Т е м а 16. Толкование норм права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Т е м а 16. Толкование норм права



План

1. Сущность и значение толкования норм права.

2. Приемы толкования норм права и их классификация.

3. Пробелы в праве.

 

Сущность и значение толкования норм права

Толкование норм права есть деятельность государственных органов, общественных организаций и отдельных граждан, направленная на установление содержания нормативных актов, раскрытие выраженной в них государственной воли. В процессе толкования устанавливается смысл нормы. Толкование – необходимый и важный элемент юридической деятельности. Толкование является необходимой предпосылкой, предварительной стадией реализации правовых норм в общественной жизни. Процессу установления подлежит не всякая воля, а государственная, которая выражена и закреплена в нормативных актах. Толкование призвано противодействовать любым попыткам отойти от точного содержания правовых норм, противопоставляя «буквальный» и «действительный» смысл. Толкование не вносит и не может вносить поправок и изменений в действующие нормы. Оно призвано лишь объяснить то, что сформулировано в норме. Правотворчество и толкование – разные процессы. В процессе толкования не создается право, а лишь выявляется, устанавливается государственная воля, выраженная в нормативном акте. Толкование не должно подменять правотворчество там, где имеются пробелы в правовом регулировании и где необходимо издание новых норм права. Смысл норм права должен пониматься и объясняться точно в соответствии с текстом нормативных актов.

Два аспекта проблемы толкования:

1. Толкование имеет две стороны:

- уяснение – внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании лица, изучающего правовую норму, то есть осмысление;

- разъяснение – это подготовительный этап, предпосылка решения дела.

2. Выражение вовне. Это специальная деятельность определенных органов и лиц, имеющих цель устранить неясности и ошибки при применении норм права.

Разъяснение может быть выражено в форме официального акта органа, но эти разъяснения не имеют формально-обязательного характера. Итак, в первом аспекте мы говорим о различных приемах уяснения норм права, о соотношении грамматики и логики при толковании, а также результатах такого толкования, во втором аспекте различаются такие виды толкования, как официальное и неофициальное. Уясняются все нормы, разъясняются лишь те, по поводу которых возникают сомнения или разногласия в практике их применения.

Приемы толкования норм права и их классификация

Различают три самостоятельных приема уяснения нормы:

- текстовой;

- систематический;

- историко-политический.

Только совместное использование правил грамматики и законов логики способно полностью раскрыть для интерпретатора смысл правовой нормы.

Текстовое толкование – обычно этот вид толкования называют также грамматическим. Текстовое изучение нормы начинается с изучения каждого слова нормы. Затем идет выяснение смысла предложений. Одновременно изучаются юридические термины.

Систематическое толкование – нормы находятся в системе, надо учитывать ее связи с другими нормами.

Историко-политическое толкование:

- исследуется социальное назначение нормы, ее цель;

- общественно-политическая обстановка.

Логический способ толкования состоит в исследовании логической связи между отдельными положениями норм права или акта на основе правил логики.

Специально-юридический способ толкования представляет собой изучение технико-юридических приемов выражения воли законодателя; данный способ основан на требовании юридической техники.

Функциональный способ толкования сводится к учету условий и факторов при которых реализуется норма права, в том числе особенностей места, времени и других обстоятельств.

Результаты толкования норм. Толкованию подвергаются все нормы. В процессе толкования выявляются различные коллизии, пробелы права.

Буквальное, распространительное и ограничительное толкование (по объему). Буквальное – точное соответствие с текстом. Если словесная формулировка дается уже или шире, то возникает необходимость в ограничительном или распространительном толковании.

Официальное толкование делится на два вида: нормативное и казуальное. Нормативное толкование – официальное разъяснение, обязательное для всех лиц и органов, которые прямо подпадают под юрисдикцию органа, производящего толкование и распространяется на весь круг случаев, предусмотренных толкуемой нормой. Один из видов официального нормативного толкования составляет аутентическое толкование, то есть разъяснение, исходящее от органа, установившего толкуемую норму. Нормативное толкование может осуществляться особыми органами, наделенными специальными полномочиями издавать инструкции и разъяснения по применению действующего законодательства. Такое толкование называется легальным (это высшие судебные учреждения).

Казуальное толкование – это другой вид официального толкования. Цель такого толкования – правильное решение конкретного случая. Суды используют в своих решениях эти разъяснения. Казуальное толкование бывает:

- судебным;

- административным.

Неофициальное толкование – дается научными учреждениями, специалистами-практиками, гражданами. Весьма важным видом неофициального толкования является докринальное толкование, (то есть толкование, даваемой наукой права, в статьях, научных комментариях).

Обыденное толкование может даваться любым гражданином или организацией, оно может даваться при обсуждении законопроектов.

Профессиональное (компетентное) толкование исходит от лиц, имеющих специальное образование (адвокаты, прокуроры, нотариусы и др.)

 

Пробелы в праве

Пробел права это отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующей правового регулирования.

Пробелы нежелательны, но зачастую неизбежны, возникают по трем причинам:

1. Законодатель не охватил жизненные ситуации, требующие правового регулирования.

2. В результате недостатков юридической техники.

3. Вследствие постоянного развития общественных отношений.

Действительные пробелы предполагают отсутствие нормы права (или ее части), регулирующей общественное отношение, в том случае, когда такое отношение входит в сферу правового регулирования.

Мнимые пробелы – это такие пробелы, когда определенный вопрос не регулируется нормами права, хотя, по мнению того или иного лица, группы лиц, должен быть урегулирован нормами права.

Первоначальные пробелы обусловлены тем, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования, допустил недостатки в конструировании той или иной правовой нормы.

Последующие пробелы вызываются появлением новых общественных отношений, которые не могла быть предусмотрены законодателем.

Ликвидировать пробелы можно путем принятия соответствующей нормы права. Пробел преодолеть можно путем аналогии права и аналогии закона. Аналогия права применяется на основе общих принципов права (справедливость, гуманизм, равенство перед законом и др.).

Аналогия закона применяется при отсутствии нормы права, регулирующей конкретный жизненный случай, но в законодательстве имеется другая норма, регулирующая сходные отношения.

Например, в УПК нет нормы, предусматривающей отвод общественного обвинителя, однако есть статья, предусматривающая отвод прокурора. Отвод общественного обвинителя производится по аналогии.

Чтобы использовать аналогию, следует установить:

- что данная жизненная ситуация имеет юридический характер;

- убедиться, что в законодательстве нет соответствующей нормы;

- отыскать в законодательстве норму, регулирующую сходный случай (аналогия закона), а при отсутствии таковой применить общий принцип права (аналогия права);

- в решении по делу дать мотивированное объяснение причин применения к данному случаю аналогии закона или аналогии права.

В области уголовного права аналогия закона и аналогия права не допускается, а в гражданском и гражданско-процессуальном праве она прямо закреплена.

 

 
 
ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

           
   
ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ
 
   
 

 


Темы рефератов

1. Значение толкования норм права в юридической практике.

2. Виды и приемы официального толкования.

3. Неофициальное толкование и его особенности.

 

Литература

1. Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права / Н.Н. Вопленко. – М., 1976.

2. Гранат Н.Л. Толкование норм права в правоохранительной деятельности органов внутренних дел / Н.Л. Гранат. – М., 1991.

3. Дроздов Г.В. Правовая природа разъяснений закона высшими органами судебной власти / Г.В. Дроздов // Советское государство и право. – 1992. – № 1.

4. Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР / А.С. Пиголкин. – М., 1962.

5. Спасов Б.П. Закон и его толкование / Б.П. Спасов. – М., 1986.

6. Хабибулина Т.Я. Процессуальные вопросы толкования Конституции в деятельности Конституционного Суда РФ / Т.Я. Хабибулина // Государство и право. – 1996. – № 10.

7. Хижняк С.П. Правовая терминология и проблемы ее упорядочения / С.П. Хижняк // Правоведение. – 1990. – № 6.

8. Черданцев А.Ф. Толкование советского права / А.Ф. Черданцев. – М., 1979.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.014 с.)