Государство и общественные организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство и общественные организации



Важным моментом в изучении политической системы общества является раскрытие характера взаимосвязей, возникающих между государством и общественными организациями. Во взаимодействии государства и общественных организаций отражается общность их конечных целей и задач, единство принципов построения и функционирования, их подлинный демократизм; возникновение всех государственных и негосударственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку. Укрепление и развитие общности и единства всех государственных и общественных организаций – свидетельство дальнейшего развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами. Взаимодействие между ними строится по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и контроль. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности. Отношения между государством и общественными организациями носят двусторонний характер и, как правило, определяются соответствующими нормами права, приобретая в зависимости от этого государственно-правовой, административно-правовой и т. п. характер. Некоторые отношения еще не имеют правового выражения и нуждаются в его формировании, то есть в совершенствовании законодательства. Правовое закрепление различных сторон деятельности общественных организаций и их взаимоотношений с государством производится в уставах и программах этих организаций. Это способствует дальнейшему укреплению их связи с государственными органами, раскрытию их потенциальных возможностей. Так, в России общественные организации участвуют в выработке и реализации политики государства. Они являются участниками политических кампаний. Общественные организации делегируют своих представителей в состав целого ряда государственных органов. Многие вопросы общественной жизни, его политической системы решаются органами государства с учетом их мнения или совместно с общественными организациями. Общественные организации участвуют в контроле за деятельностью государственных органов в лице своих фракций и депутатов. Общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством, которое, как главная властвующая и организующая сила, призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствованию. Это выражается, главным образом, в предоставлении гражданам конституционных прав на объединение в общественные организации, использование ими политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда, прокуратуры и т. п.). Они оказывают содействие в реализации некоторых их решений. Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными организациями, творческими союзами строятся при отсутствии государственного руководства. Деятельностью же таких общественных организаций, как потребительская кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит, при этом не включая их в государственный аппарат, предоставляя самостоятельность в соответствии со свойственными им функциями и социальным назначением. При этом разумно сочетаются государственная линия и линия общественных организаций при взаимном контакте и поддержке. Например, молодежные организации пользуются правом широкой инициативы в обсуждении и постановке перед соответствующими органами вопросов работы предприятий, учреждений, принимают непосредственное участие в их решении, особенно если они касаются труда, быта, обучения и воспитания молодежи.

Политическая система общества, все его субъекты должны функционировать на правовой основе. Воздействие государства на другие компоненты политической системы осуществляется в двух формах:

1. В форме законодательного закрепления границ их свободы.

2. В форме осуществления надзора и контроля над законностью их деятельности.

Государство как главная властвующая сила общества через законодательство:

- предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации;

- определяет правовое положение некоторых общественных организаций, утверждает уставы данных организаций;

- охраняет права и интересы общественных организаций (через суд, прокуратуру и другие государственные органы);

- устанавливает порядок регистрации общественных объединений и других компонентов политической системы;

- устанавливает ответственность субъектов политической системы за нарушение действующего законодательства.

 

 

           
   
 
 
ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
 
   

 

 


Контрольные вопросы

1. Понятие системы.

2. Какие вам известны системы, существующие в жизни, в обществе?

3. Из каких элементов состоит политическая система общества?

4. Дать определение политической системы общества.

5. Критерии определения структуры политической системы.

6. Какие организации относятся к собственно политическим?

7. Какие организации относятся к не собственно политическим?

8. Почему государство является особым звеном в политической системе?

9. Каким образом государство взаимодействует с другими общественными организациями?

10. Роль в политической системе общества общественных организаций.

11. Что такое «потребительская кооперация»?

Темы рефератов

1. Государство как главное звено политической системы.

2. Особенности взаимодействия государства и общественных организаций.

3. Современные политические организации.

Литература

1. Конституция РФ // Российская газета. – № 237. 25.12.1993.

2. Федеральный конституционный закон «О конституционном суде РФ» // СЗ РФ. – 1994. – № 13 – Ст. 1447. 2001.

3. Комаров С.А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. – М., 1996.

4. Теория государства и права: курс лекций. Лекция 7/ Под ред. М.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997. – С. 11-124

5. Теория государства и права: курс лекций. Лекция 12 / Под ред. проф. М.Н. Марченко. – М.: Зеркало-Теис, 1996. – С. 201-216.

 

 

Т е м а 10. Понятие и основные признаки права

План

1. Определение понятия права.

2. Основные признаки права.

3. Право и закон.

4. Основные принципы права.

5. Основные направления учения о праве.

Определение понятия права

Право – явление сложное и многогранное, которое нельзя охарактеризовать каким-либо одним признаком. Право должно быть критерием справедливости (Аристотель, Ульпиан).

Классики марксизма-ленинизма полагают, что право всегда выражает и закрепляет волю и интересы стоящих у власти слоев, групп, классов (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин).

Из «Манифеста Коммунистической партии»:

Право буржуазное «есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса».

Сейчас следует учитывать, что в праве должны быть отражены интересы и общие (всего общества). Право есть величайшая ценность и элемент культуры. Это относится как к национальному, так и к международному праву.

Примеры:

1. Всеобщая декларация прав человека 10.12.1948 г., принятая Генеральной ассамблеей ООН.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г.

Примером могут служить и Конституции государств, в том числе России: «Равенство всех перед законом и судом» (ст. 19 п. 1) и т. п.

В настоящее время в юридической литературе нет единого подхода к определению понятия права. Особенно много расхождений при оценке «классового» признака права. Отрицание классового подхода явно выражено в таких определениях: право рассматривается как «система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений» (Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М., 1995. – С. 183.), установленных и охраняемых государством норм, выражающих волю господствующего класса). Академик В.В. Лазарев (Лазарев В.В. Общая теория государства и права: учебник / В.В. Лазарев; под ред. академика РАЕН В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 1994) определяет право как «совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование воль в их взаимоотношении друг с другом» (с. 29).

Право в объективном смысле – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную или классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворить собственные интересы лица.

Все обилие определений права, имеющихся в России и других странах, укладывается в рамках следующих подходов понимания права:

1) нормативный;

2) социологический;

3) нравственный (естественноправовой)

С позиции нормативного подхода право – это общее обязательное правило поведения, исходящее от государства, или государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте.

Достоинства:

1) позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства;

2) обеспечивает режим законности, единообразное применение права;

3) обеспечивает формальную определенность права;

4) доказывает необходимость соподчиненности правовых норм по степени их юридической силы;

5) признает широкие возможности государства влиять на общественное развитие;

6) играет профилирующую роль в преодолении раздробленности, требуя «железного порядка».

 

С позиции социологического подхода право – это порядок общественных отношений, определяющих поведение людей в соответствии с государственно выраженной господствующей волей.

Достоинства:

1) рассматривает право и общество как целостные, взаимосвязанные явления;

2) ориентирует на реализацию права, где право обретает практическое существование;

3) утверждает приоритет общественных отношений.

Недостатки:

1) отрицает нормативность как важнейшее свойство права;

2) недооценивает в праве нравственно-гуманистические начала;

3) устраняет четкие критерии правомерного и неправомерного поведения, ибо реализация может быть как законной, так и противоправной;

4) увеличивает опасность произвола со стороны нечестных должностных лиц.

 

С позиции нравственного подхода право – это нормативно закрепленная и реализованная справедливость.

Достоинства:

1) утверждается идея естественных прав человека;

2) благодаря этому подходы стали различать: право и закон, естественное и позитивное право;

3) подход концептуально соединяет право и нравственность;

Недостатки:

1) происходит отождествление права и морали;

2) преувеличенно возрастает роль неписанного права;

3) не учитывается различное понимание людьми идеи справедливости, а отсюда – законности и незаконности поступков людей, то есть формально уменьшаются юридические свойства права.

 

Использование нормативного социологического и нравственного подходов позволяет определить понятие права с позиции комплексного (интегративного) подхода: право – это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения (В.К. Бабаев).

Основные признаки права

Выделяются следующие признаки права:

1. Система нормативного регулирования.

2. Мера, масштаб свободы поведения человека.

3. Обеспечивается государственной властью.

4. Нормативность.

5. Реально действующая система нормативной регуляции.

6. Право не тождественно закону.

Является ли право признаком государства?

На этот счет можно привести три следующих суждения:

- нормы права рассматриваются лишь как требования государства. Государство первичное, а право – вторичное, производное от государства явление;

- противоположный первому подход. Государство и власть должны быть правовыми. В основе государственной власти должно находиться право;

- не следует придавать значение вопросу о том, что первично государство или право.

Государство и право находятся в функциональном единстве. Но, тем не менее, этот вопрос важен, так как государство, иногда опираясь на силу, может игнорировать право.

Основой права является государственная воля, в свою очередь, имеющая своей основой волю класса, правящей группы, общества в целом.

В праве выражена воля властвующих (но по разным причинам власть должна учитывать волю подвластных). Нормами права поведение подвластных приспосабливается к поведению и интересам властвующих.

Общеобязательность права. Нормы права должны выполняться всеми (желают они этого или нет).

Государство (правовое) также обязано выполнять правовые предписания.

Право охраняется и обеспечивается государством. При нарушениях применяется государственное принуждение. Оно осуществляется специальными органами в рамках закона в соответствии с процессуальными правилами.

Место и роль государственного принуждения в обществе.

Об этом ведется спор, в основном существует два мнения:

1. Государственное принуждение не является неотъемлемым признаком права (О. Иоффе, Е. Шаргородский).

2. Немецкий ученый Р. Иеринг считал, что без принуждения даже нет смысла говорить о праве, ибо право есть «обеспечение жизненных условий общества в форме принуждения».

Л. Петражицкий выделял два вида принуждения:

- физическое;

- психическое (страх).

Государственное принуждение активно используется при применении норм права (в других формах реализации – потенциальная возможность использовать применение принуждения).

 

Право и закон

Право и закон: как соотносятся эти понятия?

Дискуссии по этой проблеме были в 60 и 80-е годы ХХ в. Решение пока не найдено, так как не все законы являются правовыми.

Право и закон совпадают лишь тогда, когда закон отвечает определенным критериям. В противном случае закон и право не совпадают. Каков критерий правовых законов?

Какие законы совпадают с правом, а какие нет?

Государство, благодаря законотворческой деятельности, открывает право в объективно существующей действительности. Поэтому необходимо различать правотворчество и законотворчество, которые не всегда совпадают.

Предлагается такой критерий, как общая воля. Как определить, выражена ли в законе общая воля или нет, тем более, что есть мнение (Л. Дюги), что «закон есть выражение не общей воли и не воли государства, а воли нескольких голосующих человек, а если это так, то закон не обязателен для других».

Многие ученые пытаются провести границу между правом и законом применительно к различным моральным категориям. Право определяется как «нормативно закрепленная справедливость». Предлагают такой критерий, как «правовой идеал», поскольку справедливость и благо есть закон законов, но при этом происходит смещение моральных критериев с правовыми.

Таким образом, решение этой задачи – дело будущего.

 

Основные принципы права

Принципы права – это основные идеи, ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права. Принципы права присущи любой правовой (ситуации) системе, но они не совпадают у различных типов права. Принципы праваклассифицируются в зависимости от типа права и по другим основаниям.

По типу рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, переходные от одного типа к другому.

По свойствам:

- социально-экономические;

- политические;

- идеологические;

- религиозные;

- специально-юридические (отвечают на такие вопросы: каким образом воля господствующих классов возводится в закон, какова структура права).

Среди специально-юридических принципов выделяют следующие:

1. Принцип общеобязательности норм права.

2. Принцип непротиворечивости правовых норм.

3. Принцип подразделения системы права на частное и публичное.

4. Принцип соответствия между правом и правоотношением.

5. Принцип социальной свободы, равенства перед законом и судом, равноправия.

6. Принцип законности.

7. Принцип справедливости.

8. Принцип юридической ответственности только за виновное, противоправное поведение, презумпция невиновности.

9. Принцип недопустимости обратной силы законов, отягчающих ответственность.

10. Гуманность наказания.

Эти принципы характерны для всей системы права, они носят названия общих принципов (социальной справедливости, равноправия, гуманизма и др.).

Отраслевые и межотраслевые принципы характерны для отдельной отрасли или для нескольких отраслей.

Принципы права являются передаточным звеном между системой производственных отношений и системой нормативно-правового регулирования. Принципы, как правило, действуют через нормы права, но могут регулировать и непосредственно общественные отношения. Принципы права более абстракты по сравнению с нормами права. Поэтому обратное воздействие права на общественные отношения, в том числе и правовое регулирование, имеет разные уровни: наиболее индивидуализировано регулирование, связанное с правоприменительными актами (приговор суда по конкретному делу и т. п.). Нормы права при своей реализации воплощаются в конкретные (субъективные права и юридические обязанности).

Воздействие принципов права на общественные отношения оказывается всегда и непосредственным, и опосредованным. Поэтому принципы права обладают наивысшей универсальностью, общезначимостью, императивностью.

Принципы выполняют следующие задачи:

1. Закрепляют общественные отношения.

2. Вносят единообразие в различные уровни правового воздействия (то есть в объективное и субъективное право, в индивидуально-правовые акты).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.240.205 (0.074 с.)