Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Я тема. Понятие и предмет конституционного права↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Программа учебного курса по предмету дистанционного обучения Теория конституционного права и конституционное право Латвии
Автор учебного курса – ассоц. проф. Зигурдс Микайнис
1. Цель и задачи учебного курса:
Цель: Дать знания и обеспечить ознакомление учащихся с теорией конституционного права, обеспечить освоение и научное понимание правовой основы комплекса конституционного права Латвии – демократического общества и конституционного устройства государства.
Задачи: - облегчить доступ к учебным материалам, оказать методическую и информативную поддержку, что помогает понять цель, задачи и главное содержание учебного курса теории конституционного права (общая часть) и конституционного права Латвии (особенная часть); - ознакомить студентов с принципами теории конституционного права и правовым статусом институций конституционного устройства Латвии, их структурой и спецификой деятельности в современных условиях; - способствовать профессиональному умению интерпретировать новейшие поправки в источниках конституционного права, и, в особенности, в сфере признаний юдикатуры; - развить умение анализировать актуальные процессы конституционно-правовой практики и оценивать их главные особенности и проблемные ситуации.
2. Объем учебного курса(количество кредитных пунктов) – 2 КП
3. Требования курса: - оценка тестов и ответов на контрольные вопросы – 20% - оценка содержания реферата – 50% - оценка дифференцированного зачета – 30% (вопросы зачета будут связаны с содержанием контрольных вопросов).
4. Оценка освоения курса: - форма оценки курса - дифференцированный зачет в письменной форме; - освоение курса оценивается по 10-ти бальной системе.
Содержание понятий: - см. понятия 3-й темы.
Контрольные вопросы: 5. Сколько и какие «временные» конституции существовали в ЛР? 6. Сколько и какие «предпарламенты» существовали в ЛР? 7. Когда была принята настоящая Сатверсме ЛР? 8. Когда Сатверсме ЛР вступила в силу? 9. Какие особенности действия Сатверсме ЛР были до 1934-го года и до 1940-го года? 10. Какие были главные этапы восстановления действия Сатверсме ЛР после 4 мая 1990 года? 11. Какие были главные поправки в содержании Сатверсме ЛР после 6 июля 1993 года?
Источники литературы: 6. Baltijas valstis likteņgriežos. LZA rakstu krājums. – Rīga, 1998. 7. Dišlers K. Ievads Latvijas valststiesību zinātnē. – Rīga, 1930. 8. Dišlers K. Latvijas valsts varas orgāni un viņu funkcijas. – Rīga, 2004. 9. Eglītis V. Ievads konstitūcijas teorijā. – Rīga, 2006. 10.Latvijas tiesību vēsture (1914 – 2000). Mācību grāmata juridiskajām augstskolām un fakultātēm. – Rīga, 2000. 11.Levits E. Tiesību normu interpretācija un Sarversmes 1. panta demokrātijas jēdziens. – Cilvēktiesību žurnāls, nr. 4, 1997. 12.Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004. 13.Satversmes reforma Latvijā: par un pret. – Rīga, 1995.
5.temats. Программа учебного курса по предмету дистанционного обучения Теория конституционного права и конституционное право Латвии
Автор учебного курса – ассоц. проф. Зигурдс Микайнис
1. Цель и задачи учебного курса:
Цель: Дать знания и обеспечить ознакомление учащихся с теорией конституционного права, обеспечить освоение и научное понимание правовой основы комплекса конституционного права Латвии – демократического общества и конституционного устройства государства.
Задачи: - облегчить доступ к учебным материалам, оказать методическую и информативную поддержку, что помогает понять цель, задачи и главное содержание учебного курса теории конституционного права (общая часть) и конституционного права Латвии (особенная часть); - ознакомить студентов с принципами теории конституционного права и правовым статусом институций конституционного устройства Латвии, их структурой и спецификой деятельности в современных условиях; - способствовать профессиональному умению интерпретировать новейшие поправки в источниках конституционного права, и, в особенности, в сфере признаний юдикатуры; - развить умение анализировать актуальные процессы конституционно-правовой практики и оценивать их главные особенности и проблемные ситуации.
2. Объем учебного курса(количество кредитных пунктов) – 2 КП
3. Требования курса: - оценка тестов и ответов на контрольные вопросы – 20% - оценка содержания реферата – 50% - оценка дифференцированного зачета – 30% (вопросы зачета будут связаны с содержанием контрольных вопросов).
4. Оценка освоения курса: - форма оценки курса - дифференцированный зачет в письменной форме; - освоение курса оценивается по 10-ти бальной системе.
я тема. Понятие и предмет конституционного права
Вопросы темы: 1. Понятие и предмет регламентации конституционного права. 2. Нормы и институты конституционного права, их виды. 3. Конституционно-правовые отношения, их главные субъекты и объекты. 4. Источники конституционного права.
Первая тема является вводной частью учебного курса. Это дает возможность лучше понять содержание понятия и предмета этого учебного курса, виды норм и институтов конституционного права, главных субъектов и источников конституционно-правовых отношений. Содержание понятия конституционного права понимается трояко: 1. Конституционное право как особая отрасль системы национального права. Это совокупность действующих в государстве правовых норм, которая определяет основные правовые принципы взаимоотношений человека, общества и государства, и порядок осуществления власти государственных институций. Отрасль права – относительно обособленная группа норм и институтов права, в которую они объединены благодаря общим свойствам их общественных отношений, которые отражают и регулируют конкретные нормы и институты. Совокупность норм и институтов права, включенных в отрасль права, обуславливается не только спецификой общественных отношений, но и необходимостью в их правовом регулировании особыми методами и механизмами. В связи с вышеупомянутым, необходимо учесть, что отрасль конституционного права является одной из важнейших отраслей права любого государства. Таким образом, конституционное право является также основной отраслью публичного права. В рамках демократического государства конституционное право, его принципы проходят через другие отрасли права (трудовое право, гражданское право, административное право, уголовное право и т.д.) и влияют на их нормативное регулирование – «требуя» необходимости и неизбежности определенного содержания этого регулирования. Отношения индивида с государством регламентируют основные права или нормы прав человека, включенные в Сатверсме (преимущественно в главе 8). Эти нормы гарантируют лицам и их объединениям правовую защиту от государственной власти и определяют рамки действия государственной власти (см. статьи 93, 90, 95, 99, 100, 107 и другие). В свою очередь, институциональную или «классическую» часть норм конституционного права образует совокупность норм, регламентирующая статус институций государственной власти (парламент, правительство, глава государства, суды, государственный контроль и др.), их взаимоотношения, компетенцию и полномочия, а также процедуры их осуществления и т.д. К тому же, нормы конституционного права регламентируют также основные формы, в каких народ осуществляет свою власть в различных сферах государственной, хозяйственной, культурной и общественно-политической жизни. 2. Конституционное право как специфическая отрасль науки права – это совокупность различных взглядов, учений и теорий, изложенных в исследованиях, статьях, монографиях и др. работах ученых права. Она осуществляет изучение конституционных принципов, норм, институтов, существующих мнений и теорий. В результате изучения появляются конкретные выводы, новые понятия, категории, определения и т.д. Конституционное право как отрасль науки права включает в себя также освоение исследовательских методов. Задачей конституционного права как науки является выяснение того, как принципы и нормы конституционного права действуют на практике, как они применяются в жизни, и какие существуют главные проблемы этих действий, и как их можно предотвратить с помощью совершенствования нормативного регулирования. В науке конституционного права используются различные методы – формально-юридический, сравнительный, исторический, социологический и статистический. Выдающимися учеными науки конституционного права в Латвии являются Дишлер К., Муцениекс П., Шульц Л., Валтер М., Левит Э., Эндзиньш А., Родиня А. и др. 3. Конституционное право как учебный курс (учебный предмет) преподается в университетах различных государств, высших учебных заведениях (в высших школах, колледжах и др.), цель которого – ознакомить студентов с сущностью, принципами, системой правовых норм конституционного права. Это является объемом необходимых знаний и умений, который, в соответствии со стандартами высшего образования, необходимо освоить студенту правоведения, чтобы получить соответствующую профессиональную квалификацию. В рамках учебного курса осваиваются только основные вопросы отрасли конституционного права – в сопряжении с практикой и признаниями науки конституционного права. Значит, в учебном курсе встречаются конституционное право и наука конституционного права. В рамки программы учебного курса «Правоведение» учебной программы LBK включены следующие темы:
Самостоятельность отрасли и науки конституционного права определяет предмет его регулирования. Конституционное право регламентирует правовую основу жизни индивида (человека) и общества, с одной стороны, и правовую основу государственного устройства и деятельности, с другой стороны, а также взаимоотношения обоих этих сторон. Таким образом, конституционное право регламентирует основные принципы правового (и политического) статуса как общественной, так и государственной жизни. Значит, конституционное право закрепляет правовой статус человека в обществе и в государстве, основные принципы общественного устройства, а также основные принципы организации и функций деятельности институций государственного управления.
Конституционное право как особую отрасль системы национального права ближе характеризует комплекс его норм и институтов. Правовая норма является первичным элементом отрасли конституционного права. Нормы конституционного права – это правила поведения, санкционированные или установленные компетентными государственными учреждениями, и их выполнение гарантирует государственная власть. Классификация норм конституционного права – это группирование этих норм по их существеннейшим признакам (критериям). Конституционно-правовые нормы можно классифицировать по нескольким критериям:
Нормы конституционного права можно группировать и следующим образом:
Нормы конституционного права объединяются в институты конституционного права. Институт конституционного права – это набор «родственных» норм конституционного права, регламентирующий какую-либо совокупность определенных прав (права человека), процесс, явление, статус институции, ее компетенцию, порядок деятельности и т.д. Институты конституционного права можно разделить на несколько групп:
Институты конституционного права не являются одинаковыми во всех государствах – так же, как не являются одинаковыми и большая часть норм конституционного права.
Правовые отношения – это общественные отношения, которые регулируются правовыми нормами и участникам которых принадлежат субъективные юридические права и обязанности, что обеспечивает государство. Конституционно-правовые отношения – правовые связи, возникающие на основе норм конституционного права. Структуру конституционно-правовых отношений образуют два главных элемента – субъекты конституционно-правовых отношений и объекты конституционно-правовых отношений. Субъекты и объекты конституционно-правовых отношений устанавливаются нормативными актами конституционного права. Значит, конституционно-правовые отношения существуют между различными (по крайней мере, двумя) субъектами конституционного права. Круг субъектов конституционно-правовых отношений определяет сами нормы конституционного права. Субъекты конституционно-правовых отношений можно разделить на две группы: - физические лица (индивиды, граждане, неграждане, иностранные граждане, лица без гражданства и т.д.); - социальные общности, институции и организации – нация, национальное меньшинство, народ (совокупность граждан – латвийский народ), государство, политические организации (партии), неполитические организации и др. Объекты конституционно-правовых отношений – блага материального и нематериального мира, а также действия лица, из-за которых возникают конкретные правовые отношения. Объект – это то, из-за чего субъекты конституционно-правовых отношений являются взаимосвязанными – воплощение (реализация, «пользование»), исполнение обязанностей, осуществление функций и т.д. Взаимодействие субъектов и объектов конституционно-правовых отношений образует содержание конституционно-правовых отношений. Нормы конституционного права могут создавать, изменять или прекращать эти отношения. Конституционно-правовые отношения возникают тогда, когда происходят конкретные юридические факты (события и действия). Специфику конституционно-правовых отношений характеризует то, что они имеют постоянный характер и между субъектами этих отношений возможно большое число других отношений, напрямую не регламентируемых нормами конституционного права.
4. Источники конституционного права
Так же, как и в других отраслях права (в гражданском праве, уголовном праве, административном праве и др.), и в конституционном праве является важным вопрос об источниках конституционного права. Чтобы можно было узнать, освоить и применить нормы конституционного права, необходимо знать, где возможно найти эти нормы. Нормы конституционного права обобщены в источниках конституционного права. Значит, можно признать, что источник конституционного права является внешним проявлением прав этой отрасли права, своего рода совокупностью внешних форм. На практике можно использовать и часто используют как понятие «источник права», так и понятие «форма права». Источники права можно разделить на несколько групп:
- основные источники (нормативные правовые акты); - дополнительные источники (всеобщие принципы права, обычное право).
В государствах континентальной Европы большое внимание уделяется самостоятельным источникам права – внешним нормативным правовым актам – и дополнительным источникам – всеобщим правовым принципам, а также обычному праву. Главными внешними нормативными правовыми (формально юридическими) актами в ЛР являются: 1. Сатверсме. 2. Ратифицированные международные договоры. 3. Законы. 4. Правила Кабинета министров. 5. Обязывающие правила самоуправлений. Как видно, самым значимым, важным источником конституционного права является конституция (Сатверсме). Именно из понятия «конституция» произошло название отрасли конституционного права. Конституцией ЛР является Сатверсме. Однако, этот источник не является единственным источником конституционного права. На ее основе и в соответствии с ней принимаются законы, издаются правила Кабинета министров и обязывающие правила самоуправлений. В регулировании сферы конституционно-правовых отношений участвуют также нормы различных ратифицированных двусторонних или многосторонних международных договоров. В них включены соглашения различных государств или других субъектов международного права о совместном решении вопросов, входящих в компетенцию государств. В сфере конституционно-правовых отношений самая большая роль есть у тех договоров, которые предусматривают обязанности государства обеспечить воплощение и защиту основных прав человека в соответствии с главными документами защиты прав человека глобальной «Международной Хартии прав человека», Европейского Совета и Европейского Союза. Вопросы конституционного права решают, например, и те международные договоры, которыми создан Европейский Союз – например, Лиссабонский договор и др. В этом договоре регламентируются взаимоотношения ЕС и его государств-участников, в том числе, Латвии, которые также являются существенным вопросом конституционного права. Принятые Саэймом и латвийским народом (ст. 64 Сатверсме) законы детализируют включенные в Сатверсме ЛР регулирования и, таким образом, развертывают и детализируют содержание вопросов конституционного права. Ю ридическая сила законов ниже, чем у Сатверсме, поэтому они должны соответствовать конституции ЛР. Законы ЛР – это т.н. законы «одного уровня». Однако, среди них, в сфере конституционно-правовых отношений, некоторые играют особо важную роль. Например, особое внимание необходимо уделить таким законам, как «Закон о выборах Саэйм ы», «Регламент Саэймы», «Закон об устройстве Кабинета министров», «Закон о гражданстве», «Закон о Конституционном суде», закон «О судебной власти», закон «О народном голосовании и законодательной инициативе» и др. законам. Нормы уровня конституционного права включены также в правила Кабинета министров и обязывающие правила, изданные коллегиальными институциями самоуправлений. Таким образом, количественно самую объемную часть источников конституционного права образуют нормативные правовые акты. Однако, вопрос об источниках конституционного права в теоретическом и практическом качественном видении не связывается только с законами и подзаконными правовыми актами. Поэтому важным является также структурирование источников конституционного права по правовой ценности и значимости этих источников в виде различных блоков (семей) источников конституционного права:
Всеобщие принципы права – совокупность принципов, отражающая высшие ценности конституционного государства каждого государства, которые вытекают из сущности устройства этого государства. Обычно всеобщие принципы права применяют ся во всех сферах конституционного права, и их трактуют как высшее, правильное право, являющееся обязывающим как для законодательной власти, так и для исполнительной власти, и судебной власти. Фактически их применение особо не ограничивается. Всеобщие принципы права фактически существуют до созданных законодательной властью прав – конституции и других нормативных правовых актов. В целом, всеобщие принципы права определяют основное содержание прав, включенных в нормативные правовые акты. В соответствии с судебной практикой, они применяются таким же образом, как и нормы письменных нормативных актов. В ЛР такими сверхпринципами конституционного права являются – принцип демократического государства, принцип правового государства, принцип социально-ответственного государства и др. Этим принципам подчинены также другие принципы – принцип разделения государственной власти, принцип правомерности, принцип соразмерности, принцип правового упования, принцип хорошего управления и др. Часть этих принципов включена в особую систему принципов доктрины конституционализма. «Блок» нормативных правовых актов был рассмотрен ранее – при анализе формально-юридических источников конституционного права. В системе блоков источников конституционного права важное место занимает также обычное право или т.н. конвенциональные нормы. Важным условием для признания обычного права является его долговременное и широкое применение, уверенность участников отношений в правомерности его использования. Обычно обычное право заполняет «пробелы» в письменных нормативных правовых актах или их недостаток. Обычное право, чаще всего, регламентирует процессы внутреннего порядка в различных институциях государственной власти, если возможно однозначно воспринимать их на уровне воздействия правовой нормы. Конвенциональные нормы, с помощью «приема» практики деятельности институций государственной власти, предотвращают несовершенства официальной конституционной регламентации, или же существующее внутреннее регулирование приспосабливается к новейшим существенным изменениям обстоятельств. В системе блоков источников конституционного права важное место занимает также юдикатура. Это право, созданное судьями, которое появляется тогда, когда в письменном праве не достает основы решения. Юдикатуру образует совокупность опубликованных решений судов (преимущественно высших инстанций), которые имеют принципиальное значение, и которые включают в себя юридические признания абстрактного характера. В сущности, это судебная практика (судебные прецеденты), получившая внимание, которую возможно использовать в решении похожих дел. Очень важным источником юдикатуры в сфере конституционного права являются решения Конституционного суда. Они, в соответствии со статьей 85 Сатверсме, являются такими единственными решениями институции судебной власти, в которые включена официальная интерпретация содержания статей Сатверсме ЛР. Включенные в решения Конституционного суда признания являются юридически обязывающими для всех других институций государственной власти и частных лиц. Доктрины (и идеи) права тоже могут помочь в понимании содержания норм конституционного права. Они включены в получившие признание работы ученых конституционного права, в которых анализируется теория конституционного права, а также содержание норм конституционного права или специфика их применения. Доктрины (и идеи) права не имеют юридически обязывающей силы, однако, они могут облегчить работу с нормами источников конституционного права.
Содержание понятий: 1. Конституция (lat. сonstitutio – правило, строение, устройство, основание) – система народных и государственных правовых норм, принципов и институтов, наделенная высшей юридической силой, основной закон государства. Конституция регламентирует основные принципы правовых отношений между человеком (индивидом) и обществом, с одной стороны, и государственной властью, с другой стороны, а также важнейшие стороны организации и функционирования самой государственной власти. 2. Конституционное право – название отрасли группы права в системе публичного права многих государств. Статус и самостоятельность этой отрасли определяет особый предмет ее регламентирования. Принципы и нормы конституционного права определяют как основы правового и политического статуса индивидов, граждан, многих сторон общественной и государственной жизни, так и основные формы, в каких народ (политическая нация) осуществляет свою власть в различных сферах государственной, хозяйственной, культурной и общественно-политической жизни, и правовую основу государственных институций, систему и компетенцию государственных институций, и основные принципы их деятельности. Конституционное право занимает особую интеграционно-функциональную роль в жизни человека, общества и государства. 3. Конвенциональные нормы (lat. conventionalis – соответствующий правилам, договору) – конституционные обычаи, возникшие в практике деятельности институций государственной власти неписанные нормы (модели действия), с помощью которых предотвращаются несовершенства конституционного регулирования или же существующее регулирование приспосабливается к существенным изменениям обстоятельств. 4. Обычное право – неписанные правовые нормы, создавшиеся в длительный период времени в ходе общественной жизни, и которые общество признало обязывающими для себя. 5. Народ (латвийский народ) – в юридически политическом значении – совокупность граждан ЛР. 6. Всеобщие принципы права – высшие ценности демократического устройства государства, характеризующие сущность этого государственного государства. Во всех случаях коллизий всеобщие принципы права имеют высшую силу, чем письменная правовая норма. Они существуют как высшее право, обязывающее как законодательную власть, так и исполнительную власть, и судебную власть. Всеобщие правовые принципы применяются в неопределенном числе случаев. Странам, принадлежащим к системе романо-германского права, характерно одновременное применение правовых норм и всеобщих правовых принципов.
Контрольные вопросы: 1. Каким является главное содержание понятия «конституционного права»? Как выражается разнообразность понимания содержания этого понятия? 2. Охарактеризуйте подробнее содержание предмета регулирования конституционного права. 3. Какими являются главные особенности норм и институтов конституционного права? 4. Охарактеризуйте специфические черты конституционно-правовых отношений. 5. Назовите и охарактеризуйте 4-5 важнейших субъектов конституционно-правовых отношений. 6. Какой является система источников конституционного права, и какими являются главные элементы ее структуры? 7. Какое место и роль в системе источников конституционного права занимают конвенциональные нормы и юдикатура? Какой является связь этих норм с Сатверсме Латвийской Республики?
Источники литературы: 1. Dišlers K. Ievads Latvijas valststiesību zinātnē. – Rīga, 1930. 2. Dišlers K. Latvijas valsts varas orgāni un viņu funkcijas. – Rīga, 2004. 3. Eglītis V. Ievads konstitūcijas teorijā. – Rīga, 2006. 4. Jelāgins J. Normatīvie akti un to hierarhija. – Rīga, Jurista Vārds, nr. 3 (71), 1998. gada 29. janvāris. 5. Juridisko terminu vārdnīca. – Rīga, 1998. 6. Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004. 7. Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – Москва, 2006. 8. Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран. – Москва, 2006. 9. Сравнительное конституционное право. – Москва, 2002. 10. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – Москва, 2005.
Интернет-ресурсы: 1. http://www.Atlants.lv 2. http://www.likumi.lv 3. http://www.liis.lv 4. Поисковая система Интернет – www.google.lv 5. http://www.juridica.lv
2.temats.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.41 (0.014 с.) |