Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные элементы государственного управления как системы.

Поиск

Основные элементы государственного управления как системы.

Государственное управление – это совокупность традиций и институциональных образований, с помощью которых государственные власти управляют страной.

(GRICS) GRICS: Governance Research Indicator Country Snapshot:

  • Процессы выбора, контроля и замены правительства – Politics.
  • Способность правительства формулировать и проводить политику – Policy.
  • Уважение граждан и государства к институтам, руководящим социальными и экономическим взаимодействием в обществе – Polity.

Государство - Публичный социально-политический институт, организующий и контролирующий через систему права совместную деятельность людей с целью производства общественных благ

Государственное управление - Профессиональная деятельность государственных чиновников по выполнению законов и других правил, принимаемых законодательной и исполнительной властями и судом

Две проблемы

Политика: «Что должно делать государство?»

Управление: «Как оно может лучше делать то, что должно?»

Основная дилемма:

Как обеспечить политическую подотчетность чиновников наряду с эффективностью деятельности государственного аппарата?

Элементы.

  • Институты государственного управления (нормы, органы)

· Формальные (нормы-законы, органы-министерства, службы, агентства (управление гос собственностью)).

· Неформальные (традиции).

  • Процессы гос управления (формирование и осуществление программ, бюджетный процесс, управление гос. Службой, создание подотчетности).

 

Также возможна другая классификация: Элементы: цели, ресурсы, деятельность.

1. Основные цели:

-Предоставление необходимых услуг (ОВИР, бесплатные квартиры) – т.е. те услуги, которые не может предоставить рынок(общественные товары). Удовлетворение потребностей населения, выходящих за возможности экономического рынка.

-Социальная помощь, связанная с социальной справедливостью (связанная с перераспределением благ). Обеспечение справедливости – перераспределение ресурсов и обоспечение социальных гарантий населению.

-Обеспечение безопасности. Обеспечение порядка

 

2. Основные ресурсы:

-Связанные с государственной собственностью и государственным бюджетом

-Государство имеет возможность за счёт налогов взять новые источники ресурсов – значит государство может обязать часть населения предоставить эти ресурсы.

3. Деятельность:

-Профессиональная деятельность чиновников в государственных учреждениях, на реализацию решений правительства.

-Взаимодействие и поиск баланса – основная проблема.

 

Эти объединяющие начала были обоснованы Лютером Гуликом в конце 30-ых гг.

Система POSDCRB чёткое выделение управленческих ф-ций на микроуровне в государственных и бизнес-структурах.

1. "Planning";

2. "Organizing" создание соответвствующих отделов (структур) в организации;

3. "Stuffing" (работа с персоналом) - продвижение, мотивирование персонала;

4. "Directing" (руководство) - проведение команд сверху вниз;

5. "Coordinating" - взаимодействие по горизонтали;

6. "Reporting" - составление отчётов (как снизу вверх, так и сверху вниз): доведение команд сверху либо отчёт о выполнении команд наверх;

7. "Budgeting" (составление финансового плана, контроль за бюджетом).

Система государственного управления.

• Органы государственного управления, их взаимоотношения, функции

• Государственная служба

• Процессы государственного управления (принятие решений, бюджетный процесс, формирование и осуществление программ …)

Правильное управление:

Прозрачность (transparency)

Подотчетность (accountability)

Ориентация на консенсус (consensus oriented)

Совместная работа граждан и власти (participation)

Равенство и недискриминация (equity and inclusiveness)

Результативность и эффективность (effectivness and efficiency)

Верховенство права (rule of law)

Оперативность (responsivenesse)

Участники гос управления:

  • Чиновники
  • Лоббисты
  • Сотрудники НКО, аппарата политических партий

Работники специальных отделов частных корпораций (GR – отделы

Сравните понятия «государственное управление», «государственный менеджмент», «государственное администрирование».

Управление – целенаправленная организационная деятельность по использованию имеющихся ресурсов.

Государство может использовать легитимное насилие – сбор налогов, соответственно сбор ресурсов; либо государственная собственность.

Гос управление –Профессиональная деятельность государственных чиновников по выполнению законов и других правил, принимаемых законодательной и исполнительной властями и судом

 

Менеджмент – действие по планированию, организации, мотивации, координации и контролю, которые осуществляются внутри организации для достижения поставленных целей.

Гос менеджмент – отношение на уровне рыночных отношений и между организациями.

Государственный менеджмент

Посвящено изучению административного лидерства и власти. Началось с акцента на важности окружающей среды гу и стратегии высших должностных лиц. Кейс-метод – основной в исследовании и обучении.

Должен помочь прав-ву достигать лучших рез-татов.

Основное отличие от трад. гу – в центре внимания руководители!!! А не эксперты. Принятие решения – центральное управленческое действие.

Администрирование – деятельность иерархически построенного аппарата управления по исполнению решений руководителей.

Гос управление – совокупность традиций и институциональных образований, с помощью которых органы власти управляют страной:

(GRICS):

  • Процессы выбора, контроля и замены правительства – Politics.
  • Способность правительства формулировать и проводить политику – Policy.

Уважение граждан и государства к институтам, руководящим социальными и экономическим взаимодействием в обществе – Polity

Цели гос управления:

  1. Удовлетворение потребностей населения, выходящих за возможности экономического рынка.
  2. Обеспечение справедливости – перераспределение ресурсов и обеспечение социальных гарантий населению.

Обеспечение порядка

 

Государственное управление (Governance) -совокупность традиций и институциональных образований, с помощью которых органы власти управляют страной:

• процессы выбора, контроля и замены правительства - Politics

• способность правительства формулировать и проводить политику продукт деятельности политической системы, конкретные регулятивные и распределительные решения и действия, которые образуют «политику государства», политический курс - Policy (линия поведения, установка, курс, стратегия, политика)

• уважение граждан и государства к институтам, руководящим социальным и экономическим взаимодействием в обществе - Polity

Администрирование - Деятельность иерархически построенного аппарата управления по исполнению политических решений

Индекс GRICS: (Governance Research Indicator Country Snapshot) – состоит из 6 индексов, осуществляющих мониторинг ситуации:

1) качество законодательства.

2) Политич. Стабильность.

3) Доверие к правительству.

4) Компетентность чиновников.

5) Качество услуг.

6) Коррупционность чиновников.

Издержки этого механизма:

-дихотомия между политикой и властью (чиновники не всегда выполняют решения политиков) – выделены следующие принципы:

а) иерархия (чиновники подчиняются только своим начальникам по должности)

б) аполитичность (чиновник должен исходить только из своих основных обязанностей)

в) аппарат должен формироваться на основе системы заслуг.

Принцип субсидиарности - При формировании любой вертикальной системы управления, особенно управления территориями, необходимо эту систему строить не сверху вниз, а снизу вверх.

Общие и отличительные черты государственного управления и менеджмента в бизнесе.

Сходства

Управление – однозначный процесс, связанный с набором ф-ций схожих в гос-венном и частном секторах.

Эти объединяющие начала были обоснованы Лютером Гуликом в конце 30-ых гг.

Система POSDCRB чёткое выделение управленческих ф-ций на микроуровне в государственных и бизнес-структурах.

Гулик в 1937 г. опубликовал книгу "Теория организаций", где и обосновал систему POSDCRB:

1. "Planning";

2. "Organizing" создание соответвствующих отделов (структур) в организации;

3. "Stuffing" (работа с персоналом) - продвижение, мотивирование персонала;

4. "Directing" (руководство) - проведение команд сверху вниз;

5. "Coordinating" - взаимодействие по горизонтали;

6. "Reporting" - составление отчётов (как снизу вверх, так и сверху вниз): доведение команд сверху либо отчёт о выполнении команд наверх;

7. "Budgeting" (составление финансового плана, контроль за бюджетом).

  ГУ БУ
структура совокупность иерархий и сетей иерархия или сеть
результат для народа для собственников
цели безопасность, социальные блага прибыль
оценка результатов процесс и статус результат
ресурсы ресурсы гос-ва, бюджет  
должностные лица система заслуг карьера делается быстрее
модель движения движение маятника линейный прогресс
идеальное состояние устойчивость прогресс
ограничитель Выборы рынок
оценка успеха отсутствие неудач сумма успехов и неудач

 

Отличия государственного от бизнес-управления.

1. Особенности среды (внешних условий), в к-ой действует государственная организация -- заключается в особом интересе со стороны общественности, СМИ, к-ый проявляется к гос орг-циям управленческого плана.

Д-ть коммерческой орг-ции гораздо менее социальна (за исключением скандалов, связанных с крупными орг-циями, вроде UCOS'а или Galop'а);

2. Особенности целей. Для бизнес-управления цели чётко определены и, как правило, поддаются кол-венной оценке (размер прибыли, завоевание определённой доли рынка, выпуск и реализация определённого кол-ва продукции и т.д.).

В гос-венном секторе такой определённости нет: "стабильность", "справедливость", "порядок" -- понятия, количественно невыражаемые. Иными словами, оч трудно оценить и сопоставить результаты д-ти гос структур (как можно определить, что министерство здравоохранения работало лучше/хуже министерства образования?).

3. Производительность труда. В гос структурах оч трудно измерить (оценить) этот параметр, а следовательно, возникает вопрос о стимулировании персонала.

Некоторые говорят, что бизнес-управление -- это нечто, похожее на рубку леса: результат конечен и очевиден; а гос управление -- нечто, похожее на рытьё ям: ямы можно копать бесконечно, акцент смещён в сторону самого процесса (ГУ регламентируется нормами, правилами, законами, и поэтому внимание уделяется именно разработке и совершенствованию этих норм).

4. Иерархичность системы принятия решений. Гос организации, как правило, построены на принципе иерархии, где преобладает административный подход.

5. Система ответственности. Гос предприятие (не содержательно, а формально) практически не может обанкротиться. Если эффективность д-ти коммерческой орг-ции отражается на благосостоянии её рабочих, то эффективность д-ти гос-ва может никак ни на ком не отразиться. В гос секторе возможен вариант, когда вопреки малой эффективности предпринимаемых усилий, чиновники получают повышения по службе (именно потому, что система построена сверху-вниз: политики назначают чиновников. А политиков выбирают люди, не всегда ориентируясь при этом на последствия). Плюс к тому часто происходит разрыв между теми, кто голосует на выборах, и теми, кто занимается распределением ресурсов).

6. Система выборов руководителей. Руководителей, например, ГАСПРОМа выбирают акционеры (т.е. кто вложил соответствующий капитал в пр-во), то руководителей гос-ва (чиновников) назначают политики. При этом, как отмечалось, между населением и политиками существует значительный разрыв, что формирует принципиально другую систему связей между различными структурными единицами.

Обозначенные различия порождают ряд проблем, к-ые должны быть решены на уровне гос-ва. Для этого необходимы (и уже предлагаются правительствами некоторых стран и воплощаются на практике) комплексные реформы гос управления.

Парадоксы бюрократии.

· Наделять достаточной властью, но не угрожать демократии

· Использовать иерархию для координации программ, но не превращать бюрократию в негибкую структуру

· Гарантировать подотчетность бюрократии избранным должностным лицам, но не снижать ее способность к эффективным действиям

Патологии бюрократии.

Патологии бюрократии:

  • Текущая цель всегда доминирует над среднесрочной, а среднесрочная – всегда над стратегической
  • Правила становятся самоцелью
  • Цели организации вытесняются целями групп
  • Мелочная опека

Вильям Нисканен – автор теории Х – неэффективность, в любой бюрократической орг.

Дисфункции бюрократии.

Вебер подчеркивал, что рационально-правовая бюрократия лишь потен­циально является самой эффективной формой управления. Если ввести в рацио­нальную организацию самую динамичную переменную величину - людей, то окажется, что у людей могут быть свои цели, не всегда совпадающие с целями тех, кто управляет ими.

Отсюда возникают условия для неизбежных дисфункций в работе бюрократии.

Эти бюропатологии можно разделить на два типа.

Первый тип - дисфункции бюрократии, связанные с особенностью бюрократических организаций.

Второй тип - дисфункции бюрократии, связанные с особенностью ее статуса как социальной группы.

 

 

Дисфункции бюрократических организаций

Правила становятся самоцелью

Цели организации вытесняются целями групп

Мелочная опека=> нед-во сотрудников

Авторитаризм

 

Дисфункции бюрократии как социальной группы

Заинтересована в росте учреждений, в которых работает

Боязнь риска и любых реформ

Служебная тайна

Доминирующее отношение- лояльность

 

Менеджеризм

Современные исследователи государственного менеджмента сосредотачиваются на изучении коммуникаций, связей и взаимодействий между менеджерами государственных, частных и общественных организаций, поскольку именно в этой сфере принимаются собственно реальные решения и осуществляются управленческие функции. Разработка проблемы управляемости - не принуждение, а кооперация государства в отношениях с частным бизнесом. Позитивные возможности государства в экономическом развитии определяются не его силой, а способностью создавать и поддерживать "сетевые структуры".

Современный менеджеризм связан с появлением и развитием в конце прошлого века концепции т.н. «Нового государственного управления», - акцент на важность окружения и стратегии высших должностных лиц и внедрения новых методов обучения, позволяющих лучше учитывать требования практики в процессе подготовки управленческих кадров. Именно благодаря этой концепции в практике государственного управления появился такой инструмент менеджмента как стратегическое планирование.

Реформы государственного управления в развитых странах включали ряд усилий, направленных на улучшение методов менеджмента, таких как системный анализ, тотальное управление качеством, ориентированное на результаты бюджетирование.

«Новое государственное управление» пыталось дать ответы на вопросы, поставленные бурным развитием современных управленческих процессов, отражающих новые тенденции взаимодействия государства и общества, включая возрастающую роль бизнеса и некоммерческих организаций не только как представителей отдельных сегментов гражданского общества, но и как органичных составных частей единого управленческого механизма:

· Как создать организационные структуры способные эффективно производить желаемые результаты?

· Как мы можем создать мотивацию для чиновников делать это?

· Как мы можем принимать необходимые для населения решения в государственных структурах и измерять результаты выполнения этих решений?

· Что представляет собой сеть организаций и политические силы, что формируют управленческое поведение?

 

В результате, модели контроля и подотчетности, основанные на принципах иерархии и разделения внутренних и внешних функций, уже больше не рассматривались как аксиоматичные. Современные исследователи государственного менеджмента сосредотачиваются на изучении коммуникаций, связей и взаимодействий между менеджерами государственных, частных и общественных организаций, поскольку именно в этой сфере принимаются собственно реальные решения и осуществляются управленческие функции.

Для решения этой проблемы на первый план выступает не принуждение, а кооперация государства в отношениях с частным бизнесом. Во многих исследованиях подчеркивается, что позитивные возможности государства в экономическом развитии определяются не его силой, а способностью создавать и поддерживать "сетевые структуры ", в рамках которых оно совместно с частными групповыми интересами вырабатывает и реализует эффективную, согласованную и целенаправленную систему управления экономикой внутри и вне государственных границ.

 

· Переход от государственного администрирования к государственному менеджменту означает уход от традиционного институционального подхода в сторону изучения реальных процессов управления с использованием современных средств анализа управленческих решений и практики их реализации через конкретные программы (как государственные, так и в сфере бизнеса).

· необходимостью обеспечить подотчетность подразделений в правительственных ведомствах. Традиционные способы административного контроля не давали нужных результатов, поскольку персональная ответственность за качество своей работы невозможна без оценки результатов деятельности путем сопоставления с затратами или другими критериями.

·

Измерение результативности необходимо для инициирования улучшений. По своей природе государственные организации являются монополистами и измерение результативности (производительности) предоставляет инструмент для квази­конкуренции (конкуренция между подразделениями, отделениями, предприятиями одной компании).

Это дает возможность для сравнения и оценки деятельности и, следовательно, ведет к бюджетированию, основанному на деятельности. Измеряя экономию, эффективность и производительность государственные менеджеры смогут идентифицировать сильные и слабые места деятельности так же, как и области, нуждающиеся в улучшении.

Кроме организационной деятельности, необходимо измерять индивидуальную деятельность. Без этого невозможно управлять ей и стимулировать ее. Но развитие системы измерения результативной деятельности требует много времени и профессиональных знаний.

Обычно выделяют пять типов индивидуальной подконтрольности как необходимый минимум для ответственного чиновника:

 

1. Правовой конроль (законодательной регулирование)

2. Финансовый контроль ( как расходуются государственные средства)

3. Стратегический контроль (достижение целей; выполнение обещаний и
ожиданий).

4. Демократический контроль (информация и консультирование с выборными
органами, связи с гражданами).

5. Этический контроль (действия в соответствии с этическими нормами или более
общие моральные стандарты).

Традиционно акцент ставился на первых двух типах индивидуальной подконтрольности. Современная трактовка государственного менджмента с учетом идей «руководства» ("Governance") переносит ударение на последние три типа. При этом третий тип требует высокого профессионализма в принятии стратегических решений.

Теория “нового государственного управления” (newpublicmanagement) – согласно этой теории государство уподобляется “большой корпорации. Главный метод “нового государственного управления ” – бюджетирование, ориентированное на результат (БОР). Прозрачность, подотчетность и оперативность БОР повышается за счет использования ИКТ в составе базовых институтов госуправления: простого и технологичного информационного регулирования для показателей результативности и эффективности; официального и достоверного учета плановых показателей и отчетов об их достижении; организации повсеместного, дешевого и полного доступа к информации о показателях эффективности и отчетах об их выполнении для проверяющих, руководства и граждан; быстрых и регламентированных административных процессов по сбору, агрегации, доведения показателей до исполнителей; независимого (внешнего) аудита правильности выполнения административных процедур БОР.

 

11. Дайте сравнительный анализ классической школы государственного управления и нового государствен­ного управления.

  Классика 2 манифест НГУ 3 манифест НГУ
структура Иерархия рынок сеть
принцип Ответственность клиент подотчетность
Определитель сферы деятельности Полномочия конкуренция доверие
Оценка эффективности Правила результат Соглашения между большим количеством коммерческих и некоммерческих гос. Организаций.

12. Дайте сравнительный анализ нового государствен­ного управления и концепции «GoodGovernance.

Понятие “goodgovernance” впервые было предложено в 1997 г. в документах Программы развития ООН. В этих документах э ффективное госуправление рассматривается как осуществление экономической, политической и административной власти в целях руководства делами страны на всех уровнях. Предполагается, что управление строится на основе принципов:

  • разделения властей,
  • народовластия,
  • выборности и сменяемости высших должностных лиц,
  • подотчётности институтов исполнительной власти,
  • верховенства закона,
  • политического плюрализма,
  • инклюзивности(общая доступность) и транспарентности(отсутствие секретности, ясность),
  • партисипативности,
  • независимости средств массовой информации,

имеет демократический характер. Одновременно эффективность управления понимается как достижение целей в установленные сроки и с минимальными затратами общественных ресурсов. Сочетание демократичности и эффективности взаимно предполагают и обуславливают друг друга.

Теория “нового государственного управления” (newpublicmanagement) – согласно этой теории государство уподобляется “большой корпорации. Главный метод “нового государственного управления ” – бюджетирование, ориентированное на результат (БОР). Прозрачность, подотчетность и оперативность БОР повышается за счет использования ИКТ в составе базовых институтов госуправления: простого и технологичного информационного регулирования для показателей результативности и эффективности; официального и достоверного учета плановых показателей и отчетов об их достижении; организации повсеместного, дешевого и полного доступа к информации о показателях эффективности и отчетах об их выполнении для проверяющих, руководства и граждан; быстрых и регламентированных административных процессов по сбору, агрегации, доведения показателей до исполнителей; независимого (внешнего) аудита правильности выполнения административных процедур БОР.

Критика НГУ

• государство не может ориентироваться исключительно на платежеспособный спрос клиентов, что нарушает основополагающие принципы социальной справедливости

• идеи НГУ дают менеджерам низшего уровня слишком большую власть, чтобы самостоятельно решать, что представляет собой закон, и как он должен исполняться

• источники проблем не в административной системе, а в несостоятельных политических суждениях и волеизъявлении политиков

С позиций «нового государственного управления», конечная цель государственного менеджмента состоит в переводе всего государственного сектора в сеть эффективных и производительных организаций, поставляющих услуги и которые будут функционировать как корпорации частного сектора.

Существует много препятствий на пути внедрения принципов менеджмента в государственный сектор: традиционная бюрократическая ментальность, недостаточное знание даже основ менеджмента и рыночной экономики и принципов демократии. Препятствия можно найти также в существующем законодательстве, которое в большинстве случаев не обеспечивает нужную ступень гибкости в процессе принятия решений, которая требуется для внедрения новых управленческих методов.

Критика менеджеризма

Во-первых, существуют основательные возражения против идеи рассмотрения граждан как клиентов, и против доводов в пользу предпринимательства. Государство не может ориентироваться исключительно на платежеспособный спрос клиентов, что нарушает основополагающие принципы социальной справедливости. Из-за того, что государственный и частный сектора так существенно различаются, предпринимательские, конкурентные модели частного сектора могут привести к созданию параллельных структур, выполняющих одни и те же функции, что создает больше путаницы, чем ясности в государственном управлении.

Во-вторых, утверждается, что нельзя заменить норму закона на рыночное поведение, и реальной опасностью является снижение уровня внутренних связей в государственном аппарате, что размывает необходимую для государственной бюрократии иерархию. Противники идей менеджеризма считают, что для демократического управления необходимо, чтобы право, а не конкуренция, управляло государственной бюрократией. Идеи «нового государственного управления» дают менеджерам низшего уровня слишком большую власть, чтобы самостоятельно решать, что представляет собой закон, и как он должен исполняться.

В — третьих, критики утверждают, что сторонники менеджеризма ошибаются в определении источников основных проблем. Менеджеризм утверждает, что основная проблема - это дисфункции административной системы, не позволяющие честным и работоспособным чиновникам проявить свои способности и, прежде всего, инициативу. Их критики, напротив, защищают административную систему и утверждают, что проблемы проявляются в несостоятельных политических суждениях и волеизъявлении политиков.

 

 

Черты реформ

1.

2.

3. Последовательность. Напр. В Великобритании смена правительства не означает смены политического курса.

4. Включение экспертов при разработке программ на любом уровне. В подготовке реформ участвуют ученые.

НГУ показало, что бюрократия, как принцип гос управления не будет сохранять свое значение.

НГУ показало значимость новых технологий управления. Технологий, которые основаны на системах бизнеса.

Технологии:

· бюджетирование, ориентированное на результат.

· Стратегическое управление, основанное на системном подходе, где взаимосвязаны ресурсы, деятельность и результат

· Возможность сравнения и использования лучшего опыта для повышения качества предоставляемых услуг

· Технологии электронного правительства

Англо-саксонские страны используют принципы НГУ, а Китай отвергает их. Бывшие социалистические страны разделились на три группы. Страны воточной европы и прибалтики осуществили успешно реформу (Словакия, Словения, Чехия, Эстония и т.д.).

Белоруссия, Узбекистан, Киргизия (как и Вьетнам) считают, что реформировать систему управления не нужно, а нужно лишь постепенно совершенствовать ее, идя за Китаем.

Россия, Грузия и … приняли НГУ. В последние годы в нашей стране изменилось отношение к реформе, сейчас акцент делается на стандартизации гос. Услуг стандартизации гос. Органов.

Этапы.

Первый этап - с конца 2000 года до середины 2001 года. Формировался общий концептуальный подход к варианту модернизации института государственной службы страны в целом. Он завершился утверждением Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации (Концепция утверждена Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 года № Пр-1496).

Второй этап – (с 2001 года и до принятия Федерального закона " О государственной гражданской службе Российской Федерации") включал в себя разработку и утверждение Федеральной программы. В это время был принят рамочный Федеральный закон от 27 июля 2003 года № 58-ФЗ " О системе государственной службы Российской Федерации".

На третьем этапе - с 2004 года нормативно оформляются и совершенствуются механизмы функционирования государственной службы, осуществляется практическая реализация норм, заложенных в федеральных законах и нормативных правовых актах, принятых в рамках концепции и Федеральной программы.

Начало принципиальному обновлению сферы государственной службы положило специальное поручение Президента Российской Федерации. Во исполнение этого поручения была разработана Концепция реформирования государственной службы Российской Федерации, утвержден план первоочередных мероприятий по реализации концепции.

15 августа 2001 года Президент Российской Федерации образовал Комиссию по вопросам реформирования государственной службы. Председателем комиссии был назначен премьер-министр М. М. Касьянов. Была создана также межведомственная рабочая группа по подготовке Федеральной программы, федеральных законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе. Рабочую группу возглавил первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Д.А. Медведев. Комиссии было поручено рассматривать проекты документов, которые готовит рабочая группа.

Стержнем Концепции реформирования государственной службы стало провозглашение идеологии "meriet system" (системы заслуг и достоинств) в качестве центрального принципа построения обновленной государственной службы России. Была попытка показать, что именно такая служба более всего соответствует модели государственности, которую провозгласили в момент начала экономических и политических реформ в стране. Речь, в первую очередь, шла о создании гражданского общества, где, с одной стороны, чиновники свято чтут приоритет интересов граждан и их объединений, с другой – сами граждане ощущают себя важной частью этого общества, без активной позиции которых невозможна реализация любых начинаний.

Концепция предусматривала кардинальное обновление федерального законодательства не только в сфере государственной гражданской службы, что, повлечет за собой пересмотр многих положений законодательства субъектов Российской Федерации. Принципиальным преимуществом Концепции явилось наличие четко прописанной программы по ее реализации.

 

Содержание и типология государственных функций.

Гос функиция – вид деятельности государственной власти, направленного на реализацию или обеспечение реализации нормативно предписанных ему властных полномочий.

 

Модель функций:

Действие + Результат + Сфера применения

 

Орган исполнительной власти (ОИВ):

  • Функции
  • Компетенции (властные полномочия)
  • Ответственность
  • Нормативно-правовые акты

Структура ФОИВ:

  • Правительство – среднесрочная программа
  • Министерства – разработка политики, нормативные правовые акты, международное сотрудничество
  • Службы – контрольно-надзорные функции
  • Агентства – управление гос имуществом, реализация гос программ

Структура ОИВ:

  • Правительство РФ
  • Правительства республик в составе РФ
  • Правительства, администрации иных субъектов Федерации
  • Министерства и иные центральные ОИВ, включая их подразделения в субъектах Федерации)
  • Отраслевые и территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ

 

Классификация функций:

  1. Правоустанавлювающие:

· Политические – развитие страны, региона, развитие органов МВД.

· Международные – работа по нахождения партнеров

· Нормативно-регулятивные – возможность подготовки документов, любой орган

  1. Правоприменительные:

· Исполнительно-распорядительные – финансирование проектов, закупка оборудования

· Контрольно-надзорные – контроль на выходе

  1. Неспецифические:

· Управление гос имуществом

· Оказание гос услуг

· Обеспечивающие

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

  • Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
  • Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
  • Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  • Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
  • Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
  • Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
  • Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
  • Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 3294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.214 (0.02 с.)