Принципы конституционного строя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы конституционного строя.



Принципы конституционного строя.

Одним из важнейших конституционных принципов демократического государства является принцип разделения властей (ст. 11).
В соответствии с этим принципом деятельность государства, связанная с принятием законов, их исполнением и правосудием, распределяется между тремя ветвями власти — законодательной, исполнительной и судебной.

Это необходимо для того, чтобы каждая ветвь власти сдерживала другую, не допуская возможности превышения власти и злоупотребления ею. Ни одна из них не должна вмешиваться в деятельность другой. Осуществление этого принципа на практике направлено против захвата власти какой-либо группой или отдельным лицом. Особую опасность представляет вмешательство в деятельность органов правосудия, которые должны подчиняться только закону.

Система государственной власти Республики Узбекистан основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
К числу важнейших конституционных принципов относятся также:

· ответственность государственных органов и должностных лиц перед обществом и гражданами;

· признание человека, его жизни, свободы, чести, достоинства и других неотъемлемых прев высшей ценностью;

· равенство всех без исключения граждан перед законом;

· неприкосновенность и неделимость государственных границ и территории Узбекистана;

· развитие общественной жизни на основе многообразия идеологий и мнений;

· верховенство Конституции и закона;

· социальная справедливость в интересах благосостояния человека и общества.

 

Гуманистические, экономические и политические основы конституционного строя Украины.

Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам – иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в понятие "конституционный строй" включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву. Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях, если конституция соблюдается и если она демократическая.

Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 Конституции Российской Федерации "Основы конституционного строя" Общество свободных людей (гражданское общество) как бы указывает государству на его обязанность служить человеку и предъявляет определенные требования в отношении организации и пределов государственной власти.

 

Проблема конституционного и правового государства. Современные идеи о правовом государстве, их отражение в конституционном законодательстве и реализация в практике государственного строительства.

Правовое государство — как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека — является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его общечеловеческая ценность определяет и современные установки, устремления и усилия по формированию и развитию начал правовой государственности в посттоталитарной России, в других бывших социалистических странах.

Становление теории и практики правового государства имеет долгую и поучительную историю.

Сам термин "правовое государство" сформировался и утвердился довольно поздно — в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. (в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.)'. В дальнейшем этот термин получил широкое распространение, в том числе и в дореволюционной России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, БА. Кистяковский, П.И. Новгородцев, И.А. Покровский, В.М. Гес-сен, Н.И. Палиенко и др. В англоязычной литературе данный термин не используется — его эквивалентом в известной мере является термин "правление права" (rule of Law). Но суть дела, конечно, не в терминах и не во времени их появления.

В содержательном смысле ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя. Исторически это происходило в общем русле возникновения прогрессивных направлений буржуазной политической и правовой мысли, становления и развития нового (антифеодального, светского, антитеологического и антиклерикального) юридического мировоззрения, критики феодального произвола и беззаконий, абсолютистских и полицейских режимов, утверждения идей гуманизма, принципов свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав человека, поисков различных государственно-правовых средств, конструкций и форм (разделение государственных властей, конституционализм, верховенство закона и т. д.), направленных против узурпации публичной политической власти и ее безответственности перед обществом и т. д.

 

Конституционная характеристика Украины как социального государства.

Начало процесса формирования украинского правового государства, в частности, связано с учреждением Конституционного Суда Украины, постепенным приведением украинского законодательства в соответствие с нормами международного права, закрепляющими стандарты в области прав человека, провозглашением нерушимости прав человека и установлением основ юридического механизма, гарантирующего их реализацию, защиту.

Социальное государство, в отличие, например, от государства классового, олигархического, корпоративно-бюрократического т. п., охраняющего и обеспечивающего узкогрупповые интересы, интересы меньшинства населения, служит всему обществу в целом, стремится к исключению или уменьшению неоправданных социальных различий, обеспечивает социальную защищенность личности. Формирование так называемого "среднего класса" (гаранта стабильности общества) - одно из основных декларируемых направлений социальной политики Украинского государства. Эта политика, в частности, проявляется в расходовании определенной доли бюджетных средств на разного рода социальные выплаты. Например, выдаются субсидии нуждающимся для оплаты коммунальных услуг; проводятся и финансируются крупномасштабные социальные программы (Национальная программа "Украина", Программа занятости населения; создаются соответствующие фонды например, Государственный фонд содействия занятости населения, Национальный фонд социальной защиты матерей и детей «Украина - детям».

 

 

Гарантии осуществления прав и свобод человека и гражданина. Задачи органов законодательной,исполнительной и судебной властей, контрольно-надзорных, правоохранительных органов, объединений граждан в обеспечении правовой защиты личности.

Конституционные гарантии - это предусмотренные Основным Законом Украины условия, средства, методы и механизмы, которые обеспечивают реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Гарантии конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, разделяются на общие (экономические, политические, идеологические) и юридические.

До основных экономических гарантий принадлежат развитие экономической системы, свобода предпринимательской и хозяйственной деятельности, экономическая многообразность, социальная направленность экономики и тому подобное.

Политические гарантии - это политика государства, которое направлено на создание условий для всестороннего развития человека, обеспечения ее прав и свобод. Политика Украинского государства наиболее четко выражена в положении ч. 2 в. 3 Конституции, что утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства, что государство отвечает перед человеком за свою деятельность.

К идеологическим гарантиям следует отнести идеологическую многообразность общественной жизни, недопустимость признания государством ни одной идеологии обязательной, запрещение цензуры.

Юридические гарантии воплощаются в таких конституционных положениях: права и свободы человека и гражданина защищаются судом (ст. 55); каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, нанесенного незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий (ст. 56); каждому гарантируется право знать свои права и обязанности (ст. 57); законы и другие нормативно правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица (ст. 58); каждый имеет право на правовую помощь (ст. 59); никто не обязан выполнять явно преступные распоряжения или приказы (ст. 60); никто не может быть дважды притягнений к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение (ст. 61); лицо считается невиноватым в совершении преступления и не может быть подданной криминальному наказанию, пока ее вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда (ст. 62); лицо не несет ответственность за отказ давать показание или объяснение относительно себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом (ст. 63).

Гарантии конституционных прав и свобод содержатся не только в статьях Конституции, а также в нормах отраслевого законодательства.

Часть 4 в. 55 Конституции Украины установила, что каждый имеет право после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод к соответствующим международным судебным учреждениям или к соответствующим органам международных организаций, членом или участником которых является Украина. Право на самозащиту установлено в ч. 5 в. 55 Конституции, согласно которой каждый имеет право любыми не запрещенными законом средствами защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств.

Органами, на которые положены полномочия относительно обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Украине, является Президент Украины, Кабинет Министров, Уполномоченный Верховной Рады по правам человека, органы прокуратуры, Конституционный Суд Украины, местные государственные администрации. Да, согласно ч. 2 в. 102 Конституции, Президент Украины является гарантом прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с п. 2 в. 116 Конституции, Кабинет Министров «принимает меры относительно обеспечения прав и свобод человека и гражданина». Одним из полномочий прокуратуры Украины есть представительство интересов гражданина в суде в случаях, определенных законом, и надзор за ограничением прав и свобод человека и гражданина, ограничением законов, из этих вопросов органами исполнительной власти и местного самоуправления, их должностными и служебными лицами (п. 2, 5 в. 121 Конституции Украины).

Существенной гарантией прав и свобод является помощь профессионального защитника (адвоката) в криминальном, гражданском и административном процессе.

К гарантиям прав и свобод принадлежит также юридическая ответственность за их нарушение. Имеется в виду ответственность в первую очередь органов государства и их должностных лиц.

Способствовать реализации конституционных прав и свобод лица должны также органы местного самоуправления, однако их материально финансовые возможности все еще остаются недостаточными.

 

Согласно Зу «Обжанцах»

Оформление документов для решения вопроса относительно предоставления статуса беженца

Предварительное рассмотрение заявлений

рассмотрения заявления после принятия решение об оформлении документов для решения вопроса относительно предоставления статуса беженца

Принципы деятельности ВРУ.

Принципы организации и деятельности украинского парламента прямо или косвенно отражены в Конституции Украины и Регламенте Верховной Рады Украины. Анализ названных актов позволяет выделить следующие принципы:

- Народовластие - Верховная Рада Украины является одним из органов, через которые носитель суверенитета и единственный источник власти - народ, - осуществляет свою власть;

- Законность (легитимность) - парламент действует на основе Конституции и законов Украины, в порядке, определенном Регламентом Верховной Рады Украины;

- Выборность - Верховная Рада Украины является выборным органом, все члены которого получают мандат доверия непосредственно от народа;

- Коллегиальность - решение парламента является результатом коллективного поиска и принимаются абсолютным или квалифицированным большинством народных депутатов;

- Гласность - Верховная Рада Украины работает в режиме постоянного информационного обмена с широкими кругами общественности, работа парламента и всех его органов является открытой для избирателей

- Деятельность парламента на профессиональной основе - парламент является постоянно действующим органом, в течение всего созыва парламентарии могут в любое время собираться и принимать решения по вопросам своей компетенции.

 

Функции и полномочия ВРУ.

К главным функциям государства следует отнести:
1) законодательная;
2) учредительная (организационная);
3) функция парламентского контроля.

Соглсно ст. 85 к полномочиям Верховной Рады Украины относится:

1) внесение изменений в Конституцию Украины в пределах и порядке, предусмотренных разделом XIII настоящей Конституции;

2) назначение всеукраинского референдума по вопросам, определенным статьей 73 настоящей Конституции;

3) принятие законов;

4) утверждение Государственного бюджета Украины и внесение в него изменений; контроль за исполнением государственного бюджета Украины, принятие решения по отчету о его исполнении;

5) определение основ внутренней и внешней политики;

6) утверждение общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды;

7) назначение выборов Президента Украины в сроки, предусмотренные настоящей Конституцией;

8) заслушивание ежегодных и внеочередных посланий Президента Украины о внутреннем и внешнем положении Украины;

9) объявление по представлению Президента Украины состояния войны и заключение мира, одобрение решения Президента Украины об использовании Вооруженных Сил Украины и иных воинских формирований в случае вооруженной агрессии против Украины;

10) смещение Президента Украины с поста в порядке особой процедуры (импичмента), установленном статьей 111 настоящей Конституции;

11) рассмотрение и принятие решения по одобрению Программы деятельности Кабинета Министров Украины;

12) дача согласия на назначение Президентом Украины Премьер-министра Украины;

13) осуществление контроля за деятельностью Кабинета Министров Украины в соответствии с настоящей Конституцией;

14) утверждение решений о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины, осуществление контроля за их использованием;

15) назначение или избрание на должности, освобождение от должностей, дача согласия на назначение и освобождение от должностей лиц в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией;

16) назначение на должности и освобождение от должностей Председателя и других членов Счетной палаты;

17) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека; заслушивание его ежегодных докладов о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека в Украине;

18) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Национального банка Украины по представлению Президента Украины;

19) назначение и освобождение половины состава Совета Национального банка Украины;

20) назначение половины состава Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания;

21) назначение на должность и прекращение полномочий членов Центральной избирательной комиссии по представлению Президента Украины;

22) утверждение общей структуры, численности, определение функций Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, иных созданных в соответствии с законами Украины воинских формирований, а также Министерства внутренних дел Украины;

23) одобрение решения о предоставлении военной помощи другим государствам, о направлении подразделений Вооруженных сил Украины в другое государство или о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины;

24) дача согласия на назначение на должности и освобождение от должностей Президентом Украины Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины, Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины;

25) дача согласия на назначение Президентом Украины на должность Генерального прокурора Украины; выражение недоверия Генеральному прокурору Украины, что влечет его отставку с должности;

26) назначение трети состава Конституционного Суда Украины:

27) избрание судей бессрочно;

28) досрочное прекращение полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым при наличии заключения Конституционного Суда Украины о нарушении ею Конституции Украины или законов Украины; назначение внеочередных выборов в Верховную Раду Автономной Республики Крым;

29) образование и ликвидация районов, установление и изменение границ районов и городов, отнесение населенных пунктов к категории городов, наименование и переименование населенных пунктов и районов;

30) назначение очередных и внеочередных выборов в органы местного самоуправления;

31) утверждение в течение двух дней с момента обращения Президента Украины указов о введении военного или чрезвычайного положения в Украине либо в отдельных ее местностях, о всеобщей или частичной мобилизации, об объявлении отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации;

32) дача в установленный законом срок согласия на обязательность международных договоров Украины и денонсация международных договоров Украины;

33) осуществление парламентского контроля в пределах, определенных настоящей Конституцией;

34) принятие решения о направлении запроса к Президенту Украины по требованию народного депутата Украины, группы народных депутатов или комитета Верховной Рады Украины, предварительно поддержанному не менее чем одной третью от конституционного состава Верховной Рады Украины;

35) назначение на должность и освобождение от должности руководителя аппарата Верховной Рады Украины; утверждение сметы Верховной Рады Украины и структуры ее аппарата;
36) утверждение перечня объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации; определение правовых основ изъятия объектов права частной собственности.

Верховная Рада Украины осуществляет иные полномочия, отнесенные в соответствии с Конституцией Украины к ее ведению.

 

Аппарат ВРУ.

Аппарат ВРУ - это ее внутренний вспомогательный орган, который состоит из должностных, служебных лиц и технического персонала и имеет следующую структуру:
1) Секретариаты:
а) Секретариат (общий секретариат).
б) Секретариаты комитетов ВРУ.
в) Секретариат председателя ВРУ и его заместителей.
2) Управление делами ВРУ.
3) Институт законодательства Верховной Рады.
4) Издательство ВРУ (парламентское издательство)
Численность аппарата ВРУ составляет 1050 единиц.

 

Акты ВРУ.

Конституция Украины не содержит исчерпывающего перечня видов правовых актов Верховной Рады Украины, ограничиваясь в ст. 91 указанием, что таковы "законы, постановления и другие акты». В научной литературе указан видовой перечень актов законодательной власти дополняют такими видами, как декларации, регламенты и нормативно-правовые договоры, а среди законов выделяют такие их разновидности, как Конституция (Основной Закон), конституционные, обыкновенные, чрезвычайные законы, а также кодексы.

Порядок подготовки, обсуждения, принятия правовых актов Верховной Рады Украины, а также порядок их вступления в силу регламентируется Конституцией Украины, Регламентом Верховной Рады Украины от 27 июля 1994 г., Указом Президента Украины «О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу» от 4 декабря 1997 г. № 1327/97. Порядок прохождения проектов правовых актов через подразделения парламентского аппарата определяется Инструкцией по делопроизводству в аппарате Верховной Рады Украины, утвержденной распоряжением Руководителя аппарата Верховной Рады Украины от 19 февраля 1998 г. № 169.

Проекты законодательных актов и законодательные предложения, которые вносятся на рассмотрение Верховной Рады Украины народными депутатами Украины и другими субъектами права законодательной инициативы, принимаются и регистрируются в секторе служебной корреспонденции Общего отдела Секретариата и передаются с их компьютерными копиями в сектор регистрации законопроектов Управление организационной работы с комитетами Секретариата.

Законопроектам, оформленным в соответствии с требованиями Регламента Верховной Рады Украины, Положением о порядке работы с проектами законодательных актов и материалами, содержащими законодательные предложения, которые подаются на рассмотрение Верховной Рады Украины, сектор регистрации законопроектов Управление организационной работы с комитетами Секретариата присваивает регистрационный номер и представляет их на рассмотрение Председателю Верховной Рады Украины или его заместителям (по распределению обязанностей).

Проекты законодательных актов после рассмотрения Председателем Верховной Рады Украины или его заместителями с резолюциями возвращаются в сектор регистрации законопроектов Управление организационной работы с комитетами Секретариата, который вместе с Отделом технической работы с документами Секретариата тиражирует и изготавливает копии документов и через сектор служебной корреспонденции Общего отдела Секретариата рассылает их указанным в резолюциях адресатам. Оригиналы этих проектов хранятся в секторе регистрации законопроектов Управление организационной работы с комитетами Секретариата до принятия соответствующих законодательных актов, после чего они передаются в протокольного сектора Общего отдела Секретариата.

По каждому законопроекту, зарегистрированному в установленном порядке, секретариат главного комитета Верховной Рады Украины, через который подавался законопроект, осуществляет ведение дела законопроекта.

Законопроекты, оформленные с нарушением установленных требований, вместе с сопроводительным письмом, подписанным одним из руководителей Верховной Рады Украины, в котором обосновывается необходимость их доработки, возвращаются соответствующим субъектам права законодательной инициативы.

Комитеты Верховной Рады Украины после рассмотрения проектов законодательных актов подают в справке к ним свои заключения и предложения по порядку рассмотрения законопроектов на заседаниях Верховной Рады Украины в первом чтении и списки лиц, которых нужно пригласить на рассмотрение соответствующего законопроекта.

Секретариаты комитетов Верховной Рады Украины после согласования с Юридическим управлением и Управлением организационной работы с комитетами Секретариата вносят предложения по тиражированию подготовленных к рассмотрению во втором и третьем чтениях проектов законодательных актов для народных депутатов Украины. Оригиналы сравнительных таблиц и справочных материалов по тиражированию секретариаты комитетов Верховной Рады Украины передают с протокольным сектора Общего отдела Секретариата в установленном порядке.

Копии подготовленных к рассмотрению проектов законодательных актов секретариаты комитетов Верховной Рады Украины по согласованию с Научно-экспертным и Юридическим управлениями Секретариата, а проекты наиболее важных законов, регулирующих экономическую, социальную и гуманитарную сферы - с Научно-аналитическим управлением Секретариата, передают в Управление организационной работы с комитетами Секретариата для контроля за прохождением законопроектов.

Акты, принятые Верховной Радой Украины, прорабатываются соответствующими комитетами Верховной Рады Украины, визируются головами или заместителями председателей этих комитетов, руководителями соответствующих подразделений аппарата и передаются с протокольным сектора Общего отдела Секретариата для их оформления на специальных бланках в установленном порядке.

Дополнения в законы и постановления визируют главы или заместители председателей соответствующих комитетов Верховной Рады Украины и заведующие их секретариатами.

Внесение в принятые акты или дополнения к ним каких-либо изменений или дополнений, не зафиксированных в стенограммах заседаний Верховной Рады Украины, не допускается.

Акты Верховной Рады Украины на подпись Председателю Верховной Рады Украины готовит протокольное сектор Общего отдела Секретариата. На оборотной стороне последнего листа их визируют председатели соответствующих комитетов Верховной Рады Украины и заведующие секретариатами этих комитетов, руководитель Юридического управления Секретариата, заведующий протокольным сектором Общего отдела Секретариата и руководитель аппарата Верховной Рады Украины.

Каждому акта Верховной Рады Украины протокольный сектор Общего отдела Секретариата присваивает порядковый номер с указанием даты принятия. Нумерация актов Верховной Рады начинается с начала каждого созыва.

Подписаны Председателем Верховной Рады Украины законы Украины, кроме законов Украины о ратификации международных договоров Украины, протокольный сектор Общего отдела Секретариата направляет фельдсвязи на подпись Президенту Украины.

Подписанные Президентом Украины законы Украины возвращаются в Верховную Раду Украины и передаются с протокольным сектора Общего отдела Секретариата, который через Отдел технической работы с документами Секретариата обеспечивает их тиражирования в соответствии с указателями рассылок, представленных соответствующими комитетами Верховной Рады Украины и подписанным заведующими секретариатами комитетов, фельдсвязи рассылает копии законов.

В случае, когда Президент Украины вернул закон с предложениями в Верховную Раду Украины для повторного рассмотрения, Общий отдел Секретариата сообщает об этом Руководителя аппарата Верховной Рады Украины и передает их для дальнейшей работы в сектор регистрации законопроектов Управление организационной работы с комитетами Секретариата.

 

Министерства и иные центральные органы исполнительной власти: порядок формирования, принципы деятельности, статус, структура, основные задачи, полномочия, акты.

Многочисленные и разнообразные органы исполнительной власти образуют соответствующую систему, эффективность деятельности которой зависит от степени упорядоченности, организованности, слаженности во всех звеньях. В единую систему их объединяют содержание деятельности — исполнительно-распорядительное и общая основа учреждения (образования) — государственная собственность. Каждый орган исполнительной власти — от центрального до местного — выступает субъектом права государственной собственности, наделяется статусом юридического лица и вместе с тем решает разные вопросы оперативного управления и охраны этой собственности.

Итак, органы исполнительной власти — не просто общность однородных единиц, а целостная система, т. е. такая совокупность, в которой все составные части (отдельные органы и их структурные подразделения) взаимосвязаны и вместе с тем составляют самостоятельные подсистемы со своими особенностями структуры, функций, компетенции.

Эта система строится на началах единства и целостности государственной территории, объединения принципов централизации и децентрализации, сбалансированности социально-экономического развития регионов в зависимости от административно-территориального устройства страны. Система органов исполнительной власти образуется с учетом обеспечения государственного суверенитета и экономической самостоятельности Украины, проведения финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики, политики в сферах работы и занятости населения, социальной защиты, образования, науки, культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования, а также осуществления общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и культурного развития Украины.

Построение и совершенствование системы и подсистем органов исполнительной власти происходят с учетом необходимости единого центра руководства экономическими и социальными делами на основании планирования, рыночных отношений, равенства всех форм собственности, объединения отраслевого и территориального принципов управления, их централизации с соответствующей самостоятельностью регионов и отдельных административно-территориальных единиц, хозяйственной самостоятельностью предприятий, объединений и других субъектов.

Образование органов исполнительной власти, формирование их системы и ее функционирование осуществляются в соответствии с принципами демократизма и законности. Конституция Украины предоставляет гражданам право принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане пользуются равным правом доступа к государственной службе, а также к службе в органах местного самоуправления (ст. 38).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины (ч. 2 ст. 19 Конституции Украины). Организация и деятельность органов исполнительной власти, основы государственной службы определяются законами Украины.

Важной особенностью построения и функционирования органов исполнительной власти являются организационные связи структурных единиц системы, проявляющиеся в распорядительности, подчиненности, подконтрольности, подотчетности и координации.

Распорядительность одного органа управления относительно других проявляется прежде всего в обязательности для них его приказов. В свою очередь она обусловлена подчиненностью тех или иных органов распоряжающимся органам. Так, Кабинет Министров Украины в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, обязательные для выполнения министерствами и другими органами исполнительной власти, работу которых он направляет и координирует.

Подконтрольность означает, что вся деятельность органов или какой-либо ее объем проверяется вышестоящими органами или органом, специально созданным для осуществления контроля или надзора.

Подотчетность выражается в обязанности органа информировать о своей работе вышестоящий орган, который, руководствуясь данными отчетов, оценивает деятельность подотчетного ему органа в целом или по отдельным направлениям. Так, местные государственные администрации подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня.

Координация состоит в объединении координирующим органом подчиненных или подконтрольных ему органов для выполнения определенных задач.

Как уже отмечалось, система органов исполнительной власти имеет свои подсистемы, звенья и отдельные органы, которые различаются между собой по определенным критериям. Наиболее важными из них являются объем компетенции и территориальный масштаб деятельности. В соответствии с этими критериями в систему органов исполнительной власти входят такие звенья:

- Кабинет Министров Украины — вышестоящий орган в системе органов исполнительной власти;

— министерства, государственные комитеты и другие центральные органы исполнительной власти;

— органы исполнительной власти АРК;

— областные государственные администрации, управления, отделы министерств, других центральных органов исполнительной власти;

— Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, управления, отделы министерств и других центральных органов исполнительной власти в городах;

- районные государственные администрации, отделы и отделения министерств и других центральных органов исполнительной власти;

— администрации государственных предприятий, учреждений, организаций.

Система и подсистемы органов исполнительной власти имеют соответствующие организационные структуры, отражающие взаимосвязи между отдельными звеньями системы и подсистем, субординацию по вертикали и горизонтали, отношения с вышестоящими органами, подчиненными и подконтрольными объектами. Оптимальность организационных структур этой системы является одним из факторов повышения эффективности исполнительной власти.

 

Статус судьи КСУ.

Согласно Конституции Украины судьёй Конституционного суда Украины может быть гражданин Украины, который на день назначения достиг возраста 40 лет, имеет высшее юридическое образование и опыт работы по специальности не менее десяти лет (практическая, научная, педагогическая деятельность), проживал на Украине на протяжении последних двадцати лет и владеет государственным языком.

Судья Конституционного суда назначается на девять лет без повторного права быть назначенным на эту должность.

 

Принципы конституционного строя.

Одним из важнейших конституционных принципов демократического государства является принцип разделения властей (ст. 11).
В соответствии с этим принципом деятельность государства, связанная с принятием законов, их исполнением и правосудием, распределяется между тремя ветвями власти — законодательной, исполнительной и судебной.

Это необходимо для того, чтобы каждая ветвь власти сдерживала другую, не допуская возможности превышения власти и злоупотребления ею. Ни одна из них не должна вмешиваться в деятельность другой. Осуществление этого принципа на практике направлено против захвата власти какой-либо группой или отдельным лицом. Особую опасность представляет вмешательство в деятельность органов правосудия, которые должны подчиняться только закону.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.107 с.)