ТОП 10:

Основные проблемы становления местного самоуправления в РФ.



 

В 1993 году Конституция Российской Федерации положила начало формированию в России нового института власти – института местного самоуправления, отнеся его к основам конституционного строя. Впервые в новейшей истории России после длительного перерыва был установлен особый властный статус местного самоуправления, дающий местным органам власти значительные полномочия по решению широкого круга вопросов.

Несколько позже (в 1995 г.) Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, развивая положения Конституции России, ввел понятийный аппарат, в который вошли основные системообразующие понятия и термины в сфере местного самоуправления, и дал официальное определение понятию “местное самоуправление”.

Таким образом, принятием Федерального закона “Об общих принципах…”, в основном, завершился процесс концептуального осмысления и формирования идеологии местного самоуправления в России. После короткого периода “выжидания” у представителей политической элиты России наметилась значительная поляризация мнений в отношении дальнейшей судьбы местного самоуправления и соответствующая активизация действий. Проявились влиятельные сторонники и противники нового института власти.

В этой связи необходимо считать, что однозначное понимание сути явления, стоящего за термином “местное самоуправление”, и связанное с этим понимание целей развития само по себе является проблемой и, по-видимому, эту проблему следует считать ключевой в процессе становления современной местной власти и одной из ключевых проблем современного российского общества.

С появлением государств роль и место первых примитивных форм местного самоуправления в организации жизни общества (и, в частности, в системе власти) начало резко меняться. Для “местного самоуправления” начался длительный (на протяжении столетий и тысячелетий) период поиска своего “места” в государственном устройстве.

Формы и принципы организации управления на местах менялись с развитием государств. В настоящем контексте понятие “местное самоуправление” используется в расширенном толковании, как одна из возможных форм самоорганизации населения на локальном уровне для самостоятельного (относительно независимо от государства) решения местных вопросов. Основываясь на таком понимании местного самоуправления, можно утверждать, что не во все периоды развития государств решение повседневных вопросов на местах принимало форму самоорганизации, т. е. не всегда имело место местное самоуправление (в расширенном толковании – как одна из форм самоорганизации населения).

Современные принципы и формы организации местного самоуправления формировались в результате длительного (многовекового) диалектического противостояния общества и государства. Это был непрерывный процесс поиска компромисса в согласовании интересов общества (в лице территориальных сообществ) и государства. С этой точки зрения современное местное самоуправление можно рассматривать как отработанный веками механизм взаимодействия территориальных сообществ и государства, главная задача которого – согласование соответствующих интересов.

Отсюда вытекают два фундаментальных свойства местного самоуправления:

государство без института местного самоуправления неустойчиво, длительное подавление местного самоуправления приводит к кризисам государственности;

необходимым условием устойчивого развития государства является наличие местного самоуправления.

Местное самоуправление в отношении социально-экономического развития страны в целом в России играет более значимую роль, чем в большинстве зарубежных моделях государственного устройства.


55. Пути совершенствования системы местного самоуправления в РФ.

Местное самоуправление (МСУ) — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель.[

Рекомендуемые пути развития местного самоуправления :

1. Адаптация муниципальной системы– речь идет не только и не столько об адаптации муниципалитетов к законодательно определенной модели (это уже произошло – в той мере, в которой было возможно), сколько об адаптации самой модели к российским реалиям – экономическим, политическим, ментальным.

2. Усиление автономии муниципалитетов – повышение их самостоятельности в масштабах, безопасных для слаженного функционирования системы государственных органов и обеспечивающих эффективность системы публичного управления. Муниципалитеты должны превратиться в определенный противовес, сдерживающий напор региональных властей и гарантирующий качество управленческих решений на местном уровне и оперативность их исполнения).

3. Экономическое развитие. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года исходит из необходимости формирования и расширения в стране зон опережающего развития, прежде всего на базе городов. Однако сегодня можно констатировать, что действенные рычаги работы в этом направлении у муниципалитетов отсутствуют. В Федеральном законе №131-ФЗ закреплена только возможность планирования социально-экономического развития муниципальных образований. Как представляется, хотя бы за городскими округами необходимо в качестве факультативного вопроса местного значения закрепить создание условий для развития инновационной деятельности, науки и технологий на своей территории.

4. Жилищные вопросы. Сегодня за муниципальными образованиями – поселениями и городскими округами – закреплено предоставление жилья нуждающимся гражданам, т.е. вытекающей из Конституции России и закрепленной Жилищным кодексом РФ обязанности государства. Очевидно, что эта обязанность несвойственна муниципалитетам, и неподъемна для них (особенно для поселений). Логично было бы государству взять на себя решение соответствующего вопроса, при необходимости передавая его муниципальным образованиям в качестве отдельного государственного полномочия.

5. Управление природными ресурсами и их охрана.В земельном, водном, лесном, горном законодательстве, законодательстве о животном мире наметилась тенденция по закреплению за органами местного самоуправления полномочий в соответствующих областях. Однако в Федеральном законе №131-ФЗ это находит только отрывочное и несистематичное отражение (скажем, предусмотрено участие муниципалитетов в лесном контроле).

6. Социальные вопросы.Социологические исследования показывают, что вопросы социальной защиты, поддержки и обслуживания, а также содействия занятости граждан рассматриваются населением в качестве одной из ключевых задач местного самоуправления. Тем не менее, российская традиция последних лет сводится к созданию единых централизованных (федеральных) систем социальной защиты и трудоустройства граждан (с передачей, при необходимости, соответствующих полномочий субъектам Федерации).

7. Охрана общественного порядка – одна из задач органов местного самоуправления, вытекающая из Конституции Российской Федерации.


56. Права муниципального образования.

Муниципальное образование — населенная территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и(или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:

  • сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления
  • городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления
  • муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
  • городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
  • внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления

Муниципальное образование обладает правом собственности в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. От имени муниципального образования эти права осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, - непосредственно население.

Муниципальные образования как субъекты муниципально-правовых отношений имеют право на создание объединенийв форме ассоциаций или союзов в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов, а также право иметь собственную символику (гербы, эмблемы и др.), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.


57. Функции местного самоуправления.

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной

Функции местного самоуправления - это обусловленные природой и принципами, направленные на реализацию целей и задач местного самоуправления основные направления муниципальной деятельности

Система функций местного самоуправления.
Различают три группы функций, осуществляемых муниципальным образованием:
1) по решению вопросов местного значения Эти функции относятся к сфере исключительной юрисдикции муниципального образования.
Данная группа функций подразделяется на три условных блока:
а) социально-экономические функции:
- осуществление комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
- местные финансы, бюджет, налоги;
- регулирование планировки и застройки муниципального образования;
- территориальное устройство муниципального образования;
- владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
- муниципальные предприятия и учреждения здравоохранения, образования, культуры, спорта, социальной сферы;
- другие.
б) функции по обеспечению безопасности и правопорядка;
- реализация административной ответственности;
- охрана общественного порядка;
- пожарная безопасность;
- предупреждение и ликвидация ЧС.
в) организационные:
- принятие и изменение Устава муниципального образования;
- муниципальные выборы;
- организация и содержание муниципальных архивов;
- муниципальная информационная служба.
2) функции по предметам совместного с органами государственной власти ведения.
Значительное число сфер общественной жизни в силу их сложности нельзя однозначно отнести к исключительной компетенции ни органов местного самоуправления, ни органов государственной власти

Этот факт предопределяет наличие так называемых предметов совместного ведения, полномочия по которым разграничиваются заключением соответствующих договоров.
3) отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления.
Эти полномочия закреплены либо в отраслевом законодательстве, например в ст8 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", либо в специально принятых законах о передаче отдельных государственных полномочий в конкретной сфере общественных отношений, например, Законе Тюменской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере использования лесов"


58. Основные модели местного самоуправления.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.97.53 (0.006 с.)