Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Античный полис как политическая форма самоуправленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Иерархическое начало, отчетливо выраженное в период вождеств, стало со временем основой политической организации формирующегося классового общества. Происходит «огосударствление» институтов самоуправления. Важнейшим фактором «огосударствления» общинно-племенных структур самоуправления становится усложнение задач управления разросшихся общностей, племени, этнической группы, народности. Происходит как бы разделение потестарных функций на собственно управление той или иной сферой жизнедеятельности общностей и властвованиекак процесса обеспечения интегративной целостности этой общности и поддержание в ней общего порядка. При этом в сферу управления естественным образом вживаются институты общинно-племенного самоуправления, причем в одних общностях, преимущественно компактных, управление и самоуправление выступают как тождественные понятия, в то время как в больших по размерам площади их расселения, многолюдных общностях самоуправление отдельных общин выступает как автономия в рамках общей системы управления. Но и в том и в другом случае управление (самоуправление) утрачивает свою самодовлеющую самостоятельность, подчиняясь основным целям и задачам политического властвования или, выражаясь современным языком, главным направлениям политики раннего государства. Античные демократии - в большей степени афинская, в меньшей римская - при всей их очевидной «классовой ограниченности» впервые в мировой истории провозгласили народный суверенитет как политическую и идеологическую основу государственного строя и обеспечили в периоды своего расцвета массовое участие свободных граждан в управлении государством. Понятие «демос» охватывало у древних греков всех свободных граждан, как владевших, так и не владевших рабами. Этот момент особенно важно учитывать при рассмотрении институтов политического участия античного полиса. Народное собрание (экклезия) - один из древнейших институтов афинской демократии, преобразовавшийся из органа родовой демократии в орган государственной власти. Доступ на него был открыт всем полноправным гражданам Афинского государства с 20-летнего возраста независимо от имущественного положения и знатности. Особое значение имела процедура графе параномон - возбуждение гражданами вопроса о незаконности того или иного законодательного предложения или об отмене существующего закона. Каждый гражданин имел право взять слово и быть выслушанным. Строго регламентированная процедура созыва и проведения народного собрания, широкий круг его компетенции, подготовленность законопроектов, выносимых на обсуждение и утверждение, регулярность проведения заседаний (вначале десять раз в год, затем чаще) делали его важнейшим институтом прямой демократии, центром принятия политических решений суверенным демосом. Особо важное значение, имел Совет пятисот (булэ) – высший постоянно действующий орган власти, своего рода правительственная власть Афин, посредник между народным собранием и управленческим аппаратом государства. Его компетенция была достаточно широкой – от предварительного обсуждения выносимых на рассмотрение народного собрания дел и выработки проектов его решений до управления текущими делами и исполнения решений народного собрания. Из всех институтов афинского самоуправления, Совет пятисот был в идеале самым демократичным, так как обеспечивал равное участие представителей всех территориальных единиц в осуществлении политической власти Более демократичным органом в реальной политической практике в Афинах стала гелиэя - народный суд. Гелиэя была не только высшим судебным органом, но, играя важную роль в законотворческом процессе, имела и большое политическое значение, так как была призвана охранять законы от посягательств врагов демократии, а также рассматривать дела должностных лиц и апелляции граждан. Гелиэя была единственным органом, имевшим право наложить вето на законопроекты народного собрания и потребовать их пересмотра. Народный по преимуществу состав гелиэи определял и антиаристократический характер ее деятельности, хотя обратной стороной деятельности гелиастов становились вымогательство, взяточничество, некомпетентность в судебных вопросах. Расстановка политических сил в Афинах никогда не была, как видно из этих примеров, однозначной. Это обусловило противоречие в системе афинской демократии, и своебразие форм полисного самоуправления. При этом характер полиса как самоуправляющейся общины не менялся, менялась лишь форма управленческой организации этого самоуправления, к тому же опыт афинской демократии показывает, что при олигархических переворотах сохранялись многие институты народовластия с той разницей, что деятельность их носила более формальный, характер, а основные политические решения принимались группой лучших граждан. Что касается низовых ячеек самоуправления – демов, то они сохраняли свою автономию при любом режиме[6]. Термин «муниципалитет» и его содержание. Закон 45 г. н.э. о муниципиях. Муниципии (лат. единственное число municipium, от munus — обязанность и capio — беру), в римском государстве статут городов, свободное население которых получало по договору с Римом в полном или ограниченном виде права римского гражданства. В зависимости от характера договора с Римом муниципии делились на две категории. Муниципии первой категории, так называемые римские муниципии пользовались, как правило, самоуправлением, а их жители обладали всеми гражданскими и политическими правами в Риме. Граждане муниципии второй категории, не имели политических прав в Риме, но несли обязанности римских граждан (служили в легионах, учитывались римским цензом и т. д.). Среди этих муниципии одни города, так называемые муниципии церитского права, сохраняли полное самоуправление; другие же были лишены внутренней автономии и управлялись посланными из Рима префектами, откуда их название — префектуры. В результате Союзнической войны 90—88 до н. э. всё свободное население Италии получило права римского гражданства, что означало практически переход всех италийских городов и колоний в разряд римских муниципии. Это положение было закреплено законом Юлия Цезаря о М. (45—44 до н. э.), по которому все муниципалы (граждане муниципии) приравнивались в правах к римлянам, а система управления муниципии. унифицировалась по римскому образцу. В 45 году до н.э. он провел в жизнь Lex Iulia Municipalis (закон Юлия о муниципиях), законодательный акт, некоторые важные фрагменты которого написаны на двух бронзовых табличках, найденных в Гераклее, рядом с Тарентом. Этот закон касается и органов охраны правопорядка и санитарной обстановки Рима. Цезарь не произвел никаких далеко идущих изменений в управлении столицей. Они были сделаны позднее Августом. Но присутствие упомянутых статей в Lex Iulia Municipalis можно рассматривать как внесение поправок в законопроект. В законе оговаривается устройство местных сенатов, их члены должны были быть не младше тридцати лет и нести военную службу. Сенаторами не имели права избираться люди, приговоренные к наказанию за различные преступления неплатежеспособные или те, которые дискредитировали себя аморальным поведением. Закон обязывал местные магистраты проводить перепись населения в то же время, что и в Риме, и в течение шестидесяти дней посылать данные переписи в столицу. Существующие выдержки из закона мало говорят о децентрализации функций правительства, но из Lex Rubria (закона Рубрия), который был написан для транспаданских районов, чьим жителям Цезарь дал право римского гражданства (в то же время надо помнить о том, что Цизальпинская Галлия оставалась провинцией до 42 года до н.э.), мы можем прийти к выводу, что за муниципальными магистратами сохранялось право действовать самостоятельно во многих случаях. В эпоху империи статут муниципии даровался городам в провинциях в качестве привилегии. По эдикту Каракаллы (212 н. э.) права римского гражданства были распространены на всё свободное население империи, а все города обращены в муниципии
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.52.248 (0.009 с.) |