционных основ его деятельности, совершенствование механизма взаимосвязи и взаимодействия с обществом и различными общественно-политическими институтами. Наиболее общим критерием типологии государства и правовых систем считается общественно-экономическая формация (формационный подход, авторами которого являются К. Маркс и Ф. Энгельс). Она представляет собой исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень поступательного развития человечества. Каждая общественно-экономическая формация характеризуется определенным типом производственных отношений. Каждая имеет свои неповторимые и особые законы возникновения и развития, каждой общественно-экономической формации соответствует, присущий ей базис и надстройка. Базис: материально-производственные отношения, обусловленные способом производства. Надстройка: совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, людей и их объединений, различные организации и учреждения, а также система взаимоотношений между ними. Каждой общественно-экономической формации соответствует определенный исторический тип государства и права. Смена одной экономической формации на другую занимает собой смену системы производственных отношений – экономического базиса и возникающей на его основе надстройки, а вместе с тем, соответствующего типа государства и права. Руководствуясь данными критериями, не стоит их все же абсолютизировать, ибо в мире всегда существовало и существует множество других, так называемых переходных государств, и правовых систем, которые не вмещаются в рамки той или иной формации. На основе формационного критерия выделяют: рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический типы государстве и права. Помимо формационного, существует цивилизационный подход к типологии государства. Известны более 20 цивилизаций: локальные (древнеегипетсткая, шуерская, индусская, эгейская, и др.), особенные (индийская, китайская, исламская, западноевропейская, восточноевропейская и др.). В основе данного подхода – не развитие экономики, а черты, определяющие особенности духовного, культурного, психологического развития того или иного народа, его ценностные ориентации (А. Тойнби, М. Вебер, О. Шпенглер, Н. Данилевский, П. Сорокин). Классификаций типов государства с позиций цивилизационного подхода достаточно много. Так, по Еллинеку следует выделять идеальный тип (это вымышленное государство, которого не существует) и эмпирический тип (древневосточная, греческая, римская, среднее и средневековое государство). В зависимости от особенностей государственно-правовой системы выделяются: сословные государства, современные представительные и цивилизованные государства. Г. Кельзен принимая во внимание критерий – идею политической свободы – выделял государства демократии и актократии. Следует иметь в виду, что и формационный, и цивилизационный подходы имеют как достоинства, так и недостатки. Так, формационный подход имеет следующее достоинство: - продуктивна сама идея делить государство на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; - он показывает поэтапность естественноисторического характера развития государства. Недостатки подхода заключаются в том, что он является однолинейным, запрограммированным, между тем, история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы (например, переходные государства). Цивилизационный подход позволяет при характеристике развития конкретных государств и народов учитывать не только развитие процесса производства и производственных отношений, но и духовно-культурные факторы (особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, своеобразия обычае и т. д.). Это его достоинство. С другой стороны, данный подход имеет и недостатки: - недооцениваются социально-экономические факторы; - по сути дела, типология, основанная на цивилизационном подходе, это типология не столько государства, сколько общества.
4.2. Рабовладельческое государство и право Рабовладельческое государство является первым типом государственной организации, возникшей на развалинах первобытно-общинного строя в силу разложения общества на классы и возникновения первых, противостоящих друг другу социальных сил в виде рабовладельцев и рабов. Считается, что наиболее древними рабовладельческим государственными являлись государства, образовавшиеся в конце IV– начале III тысячелетия до нашей эры: Египет, Шумер, Ассирия, Хеттское государство, Индия, Китай. Более поздними рабовладельческими государствами были Древняя Греция и Древний Рим. Рабовладельческий строй, а вместе с ним государство и право, проходят две стации: - древневосточное рабовладение; - греческо-римское рабовладение. Для древневосточного рабовладения характерно наличие значительных остатков первобытно-общинного строя: примитивные формы патриархального рабства, при котором рабу разрешалось иметь свое имущество и даже семью; сохранение коллективного рабовладения (рабы, принадлежащие отдельным храмам, государству) наряду с частной собственность на рабов; существование сельской общины, которая решала вопросы рационального использования земли, ее переработки, строительства систем и использования коллективного труда при ее возделывании. В соответствии с установленными правилами земля распределялась между своими членами. Наряду с сельской общиной, коллективными собственниками земли были государства и отдельные храмы. По мере развития рабовладельческого строя и утверждения частной собственности право коллективной собственности на землю в общине постепенно вытесняется правом коллективного пользования землей. Для греческо-римского рабовладения характерен более высокий уровень ра
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.136 (0.016 с.) |