Понятие и виды нормативно-правовых актов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды нормативно-правовых актов



Билет №32

Понятие и виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.); по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона: закон – одно из основных источников права; установлен особый порядок принятия; принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти); регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает: никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал; другие нормативные акты не должны противоречить закону; при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности: федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ; принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны; обладает большей юридической силой, чем обычные законы; особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.

Билет №31

Понятие правотворчества и его виды

Правотворчество - это сложный процесс создания правовых норм. В современной юридической практике существует несколько основных разновидностей подготовки и утверждения правовых норм.

Во-первых, это правотворчество народа в форме референдума.

Во-вторых, правотворчество государственных органов, как федеральных, так и субъектов Федерации.

В-третьих, корпоративное правотворчество - санкционированная правотворческая деятельность некоторых учреждений и должностных лиц в рамках их компетенции.

Принципиально важным из этих видов правотворчества является правотворчество народа в форме референдума.

В статье 3 Конституции Российской Федерации четко зафиксировано, что многонациональный народ Российской Федерации является единственным носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в стране.

При этом народ выступает как носитель власти на трех уровнях: как многонациональный народ всей России, как народ каждого из субъектов Российской Федерации и как население территориальных единиц, где действует местное самоуправление.

В зависимости от субъектов данной деятельности различают виды правотворчества.

Непосредственное правотворчество народа — участие граждан в референдумах и плебисцитах, позволяет напрямую осуществлять суверенитет народа.

Законотворчество — опосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта федерации). Парламенты и законодательные собрания представляют законодательную ветвь власти (в странах, признающих разделение властей): осуществляют законодательство и другие формы правотворчества.

Негативное правотворчество — отмена норм или целых нормативно-правовых актов, в случае признания их противоречащими Конституции (например, Конституционным судом). Принятие нелегитимного нормативно-правового акта.

Чрезвычайное правотворчество — принятие законов и иных нормативно-правовых актов для урегулирования общественных отношений в каких-либо экстренных ситуациях.

Подзаконное правотворчество — правотворчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц: президента, министра и т. д.

Локальное правотворчество — правотворчество органов местного самоуправления: муниципалитетов, администраций городов и районов. Иногда локальным правотворчеством именуют правотворчество общественных организаций.

Договорное правотворчество — деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров.

Билет №30

Билет №29

Виды правовых норм.

Группы правовых норм, отличающиеся предметом, методом, способом регулирования, объемом нормативности, структурой, отраслевой принадлежностью, механизмами действия и другими особенностями. Разнообразие поступков и действий людей, выступающих участниками регулируемых отношений, определяет и разнообразие норм права. Их классификация позволяет точнее уяснить природу и назначение норм права в системе нормативного регулирования общественных отношений. В современных условиях роль права неизмеримо возрастает. Количество норм права в этой связи все увеличивается и дифференцируется. «Распределение» их по определенным группам позволяет полнее уяснить их регулятивную природу, механизмы действия, место и роль в системе нормативного регулирования общественных отношений.

В зависимости от объема нормативности все действующие нормы права подразделяются на две большие группы: отправные, или исходные, нормы. Это дефинитивные нормы, нормы-принципы, нормы, закрепляющие правовые аксиомы, презумпции, фикции и прелюдии, в определенной мере, учредительные нормы; нормы-предписания, или нормы-правила. По методу правового регулирования принято выделять: императивные и диспозитивные нормы права. По способу правового регулирования принято выделять обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы. По предмету правового регулирования или по отраслям права принято выделять конституционные, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, земельно-правовые нормы, нормы трудового права и т.д. Важное значение имеет подразделение норм права на материальные (они содержатся, к примеру, в гражданском, уголовном праве) и процессуальные, закрепляемые, в частности, в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном праве. Принято также различать договорные нормы, коллизионные и др.

Билет №28

Структура правовых норм.

Соответственно, в классическом виде норма права состоит из трех взаимосвязанных элементов:

гипотезы;

диспозиции;

санкции.

Гипотеза - часть правовой нормы, которая указывает на обстоятельства, при которых эта норма может действовать. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придаст им значение юридического факта.

Диспозиция - часть нормы права, указывающая, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств.

Санкция - часть правовой нормы, которая указывает на совокупность мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителю этой нормы.

Можно рассмотреть структуру правовой нормы, содержащейся в ст. 61 ТК РФ под названием «Вступление трудового договора в силу». Для этого следует привести ее положения: «Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем... Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором...»

Гипотеза данной правовой нормы указывает на следующие обстоятельства: заключение трудового договора; вступление его в силу; наступление дня начала исполнения трудовых обязанностей работником, определенного во вступившем в силу трудовом договоре.

Диспозиция данной правовой нормы предполагает правомерное поведение — исполнение работником трудовых обязанностей.

В противном случае будет применяться санкция данной правовой нормы — аннулирование трудового договора.

Следует отметить, что норма права и статья нормативного правового акта не всегда совпадают. Иногда статья содержит несколько норм, чаще — наоборот: норма излагается в нескольких статьях, иногда в различных законах. Бывает и так, что в отдельные статьи выделяются санкции тех или иных норм. Поэтому, приводя в качестве примера правовую норму в единстве всех трех се элементов, приходится анализировать несколько статей нормативного правового акта.

Билет №27

Билет №26

Билет № 25

Билет №24

Билет №23

Билет № 22

Билет № 21

Билет № 20

Билет № 19

Билет № 18

Билет №32

Понятие и виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.); по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона: закон – одно из основных источников права; установлен особый порядок принятия; принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти); регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает: никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал; другие нормативные акты не должны противоречить закону; при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности: федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ; принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны; обладает большей юридической силой, чем обычные законы; особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.057 с.)