Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Я тема. Основные принципы конституционализмаСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы темы: 1. Понятие конституционализма и его содержание. 2. Содержание принципа суверенитета. 3. Принцип народовластия и его закрепление в Сатверсме ЛР. 4. Главное содержание принципа разделения государственной власти. 5. Содержание принципа правового и социального государства.
1. Понятие конституционализма и его содержание
В конституциях государств закрепляются основные принципы конституционного устройства государства. Их можно считать также самохарактеристикой устройства соответствующего государства. В сущности, они являются конституционно-правовой основой соответствующего государства, на которой создается все конституционное устройство. Основные принципы устройства Латвийского государства определены в статьях 1, 2 и др. Сатверсме ЛР. В целом, такая совокупность принципов, включенная в основные законы государств – конституции, образует существеннейший элемент теории конституционализма – его юридически-политическую составную часть. Понятие конституционализма, его содержание является многогранным. (Шайо А. Самоограничение власти.(Краткий курс конституционализма). – Москва, 1999, 20. – 24. lpp.) Понятие конституционализма, его содержание в юридической науке определяется в нескольких аспектах: - учение о конституции; - государственное управление, осуществляемое конституционно-правовыми методами; - конституционный режим функционирования государственной власти; - государственное устройство, ограниченное конституцией и т.д. (Mikainis Z. Konstitucionālisma izpausmes Latvijas Republikas Satversmē.// Tiesību transformācijas problēmas sakarā ar integrāciju Eiropas Savienībā. – Rīga, 2002, 372. – 385. lpp.) Характеризуя понятие конституционализма, прежде всего, необходимо подчеркнуть, что история его развития была весьма длинной и сложной. Необходимо учитывать признание Лоренса Биера (Lawrence W. Beer): «Западный конституционализм развивался, часто мучительно тяжело, на протяжении тысячелетий, включив в себя основы греческих, римских, иудейских, христианских традиций и традиций эпохи Просвещения. Позднее на него влияли такие события как научные, индустриальные и политические революции и войны.» (Lawrence W. Beer. Constitucionalism in Asia and the United States.// Constitucional Systems in Late Twentieth Century Asia. – Seattle and London: University of Washinton Press, 1992, p. 6) Для характеристики содержания понятия конституционализма используются два главных подхода: 1. Академический, теоретический подход, в котором акцентируется система основных принципов, включенная в демократическую конституцию и ограничивающая государственную власть в пользу свободы человека. 2. Практически-реальный подход – проявления практической реализации принципов конституционализма в жизни конкретного государства, в организации власти и деятельности (процедуры, механизмы) этого государства. Исследование и анализ практической реализации принципов конституционализма дают возможность констатировать недостатки, ошибки, неверные решения и т.д. конституционной юрисдикции. Таким образом, принципы конституционализма действуют и как критерии реализации конституционного права. Внимание необходимо привлечь и к взаимодействию принципов конституционализма и конституции. Понятия «конституционализм» и «конституция» тесно связаны, однако, они не являются синонимами. Здесь необходимо руководствоваться несколькими признаниями: 1. В демократическом государстве в конституцию (и в материальном понимании) включается несколько принципов конституционализма. 2. В содержании конституционализма доминирующими являются признания о конституции как о главном источнике конституционного права, о высшей юридической силе ее норм. 3. Конституция является нормативно-правовым документом, ориентированным на порядок, создающий нормативные основы (форма государства, институции власти, их компетенция). 4. В свою очередь, в конституционализме акцентируется рационализация, разумная регламентация деятельности институций государственной власти, т.е., механизмы и проблематика ограничения их произвола. Так как объем принципов конституционализма является обширным, в рамках этой темы будут охарактеризованы только самые важные и часто встречаемые в конституциях основные принципы конституционного устройства.
2. Содержание принципа суверенитета
Сущность понятия суверенитета в юридической литературе характеризует взаимосвязь двух терминов – власть и высший. Следовательно – высшая власть. Однако, необходимо учитывать, что суверенитет не является самой «властью», а только ее специфической особенностью, качеством, степенью, совершенством, вышестоянием, независимостью от других властей и т.д. (Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004, 81. – 96. lpp.) Понятие суверенитета образовывалось исторически. Его основоположником считают французского ученого 16-го века Ж. Бодена. В своих работах он защищал мирское, национально-централизованное государство. Для закрепления такого государства он выдвигал принцип суверенитета. Понятие суверенитета формулировалось как существенный признак высшей власти государства. Таким образом, принцип суверенного, независимого государства был противопоставлен политической и идейной раздробленности государства и высшей власти Римского папы и немецкого кейзара. (Cipeliuss R. Vispārējā mācība par valsti. – Rīga, 1998, 44. - 45. lpp.) В наше время суверенитет является комплексным понятием, включающим в себя единую совокупность нескольких особенностей публичной власти, позволяющих считать эту власть суверенной. Кроме того, что понятие суверенитета (принцип) предоставляет носителю высшей власти известные привилегии, оно возлагает на этого субъекта также существенные обязанности. В контексте конституционного права необходимо подробнее анализировать несколько субъектов, связанных с действием принципа суверенитета – народ и государство. 1. Принцип суверенитета государства в статье 1 Сатверсме ЛР характеризуется понятием «независимое». В таком виде, главным образом, характеризуются отношения государства Латвии с другими государствами, различными международными организациями и объединениями государств. Таким образом, главным значением принципа суверенитета государства в конституционном праве является подчеркивание полной юридической и политической самостоятельности и независимости народа (совокупности граждан), создавшего свое государство, от других субъектов международного права. Государство является суверенным во всех случаях, когда оно может самостоятельно выражать свою политическую волю, как во внутренней политике, так и во внешней политике государства. Принцип суверенитета государства требует, чтобы государство Латвии независимо от любого внешнего воздействия и самостоятельно принимало решения. В этом контексте у суверенитета государства, как у специфического качества компетенции государственной власти, может быть несколько аспектов проявления: а) территориальное господство, аспект вышестояния компетенции государственной власти. Это компетенция государственной власти находиться выше других компетенций в государстве; б) реализация независимой внутренней политики, т.н. «независимость вовнутрь». Однако, в этом аспекте государство как «уполномоченный агент» только реализует суверенную власть народа – в контексте статьи 2 Сатверсме ЛР – «Суверенная власть государства принадлежит народу Латвии». Ею народ управляет собой, и государство является суверенным настолько, насколько его не ограничивает сам народ, создавший государство. Государство осуществляет свое суверенное право действовать, если его санкционировал народ. Государство является осуществителем компетенции народа, и государство осуществляет компетенцию народа по заданию самого народа. Это «задание» является легитимной основой для признания соответствующей публичной власти государственной властью. в) основным элементом принципа суверенитета государства является также свободная воля государства действовать в международной системе и брать на себя определенные обязанности, оказывать помощь, осуществлять свою политику безопасности. Принцип суверенитета государства не требует изолированности государства в международных отношениях. Он допускает, что государства могут заключать между собой международные договоры, принимать на себя выполнение обязательств определенного содержания и создавать международные организации, которые, в отдельных случаях, могут требовать от государств действий определенного вида. Если свою волю совершать эти действия государство выразило не свободно, а было заставлено сделать это, возможно констатировать серьезное нарушение принципа суверенитета государства. Основным элементом принципа суверенитета государства является т.н. право на последнее слово – односторонне принять решение о прекращении участия в какой-либо международной организации или договоре, что негативно влияет на возможности государства самостоятельно решать какой-либо вопрос, находящийся в своей компетенции. Однако, государство может передать право решать какой-либо вопрос, находящийся в своей компетенции, международным институциям. В этом случае у государства должно быть право отозвать свое участие в какой-либо международной организации или образовании и вернуть способность самостоятельно решать и о переданных компетенциях. 2. Принцип суверенитета народа – один из главных «краеугольных камней» системы принципов конституционализма. Как было указано ранее, статья 2 Сатверсме ЛР определяет, что суверенная власть государства принадлежит народу Латвии. Посредством этой конституционной нормы формулируется главный смысл принципа суверенитета народа – суверенитет является высшей властью определенного субъекта в государстве. Это означает, что «народ Латвии» определяет форму государственного устройства, может решать о целесообразности существования государства и обо всех вопросах жизни государства. Государство является институцией народной воли. Народ как источник суверенной власти означает то, что институции государственной власти могут получить свои полномочия только от народа, основываясь на волю большинства народа, выраженную на выборах, а также они вынуждены осуществлять конституцию, являющуюся актом народной воли о том, к какой форме и виде она должна существовать. В свою очередь, народ как носитель суверенной власти означает то, что народ является не только основой государственной власти, но и реальным фактором в политической системе государства. Это означает, что народ предусмотрел для себя в конституции право реализовать определенные функциональные действия государственной власти, а также зарезервировал для себя особое право решать отдельные существенные вопросы. Например, только народ Латвии может отказаться от независимости государства или изменить основные конституционные принципы государственного устройства (статья 77 Сатверсме ЛР). «Народ Латвии» является совокупностью граждан Латвии независимо от их национальности, расы, пола, социальной и др. принадлежности. Как конституционно-политическое понятие, «народ Латвии» не является идентичным с этнически-национальным понятием «латышский народ». Однако, в демократическом обществе и в правовом государстве «народ Латвии» не является «расплывчатым» коллективным целым. Это индивидуально структурированная совокупность граждан. У каждого отдельного гражданина есть право свободно выражать свою волю в рамках совокупности граждан, быть «решающим голосом». Граждане государства объединились в политически функционирующее общество. Их объединяют правовые связи института гражданства, указывающие на официальную принадлежность к совокупности людей, являющейся основой системы государственной власти. «Высшая власть» суверенитета народа в контексте конституционализма не является абсолютно неограниченной. Ее возможный сакральный «абсолютизм» ограничивают: - основные права человека; - конституция государства; - взаимодействие большинства и меньшинства голосов на выборах; - правовая деятельность институций судебной власти; - принципы международного права. Эти «ограничения» вытекают преимущественно, но не только, из взаимодействия принципа суверенитета народа и принципа правового государства.
3. Принцип народовластия и его закрепление в Сатверсме ЛР Принцип народовластия в контексте конституционализма акцентирует демократические мероприятия «народа Латвии», как носителя суверенной власти, в конкретном осуществлении, практической работе «высшей власти». Здесь являются доминирующими динамичные процессуальные основные установки, различные мероприятия в политической реальности. Без народовластия принцип суверенитета народа был бы формальной идеей, имеющей весьма отдаленную связь с политическими реалиями. Поэтому, необходимо различать «принцип суверенитета народа» и «принцип народовластия». Они не являются синонимами. Главный акцент в контексте «принципа суверенитета народа» ставится на народ как источник суверенной власти, понимание его основы. Здесь констатируется известная установка подхода неизменности, статичности – «кто правит». Главный акцент в контексте «принципа народовластия», как уже было упомянуто, ставится на динамичные демократические мероприятия «народа Латвии», как носителя суверенной власти, в политической системе права, на действие в сфере «практического» правления – «как правит». Демократия, как вид управления государством, требует осуществления воли народа во всех вопросах жизни государства. Так как совокупность граждан очень редко решает единогласно, демократия акцептирует, что обязывающим является решение большинства. Следовательно – осуществление воли (власти) большинства народа. Однако, необходимо учитывать, что мнение большинства не всегда является «правильным» мнением по существу, но ему характерна меньшая реакция политического несогласия. Меньшинство обязано подчиняться решениям большинства. Решения большинства могут быть пересмотрены, но только в установленном в конституции порядке. Решения большинства не должны тотально угрожать основным правам меньшинства и каждого индивида. Таким образом, конституция, конституционное право являются своеобразным инструментом, механизмом, определяющим равновесие между правом большинства решать и свободой меньшинства и каждого отдельного индивида. Для реализации современной демократии (полиархии) необходимо «мудрое» общество – гражданское общество, а не так называемое общество «песочных часов». Реальное народовластие «требует» конституционного механизма, как раскрыть и осуществить волю народа в форме прямой демократии и представительской (косвенной) демократии. В контексте конституционного права принцип народовластия реализуется в двух главных конституционно закрепленных формах: 1. Прямая демократия. 2. Представительская (косвенная) демократия. Они являются главными конституционными механизмами для осуществления суверенитета народа в рамках принципа народовластия. Формы прямой демократии: 1. Всеобщие, равные, тайные и т.д. выборы – прямое проявление воли народа для предоставления различных мандатов. 2. Народное голосование (референдум, плебисцит, опрос и т.д.). 3. Дополнительные формы: собрания, митинги, демонстрации, манифестации, пикеты, петиции и т.д. 4. Подача законопроектов и голосование о принятии закона (статья 78 Сатверсме ЛР). Формы представительской (косвенной) демократии: 1. Демократически избранный парламент (другие должностные лица), их деятельность. 2. Практическая деятельность институций государственной власти в соответствии с условиями конституции и других нормативно-правовых актов. В Сатверсме ЛР закреплено также несколько видов народного голосования: 1. Обязательное голосование – о поправках в статьях 1, 2, 3, 4, 6 и 77 Сатверсме ЛР. 2. Факультативное голосование – в связи с условиями статьи 72 Сатверсме ЛР. 3. Автоматическое голосование – в связи с условиями статей 48 и 78 Сатверсме ЛР. Ни одному из этих видов народного голосования не присущ характер только опроса народа. Таким образом, в Сатверсме ЛР закреплены различные и весьма разнообразные формы прямого народовластия (демократии). Однако, это не означает, что вместе с этим открывается дорога для любых акций демократического характера, в результате которых могли бы быть приняты открыто популистские, поспешные и ошибочные решения. Например, статья 73 Сатверсме ЛР строго определяет: «На народное голосование не могут быть переданы бюджет и законы о займах, налогах, таможенн ых сборах, железнодорожных тарифах, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, введении и отмене чрезвычайного положения, мобилизации и демобилизации, а также договоры с иностранными государствами».
4. Главное содержание принципа разделения государственной власти
Принцип разделения государственной власти является одним из самых существенных и сложных основных принципов конституционализма. Он является основным принципом институционализации, предусматривающим создание законодательной, исполнительной и судебной властей и независимость их функционирования таким образом, чтобы они ограничивали и уравновешивали друг друга. В историческом развитии принципа разделения государственной власти наблюдается несколько этапов: 1. Стихийный, теоретически-неосознанный – соображения теоретически-интеллектуального подхода. Ярким примером являются признания Аристотеля в работе «Политика». 2. Время разработки теоретических обоснований и их совершенствования. Джон Локк (1623-1704 гг.) выдвинул тезис о двухчастном делении государственной власти – разделении законодательной власти и исполнительной власти. Судебная власть остается в составе исполнительной власти. Ш. Монтескье, в свою очередь, предлагает создать законодательную власть и двухчастную исполнительную власть: - деятельность исполнительной власти на международном уровне и в реализации законов; - деятельность исполнительной власти в сфере частного права (разрешение споров). Этот вариант приоткрыл возможность для позднейшего более строгого разграничения судебной власти. (Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004. 219. – 2 40. lpp.) «Триада» вживления принципа разделения государственной власти создает препятствия для злонамеренного использования и произвола государственной власти, способствует закреплению свобод и законности. Главной целью вживления принципа разделения государственной власти является деконцентрация (не децентрализация) государственной власти. В содержание этой цели входит гарантирование свободы и сохранение главенства права. Деконцентрация ослабляет и предотвращает тенденции узурпации государственной власти, в особенности, замену народовластия чертами власти какого-либо другого режима. Необходимо учитывать несколько аспектов выражения содержания принципа разделения государственной власти: 1. Функциональный – определенность компетенций функциональной деятельности трех ответвлений власти. 2. Институциональный – главные институции государственной власти, созданные для реализации определенность компетенций функциональной деятельности. В ЛР ими являются Саэйм, Кабинет министров, институции судебной власти. В дополнении к ним действуют также Президент государства и Государственный контроль. В Сатверсме ЛР принцип разделения государственной власти закреплен в косвенном виде. Этот принцип вытекает из статьи 1 Сатверсме: «Латвия является независимой демократической республикой». Подробнее регламентация этого принципа выражается в разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную власти, которые реализуются автономными институциями. Они включены в отдельные главы Сатверсме, где также определена их компетенция, ее «точки тяжести» и зависимость этих компетенций от места институции по отношению к другим институциям. Строго характеризуется необходимость взаимодействия этих институций, ее возможности и границы. Однако, в Сатверсме нет «прямой» формулировки принципа разделения государственной власти. Этот факт встречается и в конституциях других государств. В ЛР как в парламентарной республике в «триаде» ответвлений власти доминирующая роль отводится Саэйму. Это означает зависимость исполнительной власти от доверия парламента. Здесь является важным соблюдение принципа правового государства. Важная роль принадлежит институциям судебной власти, в особенности, Конституционному суду. Таким образом, принцип разделения государственной власти играет существенную роль в демократическом процессе осуществления государственной власти.
5. Содержание принципа правового и социального государства
Принцип правового государства в контексте конституционализма акцентирует связь государственной власти с системой права, со всеми принципами конституционализма, с их последовательным вживлением в реальную жизнь. Вместе с этим, правовое государство как основной конституционный принцип государственного устройства представляет собой комплексную систему, главной целью которой является обеспечение создания правовой государственности и функционирования в соответствующей политической системе. Основными условиями правового государства являются вышестояние народа (своего рода самодержавие) и главенство права. (Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004. 174. – 2 08. lpp.) Демократическое правовое государство обычно является и конституционным государством, конституция которого легитимирует и регулирует государственную власть и предоставляет ее нескольким автономным институциям государственной власти – осуществляет разделение государственной власти. Вместе с этим, государственная власть вынуждена соблюдать также фундаментальные основные права человека. Оценивая содержательный смысл понятия правового государства, необходимо акцентировать два аспекта: - социальная ценность – закрепляет гуманизм и справедливость; - практическая ценность института – средство в борьбе за законность и справедливость, с одной стороны, и средство в борьбе против незаконности и несправедливости, с другой стороны. Главные элементы содержания принципа правового государства можно обобщить следующим образом: 1. Соответствие законов праву и «господство» права во всех сферах жизни при главенстве конституционного права. Таким образом, отношения между индивидом и государственными учреждениями основывается на правовых основах, детерминирующих основные права человека. Закон является важной линией границы между государственной властью и свободой человека (народа). 2. Взаимная слаженность, упорядоченность источников права, закрепление их иерархии и предотвращение противоречий при помощи конституции – ограничивает «обхождение стороной» закона, такой подход закрепляет принцип правового упования. 3. В отношении к праву и правовому порядку доминирующим является признание, что соблюдение права является более выгодным, чем его нарушение. 4. Ответственность государства перед индивидом и ответственность индивида (в особенности, гражданина) перед государством. 5. Обеспечение действия всех основных принципов конституционализма (все ответвления власти уважают основные права – доминирует правовое упование и т.д.). 6. Соответствие национальной системы права общепризнанным принципам и нормам международного права, в особенности, в сфере прав человека. 7. Совершенствование признаков высокой юридической культуры: а) в интеллектуальном аспекте – освоение знаний, повышение гражданского сознания; б) в соблюдении законности – уважение должностных лиц к любому «рядовому посетителю», воспитание «бюрократии» высокого профессионального ранга и т.д. Принцип социального государства в контексте конституционализма акцентирует роль и ответственность государственной власти в сфере разрешения социальных проблем. Этот принцип можно считать своеобразным «продолжением» и дополнением принципа правового государства на новой стадии его развития. Он является одним из новейших принципов конституционализма, и закрепляется только в конституциях «второй волны» – после Второй мировой войны. Принцип социального государства был сформулирован в конституции послевоенной Германии 1949-го года – в «Основном законе». Основная идея сущности принципа социального государства – тяжесть разрешения различных социальных проблем не является и не может являться проблемой только отдельного индивида. Защита прав «более слабых» изначально гарантируется в глобальных и региональных механизмах защиты и вживления международных прав человека – в документах и т.д. В Латвии принцип социального государства укореняется в Сатверсме ЛР, в особенности, в ее 8-й главе «Основные права человека», в которую включен ряд основных социальных прав, принадлежащих к т.н. второму поколению прав человека – статьи 106, 107, 109, 111,112 и др. С аспекта конституционного права не так важно, какой является формулировка принципа социального государства в конституции государства, важна социальная государственность, осуществляемая на практике, главным элементом которой должна быть забота о благополучии и социальной справедливости. Понятие «социальный» является равноценным понятию «общественный», накладывая на государство ответственность за существование общества. (Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004. 203. – 2 08. lpp.) Социальное государство возлагает на государственное управление обязанность обеспечить все основные нужды жителей и соразмерную социальную справедливость. В контексте содержания принципа социального государства: 1. Государство должно способствовать таким правам, как получение образования, жилища, социального благополучия и др. 2. Однако, осуществление этих прав необходимо реализовать не только «предоставляя». Государство должно «защищать» индивида и от своего собственного «самоограничения» - лени, различного рода апатий и т.д. Поэтому необходимо способствовать и предоставлять возможности для саморазвития индивида, активного действия, совершенствования личности. 3. Необходимо способствовать сокращению противоречий между индивидуальной свободой человека и равноправием. Однако, совершенная гармонизация принципов свободы и равноправия не является возможной. 4. Необходимо реализовывать долгосрочные социальные программы, однако, в них нельзя использовать лозунги «холодного социализма» – «ликвидировать богатых». Таким образом, необходимо признать, что принципы социального государства не реализуются в какой-либо «абсолютной» степени. Необходимо учитывать, что принципы социального государства тяжело осуществляемы в государствах с низким уровнем экономического развития, с несостоявшимся гражданским обществом.
Содержание понятий: 1. Демократия – форма управления государством, в которой государственная власть осуществляется в соответствии с волей большинства народа. Одновременно уважаются права меньшинства и свобода каждого члена общества. 2. Конституционализм – система существеннейших основных принципов конституционного устройства государства, включенная в конституцию и регламентирующая взаимодействие государственной власти с индивидом и обществом в пользу свободы человека. 3. Косвенная демократия – форма управления государством, в которой народ на определенное время избирает своих представителей (депутатов), уполномоченных от имени народа распоряжаться государственной властью. 4. Принцип – ведущая идея, основное правило, главная установка какой-либо теории, учения, системы права или науки, а также убежденности и деятельности человека. 5. Республика – форма управления демократическим государством, в которой все высшие должностные лица государства находятся на своих должностях в соответствии с волей большинства народа. 6. Социальное государство – такой механизм управления государством, целью которого является забота о соответствующем достоинству человека существовании каждого индивида, живущего на территории государства, и, следовательно, об обеспечении повышения благосостояния в обществе в целом. 7. Правовая система – включает в себя самые обширные вопросы, связанные с правом в конкретном государстве. Ее структуру образуют все правовые явления общества этого государства – правовые нормы, источники права, все государственные институции, связанные с применением права, а также совокупность правовых отношений, образовавшихся и существующих в этой системе. 8. Система права – одна из главных частей правовой системы, состоящая из правовых норм.
Контрольные вопросы: Какими являются важнейшие аспекты содержания понятия «конституционализм»? Какими являются главные критерии разграничения понятий «конституционализм» и «конституция»? Какими являются главные аспекты содержания принципа суверенитета? Какими являются главные проявления суверенитета компетенции государственной власти? Каким является взаимодействие принципа суверенитета и принципа народовластия? Какие элементы прямой и представительской демократии закреплены в Сатверсме ЛР? Какие главные виды народного голосования закреплены в Сатверсме ЛР? Какими являются главные аспекты проявления содержания принципа разделения государственной власти? Которому из элементов «триады» ответвлений государственной власти предоставлена доминирующая роль в Сатверсме ЛР? Какими являются главные аспекты содержательного смысла понятия правового государства? Какими являются главные элементы содержания принципа правового государства? Какими являются главные элементы содержания принципа социального государства?
Источники литературы: 1. Cipeliuss R. Vispārējā mācība par valsti. – Rīga, 1998. 2. Dišlers K. Ievads Latvijas valststiesību zinātnē. – Rīga, 1930. 3. Dišlers K. Latvijas valsts varas orgāni un viņu funkcijas. – Rīga, 2004. 4. Eglītis V. Ievads konstitūcijas teorijā. – Rīga, 2006. 5. Iļjanova D. Vispārējo tiesību principu nozīme un piemērošana. – Rīga, 2005. 6. Juridisko terminu vārdnīca. – Rīga, 1998. 7. Lawrence W. Beer. Constitucionalism in Asia and the United States.// Constitucional Systems in Late Twentieth Century Asia. – Seattle and London: University of Washinton Press, 1992, p. 6). 8. Levits E. Tiesību normu interpretācija un Satversmes 1. panta demokrātijas jēdziens. – Cilvēktiesību žurnāls, nr. 4, 1997. 9. Mikainis Z. Konstitucionālisma izpausmes Latvijas Republikas Satversmē.// Tiesību transformācijas problēmas sakarā ar integrāciju Eiropas Savienībā. – Rīga, 2002. 10. Stein Ringen. What Democracy Is For. – Princeton and Oxford, 2006. 11. Pleps J., Pastars E., Plakane I. Konstitucionālās tiesības. – Rīga, 2004. 12.Taube Caroline. Constitutionalism in Estonia, Latvia and Lithuania. A Study in Comparative Constitutional Law. – Uppsala, Iustus Forlag, 2001. Шайо А. Самоограничение власти. (Краткий курс конституционализма). – Москва, 1999.
Нормативные правовые акты: 1. Административно-процессуальный закон - http://www.likumi.lv 2. Сатверсме Латвийской Республики – Rīga, 2009.
Интернет-ресурсы: 1. http://www.Atlants.lv 2. http://www.juridica.lv 3. http://www.likumi.lv 4. http://www.liis.lv 5. Поисковая система Интернет – www.google.lv
4.temats.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.74 (0.01 с.) |