Я тема. Развитие конституционного строя Латвии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Я тема. Развитие конституционного строя Латвии



 

Вопросы темы:

- Первоначальные акты конституционного значения в Латвийской Республики.

- Разработка и принятие Сатверсме ЛР.

- Особенности действия Сатверсме до 1940-го года и восстановление ее действия после 4 мая 1990 года.

- Совершенствование содержания Сатверсме после 1993-го года.

 

3. Первоначальные акты конституционного значения в Латвийской Республики

 

Победа Антанты в Первой мировой войне глубоко повлияла на основные тенденции развития общества и исторические судьбы многих народов. Многие империи распались или были сильно ослаблены. Самые большие изменения коснулись Восточной Европы, где практика образования новых национальных государств стала характерной чертой всего континента Европы. В Восточной Европе образовалось много новых национальных государств – Финляндия, Чехословакия, Польша, Эстония, Литва, Латвия и др. Уже в военные годы право народов на самоопределение из политического принципа постепенно стало принципом международного права.

Первые официальные публичные требования суверенной государственной независимости Латвии прозвучали уже в конце 1917-го года и в начале 1918-го года.

Реальную возможность реализовать право на самоопределение латвийский народ фактически получил после поражения Германии в Первой мировой войне в конце 1918-го года.

17 ноября 1918 года был создан первый предпарламент Латвии – Народный Совет (НС). Состав НС образовывали представители восьми политических партий и один представитель из Латгальского Земельного совета, так как в Латгале политические партии еще не были созданы. Квота представительства из каждой партии была определена, учитывая число членов каждой партии и влияние в обществе, что определялось по результатам выборов, произошедших в 1917-м году. 17 ноября 1918 года Народный Совет Латвии принял первую временную конституцию Латвии – «Политическая платформа Народного Совета Латвии». Таким образом, этот документ является первоначальным нормативным актом конституционного права Латвийской Республики.

В контекст первой временной конституции фактически входит и документ акта прокламации Латвийской Республики – особая декларация или обращение «Гражданам Латвии!». Его подписали товарищ председателя НС Г. Земгалс и Президент министров Временного правительства К. Ульманис.

«Политическая платформа Народного Совета Латвии» определяла главные политические цели новообразованного государства, главные институции государственной власти и основные принципы порядка осуществления государственной власти. В политическую платформу было включено несколько норм основных прав человека и нормы защиты прав нацменьшинств. Она состояла из семи частей, в структуру которых было включено 18 статей. (Latvijas tiesību vēsture (1914 – 2000). Mācību grāmata juridiskajām augstskolām un fakultātēm. – Rīga, 2000, 150. – 154. lpp.)

Главным вкладом «Политической платформы Народного Совета Латвии» в систему конституционного права Латвии было провозглашение Латвии независимым суверенным государством – демократической республикой, институции высшей власти и местных самоуправлений, котор ые создаются путем демократических выборов.

В свою очередь, документ акта прокламации уточнял главный принцип подхода определения границ (делимитации) территории Латвийского государства – объединенные в этнографических границах Курземе, Видземе и Латгале, а также пригласила «граждан Латвии» поддерживать мир и порядок, и всеми силами поддерживать деятельность правительства. Необходимо особо подчеркнуть, что ЛР с самого своего образования недвусмысленно признавала равноправие обоих полов, что в тот период времени было весьма редким явлением среди государства Европы.

Первая временная конституция ЛР была в силе с 18 ноября 1918 года до 1 июня 1920 года.

В свою очередь, Народный Совет, как временная законодательная институция (предпарламент), действовал с 18 ноября 1918 года до 30 апреля 1920 года. В этот период времени Народный Совет принял несколько значительных нормативных актов конституционного значения. Из них главное внимание необходимо привлечь нескольким законам.

16 июля 1919 года был принят закон «О неприкосновенности членов Народного Совета». Он регламентировал широко известный и привычный в демократических государствах принцип иммунитета депутатов парламента.

19 августа 1919 года НС принял «Закон о выборах Учредительного собрания Латвийской Республики». Этот закон включал в себя четыре главы и 75 статей.

В первой главе «Общие условия» было определено, что Учредительное собрание избирается всеобщим, равным, прямым, тайным и пропорциональным голосованием (статья 6 нынешней Сатверсме ЛР). Право участвовать в выборах было у граждан Латвии обоих полов, достигших 21 года и живущих в Латвии во время составления списков. В закон не были включены никакие имущественные цензы или цензы длительности места жительства.

Закон определял, что территория Латвии разделена на пять избирательных округов – Рижский, Видземский, Курземский, Земгальский и Латгальский. Таким образом, закон разделил территорию бывшей Курземской губернии в соответствии с древними исторически-этнографическими критериями. Закон регламентировал также ход избирательного процесса, порядок подсчета голосов и определения результатов выборов.

В связи с выборами Учредительного собрания стал актуальным вопрос правовой регламентации института гражданства ЛР. 23 августа 1919 года был принят «Закон о подданстве» ЛР. Необходимо отметить, что в ходе первых чтений этого законопроекта в его названии употреблялось понятие «гражданство», а не понятие «подданство». Смена этих понятий произошла незадолго до принятия закона. Термин «подданство» был заимствован из правовой практики царской Российской империи – им обозначали государственную принадлежность лица к царской Российской империи, т.е., фактически – царю. Это заимствование мотивировали только практическим намерением предотвратить неточное и неюридическое понимание содержания понятия «гражданин» в сознании разных слоев общества того времени. В тексте закона широко использовалось понятие «гражданин». Это означает, что оба этих понятия использовались как синонимы – в пользу сущности содержания понятия «гражданство». Это означает, что в контексте содержания связи гражданина и государства доминирующей будет совокупность взаимоотношений прав, обязанностей и ответственности. «Подданный» царской России был весьма односторонне «подчинен» в правовом смысле учреждениям государственной власти и различным привилегированным подданным (аспект сословного общества).

Для создания института гражданства ЛР использовалось несколько критериев: как «ius solis» – принцип земли, т.е., территории, так и «ius sanguinis» – принцип кровного родства, и принцип оптации – выбора. Статья 1 «Закона о подданстве» определяла, что гражданином ЛР считается каждый «подданный бывшего Российского государства без национальности и разницы веры», который:

- живет в границах Латвии,

- произошел из округов, входящих в границы Латвии,

- на основании законов России уже до 1 августа 1914 года принадлежал этим округам (т.е., до Первой мировой войны), и если он не перешел в другое подданство до провозглашения этого закона.

Статья 2 «Закона о подданстве» предоставляла возможность стать гражданином ЛР и тем лицам, которые временно проживают вне границ Латвии, но во всем другом соответствуют требованиям статьи 1, если они в течение одного года вернулись в Латвию или зарегистрировались как граждане Латвии в каком-либо из дипломатических представительств Латвии.

Статья 7 «Закона о подданстве» предусматривала, что с момента вступления в брак женщина автоматически переходит в гражданство мужа. Это дискриминировало тех женщин, которые после вступления в брак с иностранцем автоматически теряли гражданство Латвии. Однако, такая практика в то время существовала во многих демократических государствах Европы, т.е., соответствовала стандартам демократических государства Европы того времени.

Статья 8 закона отрицала возможность двойного гражданства для граждан Латвии, устанавливая для граждан другого государства потерю гражданства Латвии.

В целом, «Закон о подданстве» оценивается положительно, так как гражданами ЛР признавались все подданные России, которые не только жили в Латвии, но и которые имели происхождение из Латвии или другую законную связь с территорией Латвии. (Latvijas tiesību vēsture (1914 – 2000). Mācību grāmata juridiskajām augstskolām un fakultātēm. – Rīga, 2000, 160. – 161. lpp.)

Правовое регулирование деятельности Народного Совета обеспечивал «Регламент (Картибас руллис) Народного Совета», принятый 23 августа 1919 года. В нем были закреплен порядок избрания президиума НС, компетенция должностных лиц президиума, порядок прохождения пленарных заседаний НС, стадии законодательного процесса – начиная с подачи законопроекта и заканчивая провозглашением принятого закона. Законопроекты рассматривались в трех чтениях.

Выборы Латвийского Учредительного Собрания (ЛУС) произошли 17 и 18 апреля 1920 года. ЛУС начало свою деятельность 1 мая 1920 года.

Главной задачей Учредительного Собрания было разработка и принятие Сатверсме ЛР, что могло занять много времени. Однако, в то время в ЛР было необходимо незамедлительно зафиксировать и закрепить основные нормы конституционного права, которые были бы включены в законы, принятые избранной институцией парламентарного представительства. Поэтому уже в первый месяц своей деятельности ЛУС приняло два правовых акта конституционного уровня:

9. «Декларация о Латвийском государстве» - 27 мая 1920 года.

10. «Временные правила устройства Латвийского государства» - 1 июня 1920 года.

В целом, оба этих акта фактически образовали вторую временную конституцию Латвийской Республики.

В «Декларации о Латвийском государстве» были только две статьи, но они не только коротко и лаконично определяли конституционно-правовой статус ЛР, но и определяли основные принципы будущей Сатверсме ЛР. Немного переформулированные, эти статьи позднее стали статьями 1 и 2 настоящей Сатверсме ЛР.

«Временные правила устройства Латвийского государства» состояли из 12 статей. Этот нормативный акт признавал ЛКС демократически избранным носителем суверенной власти Латвийского государства (ст.1). Ее основной задачей было разработка Сатверсме ЛР и закона об аграрной реформе (ст.2).

Президенту ЛУС были предоставлены полномочия репрезентации государства в международных отношениях, право подписания международных договоров и объявления войны (ст.5). Таким образом, президент ЛУС исполнял полномочия не только ЛУС, но и главы государства.

Исполнительная власть была передана Кабинету министров. Ему было передано главнокомандование военными силами (ст.6). В соответствии с принципом разделения власти, Кабинет министров был ответственен перед ЛУС (ст.8). Было закреплено несколько основных прав и свобод человека - неприкосновенность личности, жилища и корреспонденции, свобода прессы, слова, сознания, право на забастовку, собрания и товарищество (ст.9).

Таким образом, Учредительное собрание ЛР активно действовало как избранная демократическим путем парламентарная законодательная институция.

Однако, самой важной задачей деятельности ЛУС было разработка и принятие Сатверсме ЛР, которая должна была заменить первую и вторую временную конституцию ЛР.

 

4. Разработка и принятие Сатверсме ЛР.

 

Сатверсме ЛР разработала специально созданная ЛУС «Конституционная комиссия», которая была разделена на две подкомиссии. Таким образом, в структуру Сатверсме было предусмотрено включить две части:

3. основные правила устройства государства;

4. основные правила о правах и обязанностях граждан.

Такая структура конституции соответствовала бы содержанию современного конституционного права.

Предварительные работы по разработке текста Сатверсме продолжались более одного года. Только в сентябре 1921 года началось официальное обсуждение разработанного проекта конституции в ходе нескольких чтений.

15 февраля 1922 года в третьем чтении Учредительное собрание приняло первую часть проекта Сатверсме, независимо от второй части. Первая часть состояла из семи глав и 88 статей.

В первой главе «Общие правила» были закреплены важнейшие конституционные принципы устройства Латвийского государства (статьи 1 и 2), определена территория государства (статья 3) и символ государства – флаг (статья 4).

Во второй главе «Саэйма» (ст.5-34) был регламентирован состав парламента ЛР, порядок создания его структуры, срок полномочий, права, обязанности и ответственность избранных депутатов. В ходе рассмотрения этой главы были отклонены предложения присвоить парламенту ЛР другое название («Государственный Совет», «Государственная Дума») и создать его как двухпалатный парламент.

В третьей главе «Президент государства» (ст.35-54) регламентировались особенности статуса главы государства ЛР (независимый), порядок избрания, срок полномочий, главные функции, специфика политической ответственности и виды потери должности.

В четвертой главе «Кабинет министров» (ст.55-63) был регламентирован состав, порядок создания, ответственность и круг главных полномочий высшей институции исполнительной власти – правительства. В целом, нормы, регулирующие исполнительную власть, были включены в Сатверсме в общем виде.

В пятой главе «Законодательство» (ст.64-81) были определены главные субъекты законодательной власти ЛР, регламентированы главные стадии законодательного процесса и порядок публикации принятых законов. В сфере совершенствования и публикации содержания принятых законов обширные полномочия в Сатверсме были предоставлены Президенту государства и институту неродного голосования.

В Сатверсме были определены два субъекта законодательной власти – Саэйма и народ. Народ мог реализовать законодательную функцию путем прямой демократии – используя институт народного голосования. В свою очередь, чтобы предотвратить принятие откровенно популистских, поспешных и, вместе с тем, ошибочных законов, в статье 73 Сатверсме ЛР были определены также ограничения института народного голосования.

В статье 81 Сатверсме Кабинету министров были предоставлены права издавать правила с силой закона в случаях неотложной необходимости, во время межсессий Саэйма. Такая практика была введена уже во время деятельности Народного Совета и была закреплена законом НС, принятым 16 июля 1919 года. В смысле содержания для этих правил были установлены ограничения. Они не могли изменять закон о выборах Саэйма, закон о судебном устройстве и процессе, бюджет, а также законы, принятые во время действующего Саэйма. Как известно, в настоящее время статья 81 Сатверсме больше не находится в силе с 3 мая 2007 года.

В шестой главе «Суды» (ст.82-86) была регламентирована деятельность судебной власти, однако, ничего не было конкретизировано в системе судебных институций и в их иерархии.

В седьмую главу «Государственный контроль» (ст.87-88) был включен только правовой статус Государственного контроля и указание, что он будет действовать на основании особого закона.

В целом, принятая 15 февраля 1922 года первая часть Сатверсме ЛР отражала правовую основу демократической парламентарной республики.

В свою очередь, принятие проекта второй части Сатверсме ЛР заключилось неудачно. 5 апреля 1922 года в Учредительном собрании, при голосовании за его принятие в последнем, третьем чтении, не хватило голосов, отданных «за», и вместе с этим он был отклонен. Это было серьезной потерей в общей деятельности Учредительного Собрания.

В проект второй части Сатверсме ЛР было включено 30 статей. В них была провозглашена ликвидация сословий и отмена титулов, сформулировано равенство всех граждан перед законом. В проект было включено несколько важнейших прав и обязанностей человека и гражданина. Были акцентированы такие важные права, как неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки и телефонных разговоров, свободное перемещение на территории государства и эмиграция, равенство полов в браке. Право на жизнь косвенно включала в себя формулировка «смертных казней не существует». В сфере политических свобод была определена свобода слова, печати и высказывания, свобода собраний и общения. Была определена также свобода сознания, веры и культа, объявлено отделение церкви от государства.

В сфере социальных прав было предусмотрено регламентирование защиты частного имущества, свободы на забастовку, а также обязанность получить определенное в законе образование.

В проекте второй части Сатверсме было предусмотрено решение вопросов культурно-национальной автономии нацменьшинств. (Latvijas tiesību vēsture (1914 – 2000). Mācību grāmata juridiskajām augstskolām un fakultātēm. – Rīga, 2000, 165. – 175. lpp.)

Принятую первую часть Сатверсме ЛР закон «О вступлении в силу и введении Сатверсме Латвийской Республики» от 20 июня 1922 года признал полным текстом конституции ЛР и определил, что она вступит в силу 7 ноября 1922 года – в день, когда на первое заседание соберется новоизбранный 1-й Саэйм ЛР.

 

5. Особенности действия Сатверсме до 1940-го года и восстановление ее действия после 4 мая 1990 года

 

После вступления в силу Сатверсме ЛР стала конституционно-правовой основой демократической парламентарной республики. Она регламентировала процессы конституционно-правовых отношений ЛР до 15 мая 1934 года.

В этот период времени было избрано четыре Саэйма и составлено 13 Кабинетов министров. Частые кризисы правительств и их смены свидетельствовали не только о нестабильности политики партий «власти» и деятельности их коалиций. На практике обозначилась известная нестабильность равновесия ответвлений государственной власти. Большинство Саэйма без опасений за свою судьбу могли решиться на высказывание недоверия правительству. В реальности решения Саэйма ничто не ограничивало. В то время в Сатверсме еще не был включен институт конституционного суда. Таким образом, высшую законодательную власть осуществлял только Саэйм. Возбужденным народом законопроектам в ходе народного голосования не удалось собрать достаточное количество голосов лиц, имеющих право голоса.

В целом, необходимо учитывать существующий в то время в Европе «кризис парламентаризма», который существенно подорвал судьбы парламентов многих демократических государств.

15 мая 1934 года тогдашний Президент министров К. Ульманис совершил государственный переворот. В его результате было существенно преобразовано государственное устройство, созданное демократическим путем, и установлен авторитарный режим.

В результате переворота:

6. была «приостановлена» деятельность Сатверсме;

7. был уволен Саэйм, и законодательная власть перешла в компетенцию Кабинета министров;

8. сосредоточение государственной публичной власти в руках одного лица произошло в 1936-м году, когда закончились полномочия последнего избранного Президента государства А. Квиесиса. После этого К. Ульманис одновременно занимал должности Президента государства и Президента Кабинета министров.

Таким образом, в сфере применения конституционного права царило оцепенение, так как действие Сатверсме «de facto» было парализовано. В сфере уголовного права особые изменения не произошли. В силе остался Закон о наказаниях Латвии 1933-го года. Судебное устройство также фактически не было изменено. В свою очередь, в сфере гражданского права произошел известный прогресс, так как 28 января 1937 года Кабинет министров утвердил разработанный проект Гражданского закона ЛР. Новый Гражданский закон ликвидировал царивший в ЛР территориальный партикуляризм гражданского права.

В целом, вступившая в силу в 1922-м году и «приостановленная», но не «остановленная» в 1934-м году Сатверсме ЛР до 17 июня 1940 года сохранила свою силу «de jure» и в условиях авторитарного режима. Порядок осуществления государственной власти в Латвии осуществляли прецеденты и законы, принятые правительством К. Ульманиса.

Сатверсме сохранила свою силу «de jure» и в позднейшие периоды времени различных оккупаций. В июне 1940-го года советский тоталитаризм не смог юридически и в соответствии с международными нормами и принципами права добиться ликвидации Латвии, как независимого демократического правового государства, основанного на акте прокламации от 18 ноября 1918 года.

В марте 1990-го года произошли последние выборы Верховного совета Латвийской ССР. Народный фронт и поддержанные им делегаты получили на них очевидное преимущество.

4 мая 1990 года Верховный совет Латвийской ССР принял специальную декларацию «О восстановлении независимости Латвийской Республики». После принятия эта декларация получила юридическую силу конституционного акта. В этом контексте необходимо ближе анализировать статьи 3, 4 и 5 этого документа.

Статья 3 определяла: «Восстановить действие Сатверсме Латвийской Республики, принятой 15 февраля 1922 года Учредительным собранием, на всей территории Латвии. Официальным названием Латвийского государства является ЛАТВИЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА, сокращенно – Латвия».

Статья 4 определяла: «До принятия Сатверсме в новой редакции, приостановить Сатверсме Латвийской Республики, кроме статей, определяющих конституционно-правовую основу государства Латвии, и тех, которых, в соответствии со статьей 77 Сатверсме, можно изменить только на народном голосовании, а именно:

статья 1 – Латвия является независимой демократической республикой;

статья 2 – суверенная власть государства Латвии принадлежит народу Латвии;

статья 3 – территорию государства Латвии, в пределах, установленных международными договорами, составляют Видземе, Латгале, Курземе и Земгале;

статья 6 – Сейм избирается всеобщим, равным, прямым, тайным и пропорциональным голосованием.

Статья 6 Сатверсме применяется при восстановлении структур государственной власти и управления Латвийской Республики, гарантирующих ход свободных выборов.»

Статья 5 определяла: «Определить переходный период для восстановления de facto государственной власти Латвийской Республики, который оканчивается созывом Саэйма Латвийской Республики. В переходный период высшую государственную власть в Латвии реализует Верховный Совет Латвийской Республики.» (http://www.likumi.lv).

Таким образом, после принятия декларации 4 мая 1990 года, Латвийская ССР получила другое официальное название – стала Латвийской Республикой. Была восстановлена Сатверсме ЛР (статья 3), однако, одновременно она была приостановлена, кроме четырех важнейших статей (статья 4), определяющих конституционно-правовые основы государства.

Таким образом, декларация начала процесс восстановления действия Сатверсме ЛР – его первый этап – вступили в силу статьи 1, 2, 3 и 6 Сатверсме.

Вышеупомянутый «переходный период» длился до августа 1991-го года.

Второй этап в восстановлении действия Сатверсме ЛР тесно связан с событиями «путча» 19 августа 1991 года в Москве и в Латвии. Тогда в СССР произошла попытка государственного переворота.

21 августа 1991 года Верховный Совет Латвийской Республики принял конституционный закон «О государственном статусе Латвийской Республики». Существенное значение было у статьи 1 этого закона: «Определить, что Латвия является независимой, демократической республикой, в которой суверенная власть принадлежит народу Латвии, и государственный статус которой определяет Сатверсме Латвийской Республики от 15 февраля 1922 года».

Этим конституционным законом был отменен установленный 4 мая 1990 года переходный период для восстановления «de facto» государственной власти Латвийской Республики. Однако, Сатверсме не вступила в силу в полном объеме, так как Верховный Совет сохранил право реализовать высшую государственную власть ЛР до созыва 5-го Саэйма. Статья 3 закона определяла: «До ликвидации оккупации и аннексии и до созыва Саэйма, высшую государственную власть в Латвийской Республике полностью реализует Верховный Совет Латвийской Республики. На территории Латвийской Республики действуют только законы и решения ее высших институций государственной власти и управления.» (http://www.likumi.lv).

Таким образом, Сатверсме ЛР еще не могла действовать в полном объеме, хотя и стала единственной конституционной основой государственности Латвии. Еще сохранялось прежнее государственное устройство, основы которого только фрагментарно регламентировали четыре ранее восстановленные статьи Сатверсме ЛР.

Третий этап. Чтобы избрать 5-й Саэйм, 20 октября 1992 года Верховный Совет ЛР принял закон «О выборах 5-го Саэйма».

Они проходили 5 и 6 июня 1993 года. Саэйм собрался на свое первое заседание 6 июля 1993 года. Во время рассмотрения первого вопроса на распорядке дня первого заседания депутаты подписали особое Сообщение, в котором было акцентировано, что «с собранием 5-го Саэйма на первое заседание 6 июля 1993 года, Сатверсме ЛР вместе с поправками, сделанными в ней законом от 21 марта 1933 года, вступила в силу в полном объеме, и закончились полномочия Верховного Совета».

Таким образом, в Латвии, в отличие от многих государств Восточной Европы, а также Литвы и Эстонии, после восстановления независимости не была принята новая конституция, а в полном объеме вступила в силу Сатверсме 1922-го года.

 

6. Совершенствование содержания Сатверсме после 1993-го года

 

Позднее, после восстановления действия Сатверсме ЛР 6 июля 1993 года, в текст Сатверсме было внесено только несколько поправок. Они свидетельствуют о способности Сатверсме приспособляться к различным изменениям исторической реальности и политических условий, быть «реально живущей» конституцией.

Ее совершенствование было реализовано в двух главных видах:

5. Небольшие поправки в тексте изначальных статей Сатверсме.

6. Замена текста изначальных статей Сатверсме новым содержанием или присоединение новой главы (глава 8).

В целом, эти поправки соответствовали традиционному виду совершенствования законов в Латвии, традициям ее правовой системы.

Самое существенное изменение Сатверсме произошло 15 октября 1998 года. В Сатверсме была включена новая – 8-я глава «Основные права человека». Эта глава заменила конституционный закон «Права и обязанности человека и гражданина» 1991-го года. Таким образом, был реализован план, намеченный уже в 1922-м году, о создании такой Сатверсме, в которой, наряду с государственным устройством, были бы регламентированы также права человека на уровне конституционного ранга. Так был ликвидирован долг длиной более трех четвертей века.

5 июня 1996 года в Сатверсме, как новый конституционный институт, был включен институт «Конституционного суда» (статья 85). По своей значимости эта поправка была очень существенным дополнением и усовершенствованием конституционного устройства Латвии.

В целом, положительно оценивается также совершенное 4 декабря 1997 года продление времени полномочий Саэйма и Президента государства с трех до четырех лет.

Поправки от 8 мая 2003 года в статье 68 Сатверсме закрепили конституционную основу Латвии для участия в Европейском Союзе. Статья 68 Сатверсме соотносится со статьей 101 Сатверсме, закрепляющей статус граждан Европейского Союза в Латвии.

3 мая 2007 года из Сатверсме Латвийской Республики была исключена статья 81. Правила Кабинета министров, изданные в порядке этой статьи, находившиеся в силе 3 мая 2007 года – в день вступления в силу закона, оставались в силе до признания их потерявшими силу, но не дольше 31 декабря 2007 года. (http://www.likumi.lv)

В целом, ссылки на поправки в статьях Сатверсме ЛР, на то время и на источники включены в сам текст Сатверсме, и они легко находимы. (http://www.likumi.lv)

 

Содержание понятий: - см. понятия 3-й темы.

 

Контрольные вопросы:

5. Сколько и какие «временные» конституции существовали в ЛР?

6. Сколько и какие «предпарламенты» существовали в ЛР?

7. Когда была принята настоящая Сатверсме ЛР?

8. Когда Сатверсме ЛР вступила в силу?

9. Какие особенности действия Сатверсме ЛР были до 1934-го года и до 1940-го года?

10. Какие были главные этапы восстановления действия Сатверсме ЛР после 4 мая 1990 года?

11. Какие были главные поправки в содержании Сатверсме ЛР после 6 июля 1993 года?

 

Источники литературы:

6. Baltijas valstis likteņgriežos. LZA rakstu krājums. – Rīga, 1998.

7. Dišlers K. Ievads Latvijas valststiesību zinātnē. – Rīga, 1930.

8. Dišlers K. Latvijas valsts varas orgāni un viņu funkcijas. – Rīga, 2004.

9. Eglītis V. Ievads konstitūcijas teorijā. – Rīga, 2006.

10.Latvijas tiesību vēsture (1914 – 2000). Mācību grāmata juridiskajām augstskolām un fakultātēm. – Rīga, 2000.

11.Levits E. Tiesību normu interpretācija un Sarversmes 1. panta demokrātijas jēdziens. – Cilvēktiesību žurnāls, nr. 4, 1997.

12.Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004.

13.Satversmes reforma Latvijā: par un pret. – Rīga, 1995.

 

5.temats.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.242.168 (0.092 с.)