я тема. Институт гражданства в Латвии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

я тема. Институт гражданства в Латвии



 

Вопросы темы:

1. Главное содержание понятия гражданства.

2. Главные виды получения и утраты гражданства.

3. Правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, неграждан и беженцев.

 

1. Главное содержание понятия гражданства

 

Институт гражданства, права гражданина в конституционном праве являются существенной, очень специфической составной частью прав человека. Институт прав человека и права гражданина своеобразно «накладываются» друг на друга и характеризуют своеобразный дуализм в правовом статусе лица (индивида). Права гражданина являются специфическими правами человека.

«Грань» этого дуализма определяется, учитывая несколько критериев:

1. По «объему» принадлежности субъекта: индивид – в человечестве и гражданин – в государстве.

2. По объему содержания понятий: первый – более широкий (многосторонний), второй – узкий (характеризует только действия политического субъекта).

3. По источнику и времени происхождения: права человека – сверхгосударственные, «естественные права», а также древнейшие; права гражданина укореняются в воле власти конкретного государства, по времени – более «поздние» - зависят от истории возникновения конкретного государства и основываются на его позитивном правовом порядке.

4. По гуманно-практическому значению – первые являются объективно необходимыми и «неизбежными», вторые – относительно обходимыми, так как в отдельных случаях можно «обойтись» и без них.

Следовательно, гражданство – это совокупность особых отношений между государством и определенной частью его жителей – гражданами. Гражданство является одной из крепчайших правовых связей между индивидом и государством, в котором он или она живут. Гражданство также является своего рода ключом к полноценному политическому участию в государственной и общественной жизни.

Необходимо также учитывать, что понятием «гражданин» в широком значении можно обозначать не только тех лиц, у которых есть определенная связь с конкретным государством. Это может быть также эмансипированный член общества – представитель гражданского общества, активно участвующий в общественной жизни. (Vildbergs H. J., Messeršmits K., Niedre I. Pilsonis tiesiskā valstī. Vācu konstitucionālo un administratīvo tiesību pamati. – Rīga, 2004, 1. lpp.) Следовательно, существует также понятие «гражданского общества», которое не связано с гражданством, как с юридическим, конституционным статусом.

В конституционном праве сущность понятия гражданства характеризует устойчивая правовая связь лица с государством. В статье 1 «Закона о гражданстве» определено: «гражданство Латвии – это устойчивая правовая связь лица с государством Латвии.» (http://www.likumi.lv).

Институт гражданства фактически характеризует своего рода «договорные» отношения между государством и гражданином. Содержание этой правовой связи ближе характеризуют:

- взаимные права;

- взаимные обязанности;

- взаимная ответственность.

Гражданство, как правовую политическую связь физического лица и государства, характеризуют несколько черт:

- необходимость;

- устойчивость;

- беспрерывность. (Bojārs J. Starptautiskās publiskās tiesības. – Rīga, 2004, 321.lpp.)

В рамках контекста вышеупомянутой правовой связи регламентируется и правовая «принадлежность» индивида в кругу граждан Латвийского государства в статье 2 «Закона о гражданстве» ЛР. (http://www.likumi.lv).

Необходимо учитывать, что в «Законе о гражданстве» ЛР определены основные постановки института гражданства:

1. Равенство граждан независимо от порядка получения гражданства (статья 4).

2. На статус гражданина не влияет брак (статья 5).

3. На статус гражданина не влияет пребывание заграницей (статья 6).

4. Гражданство ЛР является доминирующим в коллизиях законов различных государств.

В общем, в ЛР формально не признается двойное гражданство, но абсолютно однозначно оно не запрещается (статья 9).

Необходимо учитывать, что ЛР является государством-участником ЕС, и поэтому к гражданству ЛР присоединяется и дополняет его гражданство Европейского Союза. Однако, гражданство Европейского Союза не заменяет гражданство ЛР. Каждый гражданин ЛР является и гражданином ЕС. Вместе с этим, это гражданство не считается гражданством в его традиционном понимании – граждане ЕС являются гражданами всех государств-участников.

В статье 101 Сатверсме определено, что «каждый гражданин Латвии имеет право, в предусмотренном законом виде, участвовать в государственной деятельности и деятельности самоуправлений, а также служить на государственной службе. Самоуправления избирают полноправные граждане Латвии и граждане Европейского Союза, которые постоянно проживают в Латвии. Каждый гражданин Европейского Союза, который постоянно проживает в Латвии, имеет право, в предусмотренном законом виде, участвовать в деятельности самоуправлений. Рабочим языком самоуправлений является латышский язык.».(http://www.likumi.lv).

 

2. Главные виды получения и утраты гражданства

 

В практике государств мира существуют многие и различные виды получения гражданства. Его определение и содержание является внутренним делом каждого государства. С его помощью государства решают витально важные для своего выживания вопросы.

В ЛР существуют следующие виды получения гражданства:

  1. Филиация (родственные связи, преемственность) – самый главный и массовый вид получения гражданства. Это получение гражданства при рождении – ребенок получает гражданство своих родителей («ius origin», «ius sanguinis»). Это, как уже было упомянуто, является самым частым видом получения гражданства. Этот вид акцентирован в части 5 статьи 2 «Закона о гражданстве» ЛР. Таким образом получают гражданство и адоптированные в семью граждан дети. Получение гражданства путем филиации происходит автоматически, несмотря на волю человека. Практически документально это оформляется с помощью регистрации.

Определенные корректировки в контекст получения гражданства этого вида может внести только фактор места рождения – принцип территории («ius soli»). В целом, в Латвии, как и во многих европейских государствах, доминирующим является принцип кровного родства. В соответствии со статьей 3 «Закона о гражданстве» ЛР, если существует смешанный брак, и постоянное место жительства обоих родителей находится вне Латвии, гражданство (подданство) ребенка по обоюдному согласию определяют родители.

Роль принципа территории в аспекте получения гражданства акцентируется также в пунктах 3 и 4 статьи 2 «Закона о гражданстве» ЛР – гражданами Латвии являются:

«3) дети, которые найдены на территории Латвии и родители которых неизвестны;

4) дети, не имеющие родителей и проживающие в детском доме или школе – интернате Латвии.» (http://www.likumi.lv).

  1. Натурализация - принятие в гражданство ЛР иммигрантов, иностранных граждан, неграждан и лиц без гражданства в соответствии с нормативными актами ЛР. Натурализация имеет индивидуальный характер, и она происходит на основании добровольного заявления лица. Следовательно, натурализация является видом получения гражданства, тесно связанным с активностью самого лица. Правовая регламентация института натурализации детально отражена во втором разделе «Закона о гражданстве» ЛР «Правила и порядок натурализации».

В ходе детального освоения института натурализации, самое большое внимание нужно обратить на освоение содержания институтов общих правил натурализации (статья 12), ограничений натурализации (статья 11), общего порядка натурализации (статья 14) и натурализации детей.

(http://www.likumi.lv).

Подобно другим государствам, в Латвии натурализация одного из супругов не относится ко второму из супругов.

В целом, процесс натурализации всегда играл и играет важную роль в процессах дальнейшей интеграции общества.

  1. Принятие в гражданство за особые заслуги перед Латвией – этот вид получения гражданства регламентирует статья 13 «Закона о гражданстве» ЛР.

Принятие в гражданство за особые заслуги не совсем идентифицируется с процессом натурализации. Лицо, желающее быть принятымв гражданство за особые заслуги перед Латвией, подает в Саэйм заявления о приеме в гражданство. Обычно это лица, давшие большой вклад в развитие Латвийского государства – работники культуры, ученые, спортсмены и др.

У лица, имеющего особые заслуги перед Латвией, может и не быть полных прав натурализоваться в предусмотренном в статье 12 «Закона о гражданстве» общем порядке. Таких лиц принимают в гражданство Латвии по решению Саэйма. Однако, лицо должно подтвердить извещением, что в его автобиографии нет фактов, которые могли бы свидетельствовать о том, что к нему относится какое-либо из ограничений натурализации, упомянутых в статье 11 «Закона о гражданстве».

  1. Регистрация – относится к тем детям лиц без гражданства или неграждан, которые родились в Латвии после 21 августа 1991 года. Этот вид получения гражданства ЛР регламентирует статья 3* «Закона о гражданстве». Заявление о получении гражданства ребенком имеют право подать родители ребенка, если они не менее пяти последних лет постоянно проживали в Латвии.

Возможности статьи 3* «Закона о гражданстве» для получения гражданства несовершеннолетнее лицо, после достижения 15-ти летнего возраста, может использовать самостоятельно – до достижения 18-ти летнего возраста (http://www.likumi.lv).

В ЛР существуют следующие виды утраты гражданства:

  1. Отказ от гражданства.
  2. Лишение гражданства.

Виды утраты гражданства ЛР регламентированы в четвертом разделе «Закона о гражданстве».

Отказ от гражданства основывается на свободной воле лица. Однако, в этот процесс вовлечены две стороны – гражданин и государство. В соответствии со статьей 23 «Закона о гражданстве», каждое лицо, имеющее гражданство (подданство) другого государства или которому гарантируется получение гражданства (подданства) другого государства, имеет право отказаться от гражданства Латвии. Если у лица нет вышеупомянутых условий или, если у лица имеются невыполненные обязательства перед государством, заявление лица можно отклонить. В демократическом государстве ни одному лицу нельзя запретить отказаться от гражданства одного государства и сменить его гражданством другого государства, если нет невыполненных обязательств перед государством, от гражданства которого оно хочет отказаться.

Лишение гражданства не основывается на свободной воле лица. Инициатива лишения гражданства исходит со стороны государства. Условия начала процесса лишения гражданства ЛР регламентирует статья 24 «Закона о гражданстве». Лишение лица гражданства проходит в принудительном порядке по постановлению окружного суда. Лишение гражданства не может быть неправомерно «самоуправным».

В отличие от «Закона о подданстве» от 1919 г., статья 24 «Закона о гражданстве» не предусматривает срока давности подачи иска для начала процесса лишения гражданства ЛР.

В ЛР не существуют угрозы автоматической утраты гражданства, т.е., утраты гражданства без определенных процессуальных действий и присутствия «виновного» лица.

Статьи 25 и 26 «Закона о гражданстве» ЛР регламентируют также возможность повторного получения или восстановления гражданства (процесс реинтеграции) после его утраты. Лиц, лишенных гражданства, можно принять в гражданство Латвии только в порядке натурализации и не ранее пяти лет постоянного проживания в Латвии, считая со дня лишения гражданства Латвии.

(http://www.likumi.lv).

 

3. Правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, неграждан и беженцев

 

В рамках этой темы актуальным является вопрос о юридическом статусе (правовом положении) различных групп лиц, и их месте в структуре жителей в соответствии с этим правовым статусом. В связи с этим, необходимо обратиться к структурированию жителей ЛР в соответствии с их юридическим статусом. В этом аспекте структуру жителей ЛР образуют:

  1. Граждане.
  2. Иностранные граждане.
  3. Лица без гражданства.
  4. Неграждане.
  5. Лица, ищущие убежища и беженцы.
  6. Другие лица.

Юридический статус (правовое положение) этих групп структуры жителей ЛР регламентируют различные нормативные акты ЛР.

Правовой статус граждан ЛР регламентирует «Закон о гражданстве» (1994 г.).

Правовой статус иностранных граждан регламентирует «Закон об иммиграции» ЛР (2002 г.). Целью этого закона является определение порядка въезда, пребывания, транзита, выезда и задержания иностранных граждан, а также порядка содержания иностранных граждан под стражей в Латвийской Республике и выдворения из нее для обеспечения реализации миграционной политики, соответствующей нормам международного права и интересам Латвийского государства. Иностранные граждане — лица, не являющиеся гражданами Латвии или негражданами Латвии(http://www.likumi.lv).

Правовой статус иностранных граждан регламентируют не только законы ЛР, но и в известной степени – также нормативные акты государства его гражданства. Особый статус есть у лиц дипломатической службы, депутатов парламентов других государств, представителей правительств – различные иммунитеты.

Правовой статус лиц без гражданства (апатриды „de jure”) регламентирует «Закон о лицах без гражданства» ЛР (2004 г.).

В Латвийской Республике лицо можно признать лицом без гражданства, если какое-либо государство не признало это лицо своим гражданином в соответствии со своими законами.

Лицо без гражданства въезжает и проживает в Латвийской Республике в порядке, установленном в «Законе об иммиграции». У лица без гражданства, находясь в Латвийской Республике, есть обязанность соблюдать требования нормативных актов Латвийской Республики. Лицо утрачивает статус лица без гражданства в Латвийской Республике, если оно получило гражданство Латвии или другого государства.

Лицо, утратившее статус негражданина Латвии, признается лицом без гражданства, если у этого лица нет гражданства ни одного другого государства, а также ему не выдана в порядке, установленном в правовых актах иностранных государств, гарантия о принятии в гражданство(http://www.likumi.lv).

Правовой статус неграждан регламентирует закон «О статусе тех граждан бывшего СССР, у которых нет гражданства Латвии или другого государства» ЛР (1995 г.).

Субъекты этого закона – неграждане – те живущие в Латвийской Республике, а также находящиеся в терминированном отсутствии граждане бывшего СССР и их дети, которые одновременно соответствуют следующим условиям:

1. 1 июля 1992 года они, в независимости от статуса жилой площади, указанной в прописке, были прописаны на территории Латвии, либо их последним зарегистрированным местом жительства до 1 июля 1992 года была Латвийская Республика, либо решением суда констатирован факт, что до упомянутого числа они не менее 10 лет непрерывно жили на территории Латвии.

2. Они не являются гражданами Латвии.

3. Они не являются и не являлись гражданами другого государства.

Необходимо учитывать, что правовой статус лиц, переселившихся в Латвийскую Республику после 1 июля 1992 года, определяет «Закон об иммиграции».

Закон «О статусе тех граждан бывшего СССР, у которых нет гражданства Латвии или другого государства» не относится к:

1. Военным специалистам, занятым на функционировании и демонтаже военного объекта Российской Федерации, дислоцированного на территории Латвии, а также гражданским лицам, командированным в Латвию с этой целью.

2. Лицам, уволенным с активной военной службы после 28 января 1992 года, если эти лица в момент призыва на службу постоянно не проживали на территории Латвии, или они не являются членами семьи граждан Латвии.

3. Этот закон не относится также к супругам, указанных в предыдущих пунктах (в пунктах 1 и 2) лиц, и живущим вместе с ними членам семьи – детям и другим иждивенцам, если эти лица прибыли в Латвию в связи со службой военнослужащего вооруженных сил Российской Федерации (СССР), независимо от того, когда они прибыли в Латвию.

4. Лицам, получившим вознаграждение (компенсацию) за выезд на постоянную жизнь в зарубежные государства, независимо от того, выплатили ли это вознаграждение (компенсацию) государство Латвийской Республики или учреждения самоуправлений, или международные (иностранные) фонды или учреждения.

Необходимые документы и порядок, в котором лицо признают негражданином, устанавливает Кабинет министров ЛР.

Причиной утраты статуса негражданина может быть:

  1. Отказ от статуса негражданина.
  2. Лишение статуса негражданина.
  3. Получение гражданства Латвии в порядке, установленном в «Закон о гражданстве» ЛР.

Лицо, являющееся субъектом закона «О статусе тех граждан бывшего СССР, у которых нет гражданства Латвии или другого государства», нельзя признать также лицом без гражданства (http://www.likumi.lv).

Правовой статус лиц, ищущих убежища и беженцев регламентирует «Закон об убежище» (2009 г.). Целью этого закона является обеспечение, согласно общепризнанным международным принципам прав человека, права лиц на получение убежища в Латвийской Республике, предоставление статуса беженца или альтернативного статуса, или получение временной защиты.

Для предоставления таких прав, необходимо выяснить причины преследования этих лиц - раса, религия, национальность, принадлежность к определенной социальной группе, политические убеждения и др.

Лицо, ищущее убежища является государственным подданным третьего государства (иностранным гражданином) или лицом без гражданства, которое в установленном в «Законе об убежище» порядке подало заявление о предоставлении статуса беженца или альтернативного статуса в Латвийской Республике. Лицо является лицом, ищущим убежища до того момента, когда вступило в силу и стало невозможным обжалование конечного решения о его заявлении. Положительное решение означает предоставление защиты лицу в Латвийской Республике.

Государственными подданными третьего государства называют лиц, которые не являются гражданами Латвийской Республики, другого государства Европейского Союза, государства Европейской Экономической зоны или Швейцарской Конфедерации, а также лицами без гражданства, которым этот статус предоставило какое-либо из этих государств.

Ищущему убежища лицу в Латвийской Республике выдается документ, удостоверяющий личность лица, ищущего убежища. Его форму и порядок выдачи устанавливает Кабинет министров.

В свою очередь, на статус беженца, в соответствии со статьей 20 настоящего закона, может претендовать государственный подданный третьего государства, который, обоснованно боясь преследований в связи с его расой, религией, национальностью, принадлежностью к определенной социальной группе, политическими убеждениями, находится вне государства, подданным которого он является, и не способен или из-за таких опасений не желает принять защиту государства своего подданства (апатрид „de facto”), правовую защиту соответствующего государства, или лицо без гражданства, которое, по тем же причинам не способно или не желает вернуться в него.

На альтернативный статус может претендовать лицо, которому нельзя предоставить статус беженца.

Лицо не может претендовать на статус беженца, если оно является гражданином более чем одного государства и без обоснованной причины не пользуется правовой защитой какого-либо из государств своего гражданства. Государством гражданства лица является каждое из государств, гражданином которого является это лицо (статья 20).

На альтернативный статус не может претендовать лицо, которое:

- совершило определенное в международных документах преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества;

- совершило преступление, которое, в соответствии с законом Латвийской Республики, признается тяжким или особо тяжким преступлением;

- совершило действия, направленные против принципов и целей Организации Объединенных Наций;

- есть основание полагать, что лицо создает угрозы государственной безопасности или общественному порядку и безопасности;

- до прибытия в Латвийскую Республику совершило преступление, за которое к нему было бы применено лишение свободы, если бы оно было совершено в Латвийской Республике, и оставило государство своего происхождения только, чтобы избежать наказания за это преступление.

«Временная защита», в соответствии со статьей 1 «Закона об убежище», является чрезвычайным мероприятием, которым группе лиц в установленном в данном законе порядке предоставляют право определенное время пребывать в Латвийской Республике. (http://www.likumi.lv).

Другие лица – лица, прибывшие и проживающие на территорию ЛР нелегально. Они находятся в круге внимания специальных служб.

 

Содержание понятий:

1. Гражданство – крепкая, устойчивая правовая связь между индивидом и конкретным государством.

2. Натурализация - принятие в гражданство ЛР иммигрантов, иностранных граждан, неграждан и лиц без гражданства в соответствии с нормативными актами ЛР.

3. Иностранный гражданин — иностранный гражданин на территории ЛР, лицо, не являющееся гражданином Латвии или негражданином Латвии.

4. Лицо без гражданства – лицо на территории ЛР, если какое-либо из государств не признало это лицо своим гражданином в соответствии со своими законами.

5. Негражданин – лицо, правовой статус которого регламентирует закон «О статусе тех граждан бывшего СССР, у которых нет гражданства Латвии или другого государства» ЛР (1995 г.).

6. Лицо, ищущее убежища - государственный подданный третьего государства (иностранный гражданин) или лицо без гражданства, которое в установленном в «Законе об убежище» порядке подало заявление о предоставлении статуса беженца или альтернативного статуса в Латвийской Республике.

7. Временная защита – чрезвычайное мероприятие, которым группе лиц в установленном в законах ЛР порядке предоставляют право определенное время пребывать в Латвийской Республике.

8. Государственный подданный третьего государства – лицо, не являющееся гражданином Латвийской Республики, другого государства Европейского Союза, государства Европейской Экономической зоны или Швейцарской Конфедерации.

9. Государственная подданство – синоним понятия «гражданство» – крепкая, устойчивая правовая связь между индивидом и конкретным государством.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте главное содержание понятий «гражданство» и «гражданин».

2. Какими являются главные критерии разграничения понятий «права человека» и «права гражданина»?

3. Какие главные виды получения гражданства ЛР существуют?

4. Какие главные виды утраты гражданства ЛР существуют?

5. Охарактеризуйте главные общие правила натурализации.

6. Охарактеризуйте главные ограничения натурализации в ЛР.

7. Охарактеризуйте главные аспекты содержания института натурализации детей.

8. Какой закон определяет правовой статус иностранных граждан в ЛР?

9. Какой закон определяет правовой статус лиц без гражданства в ЛР?

10. Какой закон определяет правовой статус неграждан в ЛР?

11. Какой закон определяет правовой статус лиц, ищущих убежища и беженцев в ЛР?

 

Источники литературы:

1. Bojārs J. Starptautiskās publiskās tiesības. – Rīga, 2004.

2. Cilvēktiesības pasaulē un Latvijā. Dr. I. Ziemeles redakcijā. – Rīga, 2000

3. Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004.

4. Vildbergs H. J., Messeršmits K., Niedre I. Pilsonis tiesiskā valstī. Vācu konstitucionālo un administratīvo tiesību pamati. – Rīga, 2004.

5. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – Москва, 2006.

 

Нормативные правовые акты:

2. Сатверсме Латвийской Республики. – Рига, 2009.

3. Закон о лицах без гражданства. - http://www.likumi.lv

4. Закон об иммиграции. - http://www.likumi.lv

5. Закон «О статусе тех граждан бывшего СССР, у которых нет гражданства Латвии или другого государства». - http://www.likumi.lv

6. Закон об убежище.- http://www.likumi.lv

7. Закон о гражданстве. - http://www.likumi.lv

8. Европейская конвенция о гражданстве - www.google.lv

 

 

Интернет-ресурсы:

1. http://www.Atlants.lv

2. http://www.juridica.lv

3. http://www.likumi.lv

4. http://www.liis.lv

5. Поисковая система Интернет – www.google.lv

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.19 с.)