Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и признаки многопартийности. Конституционно-правовой статус политических партий.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В демократическом обществе политические партии в борьбе за государственную власть постепенно превращаются в посредника между обществом и государством. Они являются единым элементом гражданского общества, который при условии овладения государственной властью может превратить частные интересы граждан, разных социальных слоев в общий политический интерес. Общественные организации есть также формой самоорганизации граждан, но, в отличие от политических партий, участие в политической жизни не является содержанием их деятельности. Согласно Закону Украины «Об объединении граждан», они призваны удовлетворять и защищать законные социальные, экономические, творческие, национально-культурные и другие интересы своих членов и не имеют основной целью получения прибылей. Статус религиозных, профсоюзных, молодежных и детских организаций регулируется отдельными законами. Возникновение и развитие многопартийности, основание участия политических партий в формировании органов государственной власти есть, во-первых, препятствием узурпации власти государством; во-вторых, одной из гарантий реализации конституционного права граждан Украины принимать участие в управлении государственными делами; в-третьих, одним из политико-правовых средств осуществления представительной формы народовластия; в-четвертых, результатом воплощения в жизнь права граждан Украины на свободу объединения в политические партии. Закрепленное в ст. 36 Конституции Украины это право является возможностью удовлетворять первичные нужды граждан. С помощью политической партии наиболее существенные из первичных потребностей превращаются в интерес социального слоя, другой заинтересованной группы, а при условии овладения политической партией государственной властью, как уже отмечалось, — в общий политический интерес. Если политическая партия не выражает социального или другого существенного группового интереса, т.е. не имеет социальной базы, и заботится о своих внутрипартийных интересах, она неизбежно обречена на поражение. Еще во время буржуазных революций в Западной Европе возникали буржуазные партии, которые боролись за политическую власть буржуазии. Во второй половине ХІХ ст. создавались рабочие и крестьянские политические партии. Их борьба за права угнетенных, против всевластия буржуазии, оказывала содействие конституционному закреплению общего, равного избирательного права, формированию в странах Западной Европы и США социального государства. Первый в истории закон «О политических партиях» был утвержден в 1967 г. в ФРГ. Конституция определила Украину как демократическое государство, что обусловило один из важнейших направлений ее модернизации и предусматривает развитие многопартийности, усовершенствование конституционно-правовового регулирования статуса политических партий, повышение роли политических партий в формировании органов государственной власти и местного самоуправления. Правовое регулирование статуса политических и общественных организаций началось Законом Украины «Об объединении граждан» от 16 июня 1992 года. Политические партии в то время находились на стадии становления, и потому законодатель не регулировал их статус отдельным законом. Но беспрерывный процесс развития многопартийности обусловил необходимость соответствующих правовых мероприятий, которые оказывали содействие повышению роли политических партий в политической системе Украины. В Законе Украины «О выборах народных депутатов» 1993 г. политические партии определялись как субъект выдвижения претендентов в кандидаты в народные депутаты Украины, а, согласно Закону Украины «О выборах народных депутатов Украины» 1997 г., половина конституционного состава Верховной Рады Украины избиралась за списками от политических партий, избирательных блоков партий в многомандатном общегосударственном избирательном округе на основе пропорционального представительства. Это обусловило то, что политические партии, во-первых, стали полноценными субъектами избирательного процесса, а во-вторых, оказывали содействие структуризации Верховной Рады Украины. Была сделана попытка создать парламентское большинство. В-третьих, они, таким образом, активизировали работу парламентских фракций, в-четвертых, увеличили влияние на формирование органов исполнительной власти. Так была начата практика консультаций Президента Украины с лидерами парламентских фракций перед внесением им на рассмотрение Верховной Рады кандидатуры Премьер-министра и др. В-пятых, были созданные такие условия, при которых уменьшилось влияние внепартийных депутатов на деятельность парламента, вследствие чего их численность резко уменьшилась. Если во время парламентских выборов 1998 г., которые проводились по смешанной избирательной системе, с 218 депутатов, избранных в одномандатных округах, 111 были внепартийными1, то через полтора года количество народных избранников, которые не входили ни в одну из фракций Верховной Рады, составило 19 чел., т.е. 4,2 % от конституционного состава парламента Украины. Такая же тенденция, только в ускоренном темпе, происходила и после парламентских выборов 2002 г., что засвидетельствовало необходимость формирования органов государственной власти на основе пропорциональной избирательной системы. В ФРГ, где утверждена смешанная избирательная система, численность независимых депутатов, как правило, не превышает 2–2,2 % депутатов Бундестага. А после выборов 1983 г. их не было совсем. Таким образом, Закон Украины «Об объединении граждан» начал противоречить реалиям партийной жизни и тенденциям общественного развития. И вдобавок возникла потребность привести правовое регулирование статуса политических партий в соответствие с основным положениям Конституции Украины. Через десять лет после появления первых политических партий, 5 апреля 2001 г., был принят Закон Украины «О политических партиях в Украине». Принятие в Украине этого Закона после сравнительно короткого периода партийной историиможно объяснить тем, что: во-первых, после обретения Украиной независимости и провозглашения пути к демократии начался быстрый рост количества политических партий, увеличение их влияния на общественное отношение; во-вторых, развитие политических партий, повышение их роли в политической системе страны значительно опередил формирование демократических традиций. Закон становился их определенным компенсатором; в-третьих, в последнем десятилетии ХХ и в начале ХХІ века политико-партийная и политико-правовая стороны общественной жизни в Украине развивались более интенсивно, чем в предыдущие года, не говоря уже о ХІХ веке; в-четвертых, за более чем сто лет партийной истории странами Западной Европы и других регионов мира был накоплен немалый опыт цивилизованного участия политических партий как в борьбе за государственную власть и ее реализацию, так и в конституционно-правовом регулировании их статуса. Все больше он становится достоянием украинских политиков и ученых; в-пятых, одним из основных направлений внешней политики Украины является интеграция в Западную Европу, в том числе в политическом аспекте. Двадцать пятого марта 2004 г. украинский парламент постановил Закон «О выборах народных депутатов Украины», согласно которому выборы народных депутатов осуществляются на принципах пропорциональной избирательной системы с избранием депутатов в многомандатном общегосударственном избирательном округе по избирательным спискам кандидатов в депутаты от политических партий и избирательных блоков политических партий. С внесением 8 декабря 2004 г. изменений в Конституцию Украины существенно повысилась роль политических партий в формировании органов государственной власти и местного самоуправления. Так, на конституционном уровне по результатам выборов и на основе согласования политических позиций в Верховной Раде Украины должна формироваться коалиция депутатских фракций, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины. Она вносит предложения Президенту Украины относительно кандидатуры Премьер-министра, а Премьер-министру — относительно большинства состава Кабинета Министров Украины (кроме Министра обороны Украины и Министра иностранных дел Украины). Закон Украины «О политических партиях» оказывает содействие дальнейшему развитию политических партий, повышению их роли в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, демократизации политической системы, росту уровня политико-правовой культуры граждан. Сущность политических партий вытекает из современных тенденций общественного развития и конституционно-правового закрепления их места и роли в политической системе Украины. Политическая партия — это зарегистрированное, согласно закону, добровольное объединение граждан — приверженцев определенной общенациональной программы общественного развития, которые имеют целью оказывать содействие формированию и выражению политической воли граждан, принимают участие в выборах и других политических мероприятиях. Из этого определения вытекает, что, во-первых, граждане объединяются в политические партии добровольно. Т.е. никто не может быть принужден к вступлению в любую из политических партий или ограничен в праве добровольного выхода из политической партии, испытывать притеснения в связи с принадлежностью к какой-то из них. Принадлежность или непринадлежность к политической партии не может быть основанием для ограничения прав и свобод или для предоставления государством любых льгот или преимуществ. Во-вторых, в политические партии граждане объединяются на основании благосклонности к определенной общенациональной программе общественного развития. Согласно своей идеологической основе (коммунистической, социалистической и социал-демократической, либеральной и неолиберальной, консервативной и неоконсервативной, национально-демократической и др.), каждая из них содержит систему тактических и стратегических задач и методов их достижения. Речь идет об определенных путях решения наиболее жгучих политических, экономических, экологических, духовных и др. проблем, которые возникли на современном этапе развития Украины. Партийная программа является своеобразным ориентиром для участия граждан в политической жизни, через нее активный гражданин находит ответы на вопросы, которые ставит жизнь, относительно привлекательности или непривлекательности той или другой политической партии. Украинский законодатель предусмотрел обязательство политической партии иметь свою программу и закрепил основные ее элементы: цели и задачи партии и пути их достижения. В таком концентрированном виде приведенная норма имеет важное значение как для развития политических партий, так и для повышения их роли в политической системе Украины. Во-первых, политические партии должны теперь более ответственно относиться к подготовке своих программ, определение целей и задач партии и, особенно, путей их достижения учитывая интересы социальных слоев, прослоек, групп. Во-вторых, социальные слои, прослойки, группы, связывая реализацию своих интересов с определенной политической партией, имеют законные основания для того, чтобы поставить вопросы о ее политической ответственности в виде недоверия на выборах или в других формах в случае невыполнения ею программных целей и задач. В-третьих, определение сущности политических партий закрепляет их место в политической системе Украины как демократического государства. С одной стороны, они выражают политическую волю граждан. Те политические партии, которые победили на выборах, принимают участие в формировании органов государственной власти и местного самоуправления и стремятся через них воплотить в жизнь свои программы, поддержанные гражданами. С другой стороны, политические партии выступают активным фактором относительно упомянутой выше политической воли граждан, т.е. оказывают содействие ее формированию. В-четвертых, назначение политической партии реализуется через участие в выборах. Используя опыт правового регулирования статуса политических партий стран с глубокими демократическими традициями, украинский законодатель предусмотрел обязанность Министерства юстиции Украины обращаться к Верховному Суду Украины с донесением об аннулировании регистрационного свидетельства политической партии, если она на протяжении десяти лет не выдвигала своих кандидатов на выборах Президента Украины и народных депутатов Украины. Таким образом, создан демократический механизм очищения общества от политических партий, которые своей сущностью «де-факто» уже не являются субъектами политической системы. Итак, политические партии, должны быть частью общества, порождаться им, от его имени, в его интересах и под его контролем вести соревнование за право формировать органы государственной власти.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.139 (0.01 с.) |