Тенденции развития системы российского законодательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции развития системы российского законодательства



Тенденции развития системы российского законодательства.

Тенденции развития законодательства – это основные направления его совершенствования. Российское законодательство вошло в период крупномасштабных реформ. Эта реформа связана, прежде всего, с принятием нового законодательства практически во всех отраслях права, включая конституционное.

Основные направления обновления российского законодательства:

1. Изменение федеративной структуры законодательства в связи с распадом СССР. Произошел переход от союзно-республиканской к федерально-республиканской структуре. В настоящее время проводится работа по принятию российского законодательства по всем вопросам правового регулирования, включая те, которые до декабря 1991 г. входили в компетенцию союзных органов власти и управления. Изменяется в связи с этим действовавшая структура законодательства России: если раньше федерация осуществляла все текущее законотворчество, то с принятием федерального договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти республик в составе РФ по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов, последние издают законы РФ, а по вопросам совместной компетенции – основы законодательства и основы политики РФ, в соответствии с которыми республики в составе РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов.

Аналогичный механизм распределения нормотворческих полномочий предусмотрен и для отношений федерации с краями, областями, городами Москва и Санкт-Петербург, автономной областью и автономными округами Российского государства.

Все это означает перераспределение значительной части законодательных функций от центра к регионам.

2. Изменение методов правового регулирования: от использования в большей степени императивных, властных методов управления – к диспозитивным, предполагающим возможность участникам общественных отношений самим определять свои права и обязанности на основе целей, закрепленных в законе. Изменение методов направлено на обеспечение самостоятельности и свободы личности, гарантирование условий для проявления инициативы, творчества, предприимчивости.

3. Децентрализация правового регулирования: передачи части регулятивных функций государства коллективным и индивидуальным субъектам. Цель этой меры – законодательное стимулирование развития гражданского общества, создание поля для самостоятельной деятельности физических и юридических лиц.

4. Пересмотр действующего законодательства с целью его очищения от устаревших, малоэффективных нормативных актов, улучшения законодательной техники, повышения законодательной обоснованности норм. Наряду с развитием основных традиционных отраслей законодательства – гражданского, процессуального, административного и т. д. идет активное формирование новых комплексных его отраслей, касающихся земельной реформы, экономической реформы, приватизации, банков и банковской деятельности.

5. Инкорпорация в российском законодательстве норм международного публичного права. Как известно, по ранее действующей у нас доктрине международное право не входило в систему права. Считалось, что акт международного права есть результат соглашений между государствами, в которых их участники брали на себя обязательства привести национальное право в соответствие со взятыми по договору обязательствами. В настоящее время согласно российской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами России и непосредственно порождают права и обязанности ее граждан.

 

Контрольные вопросы

1. Понятие системы права.

2. Понятие системы законодательства.

3. Понятие предмета и метода правового регулирования.

4. Степень правового регулирования: понятие и значение.

5. Критерии различия системы права и системы законодательства.

6. Что представляют собой комплексные отрасли законодательства.

7. Что является первичными элементами системы права и системы законодательства.

8. Охарактеризуйте тенденции развития российской системы законодательства.

 

Темы рефератов

1. Соотношение системы права и системы законодательства.

2. Тенденции развития современного российского законодательства.

3. Комплексные отрасли законодательства.

 

Литература

1. Баранов В.М. Систематизация нормативно-правовых актов / В.М. Баранов, Т.Н. Рахманина, В.М. Сырых. – Н. Новгород, 1993.

2. Брауде И.Л. Очерки законодательной техники / И.Л. Брауде. – М., 1958.

3. Власенко Н.А. Основы законодательной техники / Н.А. Власенко. – Иркутск, 1995.

4. Гребенников В.В. Федеральный законодательный процесс в зеркале статистики: аналитический обзор / В.В. Гребенников, Н.А. Васецкий, Л.Я. Полуян // Государство и право. – 1998. – № 9.

5. Закон: создание и толкование / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Спарк, 1998.

6. Законодательная техника / Под ред. Д.А. Керимова. – Л., 1965.

7. Казанцев М.Ф. Законодательная деятельность субъектов РФ: Проблемы становления и опыт проекта законодательного проекта кодекса / М.Ф. Казанцев. – Екатеринбург, 1998.

8. Керимов Д.А. Законодательная техника: науч.-методич. и учеб. пособие / – М., 1998.

9. Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника / Д.А. Керимов. – М., 1962.

10. Морозова Л.А. Современное состояние российского законодательства и его систематизация / Л.А. Морозова // Государство и право. – 1999. – № 2-3.

11. Поленина С.В. Законодательная техника и формирование правового государства / С.В. Поленина // Советское государство и право. – 1990. – № 7.

12. Поленина С.В. Теоретические проблемы системы советского законодательства / С.В. Поленина. – М., 1979.

13. Теоретические вопросы систематизации законодательства / Под ред. С.Н. Братуся и И.С. Самощено. – М, 1962.

14. Черников В.В. Нормативные акты органов внутренних дел в системе правовых актов управления / В.В. Черников. – М., 1996.

15. Шупленков В.П. Законотворчество: фундаментальный курс / В.П. Шупленков. – М., 1993.

Т е м а 15. Нормы права

План

1. Понятие нормы права.

2. Структура нормы права.

3. Виды норм права. Способы изложения норм права (прямой, отсылочный, бланкетный) в нормативно-правовых актах.

4. Эффективность правовых норм.

 

Понятие нормы права

Каждая норма права – это первичный элемент права. Норма права существует и действует в системе права. Соотношение права и единичной нормы – это соотношение общего и единичного в праве. Поэтому право как система имеет такие черты, которые не всегда проявляются в отдельной норме.

Норма права это правило поведения, представляющее собой государственное веление.

 

Признаки:

- общего характера, рассчитаны на неопределенное число однотипных случаев и обращены ко всем и к каждому, оказавшемуся в данной ситуации. Этим норма права отличается от индивидуального предписания, отданного исполнителю в каждом конкретном случае и исчерпывающего себя однократным применением;

- норма права распространяется на персонально неопределенных субъектов;

- норма – регулятор общественных отношений.

Пользуясь всеми этими признаками, можно с уверенностью отличить индивидуальное предписание от нормы права.

Понятие общности нормы совпадает в какой-то мере с абстрактностью нормы, хотя это и не одинаковые категории. Общность нормы имеет и такой смысл – одинаковая государственная обязательность для всех тех, кто находится или может находиться в сфере ее действия. Общность нормы означает единые рамки, единый масштаб для всех. Абстрактность же состоит в отвлечении от второстепенных сторон. Нормы права по степени абстрактности различны. Юридическое содержание норм права в том, что норма права, предоставляя право субъектам, дает им возможность действовать определенным образом, а возлагая обязанности – предписывает определенные действия или воздержание от действий, создает необходимость поступать определенным образом. Это не следует понимать так, будто каждая норма имеет предоставительно-обязывающий характер. Важно учесть то, что нормы в своей совокупности направлены на регламентацию прав и обязанностей участников общественной жизни и тем самым право каждого обеспечивается соответствующей обязанностью другого. Итак, не всякая правовая норма имеет предоставительно-обязывающий характер, но норма права одна или в сочетании с другими нормами права предоставляет участникам общественной жизни права и налагает на них юридические обязанности. Все правовые нормы являются формально-определенными правилами поведения. Формальная определенность состоит в точном определении прав и обязанностей субъектов общественных отношений. Следует отличать общие принципы права, общие задачи законодательства и т. п. от норм права, нормативность которых состоит в точном установлении прав и обязанностей участников общественной жизни.

Норма права обладает рядом особенностей:

1. Это императив, то есть обязательное правило поведения.

2. Правило установлено или санкционировано государством.

3. В нем выражены воля и интерес экономически господствующих слоев общества либо всего общества.

4. Это формальное правило (заранее определены права, обязанности и санкции за нарушение).

5. Это правило общего характера.

6. Реализация норм права обеспечивается государственным аппаратом.

Норма права это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством в соответствии с обусловленной экономическими законами волей властвующих структур, служащих средством охраны, закрепления и развития общественных отношений путем определения формальных прав и обязанностей и обеспечения их соблюдения различными, в том числе принудительными, мерами воздействия.

 

Структура нормы права

Структура нормы права характеризует ее внутреннее строение как общеобязательного и формально-определенного правила поведения. Правовая норма определяет права или обязанности, либо одновременно права и обязанности участников общественных отношений. В норме должны быть определены условия и обстоятельства, при которых субъекты становятся носителями конкретных прав и обязанностей, фактически пользуются правами и выполняют обязанности, а также указаны средства обеспечения действия нормы. Каждая норма в логическом выражении состоит из диспозиции, гипотезы и санкции.

Диспозиция указывает необходимое поведение субъектов, регулируемого отношения. Это распоряжение относительно прав и обязанностей, а также поступков, совершаемых в пределах установленных прав и обязанностей.

Гипотеза указывает на условия, при которых действует диспозиция. На ее основе определяется, можно ли применить норму к конкретным условиям, она также указывает на субъекты прав и обязанностей (таким образом, гипотеза определяет рамки действия данной нормы). Условия применения нормы, то есть юридические факты, могут быть определены общими родовыми или специальными видовыми признаками. В зависимости от этого гипотеза может быть абстрактной или конкретной (казуистической). Абстрактная гипотеза дает возможность охватить в одной формуле большое количество однородных случаев (эти нормы более стабильны).

Санкция заранее указывается в норме, как мера государственного принуждения в случае нарушения нормы. Указанные три элемента нормы, взятые в сочетании, характеризуют правовую норму как специфическое правило поведения.

В любой норме различают два элемента: гипотеза и диспозиция (она же санкция).

Диспозиция (санкция) часть нормы, указывающая на те юридические последствия, которые наступают при наличии предусмотренных нормами условий. В регулятивных нормах эта часть называется диспозицией. В охранительных – санкцией.

Иногда норму права отождествляют со статьей закона. Но это не совсем верно.

Норма это правило, а статья лишь форма изложения мысли законодателя, форма выражения его государственной воли. Норма может быть выражена в ряде статей или даже ряде законодательных актов. И в то же время в одной статье может быть несколько норм. Здесь играют роль: правила законодательной техники, специфика регулируемых правом общественных отношений. Диспозиция, гипотеза и санкция нормы по степени их определенности различны, но они всегда определяют в большей или меньшей мере права и обязанности субъектов, условия их возникновения, средства обеспечения от нарушений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.015 с.)