Санкция юридической нормы: понятие и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санкция юридической нормы: понятие и виды.



 

Санкция – часть правовой нормы, в которой определяются, мера и вид государственного взыскания, применяемого к нарушителю, не вы­полняющему предписаний диспозиции.

 

1. По степени определённости (т.е. по объёму и размерам неблагопри­ятных для нарушителя последствий) санкции делятся:

Абсолютно определённые (увольнение с работы, штраф, лишение сво­боды на срок 3 года) - санкции, где точно указан размер и вид неблагопри­ятных последствий (наказания), наступивших в результате нарушения норм права.

Относительно определённые (лишение свободы на срок от 2 до 8 лет, лишение свободы на срок до 15 лет) – санкции, устанавливающие мини­мальную и максимальную (или только максимальную) границы возмож­ного наказания.

Альтернативные (штраф или увольнение с работы, лишение свободы или исправительные работы, лишение прав управлять автомобилем или штраф) – санкции, где названы и перечислены через соединительно-разде­лительные союзы «или», «либо» несколько видов неблагоприятных послед­ствий, из которых правоприменитель выбирает только одно – наиболее це­лесообразное для рассматриваемого случая.

Кумулятивные (смешанные) – санкции, содержащие дополнительные указания на неблагоприятные последствия.

 

2. По отраслевому критерию различаются:

Уголовно-правовые санкции представляют собой меру государствен­ного принуждения, применяемую только судом к лицам, совершившим уголовно-наказуемые деяния – преступления.

Административно-правовые санкции могут применяться админист­ративными органами и судом к лицам виновным в совершении админист­ративных проступков.

Дисциплинарно-правовые санкции (предусмотренные нормами тру­дового права) применяются администрацией предприятия, учреждения, организации за нарушение трудовой дисциплины.

 

3. По содержательному характеру последствий:

Карательные (штрафные) санкции (лишение свободы, штраф, выго­вор, взыскание материального ущерба и др.) – активная принудительная мера, направленная на наказание правонарушителя.

Предупредительные санкции (предупреждение, арест иму­щества, при­нудительное лечение и др.) – направлены на недопущение противоправно­го поведения, либо связаны с организационным обеспечением правоохра­нительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.

Правовосстановительные (восстановление на прежней работе рабо­чих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов) – связаны с восстановлением нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц.

 

66. Соотношение норм права и статей нормативных актов.

 

Норма права – относится к содержанию права, это правило поведения, содержащее гипотезу, диспозицию, санкцию.

Статья законодательного акта – внешняя форма выражения права, средство воплощения нормы права.

 

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта пред­полагает, что:

· все три элемента логической структуры нормы права могут быть вклю­чены в одну статью нормативного акта;

· в одной статье нормативного акта могут быть изложены несколько правовых норм;

· элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

· элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нор­мативных актов.

 

67. Способы изложения нормы права:

1) прямой способ – структурные элементы нормы права изложены в статье нормативного акта в полном объеме;

2) отсылочный способ – изложение в статье нормативного акта части нормы при конкретной отсылке к тексту, в котором содержится недостаю­щая часть;

3) бланкетный способ – когда в статье нормативного акта указывается на наличие правила поведения и обозначается ответственность за его нару­шение (санкция), при этом непосредственно в статье не содержится ин­формации о сущности и о выходных данных документа, эти правила содер­жащего. Предполагается, что правоприменитель должен обладать данной информацией в силу собственной профессиональной компетенции.

 

  1. Понятие и признаки системы права, элементы.

Система права – это объективно существующее строение права, ха­рактеризующееся внутренней согласованностью, взаимообусловленнос­тью и взаимодействием составляющих его норм, объединённых по соот­ветствующему основанию в отдельные отрасли, институты и другие правовые общности.

Система права характеризует внутреннюю структуру права, определя­ет основополагающие принципы объединения и дифференциации юриди­ческих норм.

 

Система права характеризуется следующими чертами:

а) единством и согласованностью норм, ее составляющих;

б) разделением на взаимосвязанные отрасли и институты права;

в) объективностью строения- она образуется в соответствии с объективно существующими об­щественными отношениями;

г) иерархичностью - она складывается из норм разной юридической силы;

д) непротиворечивостью.

 

Элементы:

1) отрасль (частная-публичная, материальная-процессуальная)

 

2) Институт права – структурный элемент системы права, объединя­ющий специализированные нормы, характеризующие юридические поня­тия, категории, принципы.

 

Правовые нормы образуют отрасль через институты. (отрасли граждан­ского права имеются правовые институты «купли-продажи», «найма жилого помещения», «комиссии», «дарения»).

Институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые.

В рам­ках отраслевого института объединяются нормы, регулирующие обще­ственные отношения только в рамках одной отрасли (институт преступно­го деяния в уголовном праве).

Межотраслевой институт включает в себя юридические нормы, входящие в состав различных отраслей права, но при этом регулирующие взаимосвязанные родственные общественные отно­шения (институт собственности).

 

3) Подотрасль права – обособленная в рамках отрасли совокупность юридических норм, регулирующих крупный, относительно самостоятель­ный блок однородных общественных отношений.

(«обязательственное право» в составе отрасли гражданского права объединяет целый ряд правовых институтов (поставки, мены, подряда, го­сударственного страхования и другие).)

 

4) норма права

 

  1. Предмет и метод правового регулирования.

 

Предмет правового регулирования – это фактические отношения лю­дей, связанные с реализацией правил возможного и должного поведе­ния, которые объективно нуждаются в правовом обеспечении.

 

Юридически значимым отношениям присущи черты:

- это жизненно важные для отдельных индивидов и социальных групп отношения;

- возникновение этих отношений связано с волевой, целенаправленной деятельностью членов сообщества;

- юридически значимые отношения – это устойчивые, повторяющиеся отношения;

- поведение участников отношений в правовой сфере предполагает вне­шний контроль со стороны компетентных правоохранительных органов (МВД, налоговая полиция, таможенная служба и т.д.).

 

Нормы права регулируют различные по своему содержанию об­щественные отношения различными методами (способами). Например, нормы административного права воздействуют на общественные отно­шения путем установления властных предписаний участникам этих от­ношений: право категоричного требования предоставляется властному органу – другая же сторона административно-правовых отношений обязана его неукоснительно выполнять. Гражданское право воздейству­ет на общественные отношения иным способом: предоставляет участни­кам гражданско-правовых отношений полную свободу действий в рам­ках, определенных законом. Здесь стороны выступают как равноправ­ные субъекты: принятые ими обязательства могут быть изменены или прекращены лишь по взаимному соглашению.

 

Каждая отрасль имеет свой специфический метод правового регу­лирования.

 

Метод правового регулирования (правовой инструментарий) – со­вокупность взаимосвязанных средств, приемов, способов юридического воздействия на поведение людей, при помощи которых обеспечивается установленный в обществе правопорядок.

 

Главной чертой, определяющей различия в способах воздей­ствия права на общественные отношения, является характер взаимного положения участников правовых отношений. В одних отраслях преобла­дает метод властного связывания, в других – равенства сторон (дозволение), в третьих – запрещения недозволенных действий (запрет). Иными словами существуют дозволительный и запретительный, альтернативный и рекомендательный, поощрительный и предупредительный и иные методы.

 

Императивный метод предполагает властное предписание абсолютно оп­ределенного характера, исходящее от компетентного государственного органа или должностного лица, обеспечиваемое мерами принудительного характера.(запретительный и обязывающий)

Диспозитивный метод основывается на предоставлении субъектам правоотношений свободы выбора варианта поведения, в пределах уста­новленных действующим законодательством.(договорный и рекомендательный)

 

Метод регулирования в значитель­ной мере зависим, произведен от предмета регулирования. Например, властный метод присущ не только админист­ративному праву, но также финансовому, земельному.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.21.86 (0.014 с.)