Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-правовой акт: понятие и виды.

Поиск

 

Нормативно-правовой акт – это официальный документ, исходящий от компетентного органа, принятый в установленном порядке, содержа­щий правовые нормы, обеспечиваемый силой государственного принуж­дения.

 

Характерные признаки нормативно-правовых актов

 

1. Нормативно-правовые акты есть результат правотворческой деятельности компетентных субъектов.

2. Содержат в себе правила поведения общего характера (нормы права).

В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обяза­тельностью.

3. Принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке.

В Российской Федерации законодательный процесс включает в себя четыре основные стадии: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, обнародование закона.

4. Имеют определенную документальную форму (закон, указ, постановление) Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального го­сударственного документа, который имеет обязательные атрибуты: на­звание акта (закон, указ, постановление); наименование органа, при­нявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

В нормативных актах нормы права группируются по определен­ным структурным образованиям: разделам, главам, статьям.

5. Направлены на регулирование типичных общественных отношений.

6. Обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций (в том числе государственным принуждением).

 

Классификация нормативно-правовых актов

 

1. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты Российской Федерации подразделяются на:

- законы;

- подзаконные нормативные акты.

Законы, в свою очередь, классифицируются (в порядке убывания юри­дической силы) на Основной (Конституцию), Федеральные Конституцион­ные и Федеральные.

Подзаконные нормативно-правовые акты включают в себя норматив­ные постановления Государственной Думы, Указы Президента, постанов­ления Правительства, акты Федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), нормативные акты органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации (включая и законы Субъектов РФ), нормативные акты органов местного самоуправления, локальные норма­тивно-правовые акты (например, правила внутреннего трудового распо­рядка какого-либо предприятия или учреждения).

Следует, правда, оговориться, что особенности российского законодательства относительно предмета исключительного ведения субъектов РФ предполагают верховенство актов субъекта Российской Федерации над за­конодательством Федерального центра. Однако это скорее исключение из общего правила.

 

2. В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества нормативно-правовые акты подразделяются на:

- акты принятые в результате референдума;

- акты изданные государственными органами;

- акты органов местного самоуправления;

- акты локального действия организаций, учреждений.

 

3. В зависимости от срока действия различаются постоянные и вре­менные акты.

- постоянные – не ограничены в своем действии временным проме­жутком, действуют до отмены (Конституция)

- временные – ограничены конкретными сроками (календар­ной датой (годовой бюджет), либо конкретным обстоятельством (вводом чрезвычайного положения).

 

4. По сфере действия нормативно-правовые акты можно подразделить на:

- общегосударственные, действующие на всей территории страны.

- региональные, действующие на территории одной или нескольких ад­министративно-территориальных единиц.

- локальные, действующие в рамках одного предприятия, учреждения, организации.

 

5. По предмету правового регулирования (по содержанию):

- акты, регламентирующие отношения в государственно-правовой сфере;

- акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере;

- акты, регламентирующие отношения в гражданско-правовой сфере и т.д.

 

Закон: понятие, признаки, виды

Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый выс­шим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

 

Признаки закона:

1) основной источник права;

2) принимаются только высшими представительными органами государства или непосредственно народом в результате (в порядке) референдума;

3) обладает высшей юридической силой

4) принимаются по основным, наиболее существенным во­просам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлет­ворения интересов личности;

5) принимаются и вводятся в действие в особом процессуальном порядке, что не присуще подзаконным нормативно-правовым актам. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование).

6) не подлежат контролю или утверждению со стороны другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон неконституционным, однако отменить его может только законода­тельный орган;

7) представляют собой ядро всей правовой системы госу­дарства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.

 

Законы Российской Федерации можно подразделять:

• по субъектам, их принимающим,

• по юридической силе,

• по от­раслям права.

По субъектам принятия законы делятся на:

• принятые на референдуме;

• принятые Федеральным Собранием РФ;

• законы субъектов федерации.

По юридической силе законы делятся на: федеральные законы и законы субъектов федерации.

Путем референдума могут быть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации.

Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и просто на федеральные (текущие) законы.

 

Конституционные федеральные законы принимаются по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ. К их числу относятся законы об изменении Конституции, о введении чрезвычайного поло­жения, военного положения, о принятии и об­разовании новых субъектов федерации и об изменении их ста­туса, о Государственном флаге, гербе, гимне, о правительстве, о судебной системе и высших судеб­ных инстанциях. Законы, прямо не отнесенные к числу конституционных, таковыми не являются, несмотря на их важность и необходимость.

Законы субъектов федерации принимаются в пределах пол­номочий этих субъектов, определенных Конституцией РФ, федеральными договорами и специальными договорами, за­ключенными Российской Федерацией с отдельными субъек­тами.

 

57. Действие нормативных актов в пространстве

 

Распространяет­ся либо на всю территорию государства, либо на определенную часть тер­ритории государства.

 

Это зависит от органа, их принявшего. Федеральные нормативные акты действуют на всем пространстве, на которое распространяется суверенитет РФ, акты субъектов федерации действуют в пре­делах их территорий и т. д.

Пространственные пределы действия нормативно-правовых актов оп­ределяются, главным образом, территорией, ограниченной Государствен­ной границей (фактическая территория).

Однако режимы фактической территории не единственны, норматив­но-правовой акт действует и на иных территориях, юридически подчиняю­щихся праву данного государства (юрисдикционная территория).

К юрисдикционной территории относятся территории дипломатичес­ких и консульских представительств за рубежом, территории военных, мор­ских и воздушных судов в открытом море.

 

Кроме того, юрисдикция государства распространяется на иностранные дипломатические и консульские представительства, а также иностранные военные и воздушные суда, находящиеся на территории данного государ­ства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.117.57 (0.008 с.)