Законность и право. Законность и демократия. Законность и целесообразность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законность и право. Законность и демократия. Законность и целесообразность.



Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, законность, вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.

Появление законности вплетается в процессы происхождения права и государства, ее природа напрямую связана с законотворческой деятельностью, но под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов, хотя последнее понимание очень тесно соприкасается с режимом законности. Если нет законов, то и о законности не будет речи. Но очень часто в истории государств случалось так, что издавалось много законов, а законности, по существу, не было.

Требование соблюдать изданные государством законы сформировалось давно. Еще римские юристы говорили о безусловной необходимости соблюдать законы (закон суров, но это закон). Система римского права явилась юридической базой законности в сфере регулирования имущественных отношений, которая впоследствии реформировалась в более цивилизованные формы, постепенно наполнявшиеся реальным равенством перед законом всех участников общественных отношений.

Большинство существующих определений законности рассматривают ее как:

- соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений;

-принцип или требование такого соблюдения;

-метод государственного руководства обществом, основанный на всеобщем соблюдении правовых предписаний;

-режим общественной жизни, базирующийся на таком соблюдении, исполнении.

Все указанные толкования понятия отражают реальные, но различные стороны этого многогранного социального явления и не противоречат друг другу. Законность выступает, прежде всего, как соответствие нормам права различных явлений и процессов. Именно это соответствие и является наиболее глубинным свойством законности, ее сущностью. Поскольку же чаще всего носителем этого свойства является поведение, деятельность людей, то для характеристики законности обычно используются категории "соблюдение", "исполнение".

Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность. В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существует четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей.

Законность требует исполнения не только законов. Если государственный орган принимает подзаконный акт на основе закона и в рамках своих законных полномочий (это одно из требований законности), то при таком положении дел требование законности - соблюдать и данный подзаконный акт. Это вытекает из того, что посредством законов невозможно урегулировать все правоотношения.

Субъектами законности выступают не только государственные органы и должностные лица, но и граждане и их общественные формирования. Иными словами, все те, кто предъявляет требования строгого выполнения законодательных предписаний. Граждане могут предъявить такие требования к должностным лицам даже через суд. Объектом законности является поведение (сознание/воля, поступок) юридически обязанных лиц.

Законность нельзя отождествлять с деятельностью людей, с их правомерными поступками, с их отношениями, развивающимися на основе и в рамках закона. Тем самым мы будем отождествлять законность с правовым порядком. Правопорядок определяют как состояние упорядоченности общественных отношений, складывающееся в результате реализации правовых норм. Это основанная на законности система регулируемых правом общественных отношений. Качество и степень право упорядоченности общественной жизни во многом определяет общее "здоровье" всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности.

В формировании правопорядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений.

Нормативной предпосылкой правопорядка являются нормы права – первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее "идеальный" правопорядок.

Правоотношения - элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участником правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.

Структура правопорядка - это единство и одновременное разделение урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.

Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В этой связи в структуре правопорядка выделяют не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами.

Законность как необходимый элемент демократии. Отдельные проявления законности, несомненно, могут присутствовать при любом политическом режиме, однако только в условиях демократии законность становится объективно детерминированным, устойчивым состоянием. Только в обществе, основанном на подлинном народовластии, складываются принципиально новые отношения между государством и личностью, при которых они не противостоят друг другу, а действуют в единстве.

Взаимозависимость между законностью и демократией проявляется в том, что основные демократические принципы и институты находят свое закрепление в законах, строгое и неукоснительное соблюдение которых является одной из гарантий демократии. В то же время любое отступление от принципов демократии, ограничение ее в какой бы то ни было форме может создать условия для нарушения законности. Следует также отметить, что демократия находится в постоянном поиске новых институтов и форм своего выражения, однако ее совершенствование должно происходить в определенных рамках. Поэтому подлинная демократия не существует вне закона и над законом. В этом плане законность, обеспечивая реализацию основополагающих принципов демократии, выполняет в обществе определенную стабилизирующую роль.

Закон требует обоснованности решений. В некоторых случаях данное требование приобретает самостоятельное значение. Это проявляется именно там, где закон позволяет, не выходя за его рамки, учитывать соображения целесообразности. Нормативный акт, как правило, предполагает один вывод в смысле юридической квалификации соответствующих обстоятельств, но в смысле юридических последствий и их меры чаще предоставляет возможность выбора наиболее целесообразного решения.

Целесообразность вступает в противоречие с законностью при несовершенствах нормативных установлении: их устарелости, ошибках в праве и пр. Именно здесь возникает спор о том, чему отдать предпочтение, а решить его, как замечено выше, нельзя без учета самых различных факторов. Среди них отметим: а) уровень законодательных работ и степень совершенства законодательства; б) уровень общей культуры и специальной подготовки, применяющих право; в) единство целей законодательной и правоприменительной практики; г) степень доверия правоприменителю законодателя и граждан; д) эффективность контрольно-надзорных мер в сфере применения права.

Билет №30



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.008 с.)