Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, назначение и признаки аппарата государства. Соотношение понятий механизм государства и аппарат государства.

Поиск

 

Государственный аппарат – совокупность органов государственной власти и должностных лиц – представителей государственной власти, которые от имени государства и в его интересах участвуют в реализации государственных функций.

 

Деятельность государственного аппарата направлена на

· разработку и принятие общеобязательных правил поведения

· установление системы юридических гарантий обеспечивающих эффективную реализацию правовых предписаний;

· осуществление надзора и контроля за соблюдением законности и поддержанием правопорядка;

· осуществление правосудия.

 

Признаки государственного аппарата:

 

1) формируется по воле государства с целью реализации государственных функций;

2) от имени государства осуществляет законотворческую и исполнительно-распорядительную деятельность, а также деятельность по отправлению правосудия;

3) обладает монополией на государственное принуждение;

4) включает органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной).

5) в основу формирования и функционирования государственного аппарата положен профессиональный принцип (сотрудники государственного аппарата осуществляют свои полномочия на профессиональной основе и не должны заниматься иными видам возмездной деятельности).

 

Анализ соотноше­ния понятий «аппарат государства» и «механизм государства».

Под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства – те же органы, но в динамике. Следовательно, изучая аппарат государства, говорят, прежде всего, о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимодействии между собой.

 

Механизм государства – это целостная иерархичес­кая система государственных органов и учреждений, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

 

  1. Понятие, признаки и виды органов государства.

Орган государства – это самостоятельное подразделение государ­ственного аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, об­ладающее установленной законам структурой и наделенное определен­ной компетенцией.

 

Признаки государственных органов:

 

1) формирование по воле государства и осуществление своих полномочий от имени государства.

2) выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности (законодательной, исполнительной, охранительной и т.д.);

3) наличие у каждого государственного органа юридически закрепленной организационной структуры, территориального масштаба деятельности, установленного положения в системе властной иерархии, определяющего характер и объем принадлежащих государственному органу полномочий, а также порядок его взаимоотношения с другими государственными (негосударственными) органами и организациями;

4) Важнейшим признаком органа государства являет­ся наличие у него компетенции – властных полномочий (правомочий) (совокупности прав и обязанностей) определенного со­держания и объема. Компетенция обусловлена предме­том ведения, т.е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в консти­туции или текущем законодательстве).

 

Особое место в государственном аппарате занимают должностные лица – представители государственной власти осуществляют государственную власть в форме судебного, административного усмотрения.

Должностные лица осуществляют государственную власть на профессиональной (возмездной) основе и не имеют права заниматься другими видами оплачиваемой деятельности (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности).

Наряду с представителями государственной власти – профессиональными чиновниками, существует особая категория должностных лиц, которые, находясь на государственной службе, вместе с тем являются представителями государственной власти только в период реализации конкретных профессиональных функций (пограничник, охраняющий государственную границу, сотрудник ГИБДД осуществляющий контроль за безопасностью дорожного движения).

 

В связи с этим выделяются следующие критерии классификации государственных органов:

1) По способу образования:

- выборные (представительные),

Формирование представительных органов осуществляется путем выборов, в которых принимают участие все граждане государства, обладающие активным (правом выбирать) избирательным правом. (Государственная Дума, Президент, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга).

- назначаемые (производные).

Назначаемые (производные) органы государства формируются в административном порядке (путем принятия волевого решения о создании органа и назначения на должность сотрудника). (Правительство Российской Федерации. В частности, представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства должна одобрить Государственная Дума).

 

2) По времени действия:

- постоянные (не ограниченные сроком действия),

Постоянные государственные органы не ограничены в своих профессиональных функциях какими-либо сроками или обстоятельствами, действуют до ликвидации (реорганизации). Например, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство, судебные органы.

- временные (ограниченные сроком действия).

Временные органы создаются для реализации конкретной функции и, после того, как эта функция выполнена, прекращают свое существование. Например, Конституция РФ устанавливает, что в случае возникновения необходимости в разработке и принятии новой Конституции, создается специальный орган Конституционное Собрание, который полномочен решать вопрос о необходимости принятия новой Конституции и, в случае, если такое решение принято, разработать и принять Конституцию, после чего прекращает свое существование.

 

3) По функциональному назначению:

- законодательные;

Законодательные органы государственной власти осуществляют деятельность, связанную с разработкой и принятием нормативных правовых актов - законов обладающих высшей юридической силой («парламент»). К законодательным органам относятся двухпалатное Федеральное Собрание России (в структуру которого входят Государственная Дума и Совет Федерации), а также законодательные собрания субъектов Российской Федерации.

- исполнительные;

Исполнительные органы государственной власти осуществляют деятельность, направленную на претворение в жизнь положений и принципов, получивших юридическое закрепление в действующем законодательстве (т.е. на реализацию законов).

К исполнительным органам государственной власти относятся федеральное Правительство, федеральные министерства, государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственные органы исполнительной власти местного уровня.

- судебные;

Судебные органы государственной власти осуществляют правосудие по делам связанным с разрешением спорных ситуаций возникающих в процессе реализации правовых предписаний, а также определяют степень виновности лиц и устанавливают вид и объем наказания при совершении правонарушений.

Судебная власть принадлежит не судебному учреждению, а суду в форме судебного присутствия, судебного заседания. Она осуществляется единолично судьей (при рассмотрении незначительных правонарушений) или судебной коллегией (коллегия может состоять из профессиональных судей (не менее трех), либо одного или нескольких судей и определенного числа народных или присяжных заседателей), действующих в судебном процессе в рамках установленных сроков и процедур.

- надзорно-контрольные

(Прокуратура, Счетная палата, Таможенные органы, Конституционный Суд). В частности прерогативой Конституционного Суда Российской Федерации является толкование Конституции, а также рассмотрение на предмет их соответствия Конституции нормативно-правовых актов принимаемых и действующих на территории России.

- институт главы гос-ва

К числу нетрадиционных органов государственной власти в России относят институт главы государства – Президента, который официально не входит ни в одну из ветвей власти перечисленных, однако отнесен к числу субъектов осуществляющих государственную власть и обладающий целым рядом прерогатив (исключительных прав) в наиболее важных сферах связанных с осуществлением властных полномочий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.37.240 (0.009 с.)