Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тенденции развития системы российского законодательства
Тенденции развития системы российского законодательства. Тенденции развития законодательства – это основные направления его совершенствования. Российское законодательство вошло в период крупномасштабных реформ. Эта реформа связана, прежде всего, с принятием нового законодательства практически во всех отраслях права, включая конституционное. Основные направления обновления российского законодательства: 1. Изменение федеративной структуры законодательства в связи с распадом СССР. Произошел переход от союзно-республиканской к федерально-республиканской структуре. В настоящее время проводится работа по принятию российского законодательства по всем вопросам правового регулирования, включая те, которые до декабря 1991 г. входили в компетенцию союзных органов власти и управления. Изменяется в связи с этим действовавшая структура законодательства России: если раньше федерация осуществляла все текущее законотворчество, то с принятием федерального договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти республик в составе РФ по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов, последние издают законы РФ, а по вопросам совместной компетенции – основы законодательства и основы политики РФ, в соответствии с которыми республики в составе РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов. Аналогичный механизм распределения нормотворческих полномочий предусмотрен и для отношений федерации с краями, областями, городами Москва и Санкт-Петербург, автономной областью и автономными округами Российского государства. Все это означает перераспределение значительной части законодательных функций от центра к регионам. 2. Изменение методов правового регулирования: от использования в большей степени императивных, властных методов управления – к диспозитивным, предполагающим возможность участникам общественных отношений самим определять свои права и обязанности на основе целей, закрепленных в законе. Изменение методов направлено на обеспечение самостоятельности и свободы личности, гарантирование условий для проявления инициативы, творчества, предприимчивости.
3. Децентрализация правового регулирования: передачи части регулятивных функций государства коллективным и индивидуальным субъектам. Цель этой меры – законодательное стимулирование развития гражданского общества, создание поля для самостоятельной деятельности физических и юридических лиц. 4. Пересмотр действующего законодательства с целью его очищения от устаревших, малоэффективных нормативных актов, улучшения законодательной техники, повышения законодательной обоснованности норм. Наряду с развитием основных традиционных отраслей законодательства – гражданского, процессуального, административного и т. д. идет активное формирование новых комплексных его отраслей, касающихся земельной реформы, экономической реформы, приватизации, банков и банковской деятельности. 5. Инкорпорация в российском законодательстве норм международного публичного права. Как известно, по ранее действующей у нас доктрине международное право не входило в систему права. Считалось, что акт международного права есть результат соглашений между государствами, в которых их участники брали на себя обязательства привести национальное право в соответствие со взятыми по договору обязательствами. В настоящее время согласно российской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами России и непосредственно порождают права и обязанности ее граждан.
Контрольные вопросы 1. Понятие системы права. 2. Понятие системы законодательства. 3. Понятие предмета и метода правового регулирования. 4. Степень правового регулирования: понятие и значение. 5. Критерии различия системы права и системы законодательства. 6. Что представляют собой комплексные отрасли законодательства. 7. Что является первичными элементами системы права и системы законодательства. 8. Охарактеризуйте тенденции развития российской системы законодательства.
Темы рефератов 1. Соотношение системы права и системы законодательства. 2. Тенденции развития современного российского законодательства.
3. Комплексные отрасли законодательства.
Литература 1. Баранов В.М. Систематизация нормативно-правовых актов / В.М. Баранов, Т.Н. Рахманина, В.М. Сырых. – Н. Новгород, 1993. 2. Брауде И.Л. Очерки законодательной техники / И.Л. Брауде. – М., 1958. 3. Власенко Н.А. Основы законодательной техники / Н.А. Власенко. – Иркутск, 1995. 4. Гребенников В.В. Федеральный законодательный процесс в зеркале статистики: аналитический обзор / В.В. Гребенников, Н.А. Васецкий, Л.Я. Полуян // Государство и право. – 1998. – № 9. 5. Закон: создание и толкование / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Спарк, 1998. 6. Законодательная техника / Под ред. Д.А. Керимова. – Л., 1965. 7. Казанцев М.Ф. Законодательная деятельность субъектов РФ: Проблемы становления и опыт проекта законодательного проекта кодекса / М.Ф. Казанцев. – Екатеринбург, 1998. 8. Керимов Д.А. Законодательная техника: науч.-методич. и учеб. пособие / – М., 1998. 9. Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника / Д.А. Керимов. – М., 1962. 10. Морозова Л.А. Современное состояние российского законодательства и его систематизация / Л.А. Морозова // Государство и право. – 1999. – № 2-3. 11. Поленина С.В. Законодательная техника и формирование правового государства / С.В. Поленина // Советское государство и право. – 1990. – № 7. 12. Поленина С.В. Теоретические проблемы системы советского законодательства / С.В. Поленина. – М., 1979. 13. Теоретические вопросы систематизации законодательства / Под ред. С.Н. Братуся и И.С. Самощено. – М, 1962. 14. Черников В.В. Нормативные акты органов внутренних дел в системе правовых актов управления / В.В. Черников. – М., 1996. 15. Шупленков В.П. Законотворчество: фундаментальный курс / В.П. Шупленков. – М., 1993. Т е м а 15. Нормы права План 1. Понятие нормы права. 2. Структура нормы права. 3. Виды норм права. Способы изложения норм права (прямой, отсылочный, бланкетный) в нормативно-правовых актах. 4. Эффективность правовых норм.
Понятие нормы права Каждая норма права – это первичный элемент права. Норма права существует и действует в системе права. Соотношение права и единичной нормы – это соотношение общего и единичного в праве. Поэтому право как система имеет такие черты, которые не всегда проявляются в отдельной норме. Норма права – это правило поведения, представляющее собой государственное веление.
Признаки: - общего характера, рассчитаны на неопределенное число однотипных случаев и обращены ко всем и к каждому, оказавшемуся в данной ситуации. Этим норма права отличается от индивидуального предписания, отданного исполнителю в каждом конкретном случае и исчерпывающего себя однократным применением; - норма права распространяется на персонально неопределенных субъектов; - норма – регулятор общественных отношений. Пользуясь всеми этими признаками, можно с уверенностью отличить индивидуальное предписание от нормы права. Понятие общности нормы совпадает в какой-то мере с абстрактностью нормы, хотя это и не одинаковые категории. Общность нормы имеет и такой смысл – одинаковая государственная обязательность для всех тех, кто находится или может находиться в сфере ее действия. Общность нормы означает единые рамки, единый масштаб для всех. Абстрактность же состоит в отвлечении от второстепенных сторон. Нормы права по степени абстрактности различны. Юридическое содержание норм права в том, что норма права, предоставляя право субъектам, дает им возможность действовать определенным образом, а возлагая обязанности – предписывает определенные действия или воздержание от действий, создает необходимость поступать определенным образом. Это не следует понимать так, будто каждая норма имеет предоставительно-обязывающий характер. Важно учесть то, что нормы в своей совокупности направлены на регламентацию прав и обязанностей участников общественной жизни и тем самым право каждого обеспечивается соответствующей обязанностью другого. Итак, не всякая правовая норма имеет предоставительно-обязывающий характер, но норма права одна или в сочетании с другими нормами права предоставляет участникам общественной жизни права и налагает на них юридические обязанности. Все правовые нормы являются формально-определенными правилами поведения. Формальная определенность состоит в точном определении прав и обязанностей субъектов общественных отношений. Следует отличать общие принципы права, общие задачи законодательства и т. п. от норм права, нормативность которых состоит в точном установлении прав и обязанностей участников общественной жизни.
Норма права обладает рядом особенностей: 1. Это императив, то есть обязательное правило поведения. 2. Правило установлено или санкционировано государством. 3. В нем выражены воля и интерес экономически господствующих слоев общества либо всего общества. 4. Это формальное правило (заранее определены права, обязанности и санкции за нарушение). 5. Это правило общего характера. 6. Реализация норм права обеспечивается государственным аппаратом. Норма права – это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством в соответствии с обусловленной экономическими законами волей властвующих структур, служащих средством охраны, закрепления и развития общественных отношений путем определения формальных прав и обязанностей и обеспечения их соблюдения различными, в том числе принудительными, мерами воздействия.
Структура нормы права Структура нормы права характеризует ее внутреннее строение как общеобязательного и формально-определенного правила поведения. Правовая норма определяет права или обязанности, либо одновременно права и обязанности участников общественных отношений. В норме должны быть определены условия и обстоятельства, при которых субъекты становятся носителями конкретных прав и обязанностей, фактически пользуются правами и выполняют обязанности, а также указаны средства обеспечения действия нормы. Каждая норма в логическом выражении состоит из диспозиции, гипотезы и санкции.
Диспозиция – указывает необходимое поведение субъектов, регулируемого отношения. Это распоряжение относительно прав и обязанностей, а также поступков, совершаемых в пределах установленных прав и обязанностей. Гипотеза – указывает на условия, при которых действует диспозиция. На ее основе определяется, можно ли применить норму к конкретным условиям, она также указывает на субъекты прав и обязанностей (таким образом, гипотеза определяет рамки действия данной нормы). Условия применения нормы, то есть юридические факты, могут быть определены общими родовыми или специальными видовыми признаками. В зависимости от этого гипотеза может быть абстрактной или конкретной (казуистической). Абстрактная гипотеза дает возможность охватить в одной формуле большое количество однородных случаев (эти нормы более стабильны). Санкция – заранее указывается в норме, как мера государственного принуждения в случае нарушения нормы. Указанные три элемента нормы, взятые в сочетании, характеризуют правовую норму как специфическое правило поведения. В любой норме различают два элемента: гипотеза и диспозиция (она же санкция). Диспозиция (санкция) – часть нормы, указывающая на те юридические последствия, которые наступают при наличии предусмотренных нормами условий. В регулятивных нормах эта часть называется диспозицией. В охранительных – санкцией. Иногда норму права отождествляют со статьей закона. Но это не совсем верно. Норма – это правило, а статья лишь форма изложения мысли законодателя, форма выражения его государственной воли. Норма может быть выражена в ряде статей или даже ряде законодательных актов. И в то же время в одной статье может быть несколько норм. Здесь играют роль: правила законодательной техники, специфика регулируемых правом общественных отношений. Диспозиция, гипотеза и санкция нормы по степени их определенности различны, но они всегда определяют в большей или меньшей мере права и обязанности субъектов, условия их возникновения, средства обеспечения от нарушений.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.015 с.) |