Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Население как субъект местного самоуправленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конституция Российской Федерации гласит, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, и оно осуществляется через формы прямого волеизъявления, выборные и другие органы местного самоуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» конкретизировал положение Конституции Российской Федерации и установил, что население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. В этом же нормативном акте закрепляется положение, согласно которому население самостоятельно и под свою ответственность осуществляет местное самоуправление как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. Таким образом, население является основным компонентом системы местного самоуправления, и в данном случае анализу подлежат основные черты населения как элемента целого. 1.Население является особым субъектом местного самоуправления. Это вытекает из статей 1 и 2 Федерального закона, согласно которым местное самоуправление осуществляется на территории муниципального образования особым субъектом – населением. 2.Население муниципального образования осуществляет свою власть непосредственно путем референдума, схода (собрания), народной правотворческой инициативы, обращений граждан, территориального общественного самоуправления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. 3.Население, осуществляя деятельность местного самоуправления, направляет ее на особый объект – вопросы местного значения. Их перечень содержится в главе 3 Федерального закона, где определены вопросы местного значения поселения, муниципального района и городского округа. 4.Население осуществляет функции местного самоуправления самостоятельно. Исходя из смысла Конституции РФ, можно констатировать, что местное самоуправление выступает в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения предполагает наличие системы эффективно функционирующих демократических институтов, позволяющих выражать интересы и волю местного населения, а также свободы инициатив и выбора решений органов местного самоуправления на основе своих полномочий, но в рамках действующих законов. 5.Население осуществляет права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. Данное положение вытекает из ст. 51 Федерального закона, где говорится о том, что от имени муниципального образования органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. 6.Население муниципального образования осуществляет контроль за органами и должностными лицами местного самоуправления, исходя из своих интересов. В соответствии со ст. 71 население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. 7.Население как основной субъект системы местного самоуправления имеет свой правовой статус, который вытекает из смысла Федерального закона. Так, первым элементом правового статуса являются полномочия, среди которых право выбрать структуру органов местного самоуправления, право на изменение границ территории муниципального образования, преобразование муниципальных образований, на принятие устава муниципального образования и др. Следующим элементом правового статуса является ответственность населения. Особенность её в том, что население отвечает «само перед собой», так как в Федеральном законе имеется формулировка: население решает вопросы местного значения «под свою ответственность», следовательно, на каждом жителе конкретного муниципального образования лежит часть ответственности. Механизм ответственности предполагает установление санкции. В самом общем виде они представлены как низкий уровень социальных благ и прочие негативные последствия для населения. Ответственность населения опосредованная. Опосредуют ее, прежде всего органы местного самоуправления, так как в их руках находится наибольший объем полномочий, властных рычагов. Вот почему ответственность местного сообщества в юридическом смысле трансформируется в органы местного самоуправления. Значит, население должно обладать возможностью контролировать властные органы и в случае необходимости применять к ним меры юридической ответственности. Элементом правового статуса являются гарантии деятельности населения[31]. К гарантиям деятельности можно отнести закрепленные законом возможности по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Основаниями для отзыва могут служить только конкретные противоправные решения или действия, в результате которых нарушаются права граждан. Также должностные лица местного самоуправления за нарушение порядка и срока письменного ответа на обращение граждан могут быть привлечены к административной ответственности. В соответствии со ст. 78 Федерального закона решения и действия органов местного самоуправления могут быть обжалованы в судебном порядке. 8. Население муниципального образования составляют жители Российской Федерации, обладающие различными видами правоспособности: гражданской правоспособностью (ст. 18 Гражданского Кодекса Российской Федерации); избирательной правоспособностью; правоспособностью осуществлять местное самоуправление и обращаться в органы местного самоуправления и к их должностным лицам. Именно в процессе деятельности граждан по реализации правоспособности и реализует себя такой субъект местного самоуправления как «население муниципального образования». Граждане как субъекты находятся внутри такого субъекта как «население». Следовательно, граждане осуществляют свое право на местное самоуправление в составе населения и вне муниципального образования, не находясь в составе населения, граждане свое право на местное самоуправление осуществить, не могут, то есть установлены пространственные пределы осуществления права на местное самоуправление, охватывается только город, сельское и городское поселение где они проживают. В муниципальном районе имеется особенность осуществления местного самоуправления. Она заключается в том, что каждый житель района осуществляет право на местное самоуправление, так как проживает на территории района, и он также осуществляет свое право, являясь жителем поселения, входящим в район. Право граждан на осуществление местного самоуправления - это муниципальные права граждан. Муниципальные права граждан имеют ряд существенных признаков: 1) реализация этих прав предполагает связь с конкретным муниципальным образованием; 2) они являются элементом конституционного правового статуса граждан и производны от него; 3) перечень их устанавливается Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации. Однако уставом муниципального образования данный перечень может быть увеличен с учетом национальных, исторических традиций и детально конкретизирован. В качестве муниципальных прав выступают: во-первых, совокупность возможностей, имеющихся в муниципальном образовании; во-вторых, существование минимальных возможностей, которыми обладают граждане в рамках того или иного муниципального образования. Таким образом, под муниципальными правами граждан следует понимать систему гарантированных прав и свобод личности, которые реализуются на территории соответствующего муниципального образования, признаются им и закрепляются в законодательных актах Российской Федерации, ее субъектах и уставе муниципального образования. Право граждан на осуществление местного самоуправления нашло свое закрепление в главе 5 Федерального закона. Анализ нормативных актов позволил выделить следующий перечень прав граждан на участие в местном самоуправлении. К ним относятся право: - непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения путем местного референдума, сходов; - избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; - получать равный доступ к муниципальной службе; - на индивидуальное и коллективное обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления; - получать полную и объективную информацию о деятельности органов местного самоуправления; - защищать свои права на участие в местном самоуправлении в судебном и ином порядке; - право на территориальное общественное самоуправление; - выступить с правотворческой инициативой; - обратиться с инициативой о проведение публичных слушаний; - на поведение собраний и конференций; - голосовать по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; - право участвовать в других формах прямого волеизъявления. К ним могут относиться право граждан на изучение общественного мнения через опросы, консультативные референдумы, а также право на массовые акции. В настоящее время муниципальные образования вправе своими решениями утверждать положения о «Почетном гражданине муниципального образования», которое присваивается за особый вклад в развитие муниципального образования. Так, в городском округе г. Стерлитамак решением Совета было утверждено Положение о звании «Почетный гражданин города Стерлитамак». Звание "Почетный гражданин города Стерлитамака" присваивается гражданам за особые заслуги в области развития города, науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, сферы услуг, в других областях трудовой деятельности и высокое профессиональное мастерство, активное участие в общественной жизни города, пользующимся всеобщим уважением жителей города, прожившим в городе Стерлитамаке не менее 20 лет; лицам, прославившим город. Решение о присвоении звания "Почетный гражданин города Стерлитамака" принимает городской Совет по представлению главы администрации города. Ходатайство о присвоении звания "Почетный гражданин города Стерлитамака" вносится на имя главы администрации города: - руководителями организаций, общественными объединениями или трудовыми коллективами; - местными органами государственной власти или органами местного самоуправления. Предварительное рассмотрение кандидатур на присвоение звания "Почетный гражданин города Стерлитамака" производит комиссия, созданная при администрации города, которая имеет право отклонить представленные кандидатуры. Комиссия организует обсуждение кандидатур в средствах массовой информации города и представляет материалы для рассмотрения главой администрации города. Гражданам, удостоенным звания "Почетный гражданин города Стерлитамака", вручается Свидетельство о присвоении звания, специальное удостоверение и повязывается лента почетного гражданина города Стерлитамака. Почетным гражданам города, проживающим в г. Стерлитамаке, устанавливаются следующие меры социальной поддержки: - 100-процентная скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей, совместно с ними проживающими в пределах социальной нормы, коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) - в пределах нормативов потребления указанных услуг; -внеочередная бесплатная установка квартирного телефона и 50-процентная скидка с абонентской платы за телефон и радио; -50-процентная скидка в оплате лекарственных средств, приобретаемых по рецептам врачей; -внеочередное бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, по месту жительства (постоянной регистрации); -бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси); -посещение всех массовых мероприятий, проводимых в городе; -внеочередной прием должностными лицами предприятий, учреждений и организаций города.
Контрольные вопросы: 1) Определите понятие принципов местного самоуправления. 2) Определите понятие функций местного самоуправления. 3)Охарактеризуйте местное самоуправление как власть особого рода. 4) Покажите соотношение муниципальных прав с конституционными правами граждан.
Задания для самостоятельной работы 1) Найти в ФЗ статьи, где закреплялись бы элементы правового статуса населения. 2) Найдите в ФЗ № 131 как проявляются конституционные принципы местного самоуправления. Сошлитесь на соответствующие статьи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 1394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.57.41 (0.01 с.) |