Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативно-правовой акт: понятие и виды.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Нормативно-правовой акт – это официальный документ, исходящий от компетентного органа, принятый в установленном порядке, содержащий правовые нормы, обеспечиваемый силой государственного принуждения.
Характерные признаки нормативно-правовых актов
1. Нормативно-правовые акты есть результат правотворческой деятельности компетентных субъектов. 2. Содержат в себе правила поведения общего характера (нормы права). В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. 3. Принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке. В Российской Федерации законодательный процесс включает в себя четыре основные стадии: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, обнародование закона. 4. Имеют определенную документальную форму (закон, указ, постановление) Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти). В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям. 5. Направлены на регулирование типичных общественных отношений. 6. Обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций (в том числе государственным принуждением).
Классификация нормативно-правовых актов
1. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты Российской Федерации подразделяются на: - законы; - подзаконные нормативные акты. Законы, в свою очередь, классифицируются (в порядке убывания юридической силы) на Основной (Конституцию), Федеральные Конституционные и Федеральные. Подзаконные нормативно-правовые акты включают в себя нормативные постановления Государственной Думы, Указы Президента, постановления Правительства, акты Федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации (включая и законы Субъектов РФ), нормативные акты органов местного самоуправления, локальные нормативно-правовые акты (например, правила внутреннего трудового распорядка какого-либо предприятия или учреждения). Следует, правда, оговориться, что особенности российского законодательства относительно предмета исключительного ведения субъектов РФ предполагают верховенство актов субъекта Российской Федерации над законодательством Федерального центра. Однако это скорее исключение из общего правила.
2. В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества нормативно-правовые акты подразделяются на: - акты принятые в результате референдума; - акты изданные государственными органами; - акты органов местного самоуправления; - акты локального действия организаций, учреждений.
3. В зависимости от срока действия различаются постоянные и временные акты. - постоянные – не ограничены в своем действии временным промежутком, действуют до отмены (Конституция) - временные – ограничены конкретными сроками (календарной датой (годовой бюджет), либо конкретным обстоятельством (вводом чрезвычайного положения).
4. По сфере действия нормативно-правовые акты можно подразделить на: - общегосударственные, действующие на всей территории страны. - региональные, действующие на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц. - локальные, действующие в рамках одного предприятия, учреждения, организации.
5. По предмету правового регулирования (по содержанию): - акты, регламентирующие отношения в государственно-правовой сфере; - акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере; - акты, регламентирующие отношения в гражданско-правовой сфере и т.д.
Закон: понятие, признаки, виды Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаки закона: 1) основной источник права; 2) принимаются только высшими представительными органами государства или непосредственно народом в результате (в порядке) референдума; 3) обладает высшей юридической силой 4) принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности; 5) принимаются и вводятся в действие в особом процессуальном порядке, что не присуще подзаконным нормативно-правовым актам. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование). 6) не подлежат контролю или утверждению со стороны другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган; 7) представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.
Законы Российской Федерации можно подразделять: • по субъектам, их принимающим, • по юридической силе, • по отраслям права. По субъектам принятия законы делятся на: • принятые на референдуме; • принятые Федеральным Собранием РФ; • законы субъектов федерации. По юридической силе законы делятся на: федеральные законы и законы субъектов федерации. Путем референдума могут быть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации. Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и просто на федеральные (текущие) законы.
Конституционные федеральные законы принимаются по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ. К их числу относятся законы об изменении Конституции, о введении чрезвычайного положения, военного положения, о принятии и образовании новых субъектов федерации и об изменении их статуса, о Государственном флаге, гербе, гимне, о правительстве, о судебной системе и высших судебных инстанциях. Законы, прямо не отнесенные к числу конституционных, таковыми не являются, несмотря на их важность и необходимость. Законы субъектов федерации принимаются в пределах полномочий этих субъектов, определенных Конституцией РФ, федеральными договорами и специальными договорами, заключенными Российской Федерацией с отдельными субъектами.
57. Действие нормативных актов в пространстве
Распространяется либо на всю территорию государства, либо на определенную часть территории государства.
Это зависит от органа, их принявшего. Федеральные нормативные акты действуют на всем пространстве, на которое распространяется суверенитет РФ, акты субъектов федерации действуют в пределах их территорий и т. д. Пространственные пределы действия нормативно-правовых актов определяются, главным образом, территорией, ограниченной Государственной границей (фактическая территория). Однако режимы фактической территории не единственны, нормативно-правовой акт действует и на иных территориях, юридически подчиняющихся праву данного государства (юрисдикционная территория). К юрисдикционной территории относятся территории дипломатических и консульских представительств за рубежом, территории военных, морских и воздушных судов в открытом море.
Кроме того, юрисдикция государства распространяется на иностранные дипломатические и консульские представительства, а также иностранные военные и воздушные суда, находящиеся на территории данного государства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.117.57 (0.008 с.) |