Я тема. Сущность и история развития конституций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Я тема. Сущность и история развития конституций



 

Вопросы темы:

1. Понятие конституции и его главное содержание.

2. Главные этапы хода исторического развития конституций.

3. Главные критерии классификации конституций.

4. Важнейшие функции конституций.

 

  1. Понятие конституции и его главное содержание

 

Целью понимания сущности понятия конституции является выяснение того, что такое конституция, и какими являются содержание и смысл этого основного понятия и главного источника конституционного права.

Изначально термин «конституция» произошел от латинского термина constitutio – решение, строение, устройство, основание. В схожих значениях и на различных уровнях этот термин использовали также в средневековье. При этом необходимо учитывать, что и в настоящее время этот термин растолковывают по-разному, и применяют также разнообразно – даже и не в юридических значениях – особенно в сферах медицины, технических наук и естественных наук.

Существуют различные теории о понятии юридической конституции и его содержании.

В настоящее время в науке конституционного права понятие «конституция» понимается и растолковывается в нескольких значениях:

- материальная;

- формальная;

- фактическая конституция.

1. Материальное понимание конституции. Исторически «конституция в материальном понимании» появилась самой первой и фактически существует в любом государстве. Нужно согласиться с признанием профессора В.Блузмы, что понятие «конституция в материальном понимании» в литературе конституционного права является более непонятным, чем конституция в формальном понимании. В древних государствах чаще всего не существовало письменных законов, определяющих государственное устройство, однако, это вовсе не означает, что в этих государствах не существовало никаких правовых норм, определяющих государственное устройство. (Blūzma V. Latvijas konstitucionālo tiesību vēstures teorētiskās problēmas. – Jurista Vārds, 2008, nr. 22, 7. lpp.)

До 70-х – 80-х годов 18-го века «конституции», которые, так или иначе, регламентировали главные составные части государственного и общественного устройства и отношения этих составных частей, существовали только в материальном значении. Позднее были приняты особые письменные, формальные конституции (основные законы). Одновременно во всех государствах, как проявление организованности установленного порядка, продолжает существовать также «материальная» конституция. Понимание «материальной конституции» в условиях нашего времени только «затмевает» выдвинувшиеся на первый план письменные, формальные конституции. В наше время понятием «материальная конституция» обозначают также так называемые, «некодифицированные» конституции (Великобритания, Новая Зеландия и др.) или же «фактические конституции». В Великобритании, также как и в других государствах, существует конституция в материальном значении, но нет конституции в формальном понимании. Материальная конституция в этом виде – это реально функционирующие в обществе правовые нормы конституционного права, которые в смысле формы не являются кодифицированными в единый систематизированный основной закон государства. В государствах, в которых нет одного основного закона, все источники права, регулирующие объекты конституционного права (законы, международные договоры, судебные прецеденты, конституционные обычаи и другие обычаи права, Священное писание в системах религиозного права и т.д.) входят в понятие материальной конституции. Фактически материальная конституция является реальной совокупностью конституционных норм, которая не является систематизированной (кодифицированной) в рамках единого текста. Однако, она отражает реальные отношения общественных сил, действующих в государстве.

2. Формальное понимание конституции – под этим понимается конституция, как один закон (или несколько), наделенный высшей юридической силой – «основной закон». Его текст зафиксирован, закодирован в специальном документе, нормы которого наделены вышеупомянутой высшей юридической силой по сравнению с другими законами. Он является «законом законов», у которого всегда будет доминирующая роль над нормами всех других правовых актов государства. Нахождение на вершине иерархии нормативных актов является главным признаком формального понимания конституции. Значит, это документ с особым правовым значением, в содержании которого отражены основные ценности положительного конституционного права. В принятии и изменении формальной конституции всегда используются специальные процедуры, которыми не пользуются в обычном законодательном процессе. В свою очередь, поправки в формальной конституции вызывают последующие поправки в тех нормативных актах, в которых конституция ЛР получила название «Сатверсме». Понятие «Сатверсме» ввел Атис Кронвалдс в 1869 году.

В совокупности формальных основных законов могут быть консолидированные или неконсолидированные конституции. Консолидированные конституции состоят из одного нормативного правового акта. В свою очередь, неконсолидированные конституции образует объединение нескольких нормативных правовых актов в одно текстуальное целое (Швеция и др.).

Между конституцией в материальном и формальном значениях существуют известные взаимодействия и закономерности. Во-первых, во всех государствах существует конституция в материальном понимании, но не во всех государствах существует конституция в формальном понимании (Великобритания и др.). Во-вторых, формальная конституция нередко регулирует более широкий круг общественных отношений, чем материальная конституция. Особенно это наблюдается в тоталитарных государствах (но не только). Например, конституции в материальном понимании никогда не регулировали конституционно-государственный статус политических партий или трудовых коллективов, а конституция СССР 1977 года включала в себя нормы о главенствующей роли коммунистической партии в обществе. Субъектом социалистического конституционного права со специальным регламентированием в самом тексте конституции стали также трудовые коллективы. Их функции в большой степени были декларативно расплывчатыми, так как, в соответствии с формальным текстом конституции, трудовые коллективы развивают, способствуют, воспитывают, заботятся и участвуют (статья 8). Если конституция, как закон с высшей юридической силой, включает в себя тот или иной институт, это означает, что с помощью этого института осуществляются политические цели. Также и в демократических странах расширяется круг отношений, регулируемых в формальных конституциях. Число субъектов конституции дополняется профсоюзами, кооперативами, институциями конституционного надзора и контроля, и т.д.

В-третьих, конституция в формальном значении, по сравнению с материальной конституцией, является программой курса политического и социального развитий. В этом аспекте конституция не является отражением действительности, но служит образцом для действительности. Конституция провозглашает нормативно не реальное, а то, каким должно быть государственное положение.(Государственное право Германии. Т.1. – Москва, 1994, стр. 13)

Формальная конституция не должна тормозить или останавливать творческие процессы реальной жизни, однако, одновременно опасным и ненужным является увлечение внедрением таких правил программного характера, которые отражают взгляды только какой-либо небольшой группы политиков или финансистов.

Необходимо учитывать, что понятие «формальная конституция» необходимо оценивать и использовать с осторожностью. Некоторые авторы хотят понимать под этим только т.н. полностью или частично «фиктивные» конституции, в которых существенная часть задекларированных прав не осуществляется в жизни. Это нормы, ничего реально не регулирующие и существующие только как «пустой» текст. Такая практика характерна авторитарным и тоталитарным режимам, и ее целью является только «заслонение» реальных антидемократических действий этих режимов.(Juridisko terminu vārdnīca. – Rīga, Nordik, 1998, 112. – 114.lpp.)

3. Фактическое понимание конституции – под этим понимаются такие общественные отношения, которые реально существуют в государстве, однако, не соответствуют официально задекларированному в его формальной конституции тексту. Это означает, что после принятия конституции в фактических социально-политических отношениях произошли большие или меньшие изменения. Чаще всего содержание фактической конституции идентифицируют с содержанием материальной конституции. Фактические конституционные отношения в большей мере могут означать существование норм такой материальной конституции во времени, когда формальная юридическая конституция не действует в полном объеме.

Можно согласиться с мнением В.Эглитиса, что фактическая конституция – это общественные отношения, фактически существующие в государстве, несмотря на официально задекларированный в конституции текст. Такая фактическая конституция, разумеется, не констатируется в тех государствах, в которых действует конституция единственно в материальном значении, и не существует конституции в формальном значении. Задачей понятия фактической конституции является констатация противоречий (но не нарушений) в нормативных актах или в практике государственных институций с определенными в основном законе правовыми нормами. Так, например, в межвоенный период в фактической конституции Латвийской Республики не действовали суды присяжных, существование которых определяла статья 85 Сатверсме ЛР. Нет сомнений, что в отношении статьи 85 Сатверсме не соблюдалось, но вряд ли было бы уместно говорить о серьезном нарушении Сатверсме ЛР.

Оценивая отношения фактической и формально юридической конституций в целом, можно констатировать, что в любом государстве неизбежны меньшие или большие несоответствия между политической действительностью и формальной нормой. В основе различий лежат как специфика правовых норм, не допускающих подробную регламентацию общественных отношений, так и различные другие причины субъективно-осознанного характера. Например, в США фактическая конституция получила название «живой» конституции и имеет возможности длительного существования потому, что она не является излишне детализированной. Вместе с этим, у нее есть возможность постоянно эволюционировать. Существование фактической конституции в положительном значении обеспечивает также законодательство парламента, действия судебных институций и др., существенно дополняющие формальную конституцию. Таким образом, понятие «фактической конституции» можно использовать, чтобы подробнее охарактеризовать реальное приспособление норм формальной конституции к практической жизни. (Eglītis V. Ievads konstitūcijas teorijā. – Rīga, 2006, 40. – 67.lpp.)

В этом контексте необходимо признать, что всем формальным конституциям свойственны также особенные практические проявления своего осуществления в «материальной» и «фактической» конституциях.

 

  1. Главные этапы хода исторического развития конституций

 

В аспекте определения этапов хода исторического развития конституций, главное внимание необходимо обратить преимущественно или только на формальные или юридически кодифицированные конституции.

Для конституций и конституционного права в материальном понимании тяжелее определяются исток развития, ход развития и его главные этапы. В сущности, это является вопросом науки истории права. Работы западных исследователей свидетельствуют, что обычно они начинают обзор истории конституционного права в Европе со времен варваров в раннем средневековье, когда о конституции в формальном понимании было еще рано говорить. (Blūzma V. Latvijas konstitucionālo tiesību vēstures teorētiskās problēmas. – Jurista Vārds, 2008, nr. 22, 7. lpp.)

Хронологическую последовательность основных этапов хода исторического развития формальных или юридических конституций можно охарактеризовать следующим образом:

1-ый этап – в нем были приняты т.н. «старые» конституции или конституции «первой волны». Этот этап можно разделить на два более мелких этапа:

а) с 1787 года до окончания Первой мировой войны;

б) с окончания Первой мировой войны до окончания Второй мировой войны.

2-ой этап – в нем были приняты т.н. «новые» конституции или конституции «второй волны». Этот этап можно разделить на два более мелких этапа:

а) с окончания Второй мировой войны до начала 90-х годов 20-го века;

б) с начала 90-х годов 20-го века до наших дней.

Конституциям каждого упомянутого этапа присущи специфические свойства.

Первый этап. Он начался в 1787 году, когда в Филадельфии была принята конституция США. Это была первая формальная конституция государства в мире. Вскоре последовала конституция Франции 1792 года. Также в Польше в 1791 году была принята конституция. В более поздний период времени, особенно в рамках 19-го века, число конституций резко возросло во многих государствах Европы, континента Америки, а также в отдельных государствах Азии.

Конституции, принятые в этом этапе, в научной литературе называют конституциями «первой волны» или «старыми» конституциями. В них решались противоречия между монархами государств и народом о переделе полномочий государственной власти (суверенитета) в пользу «народа», т.е., совокупности граждан (в то время – только мужчин). Поэтому содержание этих конституций диктовала необходимость точно создать такую систему институций государственной власти, в которой могли быть реализованы принципы (идей) суверенитета народа, народовластия (демократии), разделения государственной власти. Главное внимание было привлечено к создаваемой путем выборов институции – парламенту, правовому статусу института главы государства, а также к созданию демократической системы других институций государственной власти. (Eglītis V. Ievads konstitūcijas teorijā. – Rīga, 2006, 68.lpp.)

Одной из главных целей конституции была ликвидация или существенное ограничение, путем различных компромиссов, произвола суверенной власти (единовластия) и сакральных претензий глав государств абсолютной монархии – королей, кейзарей, царей, императоров и т.д., на то, чтобы быть единственными «носителями» или даже владельцами государственной власти. Поэтому первым, доминирующим элементом структуры содержания конституции стала система институций государственной власти, регламентация ее основных принципов. В содержание конституций (не совсем всех) был включен также второй элемент – институт прав человека (гражданина - мужчины) – на уровне «первого поколения» этих прав. В аспекте регламентации более акцентировали «основные права гражданина», так как свобода и права человека, как индивида, без связи с государством, считались его «естественным положением».

В общем этап «первой волны» развития конституций продолжался до окончания Второй мировой войны. Но в период времени после Первой мировой войны, при распаде многих монархий и больших империй, были созданы многие новые государства, и не во всех из них были приняты конституции демократического характера. Началось принятие конституций социалистических, национал-социалистических государств (в России, Италии, Германии и др.).

Второй этап. Конституции, принятые после Второй мировой войны, в научной литературе называют конституциями «второй волны» или «новыми» конституциями. В этих конституциях радикально меняется структура главных объектов содержания конституций. В конституциях приоритет получает институт прав человека (и прав гражданина), за ним следует регламентация основных форм различных сторон общественной жизни – определение ведущих основных принципов деятельности различных социально-политических, хозяйственных, культурных и других жизненных сфер. Такую практику в большей степени диктовал горький опыт мирового экономического кризиса 20-30-х годов ХХ века и практика тоталитарных режимов во многих государствах Европы и Азии. Конституции «второй волны» способствовали повышению уровня жизни народа, созданию и социальному обеспечению существенного среднего слоя. Вопросы такого вида в конституциях «первой волны» не регламентировались вообще или регламентировались весьма своеобразно (главным образом, в социалистических конституциях). Нормы, регламентирующие структуру институций устройства государственной власти и основные принципы их деятельности, размещаются в конечной части текста конституции. Таким образом, содержание конституций «второй волны» расширяют различные факторы общественной жизни.

В содержание конституций «второй волны» включаются еще и различного рода новшества нормативного характера – принципы международного права, право защиты окружающей среды, права молодежи, институты омбудсмена и конституционного контроля и т.д. На содержание конституций в наше время влияют также такие факторы как глобализация, процессы интеграции государств и т.д. Не напрасно в аспекте объема содержания «новые» конституции называют «длинными» конституциями.

В период времени с 90-х годов 20-го века – после окончания холодной войны, в конституциях т.н. «постсоциалистических» государств акцентировались идеи свободы, необходимость демократии и гражданского согласия в жизни государства и общества. Во время этого этапа было принято более 100 новых конституций. (Eglītis V. Ievads konstitūcijas teorijā. – Rīga, 2006, 62. – 73. lpp.)

 

  1. Главные критерии классификации конституций

 

Классификация конституций – это группирование конституций, их систематизация в соответствии с различными критериями. Главная цель классификации конституций – систематизация принятых в течение более чем 200 лет, а также находящихся в силе конституций и способствование пониманию их сущности, главного содержания, особенностей форм и различных других особенностей, и вместе с тем, также значения конституций в истории отдельных государств и всего человечества.

Не существует только одной и «правильной» классификации конституций, схемы или модели ее критериев.

Конституции можно классифицировать:

1. По принятию и действию конституции в историческом периоде времени – конституции «первой волны» («старые») и конституции «второй волны» («новые»).

2. По стилю управления, закрепленного в конституциях (политическому режиму) – конституции демократических государств, конституции авторитарных государств, конституции тоталитарных государств.

3. По форме территориального устройства государства – конституции унитарных, федеративных или конфедеративных (Швейцария) государств.

4. По типу государственной формы – конституции конституционных монархий и конституции республик.

5. По типу организации государственного управления – конституции президентальных республик; конституции парламентарных республик; конституции полупрезидентальных республик.

6. По уровню строгости («сложности») правовых процедур изменения конституции – «строгие» или «твердые» конституции; гибкие, эластичные или «мягкие» конституции. Гибкими, эластичными называют те конституции, которые можно изменить в порядке обычной процедуры законодательства.

7. По объему текста конституции (количества включенных слов) – краткие конституции (США, Латвия и др.) и длинные конституции (Испания, Италия и др.).

В классификации конституций используют также классификации других видов. Один из таких видов – группирование конституций по нескольким семьям:

1. Семья англо-американских конституций – по объему текста – короткие, лаконичные. В них, главным образом, сформулированы конкретные и обязательные основные принципы, реализация которых в жизни в большой мере зависит от других нормативных актов, обычного права, конвенциональных норм и практики судебной деятельности (юдикатуры). В этих конституциях очень слабо зафиксированы институции государственной власти, учреждения, институты права, хотя они фактически существуют и действуют (конституция США).

2. Семья конституций западной Европы – с точки зрения содержания, очень объемная и детализированная совокупность норм позитивного права. Конституционным нормам присуще широко развернутое инструктивно-информирующее содержание. Степень развернутости их содержательности облегчает толкование содержания этих норм конституций.

3. Конституции идеологически-пропагандистского характера – в их содержание включено слишком большое число различных мифов пропагандистского характера, революционных лозунгов, утопических идеалов и перспективных моделей дальнейшего будущего государства. К этой семьи причисляются конституции бывших и существующих социалистических государств, а также многих существующих государств мира ислама.

4. Изначально конституции многих новообразовавшихся государств полностью, хоть и с небольшими, но весьма хаотично расположенными дополнениями, «перенимались» от какого-либо другого государства. В плане упорядоченности элементов внутреннего содержания и их взаимосвязанности, они являются конституциями неуравновешенного, эклектического типа. Обычно конституции такого типа «не приживаются», т.к. не соответствуют степени развития обществ этих новых государств (встречаются, главным образом, на континенте Африки).

 

  1. Важнейшие функции конституций

 

Функции конституций – это основные направления их социального, политического и правового воздействия. Их более конкретную, детальную регламентацию определяют также другие нормативные акты. Таким образом, функции конституций характеризуют практику реального применения содержания конституции. Сфера влияния конституции является обширной, из этого вытекает и обширность ее функций. В научной и учебной литературе не существует однозначного списка функций конституции. Необходимо принимать во внимание признание профессора В.Эглитиса, что функции конституции не являются перечнем каких-либо отдельных прав, полномочий или обязанностей, а показателями того, что конституция воздействует на общество, государство в целом и отдельно на каждого его члена. Функции конституции отражают суммарный эффект, который дают конституционализм и конституция отдельного государства. (Eglītis V. Ievads konstitūcijas teorijā. – Rīga, 2006, 79. – 87. lpp.)

Необходимость конституции в жизни человека, общества и государства определяют следующие основные направления ее воздействия:

1. Обеспечение основных прав человека. Это является основной функцией конституции. В правовом государстве все основные права должно гарантировать государство. Эта функция означает равноправие всех людей, их отдельных обществ и групп.

2. Функция конституирования – главным образом, под этим понимают создание, провозглашение, прокламирование государства. Таким образом, создаются также качественно новые политические возможности (права, свободы и т.д.) во всех сферах жизни человека, общества и государства.

3. Стабилизирующая функция – такие действия и сила конституции, целью которых является обеспечение неизменности политического и правового порядка на долгий период времени.

4. Интеграционная функция – способствует интеграции общества, т.к. интеграция не происходит автоматически. В аспекте интеграционной функции происходит комплексное регулирование основ жизни общества и государства. Таким образом, определяются поиски консенсуса различных социальных групп и слоев, чтобы удовлетворить свои интересы, важнейшие условия их взаимодействий, единство политической власти и территории. У этой функции конституции существует общность с политической интеграцией. В современном государстве общество расколото на бесчисленные отдельно дифференцированные группы, между которыми действуют негативно направленные единицы – организованная преступность, лица, выражающие маргинальные взгляды или нетрадиционные сексуальные отношения, секты религиозных конфессий и т.д.

5. Образовательная функция – в основе этой функции лежит осуществление идеологического воздействия. Она образует правовое сознание граждан, их отношение к существующему конституционному устройству, его демократическим ценностям. Идеологическое воздействие конституции дополняет воздействие юридически-политического характера – усиливая в людях сознание того, что государство Латвия является независимой, демократической республикой, правовым государством и т.д.

6. Национально-символическая функция – закрепляет официальные символы национального государства и другие ценности: флаг, герб, гимн, язык и т.д.

Ранее были охарактеризованы некоторые из важнейших функций конституции. Это не означает, что исключается возможность анализировать и другие функции. В монографиях и учебниках различных исследователей встречаются также и такие функции конституции, как барьерная, регулятивная, самоочистки (канализационная), организационная, трансформационная, функция рационализации, обеспечения порядка и др.

 

Содержание понятий:

1. Конституция (lat. сonstitutio – правило, строение, устройство, основание) – система народных и государственных правовых норм, принципов и институтов, наделенная высшей юридической силой, основной закон государства. Конституция регламентирует основные принципы правовых отношений между человеком (индивидом) и обществом, с одной стороны, и государственной властью, с другой стороны, а также важнейшие стороны организации и функционирования самой государственной власти.

2. Формальная конституция – кодифицированная совокупность правовых норм с высшей юридической силой, регламентирующая нормы главных институтов конституционного права.

3. Содержание конституции – совокупность основных элементов и процессов организации государственной власти, регламентирующая важнейшие, фундаментальные государственные и социальные отношения, и выраженная в системно-упорядоченных предписаниях поведения – в виде норм.

4. Структура конституции – внутренняя форма (строение) конституции, отражающая вид и последовательность изложения институтов и норм права, включенных в конституцию, в кодифицированном нормативном акте.

5. Функции конституции – система основных направлений социального, политического и правового воздействия конституции.

6. Классификация конституций – группирование конституций различных государств, их систематизация в соответствии с различными научно-обоснованными критериями.

7. Материальная конституция – реально существующая, функционирующая в обществе конституция. Она включает в себя как формальную конституцию, так и ее эволюцию, совершенствование в результате практической деятельности институций государственной власти или интерпретации (толкования).

8. Переходные правила – регламентируют порядок вступления в силу конституции, замену предыдущих институций государственной власти и конституционных нормативных актов, и ее сроки.

9. Преамбула – специальная вводная часть конституции, в которой акцентированы обстоятельства ее принятия, цели, задачи и значение. В преамбулу иногда (не всегда) включают также правовые нормы. В любом случае, преамбула обладает юридически нормативным характером, что способствует научной и точной интерпретации других норм конституции. У Сатверсме ЛР нет особой преамбулы. В известной степени ее заменяет вводная часть текста Сатверсме, которая помещена перед началом текста главы 1.

10. Сатверсме – конституция Латвийской Республики, ее основной конституционный закон. Понятие «Сатверсме» создал Атис Кронвалдс в 19-м веке. Сатверсме ЛР вступила в силу 7 ноября 1922 года – в день, когда на первое заседание собрался новоизбранный Первый Саэйм. Сатверсме была в силе 12 лет – до 15 мая 1934 года, когда ее действие “de facto” было остановлено в результате государственного переворота. После 56-ти лет – 4 мая 1990 года началось постепенное восстановление действия Сатверсме ЛР. Процесс восстановления заключился 6 июля 1993 года, когда Сатверсме ЛР начала действовать в полном объеме.

Контрольные вопросы:

1) Охарактеризуйте главное содержание сущности понятия «конституция».

2) Какие могут быть главные критерии классификации конституций?

3) На какие семьи (типы) можно сгруппировать конституции?

4) На основании какого критерия конституции можно разделить на строгие и гибкие?

5) Какие были главные этапы хода исторического развития формальных конституций?

6) На каком этапе хода исторического развития формальных конституций была принята Сатверсме ЛР?

7) Используя предложенные ранее критерии классификации, подробнее охарактеризуйте Сатверсме ЛР.

8) Какие главные структурные элементы содержания Сатверсме ЛР существуют?

9) Какие важнейшие институты конституционного права регулирует Сатверсме ЛР?

 

Источники литературы:

1. Dišlers K. Ievads Latvijas valststiesību zinātnē. – Rīga, 1930.

2. Dišlers K. Latvijas valsts varas orgāni un viņu funkcijas. – Rīga, 2004.

3. Eglītis V. Ievads konstitūcijas teorijā. – Rīga, 2006.

4. Jakubaņecs V. Tiesību jēdziens un formas. – Rīga, 2004.

5. Juridisko terminu vārdnīca. – Rīga, 1998.

6. Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004.

7. Taube C. Constitutionalism in Estonia, Latvia and Lithuania. – Stocholm, 2001.

8. Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – Москва, 2006.

9. Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран. – Москва, 2006.

10. Сравнительное конституционное право. – Москва, 2002.

 

Нормативные правовые акты:

1. Сатверсме Латвийской Республики. – Рига, 2009.

 

 

Интернет-ресурсы:

1. http://www.Atlants.lv

2. http://www.liis.lv

3. http://www.juridica.lv

4. http://www.likumi.lv

5. Поисковая система Интернет – www.google.lv

 

 

3. temats.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.068 с.)