Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институт гражданства РФ. Понятие, правовая природа, значение и признаки гражданстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Традиционно термин "гражданство" противопоставлялся термину "подданство", так как считалось, что граждане обладают правами и свободами, которых у подданных быть не может. Однако в настоящее время, когда подавляющее большинство государств признают и защищают права и свободы человека и гражданина, целесообразность отграничения граждан от подданных отсутствует. Термин "подданные" в настоящее время существует в некоторых государствах, в которых сохраняется форма правления в виде монархии, в большей степени как дань традиции, поскольку подданные в одних странах обладают таким же объемом прав и свобод, что и граждане в других (Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1997. С. 265). По справедливому утверждению В.Е. Чиркина, "в демократических государствах - монархиях (Великобритания, Бельгия, Дания, Япония и др.) содержание термина "подданство" не отличается от понятия "гражданство", и он все более вытесняется последним, а в некоторых странах (Испания и др.) совсем не употребляется" (Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. С. 115) В качестве незначительного правового отличия статуса подданных от статуса граждан можно указать лишь на тот факт, что "подданный наделяется определенным объемом прав, свобод и обязанностей, но не является субъектом власти в своей стране" (Конституционное право России: Учебник /Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. - М.: Юристъ, 2003. С. 158), тогда как граждане признаются единственными носителями верховной власти в государстве. В частности, Конституция РФ гласит, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". В литературе существует несколько подходов к определению правовой природы гражданства. В частности, гражданство может пониматься как политико-правовая принадлежность лица к государству, членство в нем, состояние, юридическое отношение (Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М., 1997. С. 100). Также возможно понимание гражданства как одного из суверенных прав государства, публично-правового состояния индивидов и как конституционно-правовой институт (Конституционное право России: Учебник /Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. - М.: Юристъ, 2003. С. 157). Некоторые авторы придерживаются смешанной трактовки понятия гражданства. Так, Л.Д. Воеводин рассматривает гражданство как объективное право (совокупность норм) и одновременно как неотъемлемое личное (субъективное) право каждого человека (Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М., 1997. С. 104). И.С. Яценко рассматривает гражданство в качестве атрибутивного признака государства, который реализуется в системном единстве национального и международного правовых институтов, и, основываясь на легальном определении гражданства, данный автор полагает, что гражданство можно рассматривать с трех позиций: 1) основа правового статуса человека и гражданина; 2) правоотношение; 3) конституционно-правовой институт (Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации. М., 2003. С. 204-205). В литературе высказываются доводы как в пользу, так и против тех или иных трактовок правовой природы гражданства. Так, против определения гражданства с позиции принадлежности лица государству выступает, в частности, И.С. Яценко, который отмечает, что данная трактовка гражданства неприемлема в связи с тем, что "принадлежность носит вещный характер (данный подход, по мнению указанного автора не допустим в отношении личности). Кроме того, И.С. Яценко полагает, что указанный подход противоречит принципу приоритета прав и свобод человека (Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации. М., 2003. С. 205). По мнению Р.В. Енгибаряна, "односторонность и ограниченность такого понимания гражданства состоит в том, что его определение лишь как принадлежности лица к данному государству сводит сущность этого института к однобокой зависимости личности от государства, подчеркивает его подчиненность этому государству и не выражает двусторонний характер отношений гражданства, налагающих соответствующие права и обязанности как на личность, так и на государство" (Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Юристъ, 2002. С. 151). Аналогичным образом рассуждает и В.Е. Чиркин, который справедливо полагает, что "гражданство нельзя смешивать с политическими симпатиями или антипатиями лица, в том числе по отношению к государству" (Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. С. 115). Наконец, С.В. Каграманов отмечает, что подобная трактовка гражданства по сути означает "право государства распоряжаться поведением гражданина, его правами и свободами, тогда как гражданство основывается на двустороннем характере взаимоотношений человека с государством" (Каграманов С.В. Институт гражданства в федеративном российском государстве. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003. С. 14). При этом указанный автор отстаивает "правильность определения гражданства как правовой связи лица и государства, основанного на взаимной ответственности" (Каграманов С.В. Институт гражданства в федеративном российском государстве. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003. С. 14). Как отмечается в литературе, гражданство это не всякая правовая связь лица с государством, а лишь устойчивая (Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Юристъ, 2002. С. 151), причем "гражданство - это правовое, а не фактическое состояние: гражданин сохраняет связи с государством и тогда, когда он находится за пределами страны или постоянно проживает за рубежом" (Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. С. 116). Принципы российского гражданства В литературе существует несколько подходов к определению перечня принципов российского гражданства. Так, В.Е. Чиркин выделяет семь признаков российского гражданства: единое гражданство, равное гражданство, экстерриториальное гражданство, свободный характер российского гражданства, неотъемлемость российского гражданства, изменение гражданства Российской Федерации на основании волеизъявления лица, принцип защиты и покровительства гражданина его государством и одновременно обязанности гражданина по отношению к государству (Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. С. 117-119). Некоторые авторы выделяют такой принцип как допустимость двойного гражданства. (Конституционное право России: курс лекций / С.И. Некрасов, Ю.Л. Шульженко, А.Н. Лебедев [и др.]; отв. ред. Ю.Л. Шульженко. - М., 2007. С. 166-167; Конституционное право России: Учебник /Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. - М.: Юристъ, 2003. С. 160-162). Наконец, некоторые авторы выделяют и такой признак как недискриминационный характер российского гражданства (Конституционное право России: курс лекций / С.И. Некрасов, Ю.Л. Шульженко, А.Н. Лебедев [и др.]; отв. ред. Ю.Л. Шульженко. - М., 2007. С. 163-164). Рассмотрим некоторые важнейшие признаки российского гражданства более подробно. Единство и равенство гражданства. <quest14< font="">Данный принцип российского гражданства закреплен прежде всего в части первой статьи 6 Конституции РФ, которая предусматривает, что "гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения", а также в части второй статьи 4 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". Некоторые авторы отмечают, что "российские граждане независимо от того, являются ли они таковыми по рождению или приняли гражданство по закону (натурализовались), обладают равными правами и свободами и несут равные обязанности" (Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М., 1997. С. 105). "права и обязанности гражданина не ставят в зависимость от оснований приобретения гражданства, от времени его приобретения и других обстоятельств" (Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 118). Аналогичную трактовку данного принципа российского гражданства дают такие авторы, как И.С. Яценко (Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации. М., 2003. С. 205). Данный принцип также означает, что "в законодательстве России не существует разных по своему правовому характеру гражданств субъектов Российской Федерации и самой Федерации" (Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. С. 117), что "республиканское гражданство не обособлено от общероссийского и эффекта двойного гражданства не порождает" (Конституционное право России: Учебник /Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. - М.: Юристъ, 2003. С. 159). Также следует отметить, что невозможно приобрести гражданство республики в составе Российской Федерации и при этом не являться гражданином Российской Федерации, что "институт гражданства Российской Федерации совмещает институт общефедерального гражданства и гражданства республик в её составе. Двухуровневое гражданство предопределено историческими условиями, тем не менее в правовом отношении существование гражданства республики без федерального гражданства невозможно" (Калинин В.Н. Институт гражданства в российском праве (общетеоретический аспект). Автореф. дис. …канд. юрид. наук. М., 2002. С. 8).</quest14<> Более категоричные выводы по вопросу о соотношении федерального и республиканского гражданства делает С.А. Авакьян, который, апеллируя к толкованию норм Конституции Российской Федерации в практике Конституционного суда Российской Федерации приходит к мнению о том, что "в нашей стране существует только единое гражданство Российской Федерации" (Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003. С. 35-37). В отличие от некоторых стран, например, Соединенных Штатов Америки Конституция и российские законы не ставят возможность возникновения тех или прав гражданина Российской Федерации в зависимости от оснований приобретения гражданства. Так, Президентом США может лишь стать американский гражданин, являющийся гражданином США по рождению Данный пример стал по сути хрестоматийным и приводится во многих учебниках и монографиях по проблемам гражданства (См., например, Конституционное право России: курс лекций / С.И. Некрасов, Ю.Л. Шульженко, А.Н. Лебедев [и др.]; отв. ред. Ю.Л. Шульженко. - М., 2007. С. 164). Натурализованные граждане такого права не имеют. В отличие от законодательства некоторых иностранных государств, российское законодательство таких ограничений для лиц, получивших гражданство Российской Федерации по иным, чем по рождению, основаниям, не знает. Как указывает в этой связи С.А. Авакьян, "все лица, имеющие гражданство России, имеют одинаковый конституционно-правовой статус, обладают в равной мере правами, свободами, несут обязанности, вытекающие из российского законодательства" (Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003. С. 29). Вместе с тем является допустимым установление определенных требований к осуществлению некоторых прав, свобод, а равным образом обязанностей. В качестве примера такого рода требований в литературе, в частности, указывают на тот факт, что право выдвигаться на пост Президента Российской Федерации обладает лишь гражданин Российской Федерации, проживший на территории Российской Федерации не менее 10 лет (Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003. С. 29). Недопустимость лишения гражданства и права на изменение гражданства. Данный признак российского гражданства означает, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Как верно отмечает В.Е. Чиркин, "право на выход связано с тем, что гражданство - это не принадлежность лица к государству, а двусторонняя связь, что предполагает расторжение ее по взаимному согласию. Такое расторжение может быть ограничено лишь временно и только по указанным в законе обстоятельствам (обладание государственной тайной, нахождение под стражей по приговору суда, вступившему в законную силу и т.д.)" (Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. С. 118). При этом многие авторы расценивают данный признак российского гражданства как проявление устойчивой правовой связи индивида и государства (Конституционное право России: курс лекций / С.И. Некрасов, Ю.Л. Шульженко, А.Н. Лебедев [и др.]; отв. ред. Ю.Л. Шульженко. - М., 2007. С. 164). Изменение гражданства Российской Федерации на основании волеизъявления лица в том числе значит, что "автоматический характер приобретения или утраты гражданства исключается" (Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. С. 119). При этом "запрет на применение лишения гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связей между человеком и государством, образующим отношения гражданства и предполагающего недопустимость расторжения этой связи как одной, так и другой стороной без взаимного согласия" (Хомина И.С. Институт гражданства Российской Федерации: Теоретические и практические вопросы. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 14-15). Недопустимость высылки граждан РФ за пределы РФ либо выдачи другому государству. Данный принцип сформулирован в статье 61 Конституции РФ: гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Аналогичное положение содержится в пункте 5 статьи 4 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". Допустимость двойного гражданства. Как Конституция РФ, так и Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" допускают возможность для граждан Российской Федерации иметь гражданство другого государства, т.е допускают двойное гражданство (Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. - М.: Юристъ, 2005. С. 524-525). В этом смысле российское законодательство придерживается диаметрально противоположных взглядов на вопросы двойного гражданства, тогда как "в период существования Советского Союза отрицание двойного гражданства было связано, главным образом, со стремлением оградить граждан СССР от зарубежного влияния и зарубежных связей" (Каграманов С.В. Институт гражданства в федеративном российском государстве. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003. С. 23). Статья 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" гласит: гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. В отличие от советского законодательства, исключавшего возможность наличия у гражданина СССР двойного гражданства, статья 62 Конституции РФ предусматривает, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, но подразумевает, что "Российская Федерация признает те правовые последствия, которые вытекают для нее из состояния ее граждан в гражданстве иностранных государств. Однако Российская Федерация не признает подобных последствий, если второе (третье и т.д.) гражданство у российских граждан не основано на законах или международных договорах" (Конституционное право России: Учебник /Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. - М.: Юристъ, 2003. С. 160-161). На сегодняшний момент международные договоры, предусматривающие двойное гражданство, Российской Федерацией заключены с двумя странами - с Туркменистаном - Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 г. (СЗ РФ. 1996. № 10. Ст. 830) и Таджикистаном - Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 г. (СЗ РФ. 2005. № 7. Ст. 495). Таким образом, граждане иных государств не вправе претендовать на двойное гражданство с Российской Федерацией. Вместе с тем в научной литературе, посвященной вопросам правового положения лиц с двойным гражданством (бипатридов), указывается на ряд правовых проблем, касающихся статуса бипатридов. Так, в литературе выделяются такие проблемы как проблемы лояльности бипатридов, проблемы безопасности государства в контексте двойного гражданства, проблема выполнения воинского долга бипатридами, проблемы избирательных прав бипатридов и проблемы дипломатической защиты прав бипатридов. По-видимому, именно данным обстоятельством является тот факт, что законодатель, исходя из проблем лояльности бипатридов, предусмотрел определенные механизмы для минимизации возможных рисков. Так, ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5485-1 "О государственной тайне" устанавливает, что допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (Российская газета. № 182. 21.09.1993; Российские вести. № 189. 30.09.1993; СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 4673; СЗ РФ. 2003. № 27 (ч. I). Ст. 2700; СЗ РФ. 2003, № 46 (ч. 2). Ст. 4449; СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2711; СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607). В соответствии с данной статьей Правительством Российской Федерации было разработано Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации № 1003 от 22.08.1998 (СЗ РФ. 1998. № 35. ст. 4407). Согласно данному нормативному акту бипатриды допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, с грифом "секретно" только после проведения проверочных мероприятий органами федеральной службы безопасности. Однако по смыслу и Закона "О государственной тайне" и изданных на его основе подзаконных актов, отказ в доступе к сведениям, составляющим государственную тайну, лишь на основании наличия у лица двойного гражданства не допускается. В свою очередь, п. "г" части первой статьи 4 ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74; СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3466; СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3336; СЗ РФ. 2001. № 7. Ст. 614; СЗ РФ. 2001. № 32. Ст. 3317; СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2785; СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3033; СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 160; СЗ РФ. 2003. № 27 (ч. I). Ст. 2700; СЗ РФ. 2003. № 52 (часть I). Ст. 5038; СЗ РФ. 2004. № 17. Ст. 1588; СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2484; СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607; СЗ РФ. 2004. № 51. Ст. 5128; СЗ РФ. 2005. № 19. Ст. 1749; СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3104; СЗ РФ. 2006. № 29. Ст. 3123; СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3427; СЗ РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 40; СЗ РФ. 2007. № 6. Ст. 683) от 08.05.1994 года № 3-ФЗ предусматривает такое основание для досрочного прекращения статуса члена Совета Федерации и депутата Государственный Думы соответственно является приобретение, наряду с российским, другого гражданства, а п. 6 части первой статьи 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215; СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 636) от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ устанавливает, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в том числе и в случае приобретения гражданства другого государства. Согласно ст. 7 ФКЗ "О Правительстве РФ" (СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; СЗ РФ. 1998. № 1. Ст. 1; СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2478; СЗ РФ. 2004. № 45. Ст. 4376; СЗ РФ. 2005. № 23. Ст. 2197; СЗ РФ. 2007. № 6. Ст. 680) от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Статья 9 того же Закона гласит, что заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. В соответствие с пунктом 3.1. статьи 4 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253; СЗ РФ. 2002. № 39. Ст. 3642; СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5132; СЗ РФ. 2003. № 26. Ст. 2572; СЗ РФ. 2003. № 27 (ч. 2). Ст. 2711; СЗ РФ. 2003. № 27 (ч. II). Ст. 2716; СЗ РФ. 2003. № 52 (часть I). Ст. 5038; СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2335; СЗ РФ. 2004. № 33. Ст. 3368; СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607; СЗ РФ. 2004. № 50. Ст. 4950; СЗ РФ. 2005. № 27. Ст. 2708; СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3104; СЗ РФ. 2006. № 29; Ст. 3124; СЗ РФ. 2006. № 29. Ст. 3125; СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3427; СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5303; СЗ РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 37; СЗ РФ. 2007. № 6. Ст. 681) от 12.06.2002 года № 67-ФЗ не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Принцип защиты и покровительства гражданина его государством. Данный принцип российского гражданства находит воплощение, во-первых, в статье 61 Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами, а во-вторых, в статье 7 ФЗ "О гражданстве", в соответствие с которой органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы. При этом Российская Федерация может помогать своим гражданам в форме оказания юридической и материальной помощи, консультаций, организации лечения и т.д. Экстерриториальный характер российского гражданства. Данный принцип означает, что наличие у лица статуса гражданина Российской Федерации не зависит от места его проживания, что "проживание гражданина за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства" (Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. С. 118). Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации Согласно ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданство Российской Федерации приобретается, а равно прекращается в общем либо упрощенном порядке. Статья 11 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" предусматривает, что гражданство Российской Федерации приобретается: a. по рождению; b. в результате приема в гражданство Российской Федерации; c. в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; d. по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению. В качестве наиболее распространенного способа приобретения гражданства рассматривается приобретение гражданства того или иного государства по рождению (филиация). Данный термин происходит от латинского слова filialis - сыновний. Не является здесь и исключением Российская Федерация. Отнюдь не случайно ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в качестве первого основания приобретения российского гражданства называет получение такового по рождению. Согласно части первой ст. 12 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка: a. оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка); b. один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); c. один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; d. оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство. Кроме того, ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения (часть вторая статьи 12 ФЗ о гражданстве РФ). В зависимости от подходов к вопросу приобретения гражданства в силу рождения в литературе принято выделять два принципа - принцип "права крови" (jus sanguinis) и принцип "права почвы" (jus soli). При этом, как следует из текста ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", российское законодательство восприняло оба указанных принципа. При уяснении смысла положения пункта "а" части первой ст. 12 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" следует иметь в виду, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.04.2005 года № 118-О "По жалобе гражданки Даминовой Светланы Рашидовны на нарушение ее конституционных прав пунктом "а" части первой стати 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", "положение пункта "а" части первой статьи 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" о приобретении ребенком гражданства Российской Федерации по рождению - в его конституционно-правовом смысле…распространяется также на лицо, оба родителя которого или единственный его родитель признаны гражданами Российской Федерации по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, при условии, что оно являлось гражданином бывшего СССР, не изъявило свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации, не является гражданином другого государства и прибыло на постоянное жительство в пределы Российской Федерации" (СЗ РФ. 2005. № 22. Ст. 2196). Аналогичная правовая позиция была высказана Конституционным судом Российской Федерации и в Определении от 24.05.2005 года № 235-О "По жалобе гражданки Ахметзяновой Залмиры Вадутовны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" и частью первой статьи 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3202). Приобретение гражданства Российской Федерации в порядке приема в гражданство Российской Федерации. Общий порядок. Вторым основанием для приобретения гражданства Российской Федерации является принятие в гражданство Российской Федерации. При этом следует учитывать, что вопросы применения многих норм, касающихся приема в гражданство Российской Федерации, урегулированы Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации от 14.11.2002 года, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 1325 (далее - Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства) (СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4571; СЗ РФ. 2004. № 1. Ст. 16; СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4670). Статья 13 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица: a. проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства; b. обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации; c. имеют законный источник средств к существованию; d. обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин; e. владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. В соответствии с п. 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства заявитель также представляет документ, подтверждающий его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. Владение русским языком на указанном уровне подтверждается одним из следующих документов:
От представления документов, подтверждающих владение русским языком, освобождаются:
При этом согласно части третьей статьи 13 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения вышеуказанных условий. Срок проживания на территории Российской Федерации, необходимый для принятия в гражданство Российской Федерации, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований: a. наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; В соответствие с п. 12 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства в этом случае прием в гражданство Российской Федерации осуществляется на основании обращения к Президенту Российской Федерации федерального органа государственной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации и при наличии заявления лица, имеющего особые заслуги перед Российской Федерацией. В обращении указываются особые заслуги лица перед Российской Федерацией, которыми являются выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие общества и экономики, обеспечение обороноспособности и безопасности Российской Федерации и другие заслуги, способствовавшие повышению международного престижа России. С.А. Авакьян для обозначения указанных случаев использует выражение "наличие интересов России" (Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. - М.: Юристъ, 2005. С. 546). b. предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации; c. признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий о сроки проживания на территории Российской Федерации и без представления вида на жительство. Согласно п. 12.1. Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства при приеме в гражданство Российской Федерации военнослужащих на основании части четвертой статьи 13 Федерального закона вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке представляются:
Военнослужащие, проходящие военную службу на территории Российской Федерации, представляют заявление и указанные документы в орган внутренних дел по месту прохождения военной службы, а военнослужащие, проходящие военную службу за пределами Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации. В случае если военнослужащий не может лично подать заявление и указанные документы, они могут быть переданы в полномочные органы через другое лицо либо направлены по почте. При этом подлинность подписи военнослужащего в заявлении и соответствие прилагаемых к заявлению копий документов подлинникам удостоверяются командиром воинской части. Согласно ст. 89 Конституции Российской Федерации решение вопросов гражданства и пред<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.245 (0.018 с.) |