Нормативно-правовые акты: законы, их виды и особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-правовые акты: законы, их виды и особенности.



Подзаконные акты

Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных правотворческих государственных органов, в которых содержатся нормы права. Среди них следует выделить законы и подзаконные акты:

1. Законы.

2. Декреты.

3. Указы.

4. Постановления правительства.

5. Приказы министров.

6. Решения и постановления местных органов власти и управления.

Система нормативно-правовых актов определяется Конституцией, законами, положениями, закрепляющими компетенцию государственных органов. Так, в РФ Парламент принимает законы, Президент – указы и распоряжения. Закон это принятый в особом порядке нормативно-правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой. Иначе говоря, закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый представительным органом власти.

 

Черты закона:

1. Нормативный акт, издаваемый или принимаемый представительным органом государственной власти или народом при проведении референдума

2. Закон, обладает высшей юридической силой, то есть имеет верховенство и является главной формой права (хотя в Англии закон рассматривается как второстепенный источник права), а главный источник – судебная практика.

3. Закон должен отражать волю и интересы общества или народа, то есть выражать общую волю. Это положение подвергнуто серьезной критике. На самом деле закон – дело избирательного корпуса.

4. Законы издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.

5. Законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном порядке, путем внесения законопроекта в высший законодательный орган, его обсуждения, утверждения, опубликования. Если закон принимается путем референдума, то порядок определяется в Законе о референдуме. Существуют различные критерии классификации законов:

1. В зависимости от значимости содержащихся в законах норм:

- конституционные;

- обыкновенные.

Конституционные – это Конституция, законы, вносящие дополнения и изменения в Конституцию, и законы, издание которых предусмотрено в Конституции.

Обыкновенные принимаются по текущим вопросам жизни государства.

2. В зависимости от органов, издавших закон, а также от территории действия, законы подразделяются на федеральные и на законы, принятые субъектами федерации (действуют на подведомственной территории).

По Конституции РФ законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия действует федеральный закон. Если закон издан по предмету исключительного ведения субъектов РФ, то действует закон субъекта РФ. Постановления Правительства РФ издаются в пределах компетенции правительства, по важным вопросам хозяйственного, социально-культурного строительства. Президент издает указы. Это нормативно-правовые акты, издаются на основе Конституции и Федеральных законов – в пределах компетенции Президента. Им издаются также распоряжения (индивидуальные предписания). Министерства, госкомитеты издают приказы и инструкции.

Субъекты федерации:

- республики имеют свою Конституцию и законодательство;

- остальные субъекты – устав и законодательство.

Самостоятельную группу актов образуют решения местного самоуправления (регламенты, положения), они обязательны для расположенных на их территории предприятий, учреждений, организаций независимо от их ведомственной подчиненности, а также для должностных лиц и граждан. С 1991 г. появилась местная администрация. Глава ее в пределах своей компетенции принимает постановления, выносит решения, издает распоряжения. Подзаконные акты главы администрации, противоречащие законодательству, отменяются соответствующим органом исполнительной власти или судом.

Действие нормативных актов во времени,

В пространстве и по кругу лиц

На практике большую значимость имеет действие нормативно правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Действие во времени определяется вступлением нормативно-правового акта в силу и утратой им силы. Время вступления в силу устанавливается законом или иным нормативным актом. Время вступления может быть определено конкретным моментом:

– немедленно после официального принятия и опубликования текста нормативно-правового акта;

– по истечении специально предусмотренного срока для конкретного нормативно-правового акта после его опубликования.

Новый нормативно-правовой акт распространяется на все общественные отношения, которые возникли после его вступления в силу и на те, которые возникнут в будущем. Нормативно-правовой акт может иметь обратную силу. Эти случаи должны быть оговорены в самом нормативном акте. Так, в уголовном праве закон имеет обратную силу, если устраняется наказуемость деяния или смягчается наказание. Иногда имеет место переживание старого нормативно-правового акта, который формально отменен, но продолжает действовать на длящиеся правоотношения. Указом Президента от 05.04.1994 г. предусмотрено: законы должны быть опубликованы в информационном бюллетене «Собрание законодательства РФ», в «Российской газете», в эталонном банке правовой информации научно-исследовательского центра правовой информации «Система». Они также могут быть переданы по радио и по телевидению. Федеральные законы по вопросам ратификации, денонсации международных договоров публикуются в «Бюллетене международных договоров». Президент должен подписать федеральный закон в течение 14 дней, а Конституционный – в течение 7 дней. Федеральные законы вступают в силу на территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования. Постановления и решения Правительства, ведомственные акты вступают в действие с момента их принятия, если иное специально не оговариваются. Различают акты определенно-длительного и неопределенно-длительного действия. Иногда действие нормативного акта приостанавливается.

Действие нормативного акта в пространстве.

Пространство включает:

- часть суши, внутренние воды, недра в пределах границ государства;

- внутренние территориальные воды в пределах 12 морских миль (1 миля – 1852 м.);

- воздушный столб (на высоте до 35 км);

- воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе, под флагом и гербом государства;

- космические объекты под гербом и флагом государства;

- территории посольств или консульств.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц распространяется на всех юридических и физических лиц, находящихся на данной территории. Исключения установлены для лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом: послы, посланники, поверенные в делах, члены семей дипломатического корпуса.

Ответственность за их нарушения определяется дипломатическим путем.

По физическим лицам различают:

1. Граждане.

2. Иностранцы.

3. Лица без гражданства.

4. Лица с двойным гражданством.

5. Физические лица различаются:

– по возрасту;

– по признаку пола;

– по профессиональной принадлежности;

– иные основания.

Система права

Нормы права, составляющие право того или иного государства, характеризуются внутренним единством, согласованностью. В силу разнообразия регулируемых общественных отношений единое право подразделяется на отдельные структуры, имеющие самостоятельную значимость в правовом регулировании. Единство и дифференциация лежат в основе внутренней структуры всякого права.

Система права – это право данного общества, взятое как в единстве, так и в подразделении на составные части, это внутреннее строение права, обусловленное определенными объективными основаниями.

Поэтому система права – это структура права, выражающая внутреннюю согласованность и единство юридических норм данного государства и одновременно их разделение на соответствующие отрасли права.

Отрасли права, подотрасли права, правовые институты, норма права – это основные внутренние структурные подразделения права.

Они различаются между собой по:

- значению;

- объему и месту, занимаемому в правовом регулировании.

Отрасль права наиболее крупное подразделение права. Это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в определенной сфере общественной жизни. В каждой отрасли права есть Общая часть, в нормах которой выражены общие положения по регулированию всей данной области (имущественных, уголовно-правовых и т. п.) отношений. Отрасль права включает в свой состав иногда подотрасли. Например, авторское право – подотрасль гражданского права.

Отрасли и подотрасли делятся на правовые институты, то есть группы правовых норм, регулирующих какие-либо однородные общественные отношения, связанные между собой в виде обособленной группы (институт права собственности, институт договора, обязательств и т. п.).

Связь между отдельными отраслями права обеспечиваются смежными правовыми институтами.

От системы права следует отличать систему законодательства. В законах (по соображениям удобства) иногда содержатся нормы разных отраслей права. Эти различия следует учитывать при систематизации законодательства. Система законодательства не совпадает с системой права (с его отраслями).

Система права складывается объективно-исторически. Поэтому в основе деления системы права на отрасли лежат общественные отношения, регулируемые нормами той или иной отрасли права. Первым и главным основанием деления права на отрасли и институты является предмет правового регулирования, то есть регулируемые правом общественные отношения. Другим основанием является метод правого регулирования, то есть совокупность правовых приемов воздействия на общественные отношения, применяемых государственными органами при регулировании данных отношений.

Краткая характеристика отраслей права

Систему права следует начать раскрывать с характеристики отдельных отраслей права. На первом месте стоит конституционное (государственное) право – ведущая отрасль права, в ней объединены нормы, закрепляющие основы конституционного строя, принципы организации, цели, задачи, функции государства, основные направления его политики, принципы взаимоотношения личности и государства, механизм осуществления государственной власти.

Административное право – система норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства, в экономической, политической и социальной сферах жизни общества.

Финансовое право – регулирует отношения в связи с накоплением денежных и финансовых ресурсов.

Гражданское право – регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения (честь, достоинство).

Трудовое право – система норм, регулирующих общественные отношения по применению труда рабочих и служащих, определяет условия приема и увольнения с работы, устанавливает время труда и отдыха, права и обязанности, условия труда работников.

Уголовное право – регулирует общественные отношения в связи с совершением деяний, признаваемых общественно опасными, то есть преступлениями.

Другие отрасли права.

В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.

Материальное право правовые нормы, с помощью которых воздействие осуществляется прямым путем (нормы материального права закрепляют юридическое положение имущества, лиц, определяют структуру органов государства и т. д.).

Процессуальное право нормы, регламентирующие процедуру при рассмотрении уголовных, гражданских и других юридических дел.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.85.87 (0.017 с.)