Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 11. Конституционные основы организации местного самоуправления↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
§ 1. Понятие и содержание местного самоуправления Местное самоуправление представляет собой сложное явление. Этим объясняется неоднозначный подход российского законодателя (и в первую очередь конституционного) к его правовому оформлению. Российская Конституция устанавливает общие подходы к определению роли местного самоуправления в обществе и государстве: · провозглашает его в качестве основы конституционного строя (ст. 12, гл. 1 “Основы конституционного строя”) и выражения власти народа (ст. 3 ч. 2); · закрепляет основные начала распределения полномочий в сфере правового регулирования местного самоуправления между Федерацией и ее субъектами (ст. 72 ч. 1 “н”); · определяет первичных (народ, население, граждане) и вторичных (выборные и другие органы) субъектов местного самоуправления (ст. 3 ч.2; ст. ст. 130, 131, 132) (О разграничении субъектов местного самоуправления на “первичных” и “вторичных” см. подр.: Бондарь Н.С. Гл. 5. Пдп. 5.1 // Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. М., 1997. с. 529–530); · устанавливает формы осуществления местного самоуправления – непосредственно (путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления граждан) и через органы (выборные и другие) (ст. 3 ч. 2; ст. 130 ч. 2); · закрепляет принципы организации и осуществления местного самоуправления: признания и гарантированности государством – Российской Федерацией (ст. 12); самостоятельности в пределах своих полномочий (ст. 12, ст. 130 ч. 1); самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления (ст. 131 ч. 1); не вхождения органов местного самоуправления в систему органов государственной власти (организационной обособленности местного самоуправления от государственной власти) (ст. 12); учета исторических и иных местных традиций (ст. 131 ч. 1); · определяет сферу деятельности населения и органов местного самоуправления (решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью); демонстрирует дуалистический подход к задачам, осуществляемым органами местного самоуправления: вопросы местного значения (управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка и иные), с одной стороны, и отдельные государственные полномочия, с другой (ст. 130 ч. 1; ст. 132);
· устанавливает общие принципы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: наделение законом; передача необходимых для осуществления полномочий материальных и финансовых средств; контроль со стороны государства за реализацией переданных полномочий (ст. 132 ч. 2); · закрепляет территориальные основы местного самоуправления (городские, сельские поселения и другие территории), общие принципы их установления и изменения (недопустимость изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, без учета мнения населения этих территорий) (ст. 131); · устанавливает специальные конституционно-правовые гарантии местного самоуправления в виде прав местного самоуправления и обязанностей (запретов) для других субъектов, прежде всего, органов государственной власти: права местного самоуправления на судебную защиту (ст. 133); права местного самоуправления на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 133); запрета на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами (ст. 133). <quest1< font="">Как видно из проведенного анализа, конституционные нормы, закрепляющие местное самоуправление, распределены в основном по трем главам: “Основы конституционного строя” (гл. 1); “Права и свободы человека и гражданина” (гл. 2); а также содержатся в специальной главе – “Местное самоуправление” (гл. 8). Тем самым еще раз подчеркивается его многоаспектный характер. Провозглашая местное самоуправление одной из основ конституционного строя (ст. 12 Конституции РФ), законодатель, с одной стороны, ведет речь о “правах местного самоуправления” как об его гарантиях (ст. 133), с другой же стороны, рассматривает местное самоуправление в качестве средства обеспечения права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения (ст. 130 ч.1), способа обеспечения “непосредственного действия” прав и свобод человека и гражданина (ст. 18). Таким образом, налицо по крайней мере четыре аспекта конституционной интерпретации местного самоуправления – как основы конституционного строя, как формы народовластия, как права граждан и населения и как гарантии реализации этих прав.</quest1<>
Конституционными положениями, однако, не исчерпывается федеральное участие в правовом регулировании местного самоуправления. В соответствии с п. “н” ч. 1 ст. 72 Конституции РФ “установление общих принципов организации местного самоуправления” находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Это означает, что по указанному предмету издаются федеральные законы, в соответствии с которыми принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ст. 76 ч. 2). В настоящее время роль такого федерального закона выполняет Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131), который в большинстве субъектов РФ уже вступил в силу в полном объеме, а в остальных начнет действовать во всех его положениях с 1 января 2009 г. В то же время регулирование вопросов организации местного самоуправления не исчерпывается собственно муниципальным законодательством, а во многих аспектах охватывается также регулированием прав и свобод человека и гражданина (п. “в” ст. 71 Конституции РФ – сфера ведения РФ), финансовым регулированием (п. “ж” ст. 71 Конституции РФ – сфера ведения РФ), гражданским законодательством (п. “о” ст. 71 Конституции РФ – сфера ведения РФ), установлением общих принципов налогообложения и сборов в РФ (п. “и” ч. 1 ст. 72 Конституции РФ – сфера совместного ведения РФ и субъектов РФ), административным законодательством (п. “к” ч. 1 ст. 72 Конституции РФ – сфера совместного ведения РФ и субъектов РФ). Таким образом, пределы законодательного регулирования вопросов организации местного самоуправления на федеральном уровне существенно расширяются и не исчерпываются закреплением собственно “ общих принципов ” организации местного самоуправления. В Европейской хартии местного самоуправления (далее – Хартия), вступившей в силу 1 сентября 1988 г. после ее ратификации первыми четырьмя государствами – членами Совета Европы (Текст Хартии см.: Собрание договоров Совета Европы /СДСЕ/, № 122 // Режим доступа: http://conventions.coe.int) и вошедшей составной частью в российскую правовую систему с 1 сентября 1998 г. после ее ратификации Российской Федерацией (Федеральный закон № 55-ФЗ от 11 апреля 1998 г. «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // Рос. газ. 1998. 15 апр.), субъективная сторона местного самоуправления получила дополнительную интерпретацию: речь идет о праве и действительной способности территориально организованного населения – территориального коллектива 1самостоятельно регулировать определенную часть публичных дел (ст. 3). Обобщая разнообразные подходы к оценке местного самоуправления, основанные на различной интерпретации нормативных положений, можно выделить следующие имеющиеся в литературе и судебной практике основные характеристики местного самоуправления: · как основы конституционного строя РФ, т.е. основополагающего принципа общественного и государственного устройства (ст. 12 Конституции РФ; ч.1 ст.1 ФЗ № 131); · как демократического института гражданского общества (См., напр.: Краснов М.А. Комментарий к ст.12 Конституции РФ // Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. М., 1997. С.140-145);
· как “выражения власти народа”, формы народовластия; самостоятельного уровня осуществления народом принадлежащей ему власти (ст.3 Конституции РФ; ч.2 ст.1 ФЗ № 131; Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М.: ИГП РАН, 1999. С.94); · как института самоорганизации населения, не входящего в систему государственной власти (Лазарев Л.В. Комментарий к статье 32 части 1 Конституции РФ // Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М.: Фонд “Правовая культура”, 1996. С. 136–137); как формы самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом, признаваемой и гарантируемой государством (Абз. 3 разд. I Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ, утв. Указом Президента РФ № 1370 от 15 октября 1999 г., // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5011); · как вида публичной власти и формы ее осуществления; как уровня территориальной организации публичной власти (Абз.6 п.4 мотивировочной части Постановления КС РФ от 24 января 1997 г. № 1-п по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // Рос. газ. 1997. 6 февр. (далее – Постановление по «удмуртскому делу»); Абз.4 п.4 мотивировочной части Постановления КС РФ № 15–п от 30 ноября 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 г. “О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области” // СЗ РФ. 2000. № 50. Ст. 4943 (далее – Постановление по «курскому делу»); Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия, с.84, 91); · как организационно обособленного элемента системы управления обществом и государством в широком социальном смысле (Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия, с.85); · как вида публичной деятельности населения (территориального коллектива, территориальной корпорации): “деятельности населения по самостоятельному и под свою ответственность решению вопросов местного значения”; как права населения определенной территории на самостоятельное решение вопросов местного значения (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ, ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления);
· как власти по своей природе государственной (См., напр.: Чеботарев Г.Н. Развитие конституционных основ местного самоуправления. Тюмень, 1995. С. 85); · как децентрализованного государственного управления (См., напр.: Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации (круглый стол) // Гос. и право. 1997. № 5. С. 33); · как элемента системы публичного управления (См.: Гриценко Е.В. Местное самоуправление в системе публичного управления федеративного государства: Значение опыта ФРГ для России. М.: Изд-во ИГЭА, 2001. С.287-288); · как права граждан на осуществление местного самоуправления (ст. 3 ФЗ № 131); как конституционного права человека и гражданина (См., напр.: Абз. 3 и 4 п. 3 мотивировочной части Постановления КС РФ по “курскому делу”). Приведенными выше примерами, безусловно, не исчерпывается характеристика сущности местного самоуправления. Среди иных аспектов местного самоуправления следует выделить: характеристику данного явления не только как права, но и как обязанности граждан и населения по осуществлению и участию в осуществлении под собственную ответственность определенной части публичных дел; как гарантии реализации прав граждан и организованного в рамках муниципального образования населения. В основном приведенные выше оценки сущности местного самоуправления не исключают друг друга и характеризуют различные аспекты этого многофункционального явления: в одних случаях делается акцент на властную сущность местного самоуправления (институт публичной власти), в других – на его демократический характер (институт народовластия, гражданского общества). При этом большинство авторов признают двоякую природу местного самоуправления, сочетание в нем демократических и властных начал. Точно так же вполне закономерны рассмотрение местного самоуправления с субъективной (как права граждан, населения) и объективной (как принципа, основы конституционного строя) сторон. Расхождения же в приведенных суждениях связаны главным образом с различными оценками соотношения местного самоуправления и государства.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.200 (0.009 с.) |