Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Т е м а 11. Основные правовые системы современностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План 1. Понятие правовой системы. 2. Англосаксонская правовая система. 3. Романо-германская правовая система. 4. Мусульманская правовая система. 5. Социалистическая правовая система.
Понятие правовой системы Познание сущности и роли права в жизни общества требует широкого подхода к правовым явлениям во всем их многообразии и взаимодействии между собой, а также учета функциональных свойств правовых явлений по отношению к человеку, государству, обществу. Вместе с многочисленными определениями понятия права, отражающими и раскрывающими его сущностные черты, в научном правоведении было обосновано и утвердилось понятие «правовая система». В работах российских ученых структура правовой системы характеризуется тремя группами правовых явлений. Во-первых, юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона); во-вторых, совокупность правовых учреждений (организационная сторона); в-третьих, совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура (социокультурная сторона). Близкая к этой характеристика элементов правовой системы содержится в книге американского исследователя Л. Фридмэна «Введение в американское право», где выделены правовые явления и объединены также в три группы. Первая группа называется «структура», включает принципы правовой системы и правовые учреждения; вторая группа – «сущность» – объединяет нормы и образцы поведения людей внутри правовой системы, то есть это нормы, которые принимаются; третья группа – «правовая культура» – включает отношение людей к праву и правовой системе, идеалы и ожидания в сфере жизни общества. Правовая культура, по мнению Фридмэна, эта та часть общей культуры, общества, которая имеет отношение к правовой системе. Правовая система каждого государства отражает закономерности развития общества, его исторические, национальные, культурные особенности. Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, наука, художественная культура. На правовую систему большое воздействие оказывают политика, политическая культура. При изучении данной темы целесообразно использовать системный подход, который позволяет различать пять уровней правовой системы: - субъективно-сущностный уровень выделяется для того чтобы подчеркнуть значение субъектов права в качестве системообразующих материальных факторов правовой системы. Именно человек и его объединения, обладающие правами и несущие юридические обязанности, выступают реальными элементами правовой системы; - на интеллектуально-психологическом уровне формируется правопонимание конкретного человека и правосознания. Совокупность таких явлений, как знания, эмоции, чувства, взгляды, позволяет человеку воспринимать, оценивать правовую реальность, вырабатывать отношение к ней и мотивы правового поведения; - исследования нормативно-регулятивного уровня правовой системы позволяют сделать вывод о том, что определенным системообразующим фактором выступают и нормы права: Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым, так или иначе, сопряжены другие ее компоненты. Правовые нормы выступают одновременно в качестве аккумуляторов и проводников государственной воли народа, возведенный в закон; - организационно-деятельностный уровень охватывает все юридические оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правового поведения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества; - социально-результативный уровень правовой системы характеризует, с одной стороны, то, насколько человек как субъект права освоил правовую деятельность, а с другой – то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного вида, режимы и состояния, позволяющие представить себе определенные результаты действия юридических норм. На этом уровне заложенные в праве свободы, возможности и требования органично вплетаются в социальную и политическую материю. Здесь наиболее четко проявляются сущностные качества правовой системы, имеющие большое значение для формирования и функционирования политической системы и гражданского общества. Противоречия и закономерности правовой системы. Правовая система как сугубо социальное образование испытывает на себе в процессе становления и функционирования влияния различного рода общеполитических и общегражданских противоречий объективного и субъективного плана. Однако развитие ее детерминировано, прежде всего, ее собственными диалектическими противоречиями, которые можно подразделить на внутренние и внешние. Главное внутреннее противоречие правовой системы любого общества состоит в том, что она содержит в себе одновременно естественные и искусственные начала, связанные с человеком и государством. Государственно-правовые начала правовой системы характеризуются тремя основными моментами: - какие естественные права и обязанности человека, и в какой мере закрепляет и гарантирует позитивное законодательство; - какие новые правовые возможности человека, возникшие в результате развития науки, культуры, роста благосостояния общества, закрепило государство в нормативно-правовые акты; - какие правовые привилегии или правовые ограничения установлены государством для людей, принадлежащих к той или иной идеологии, исповедующих ту или другую религию. К внутренним следует отнести и противоречия между объективным и субъективным правом, между объективными закономерностями функционирования правовой системы и субъективными пределами ее архитектурного и технологического построения, между правом и законом, между структурными элементами и компонентами правовой системы. В качестве основного систематизирующего внешнего противоречия выступают противоречия между правовой системой в целом как формой существования экономических, социально-культурных и политических отношений с самими фактическими отношениями как содержанием права. В качестве одной из основных закономерностей можно признать постепенное и последовательное сближение естественноправовых и государственно-правовых начал в правовой системе, происходящее по мере роста общечеловеческой культуры реализации нравственно-гуманистических общественных идеалов. Данная закономерность носит общеисторический характер, однако проявляется неодинаково в различных общественных системах и на разных этапах их развития. Еще одной основной закономерностью развития правовой системы является требование соответствия правовых явлений фактическим общественным отношениям. Данная закономерность также многоаспектна и включает в себя проблемы адекватности отражения общественных потребностей в нормах права, современного изменения законодательства, качества правового регулирования. Большое значение для правовой системы приобретает требование соблюдения правовой технологии, в том числе выполнения соответствующих процедур и правовых стандартов, сочетания динамизма и стабильности правовых явлений, торможения и стимулирования в праве, разрешительного и дозволительного типов правового регулирования, императивного и диспозитивного регламентирования, оптимального конструирования норм, институтов, системы в целом. Значение правовой системы для формирования и развития гражданского общества. Здесь на первый план выходят следующие моменты. Социальное значение конкретной правовой системы зависит, прежде всего, от того, как разрешается ее главное противоречие между естественно-правовыми и государственно-правовыми началами. С учетом того, что право выступает и средством разрешения общественных противоречий, есть основания утверждать: правовые явления в своей совокупности выступают в качестве если не источника, то своеобразного мощного катализатора формирования гражданского общества. Большое значение для нормативного функционирования общества в демократическом режиме, реализации гуманистических принципов и идеалов, свободного развития личности имеет система специальных юридических гарантий, закрепленных в Конституции и других нормативно-правовых актах. Благодаря своим системным и государственно-властным качествам, правовая система обеспечивает организованность и стабильность внутрисистемных общественных связей, охраняет целостность социального организма, нейтрализует, вытесняет негативные явления из общественной жизни. Развитая демократическая правовая система способна связать само государство, установить пределы государственной власти и создать правовые условия для единения общественного организма на добровольных, гуманистических началах. Правовая система аккумулирует в себе и закрепляет для всего общества нравственные начала правды, справедливости. В ней отражаются многие этические, религиозные, традиционные позитивные устои, сформировавшиеся за многовековую историю развития человечества. Даже наиболее жестокие тоталитарные режимы, появляющиеся в силу разных причин на исторической сцене, вынуждены считаться с этим и помимо прямых ограничений, закрепленных в законе, декларируют общесоциальные правовые ценности. Правовая система, благодаря своим внутренним общегуманистическим качествам, четкой структурированности, идеологической и психологической ауре, активно воздействует на формирование субъективных установок у людей, способствует установлению нормальных взаимоотношений в обществе. Огромное значение имеют правовые явления в культурологическом плане. С одной стороны, правовая система вбирает в себя исторический опыт культурного развития, сохраняет его, выступая в роли консерванта, с другой – в силу своей специфики вырабатывает собственные культурные ценности, которые становятся достоянием всего общества. Стратегическими целями развития российской политической системы и государственности сегодня являются: 1. Построение такого государственно-правового механизма, который был бы действительно направлен на реальное обеспечение провозглашенного Конституцией РФ положения о правах человека как высшей социальной ценности. 2. Отработка системы реального воздействия человека на государство через институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии становления. В настоящее время это лишь идеал, цель нашего политико-правового развития. Не менее важный элемент правовой системы – правовое сознание, которое не существует в отрыве от субъекта и может рассматриваться отдельно лишь в ходе теоретического анализа. Следующий компонент правовой системы – правовая деятельность, складывающаяся из правотворческой деятельности органов государственной власти, из правоприменительной деятельности правоохранительных и иных органов государства, а также из деятельности по реализации права всеми названными органами и иными организациями и субъектами российской правовой системы. Через правотворческую деятельность, которая отражает основные социально-экономические, культурные и иные потребности общества, в нормативно-правовую систему включаются юридические предписания – нормы, программы, модели поведения деятельности людей и органов российского общества. Вторым по значению после правотворчества видом юридической деятельности является правоприменение – властное индивидуально-правовое регулирование общественных отношений. Основное предназначение правоприменительной деятельности – проведение в жизнь правовых предписаний применительно к конкретной ситуации. Кроме того, через правоприменение осуществляется государственное принуждение в случае нарушения правовых норм. Роль и значение правосудия в нашей стране многократно возрастают, и в перспективе статус решений судебных органов должен приблизиться к статусу судебных решений в странах прецедентного права. Конституция РФ дает юридическое основание для такого вывода. Третьим видом юридической деятельности является правовое поведение граждан, организаций и органов. В любом государственно-организованном обществе законодатель может устанавливать те или иные юридические нормы и принципы, тот или иной правовой статус лиц и организаций, а общественное правовое сознание стремится и желает установления и соблюдения каких угодно правовых режимов. Последним по счету, но не по значению, является такой компонент правовой системы, как нормативные акты – писаное право, составляющее нормативно-правовую подсистему правовой системы. С точки зрения юристов позитивистской ориентации, нормативно-правовые акты – суть, центр правовой системы, а с позиции сторонников естественноправовой доктрины – это не более чем важный ее компонент. Важными новеллами являются следующие серьезные «приобретения» нашей правовой системы за время реформ. Конституция РФ имеет сейчас не только высшую юридическую силу, но и прямое действие, что означает право и обязанность суда, других органов государственной власти и управления, всех должностных лиц при отсутствии необходимого закона применять непосредственно Конституцию, на которую в таком случае делается прямая отсылка. Согласно п. 3 ст. 15 Конституции РФ, «неопубликованные законы не применяются». Данная норма направлена на искоренение практики «тайной дипломатии» советского государства против своего народа, которая была широко распространена и выражалась в том, что неопубликованные нормативные акты регулировали, а точнее ограничивали права и свободы советских граждан, налагали на них новые обязанности. В силу п. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Приведенное правило, во-первых, делает нашу правовую систему открытой для передовых, прогрессивных положений, принципов и норм международного права, так как они теперь входят в нее составной частью, и, во-вторых, устанавливает приоритет норм, содержащихся в международных договорах РФ, перед внутринациональным законодательством. Сегодня в России идет процесс становления частного права. Государство встает на защиту тех договоренностей, которые заключили между собой частные лица. В сфере экономики появляется субъект, наделенный существенной автономией, независимостью, возможностью самостоятельно, свободно и в своих интересах решать частные дела, не причиняя при этом ущерба правам и законным интересам других лиц, то есть частное право которого гарантируется государством. Российская правовая система находится ныне в ситуации глубоких структурных реформ. При этом основным направлением ее развития является построение общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные. Правовые системы мира; классификация правовых систем. Существует несколько критериев объединения, классификации правовых систем различных государств. Общность генезиса. Системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни. Общность источников, формы закрепления и выражения норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы, об их роли, значении, соотношении. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т. д., в других – теологические, религиозные начала, в третьих – социалистические, национал-социалистические идеи и т. п. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. С учетом изложенного, в науке выделяют следующие правовые системы: англосаксонскую, романо-германскую, религиозно-правовую, социалистическую, систему обычного права.
11.2. Англосаксонская правовая система Современный период развития англосаксонского права – период кардинальной правовой реформы, суть которой состоит в активизации законодательной деятельности, унификации искового производства, слиянии судов общего права и права справедливости. Если раньше английские юристы обучались главным образом на практике, то в настоящее время приоритет получило университетское образование. В англосаксонском праве существует два вида норм: законодательные и прецедентные; законодательные представляют собой правила поведения общего характера. Прецедентные – определенная часть судебного решения по конкретному делу. Наиболее важным источником англосаксонского права является, как уже отмечалось, судебный прецедент. Именно он долгое время был главной формой выражения и закрепления английского права, которое поэтому было и остается прецедентным. Другим источником англосаксонского права является закон. Он появился гораздо позднее прецедента, но постепенно приобрел большое значение в правовом регулировании общественных отношений. Английские законодательные акты классифицируются по разным основаниям. По сфере применения они делятся на публичные, распространяющиеся на неопределенный круг субъектов и действующие на всей территории Великобритании, и частные, распространяющие на отдельных лиц и территории. Древним источником англосаксонского права является обычай. Сегодня его роль среди других источников права непрерывно уменьшается. Особое место среди источников англосаксонского права занимает юридическая доктрина (наука). Под английской доктриной как источником права следует понимать не собственно юридическую науку, теоретические представления, идеи, конструкции, а судебные комментарии, описания прецедентной практики, призванные выполнять роль практического руководства для юристов.
11.3. Романо-германская правовая система
Романо-германское право возникло в XII-XIII вв. в результате рецепции римского права странами континентальной Европы. C XIII в. романо-германское право активно развивается, преодолевая государственные границы, и становится достоянием всей Европы, за исключением островной Англии. Романо-германская норма права – общее правило поведения, сформированное законодателем либо уполномоченными им органами. Главной особенностью этой нормы, по сравнению с англосаксонской прецедентной, выступает обобщенный, абсолютный характер. Использование норм-моделей поведения позволяет законодателю оперативно воздействовать на социальные отношения, изменять, преобразовывать их, что является безусловным достоинством данного вида правовой регламентации. Романо-германские нормы имеют системно-иерархический характер, образуют взаимосвязанные комплексы соподчиненных с точки зрения юридической силы и социальной значимости положения, среди которых выделяются «главные» и второстепенные, менее значимые правила. Важным источником романо-германского права выступает закон. Законы принимаются парламентами стран системы, обладают высшей юридической силой и распространяются на всю территорию государства, на всех его граждан. Согласно романо-германской доктрине, законы подразделяются на конституционные и обычные (текущие). Для конституционных законов предусмотрен особый порядок их отмены, изменения, предполагающие согласие на то квалифицированного большинства депутатов. Важное место среди текущих законов занимают кодифицированные акты (кодексы). Романо-германское право стремится к объединению содержательному, внутреннему, основанному на существенной переработке нормативного материала, между отдельными нормами, их кооперации. Кроме законов, в стране романо-германской системы принимается множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, другие документы, издаваемые исполнительной властью. Вторым источником является обычай. Обычай сегодня выполняет второстепенную роль в правовой системе. Третьим – судебная практика. Согласно действующей доктрине, нормы права могут приниматься лишь самим законодателем и уполномоченными им органами.
11.4. Мусульманская правовая система (религиозная)
Мусульманское право возникло как часть шариата, представляющего собой важнейший компонент исламской религии. К концу X в. мусульманское право канонизировалось и «ворота исканий» для его исследователей и реформаторов закрылись. Наступил «век традиций», период действий согласно установившимся правовым нормам и доктринам. Мусульманские судьи лишились права при отсутствии в Коране, сунне и других источниках нужных норм выносить решения по своему усмотрению. Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, понятием нормы. По содержанию нормы мусульманского права также существенно отличаются от европейских. Источником мусульманского права признается Коран – священная книга мусульман. Генетически близок к Корану и тесно связан с ним второй источник мусульманского права – сунна, представляющий собой сборник хадисов, то есть преданий о жизни Мухаммеда, его поведения, поступках, образе мыслей и действий. Третьим источником мусульманского права является иджма – общее решение авторитетных исламских правоведов. Далее идет кийяс, представляющий обычное решение по аналогам. К числу вторичных источников права, возникших в более поздний период развития исламских государств, можно отнести закон, который сегодня в большинстве мусульманских стран играет весьма важную роль в социальном регулировании. Глубинным источником исламской правовой системы является религиозно-правовая доктрина. Именно она обусловила логику развития мусульманского права, своеобразие его формальных источников и их связь. Малозначительную роль в правовом регулировании играет обычай, если, конечно, он не имеет религиозных оснований. 11.5. Социалистическая правовая система Социалистическая правовая система возникла в России в 1917 г. В Советской России и других странах социалистической правовой системы получили правовое воплощение идеи централизованного управления экономикой, хозяйственными отношениями, что повлекло за собой использование императивных норм, плановых регуляторов, правового положения имущества и полномочий субъектов; национализацию предприятий, банков, хозяйственного имущества, а в некоторых странах – земли, других субъектов недвижимости. Идеологическим обоснованием данного процесса стал тезис В. Ленина о том, что Советское государство не признает ничего частного. В то же время социалистической правовой системе присущи определенные достижения. К их числу можно отнести: глубокую теоретическую и практическую проработку вопросов пользования, владения, распоряжения государственным имуществом; внедрение в мировую юридическую практику институтов планово-правового регулирования экономических отношений, гражданско-правового института поставки, нормативно-правовых форм защиты наемных работников.
Контрольные вопросы 1. Понятие правовой системы. 2. Понятие правовой семьи. 3. Виды правовых систем. 4. Основные черты романо-германской правовой системы. 5. Основные черты англосаксонской правовой системы. 6. Основные черты религиозной правовой системы. 7. Назовите источники мусульманского права. 8. Назовите источники права, являющиеся основным в романо-германской и англосаксонской правовой системах. 9. Чем характеризуется социалистическая правовая система?
Темы рефератов 1. Социалистическая правовая система. 2. Судебный прецедент как основной источник права в англосаксонской правовой системе. 3. Мусульманское право: история и современность. 4. Российская правовая система: понятие, особенности.
Литература
1. Корельский В.М. Теория государства и права / В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. – М., 1998. 2. Марченко М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко.– М., 1996. 3. Алексеев С.С. Право и правовая система / С.С. Алексеев // Правоведение. – 1980. – № 1. 4. Бизюнов С.Н. Вопросы ответственности в мусульманской правовой теории / С.Н. Бизюнов // Правоведение. – 1989. – № 6. 5. Давид Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид. – М., 1988. 6. Косарев А.И. Англосаксонская и романо-германская формы буржуазного права / А.И. Косарев. – Калинин, 1977. 7. Манов Г.Н. Правовая система социализма: проблемы функционирования и развития / Г.Н. Манов // Советское государство и право. – 1986. – № 8. 8. Тиунова Л.В. О понятии правовой системы / Л.В. Тиунова // Правоведение. – 1985. – № 1.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.90 (0.01 с.) |