ТОП 10:

Понятие гражданского общества. Структура и принципы самоорганизации гражданского общества.



Гражданское общество — это негосударственная часть общества. В современном понимании— это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между людьми, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.
Гражданское общество — это общество людей высокого социального, культурного, морального экономического статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения.
Гражданское общество имеет сложную структуру, которая включает в себя: хозяйственные, экономические, этнические, религиозные и правовые отношения. Условием возникновения гражданского общества является появление у всех граждан общества экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важной характеристикой гражданского общества является достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции общества. Гражданское общество — это основанная на самоорганизации система социально-экономических и политических отношений, функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества.
Механизмы саморегуляции гражданского общества.

1.Свободный рынок. Каждый человек предлагает произведенный им товар и хочет что-то за это получить.(эквивалентно).

На определенном этапе развития общества этого становится не достаточно., т.к. возникают монополии, и на смену приходит социальное гос-во или тоталитарный режим.

а)П) Проводятся меры по демонополизации производства.

Для наемных рабочих - принцип свободного договора., Гос-во устанавливает определенные стандарты (уровень зарплаты, длины рабочего дня).

б)П) Перераспределение национальных доходов или изменение системы налогообложения.

в)Г) Государственное финансирование программ развития.(. (образования).

2.Парламентаризм- общество выбирает управляющую структуру.

3.Независимое правосудие. Общество приходит к тому, что конфликты должно регулировать государство.

 

 

26. Взаимодействие государства и гражданского общества. Личность и гражданское общество.

Гражданское общество существует, развивается и функционирует в диалектическом

единстве и противоречии с государством. В их отношений возможны коллизии. Но

в любом случае «аппарат», «органы», их «агенты» не могут вмешиваться в

частную жизнь людей или манипулировать ими, втягивать в политическую борьбу,

конфронтацию, не говоря уже о применении насилия. Гражданское общество и

правовое государство должны не противостоять друг другу как антиподы, а

гармонично взаимодействовать.

Одним из важнейших субъектов общества является личность. При этом общество и личность — взаимообусловливающие друг друга явления, существующие в неразрывном единстве. Личность — это совокупность индивидуально-определенных и социально значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми. Социально значимые свойства, которые формируют личность, образуются под влиянием следующих факторов: а) под воздействием индивидуальных, врожденных черт и свойств человека; б) под влиянием социальной среды, которая способна воздействовать на человека; в) состояние общественных отношений, в которых участвует человек как социальное явление.

 

27. Социально-правовые предпосылки становления в Украине гражданского общества.

После развала Союза и первых годов независимости, попыток определить направление развития экономики и государственности большинство аналитиков пришло к выводу, что альтернативы западным моделям общественного развития практически не существует. Не отрицая в целом следования путем ценностей, произведенных человечеством, хотелось бы предостеречь от того, чтобы новый подход, как справедливо отмечается научными работниками, не затенил "исконные обереги украинского образа жизни, если эти ценности способствуют утверждению государственности Украины, развития системы умных потребностей лица и общества, формированию образованной и высоконравственной личности".

До сих пор в Украине продолжаются дискуссии о влиянии государства и о балансе сил государственной власти и общества. Значительная часть населения видит в государстве чужую, коррумпированную силу, не доверяет государственной власти, хоть и придерживается утопической точки зрения, будто исключительно государственными средствами можно создать новое гражданское общество. Между прочим, это типичная утопия, соединенная с надеждой на мудрого вождя, авторитетного правителя, который, придя к власти, устроит все справедливо и демократически. Государственная власть действительно может способствовать установлению гражданского общества, но без инициативы народа "снизу" ее возможности ограничены.

Особенностью и противоречивостью переходного общества, которым является современная Украина, имеется то, что сложности переходных процессов, с одной стороны, предопределяют укрепление регулирующей роли государства, то есть самого государства, а, из второго -- перестройка гражданского общества предусматривает разгосударствление общественных институтов, уменьшение государственного влияния на них. Это обстоятельство и подчеркивает необходимость научных разработок роли государства в переходном обществе, разработки механизмов ее влияния на социальные процессы, определение путей превращения государства на правовое, а переходного общества -- на гражданское.

 

 

28. Конституционные основы формирования и развития гражданского общества в Украине.

Основными путями построения гражданского общества в Украине является:

- расширение массовой базы власти, повышение политической культуры населения, создание новых возможностей участия граждан в управлении государственными и общественными делами;

- активизация процесса разгосударствления всех сфер общественной жизни, формирования настоящих институтов гражданского общества как рыночного, так и нерыночного характера (благотворительные фонды, потребительские общества, клубы за интересами, общества, ассоциации и тому подобное), развитие разных форм общественного самоуправления и самодеятельности. Кстати, в США существуют сотни тысяч центральных, штатных, региональных и местных ассоциаций (политических, культурных, религиозных, военно-патриотических и т. п.), которые охватывают 2/3 население США. Это и есть социальная база гражданского общества;

- постоянное усовершенствование контрольных механизмов, то есть механизмов обратной связи от общества к государству;

- максимальное расширение сферы судебной защиты прав и свобод человека, формирование уважения к праву и к закону;

- воспитание нормального природного патриотизма -- национального и государственного -- на основе уважения к национальному историко-культурному наследию;

- укрепление свободы информации и гласности, открытости общества на основе связей с зарубежным миром;

- подъем уровня общественного сознания, преодоление явлений социальной пассивности, поскольку дело не только в наличии демократических учреждений и процедур и информированности населения, но и в умении жить в условиях демократии, пользоваться ее благами, в готовности к постоянному усовершенствованию политической системы в соответствии с изменением конкретно-исторических условий.

Другими словами, должно произойти максимальное разгосударствление всех сфер общественной жизни. Однако это разгосударствление отнюдь не означает полный отказ от государственного в пределах закона регуляции социальной жизни.

Разгосударствление общества на базе Конституции Украины предусматривается по таким направлениям:

-в отрасли политической -- закрепление многопартийности, создание государством на основе закона ровных условий для деятельности политических партий, других общественных объединений; запрещение любой политической партии или организации присваивать себе право осуществлять государственную власть; проведение выборов на многопартийной основе;

-в отрасли экономической -- приватизация государственных и коммунальных предприятий на основе частной собственности (индивидуальной и коллективной); невмешательство государства и ее структур в непосредственную хозяйственную деятельность предприятий независимо от форм собственности; свобода предпринимательства и договоров;

-в отрасли идеологической -- любая идеология не может сводиться к рангу государственной и закрепляться в законном порядке, не говоря о конституционном уровне, как это было в предыдущих советских конституциях; отделение церкви от государства, невмешательство государства в дела религии; разгосударствления и деидеологизации образований, науки и культуры, всей духовной сферы общества на основе конституционного гарантированного права на свободу мысли, совести и религии;

- наконец, децентрализация государственной власти, укрепление настоящих органов местного самоуправления, снятие лишней государственной опеки над территориями в нем, питает уважение и любовь к Отчизне, укрепляет желание всячески оберегать и защищать ее.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.207.100 (0.005 с.)