Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Я тема. Институт прав человекаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Вопросы темы: 1. Главные этапы исторического развития института прав человека. 2. Важнейшие международные источники прав человека. 3. Конституционная регламентация института основных прав человека в Латвии. 4. Институциональные гарантии защиты основных прав человека и главные проблемы их осуществления в Латвии.
1. Главные этапы исторического развития института прав человека
Институт прав человека формировался исторически – в долгий период времени. Его история включает в себя очень разные попытки определить понимание личности человека, индивида, а также смысл и содержание уникальности ее свободы и достоинства. Она включает в себя существеннейшие попытки человечества в сфере достоинства и прав человека. Эта история также была полна препятствий. Постепенно пришли к формулированию основных прав человека в различных актах нормативного характера, документах, конституциях и т.д. В аспекте понимания хода исторического развития института прав человека необходимо разграничивать права человека как развитие идеи от прав человека как развитие правового понятия, совокупности правовых норм. Идея прав человека и правовые, политические и социальные формы ее институционализации вызвали ряд споров и конфликтов. Особенность прав человека, отличающая их от других субъективных прав, в том, что они обоснованы только существованием человека как таковым и являются абсолютно субъективными правами. Поэтому обычное понимание прав человека можно уточнить следующим образом: права человека обозначают право требования на конкретные объекты, которое лица, основываясь только на том, что они являются людьми, обращают против других лиц, и соблюдения которого, в случае необходимости, они могут добиться. (Matiass Kēnigs. Cilvēktiesības. – Rīga, 2010, 10. – 11. lpp.) Необходимо акцентировать признание, что в историческом аспекте начало идеи прав человека ищется не в актах нормативного характера, конкретных юридических документах, а в работах философов, на которые, естественно, влияли политические процессы конкретного периода. Древнейшие письменные источники, в которых можно найти идеи, похожие на права человека, создавались уже в древних культурах до античной эпохи – это Индийские веды, законы Хаммурапи, Библия, Коран и т.д. Первые принципы демократических идей можно найти в работах древнегреческих и римских мыслителей (Протагор, Платон, Аристотель и др.). Они начались с осознанием человека как ценности, познанием сущности его прав, очерками о понятии справедливости и т.д. Конкретные истоки идеи прав человека необходимо искать в новом времени (17-18 в.). Это время характеризуют изменения в виде мышления общества, так как идею т.н. «божественного права» сменило естественное право. Действующие права начали намного серьезнее критиковать в контексте принципов морали. В дальнейшем развитии идеи прав человека как философии можно выделить теории двух видов: - теория естественного права или теория общественного договора (Т. Хобсс, Дж. Локк, Ж. Руссо, И. Кант); - теории развития (Дж. Бентам, Г. Гегель и др.) Таким образом, историю прав человека образуют отдельные идеи, которые позднее были занесены в конкретные хартии, декларации и конституции различных государств. В документах первые формулировки прав человека появились в 1215-ом году с Великой хартией вольностей Англии, которая хоть и ограничивала власть короля, но относилась только к аристократам. (Cilvēktiesības pasaulē un Latvijā. Dr. I. Ziemeles redakcijā. – Rīga, 2000, 5. – 10.lpp.) Самое серьезное время закрепления основных прав человека наступило в 18-м веке, когда теория естественного права и основных прав получила отражение в первых декларациях прав человека в США и Франции, а также в конституциях этих государств. Появилась ясность о том, кем, в конце концов, является «субъект обязанностей» в контексте прав человека. Это больше не был один из феодальных господ в контексте сословного права, а власть суверенного территориального (национального) государства, от которого граждане (подданные) требовали для себя права. Изначально, в США вопросы обеспечения основных прав были оставлены в ведение штатов. Из них самый значительный – Билль о правах Виргинии от 1776-го года. На федеральном уровне права человека в США были закреплены, дополнив принятую в 1787-ом году Конституцию знаменитыми 10 поправками, что было совершено в 1791-ом году. 26 августа 1789 года во Франции Национальное собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина». В нее была включена обязанность законодателя ставить в основу общей политики государства соблюдение прав человека. В этой Декларации были закреплены общая свобода действий, защита свободы лица, принцип презумпции невиновности, свобода религии, имущественное право, основные принципы разделения власти и суверенитета народа, и т.д. Декларация и, вместе с ней, включенные в конституцию 1791-го года обязывающие тезисы основных прав стали вестником нового понимания государства и гражданина в Европе. Принципы французской «Декларации прав человека и гражданина» появились в конституциях других государств Европы в немного модифицированном виде, не только как индивидуальные гарантии, но и как основные принципы государственного устройства. Включение их в конституцию означало самоограничение государственной власти, обеспечив защиту жителей от произвола государственной власти. Можно признать, что с американскими и французскими документами 1776-го, 1789-го и 1791-го годов укрепился первый этап (права «первого поколения») в развитии института современных прав человека. В целом он продолжался до Второй мировой войны. (Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004, 653. - 664. lpp.) Однако, необходимо признать, что в 17-м и 18-м веках понимание прав человека было также своеобразно ограничено. Это создавали трудности в определении круга «правомочных субъектов». Проблемы создавали неясности в представлениях о том, кем вообще является человек как таковой, и кем является «правомочный субъект» - также ли дети, рабы, женщины, люди с другим цветом кожи и т.д. На этот подход влияло и то, что права человека изначально и преимущественно были институционализованы как права граждан. Причиной для такого связывания прав человека, государственного подданства и гражданства было предположение о равном происхождении прав человека и суверенитета народа, что было ярко сформулировано во время французской революции. Поэтому в то время ограничение прав, привязанных к статусу гражданства, вызывало то, что политическое право (главным образом, избирательное право) было присуще только взрослым, платящим налоги собственникам – мужчинам, исключая женщин, детей, темнокожих и тех, у кого нет собственности. В 19-м веке эти ограничения начали постепенно уменьшаться в связи с более широким использованием универсального понятия «человек». Начало развиваться понятие универсальных прав человека. Права «второго поколения» или права человека второго этапа развития резко начали развиваться уже в 19-м веке. До середины 19-го века имеющие право голоса граждане, защита интересов которых была первичной задачей конституции, могли осуществлять свои социальные интересы самостоятельно или в сотрудничестве с другими членами общества в рамках классических прав («первого поколения») свободы. Государство особо не заботилось о защите других слоев общества, в особенности рабочего сословия, от нечестных работодателей. Такое отношение вызвало тяжелые последствия – долгие рабочие часы за минимальную оплату, эксплуатацию женщин, использование детского труда, опасные и вредные для здоровья условия труда, кварталы нищих с сомнительными условиями гигиены. Эта ситуация создала основу для различных теорий социализма – эволюционных и революционных. Уже после Первой мировой войны возник новый вид защиты прав человека – международная защита прав человека. Это повлияло на развитие прав человека, в первую очередь это относится к основным социальным правам. После Второй мировой войны признание опять получила доктрина естественного права в сопряжении с социальной доктриной. Таким образом, доктрина естественного права дожила до ренессанса, и в то же время была дополнена социально-экономическими и культурными правами («второе поколение»). Доктрина социальных прав определяла, что в конституцию было бы нужно включить права и свободы, вытекающие как из природы человека, так и из природы общества. В основе социально-экономических и культурных прав находится право индивида требовать от государства позитивных, активных действий, например, разработать программы помощи, обеспечить бесплатную минимальную медицинскую помощь и т.д. В свою очередь, у государства как у субъекта обязанностей есть позитивные обязанности – делать все, чтобы обеспечить эти основные права. Однако, социально-экономические и культурные права нельзя считать только правами на услуги, которые можно требовать от государства. Они также являются совокупностью социальных интересов, совокупностью правовых методов, с помощью которых осуществляются социальные права на работу, медицинский уход, право на пищу, одежду, жилище, воспитание, образование и др. В свою очередь, культурное право – это право человека участвовать в культурной жизни, использовать результаты прогресса науки, искусства и т.д. Правами человека «третьего поколения» называют права солидарности или коллективные права, возникшие во второй половине 20-го века. В их понимании необходимо учитывать многие идеи: - они существуют потому, что какой-либо аспект интересов людей оправдывает возложение обязанности на какое-либо лицо или лиц (субъекта обязанностей); - соответствующие интересы являются интересами индивидов как членов группы в отношении какого-либо общего блага, так как они служат их как членов группы интересам; - интересы ни одного отдельного члена этой группы в отношении этого общего блага сами по себе не являются достаточными, чтобы оправдать мнение, что кто-то другой подчинен обязанности. Таким образом, безопасность индивида стала не только индивидуальной проблемой государства, но и международной проблемой. (Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004, 666. - 697. lpp.) Содержание прав солидарности или коллективных прав находится в непрерывном процессе формирования. Об элементах содержания этих прав нет единогласия. Ими, например, являются: - право на развитие; - право на мир; - право на окружающую среду, не угрожающую здоровью (воздух, вода, почва); - право на общее наследие человечества; - право на общение и т.д. Коллективный характер прав солидарности означает, что их осуществление зависит не от действия или бездействия одного государства по отношению к какому-либо из его жителей, а от того, что жители всех государств могут пользоваться этими правами тогда, когда многие государства солидарно сотрудничают с этой целью. (Cilvēktiesības pasaulē un Latvijā. Dr. I. Ziemeles redakcijā. – Rīga, 2000, 93. – 95.lpp.)
2. Важнейшие международные источники прав человека
Если права человека рассматриваются как отрасль права, то современные права человека являются отраслью международного права. Они являются фундаментальным элементом публичного права, и все чаще находят применение в рамках частного права. Следовательно, права человека являются областью, в которой соединяются конституционное право отдельного государства и международное право. Однако, необходимо учитывать, что права человека в универсальном виде были акцептированы на международном уровне только после Второй мировой войны. До этого они развивались только как существенный элемент конституционного права национальных государств. Мысль, что права человека должны быть универсально защищены на международном уровне, еще не получила поддержку государств. На международном уровне защищены были только отдельные группы людей – рабы, группы меньшинств, иностранные граждане, военнопленные и др. Развивая после 1945-го года международные права в рамках ООН, государства договорились предоставить конкретные права индивидам в документах уровня международного права. Так, права человека стали отраслью международного права. Международные основные документы прав человека разделяются на две группы:
Главный, центральный элемент глобальных (универсальных) основных документов ООН образует Международная хартия (кодекс) прав человека. Она обобщает самые важные основные документы в сфере прав человека, разработанные в рамках ООН. Ее образуют пять документов:
Международная хартия прав человека создает основу для воплощения в жизнь и защиты прав человека в мировом масштабе. Она охватывает широкое изложение совокупности прав человека. (Cilvēktiesības pasaulē un Latvijā. Dr. I. Ziemeles redakcijā. – Rīga, 2000, 43. – 49.lpp.) Следовательно, ООН определила единые нормы прав человека для всех государств. Систему региональных международных документов прав человека образуют документы защиты прав человека, разработанные объединениями государств различных континентов мира (Европы, Америки, Азии, Африки). В дальнейшем внимание обратим только на главные основные документы системы защиты прав человека европейского региона. Эту систему основных документов образуют две главные группы:
Основными документами Совета Европы в сфере защиты прав человека являются: а) «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод» (1950 г.). б) «Европейская социальная хартия» (1961 г.). Европейскую конвенцию о правах человека как обязывающий международный договор разработали в соответствии со «Всеобщей декларацией прав человека» ООН от 1948-го года. Ее ратифицировали более чем сорок государств европейского континента. К Конвенции о правах человека присоединено 14 дополнительных протоколов. Вместе с дополнительными протоколами, Конвенция защищает примерно 30 прав и свобод. В соответствии с Конвенцией была создана также особая институция – «Европейский суд по правам человека» (Страсбур). «Европейская социальная хартия» является документом Совета Европы, дополняющим регулировку прав человека в сфере социально-экономических и культурных прав. В свою очередь, в рамках Европейского Союза процесс разработки основных документов защиты прав человека был более сложным. Изначально различные права человека весьма беспорядочно и хаотично были включены в различные договора Европейских сообществ. Поэтому существовала необходимость сгруппировать их и объединить в один документ. В 1999 – 2000-ом году была создана «Хартия основных прав ЕС». Ее официально подписали 7 декабря 2000 года в Ницце. Однако, в течение многих лет этот документ не был составной частью официальных договоров ЕС с обязывающей юридической силой. Это был документ политики ЕС. Однако, Суд Европейских сообществ в Люксембурге многократно ссылался в своих решениях на принципы этой хартии. «Хартия основных прав ЕС» как документ правового ранга впервые была включена в «неудачный» проект договора конституции ЕС как его 2-я часть. 1 декабря 2009 года вступил в силу Лиссабонский договор ЕС. В статье 6 Лиссабонского «Договора о реформе» подчеркивается, что «Союз признает права, свободы и принципы, изложенные в Хартии основных прав Европейского Союза от 7 декабря 2000 года, которая была обработана в Страсбурге 12 декабря 2007 года, и эта Хартия имеет такую же юридическую силу, как и Договора». Следовательно, в наши дни эти два документа не объединены, а действуют, дополняя друг друга. Таким образом, обеспечена юридически-обязывающая сила Хартии для всех государств-участников ЕС. Кроме того, во второй и в третьей частях статьи 6 Лиссабонского договора признается: «2) Союз присоединяется к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это присоединение не влияет на компетенции Союза, как это установлено в договорах. 3) Основные права, гарантированные в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и исходящие из общих конституционных традиций государств-участников, являются основой всеобщих принципов прав Союза». (http://consilium.europa.eu/uedocs/cmsUpload/cg00014.lv07.pdf) Следовательно, Лиссабонский договор в государствах-участниках ЕС одновременно закрепляет «двойную» систему в сфере защиты прав человека. Латвия является участником ООН, Совета Европы, и Европейского Союза, и основные документы этих организаций о защите прав человека являются обязывающими для нее.
3. Конституционная регламентация института основных прав человека в Латвии
Конституционная регламентация института прав человека в Латвии началась одновременно с первой разработкой нормативных актов конституционного уровня. В нормативном определении основных прав человека в Латвии использовался и используется т.н. позитивный метод – нормы конституционных документов прямо определяют содержанию основных прав и свобод человека. В первой временной конституции – в «Политической платформе Народного Совета» (1918 г.) – была закреплена группа «политических свобод» человека: свобода прессы, слова, собраний и товарищества. Во второй временной конституции «Временные правила об устройстве Латвийского государства» (1920 г.) – были закреплены многие основные права и свободы человека: неприкосновенность личности, жилища и корреспонденции, свобода прессы, слова, сознания, право на забастовку, собраний и товарищества (ст. 9). Существенная роль в конституционной регламентации основных прав человека была у Сатверсме ЛР, принятой в 1922-ом году. В ее первой части были закреплены основные принципы демократического и правового государства, которые играли решающую роль также в аспекте реализации основных прав человека, прав и свобод граждан ЛР (статьи 1, 8, 82 и др.). В свою очередь, в проекте второй части Сатверсме ЛР, которую не приняли, был включен широкий каталог основных прав человека – 30 статей. Он довольно широко регламентировал бы рамки действия законодательной и исполнительной властей в сфере важнейших прав и свобод человека и гражданина. Например, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки и телефонных разговоров, свободное перемещение на территории государства и эмиграция, равноправие полов в браке. Право на жизнь косвенно включала формулировка «смертных казней не существует». В сфере политических свобод была определена свобода слова, печати и высказывания, свобода собраний и товарищества. Была определена также свобода сознания, веры и культа, объявлено отделение церкви от государства. В сфере социальных прав было предусмотрено регламентировать защиту частного имущества, свободу забастовки, а также обязанность получить предусмотренное в законе образование. В проекте второй части Сатверсме было предусмотрено решение вопросов культурно-национальной автономии нацменьшинств. (Latvijas tiesību vēsture (1914 – 2000). Mācību grāmata juridiskajām augstskolām un fakultātēm. – Rīga, 2000, 162. – 175. lpp.) Непринятие второй части Сатверсме ЛР не означает, что в период времени до 1934-го года основные права человека в Латвии не регламентировались вообще. В законы и другие нормативные акты были включены известные в то время всеобщие принципы права, игравшие важную роль в аспекте регламентации различных основных прав человека. После государственного переворота 1934-го года практиковалось существенное ограничение основных прав человека во многих аспектах – свобода слова, свобода собраний и товарищества, права групп меньшинств и др. В годы советской и немецкой оккупаций в Латвии систематично нарушались почти все гражданские и политические права. Не существовало равенства перед законом или власти закона, свободы слова и т.д. Одновременно, в рамках «социалистической законности», создавался фасад демократии и способствовалось кажущееся участие жителей в общественно-политических процессах. В связи с результатами выборов Верховного совета ЛССР, в 1990-ом году возобновилась либерализация и конституционная регламентация основных прав человека. Нужно было учитывать, что в послевоенные годы в международном праве многое изменилось, особенно в сфере основных документов прав человека. Уже 4 мая 1990 года, сразу после принятия Декларации независимости, была принята и вторая декларация «О присоединении Латвии к 51-ому международному правовому документу в вопросах прав человека». В это время Латвия еще не была независимой „de jure” и не являлась государством-участником ООН. 10 декабря 1991 года тогдашний Верховный совет принял закон «Права и обязанности человека и гражданина». По содержанию норм, включенных в этот закон, в целом он отвечал уровню каталога основных прав человека других демократических государств. В сущности, этот закон конкретизировал включенные в статью 1 Сатверсме ЛР основные права. (Levits E. Tiesību normu interpretācija un Satversmes 1. panta demokrātijas jēdziens.// Cilvēktiesību žurnāls, 1997, nr.4. – Rīga, 1997.) Самым существенным вкладом в конституционную регламентацию института основных прав человека было принятие 8-ой главы Сатверсме ЛР «Основные права человека» 6 ноября 1998 года. Вместе с этим потерял силу закон «Права и обязанности человека и гражданина» от 10 декабря 1991 года. Основные права человека включены в главу 8 Сатверсме ЛР в соответствии со стандартами международных документов прав человека. Таким образом, действующее «ядро» современных нормативных гарантий прав человека (основных прав) образуют: - Сатверсме ЛР; - Основные документы прав человека Совета Европы; - Основные документы прав человека Европейского Союза; - Основные документы прав человека ООН (особенно его «ядро» - международная хартия (кодекс) прав человека) и другие документы. Естественно, в Латвии могут встречаться известные различия в понимании статуса и содержания международных норм прав человека. Главное – в настоящее время международные права человека являются «удобной» базой для интерпретации основных прав человека, включенных в главу 8 Сатверсме ЛР. К тому же, необходимо подчеркнуть, что международные нормы прав человека дают субъекту права возможность отзываться на акт, гарантирующий ему более «широкие» права против субъекта обязанностей (государства и др.). Таким образом, в сфере прав человека, как уже было сказано, объединяются отдельные международные права и права государства. Рекомендуется привлечь внимание к различиям употребления понятий «права человека» и «основные права». Права человека является всеохватывающим понятием, и его обычно используют в двух значениях. Во-первых, как высшее понятие, оно относится к правам человека в широком значении, без разницы, в какой правовой системе – международной или национальной – они регулируются. Во-вторых, в более узком значении оно используется, если речь идет о правах человека, конкретно включенных в документы международного права. Они включают совокупность правовых норм, которые являются обязывающими для государства, регламентируя отношения индивида с государством. Они более «позитивируются» в источниках международного права. Основные права – это те права человека, которые конкретное государство включило в свою конституцию, предоставив им гарантированную защиту. Обязанностью государства является соблюдение этих прав – это определяет статья 89 Сатверсме ЛР. Определенные в тексте конституции права человека часто называют каталогом основных прав. Определенные в тексте конституции основные права необходимо защищать не только от исполнительной власти, но и от законодательной власти, так как большинство может нарушить права и свободы отдельного индивида. Основные права определяют границы действий всех субъектов обязанностей (не только государственной власти). Включенные в Сатверсме ЛР основные права включают в себя упомянутые ранее основные права трех поколений. Основные права первого поколения являются гражданскими и политическими правами лица (индивида). Понятие «гражданские и политические права» включают в себя права, присущие каждому человеку, и без которых жизнь в современном обществе не была бы возможной. Эти права закреплены в нескольких статьях Сатверсме: в статьях 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102 и 105. С содержанием этих статей каждый должен ознакомиться поближе в ходе учебного процесса. В целом эти права предусматривают, что государство будет уважать внутреннюю свободу человека как личности и члена общества. Основные права второго поколения являются социальными, экономическими и культурными правами лица (индивида). Основные права второго поколения требуют, чтобы государство помогло удовлетворить социальные, экономические и культурные потребности лица или предоставило услуги в этих сферах. Необходимо учитывать, что осуществление этих прав зависит от государства, экономической ситуации и ресурсов. Эти права закреплены в нескольких статьях Сатверсме: в статьях 106, 107, 108, 109, 111, 112 и 113. В осуществлении социальных, экономических и культурных прав к субъекту обязанностей (государству и т.д.) нельзя выдвинуть такие же строгие условия, как и к невмешательству в осуществление гражданских и политических прав. С содержанием этих статей каждый должен ознакомиться поближе в ходе учебного процесса. Основные права третьего поколения или права солидарности закреплены в статье 115 Сатверсме – у каждого есть право жить в благоприятной среде. (Cilvēktiesības pasaulē un Latvijā. Dr. I. Ziemeles redakcijā. – Rīga, 2000, 68. – 95.lpp.) Принятие 8-ой главы Сатверсме ЛР было серьезным шагом к закреплению и осуществлению основных прав человека в Латвии. В настоящем эта глава реально действует, и это является заслугой всех ответвлений государственной власти – законодателя, правительства, судебной власти, самоуправлений, созданных для защиты основных прав человека институций, а также заслугой самих лиц, активно защищавших свои права и свободы.
4. Институциональные гарантии защиты основных прав человека и главные проблемы их осуществления в Латвии
В связи с гарантиями защиты основных прав человека и проблемами их осуществления, необходимо подчеркнуть, что любое физическое лицо может осуществлять основные права, установленные в Сатверсме. Однако, необходимо учитывать, что круг субъектов основных прав может быть шире – не только физическое лицо. Поэтому необходимо учитывать многие соображения о субъекте и объекте прав человека. 1. Субъектами прав человека являются: - физическое лицо – индивид; - группа или объединение лиц (по меньшей мере, два индивида); - юридическое лицо – объединении лиц, являющееся правомерно-самостоятельным, т.е. правоспособна действовать (в сфере частного права). 2. Объектами прав человека являются: - государство (все ответвления государственной власти, производные юридические лица публичного права); - физическое лицо; - юридическое лицо частного права. Для реального обеспечения и защиты основных прав человека необходимы также институциональные гарантии (механизмы). Если таких гарантий (механизмов) нет, то рассмотренные ранее нормативные гарантии прав человека (основных прав) – каталог прав, предусмотренный как в международных, так и в национальных документах прав человека, остается без реального покрова, является декларативным и не соблюдается. Лицо не может добиться соблюдения своих ущемленных прав. В целом (в «больших линиях»), в нормативных актах Латвии определено, что защиту основных прав, в соответствии со своей компетенцией, должны обеспечивать все государственные институции и институции самоуправлений, учреждения образования, здравоохранения, социальной помощи и культуры, а также работодатели, негосударственные организации, деятельность которых связана с оказанием поддержки и помощи. У законодательной власти существует обязанность создать нормативное регулирование, способное обеспечить эффективное и соответствующее принципам демократического правового государства осуществление основных прав в жизнь. Законодатель должен развивать и совершенствовать нормативное регулирование в соответствии с потребностями общества и развития прав человека. Большая часть основных прав не является абсолютной. Чтобы обеспечить осуществление какого-либо основного права и, в то же время, защитить права других индивидов, государство, путем законодательства, определяет порядок осуществления основных прав и ограничения (требования) в осуществлении этих основных прав. Статья 116 Сатверсме определяет, что ограничение основного права допускается, если это установлено принятым в должном порядке законом. Это необходимо установить для защиты определенной легитимной цели – блага другого конституционного ранга. Эти легитимные цели обобщены в статье 116 Сатверсме ЛР. Главной обязанностью исполнительной власти является эффективное обеспечение основных прав на практике. Ее обязанность – не препятствовать и необоснованно не ограничивать осуществление конкретных основных прав – в особенности, социальных, экономических и культурных прав. Обязанностью судебной власти является обеспечение эффективного контроля над действиями исполнительной власти и законодательной власти в осуществлении основных прав. Контроль над деятельностью исполнительной власти входит, преимущественно, в компетенцию административных судов. В свою очередь, соответствие нормативных актов, регулирующих вопросы основных прав, нормам высшей юридической силе вправе проверить Конституционный суд. В сфере реального обеспечения основных прав, большое значение имеет ход административных процессов (рассмотрение жалоб в вышестоящем учреждении). В сфере реального обеспечения основных прав, особая роль отведена деятельности Бюро правозащитника ЛР («Закон об правозащитнике» – www.likumi.lv). Обширный материал для детального выяснения и более глубокого понимания главных проблем осуществления основных прав можно получить в ежегодных «Годовых отчетах правозащитника» (http://www.tiesibsargs.lv/lat/publikacijas/gada_zinojumi/?doc=596) В них обобщен и системно отражен обширный материал о главных нарушениях основных прав человека и их причинах в Латвии, а также выдвинуты ценные предложения для их потенциального уменьшения в будущем. В компетенцию правозащитника входит также разработка предложений о поправках в законопроектах Саэйма. Однако, у правозащитника нет права самому инициировать совершенно новые законопроекты.
Содержание понятий: 1. Права человека – это понятие обычно используют в международном праве, чтобы обозначить совокупность всех правовых норм, являющихся обязывающими для государства, регламентируя отношения индивида с государством. 2. Основные права второго поколения – социальные, экономические и культурные права лица (индивида). 3. Основные права – те права человека, которые государства включили в свои конституции, и которые регулируют взаимоотношения лица и государства. 4. Основные права в объективном значении – нормы, включенные в Сатверсме ЛР, международные правовые, всеобщие правовые принципы и другие источники права нормы, и регламентирующие взаимоотношения государства и лица, определяя границы, насколько государственная власть может вмешиваться в жизнь каждого лица, а также предусматривая обязанности, определенного объема, государства поддерживать человека в обеспечении его основных потребностей. 5. Основные права в субъективном значении – право каждого лица (индивида), основываясь на правовые нормы, требовать от государственной власти определенного действия, предоставления поддержки в обеспечении его основных потребностей или невмешательства, а также, в случае необоснованного действия государственной власти, юридическими механизмами обращаться против нарушений основных прав. 6. Каталог основных прав – объем регулирования отношений лица и государственной власти в конституции. 7. Лицо – всеобщее обозначение субъекта основных прав (физическое лицо, группа лиц, юридические лица частного права и объединения этих лиц). 8. Гражданские и политические права – основные права первого поколения, свободы и права, присущие человеку и определяющие сферу его свободы в современном обществе и право участвовать в государственном управлении. 9. Социальные, экономические и культурные права – право лица требовать соответствующее достоинству человека социальное и экономическое обеспечение, и доступ к культурным ценностям (по меньшей мере, в минимальном объеме) в случаях, когда лицо само не может обеспечить свои потребности. 10. Права солидарности – основные права третьего поколения (коллективные), право лица требовать сохранения значительных для всего человечества ценностей для следующих поколений или эффективного решения угрожающих человечеству проблем.
Контрольные вопросы: 1. В источниках какого вида необходимо искать начало прав человека в историческом аспекте? 2. Вкратце охарактеризуйте «свое» понимание понятий «права человека» и «основные права человека». 3. Каким является главное содержание основных прав первого поколения? 4. Каким является главное содержание основных прав второго поколения? 5. Каким является главное содержание основных прав третьего поколения? 6. В каких документах международного права включено главное «ядро» современных прав человека? 7. Права человека какого поколения включены в главу 8 Сатверсме ЛР?
Источники литературы: 1. Cilvēktiesības pasaulē un Latvijā. Dr. I. Ziemeles redakcijā. – Rīga, 2000. 2. Latvijas Republikas Satversmes komentāri. VIII nodaļa. Cilvēka pamattiesības.- Rīga, 2011. 3. Latvijas tiesību vēsture (1914 – 2000). Mācību grāmata juridiskajām augstskolām un fakultātēm. – Rīga, 2000. 4. Levits E. Tiesību normu interpretācija un Satversmes 1. panta demokrātijas jēdziens.// Cilvēktiesību žurnāls, 1997, nr.4. – Rīga, 1997.). 5. Matiass Kēnigs. Cilvēktiesības. – Rīga, 2010. 6. Plakane I. Pamattiesību ierobežošana Satversmē. // Jurista vārds, nr.14 (272), 2003.g. 8. aprīlis un nr. 15 (273), 2003.g. 15. aprīlis. 7. Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004. 8. Spūle L., Tiļļa A. Biedrošanās brīvība. – Rīga, 2007. 9. Sociālā atstumtība un sociālā iekļaušana: situācijas izvērtējums Latvijā.- Rīga, 2006. 10. Vildbergs H. J., Messeršmits K., Niedre I. Pilsonis tiesiskā valstī. Vācu konstitucionālo un administratīvo tiesību pamati. – Rīga, 2004.
Нормативные правовые акты: 1. Административно-процессуальный закон. - http://www.likumi.lv 2. Сатверсме Латвийской Республики. – Рига, 2009. 3. Закон об правозащитнике. – www.likumi.lv
Интернет-ресурсы: 1. http://www.Atlants.lv 2. http://www.juridica.lv 3. http://www.likumi.lv 4. http://www.liis.lv 5. Поисковая система Интернет – www.google.lv 6. http://consilium.europa.eu/uedocs/cmsUpload/cg00014.lv07.pdf 7. http://www.tiesibsargs.lv/lat/publikacijas/gada_zinojumi/?doc=596
6.temats.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.210 (0.013 с.) |