Религиозность и атеизм в политической жизни общества



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозность и атеизм в политической жизни общества



Содержание (переходим по гиперссылкам на нужный вопрос)

1. Структура политического знания

2. Предметная область политологии

3. Последствия социологического невежества

4. Субъективизм исследователя в политологии как источник знаний и как источник ошибок

5. Свобода исследований в политологии и ограничения на распространение информации политологического характера

6. Прикладной характер политологии и две взаимоисключающие задачи,
которые она может решать

7. Качество психики личности как фактор обуславливающий направленность индивидуального политического поведения

Религиозность и атеизм в политической жизни общества

Качество мировоззрения как фактор определяющий направленность индивидуального политического поведения

Качество миропонимания как фактор обуславливающий направленность индивидуального политического поведения

Нравственность индивида как фактор, обуславливающий характер управления индивидуальным политическим поведением

Политическая жизнь, возникновение и структура

Понятие власти, возникновение, структура

Государственность

Политическая власть

Политика в жизни общества.

Субъекты и объекты политики. Политические отношения.

Виды политики и функции

Политика как социальный институт

Типы государств.

Гражданское общество.

Форма государственного устройства.

Формы государственного управления и их классификация.

Политическая роль бюрократического аппарата в государственном управлении.

Политические партии и политические системы

Общественные организации и движения.

Политика античности

Политическая мысль Средневековья

Политические идеи эпохи Нового времени

Основоположники современной политической науки

Структура политического знания

Политология как наука о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом охватывает широкий спектр проблем и направлений политической жизни. Этим объясняется наличие разнообразных трактовок структуры политического знания.

Более прагматический подход к структуре политологии отражен в американском обществоведении. Здесь политология зачастую представляет собой научное обеспечение политики. Так, в работах Г. Лассуэла, С. М. Липсета структура политологии представлена следующими элементами:

1) идеология политических движений и групп;

2) теория принятия политических решений;

3) политическое поведение на выборах;

4) политическое участие граждан в партиях и добровольных объединениях;

5) государствоведение (государство и олигархи, правительство и проблемы администрации).

Приведенная выше структура не охватывает многих теоретических аспектов политологии, связанных с изучением, обобщением и выявлением закономерностей политической жизни. Для изучения политики как целостного явления, а также в отдельных более или менее частных ее проявлениях, структуру политического знания можно представить следующим образом:

1) политическая философия - раздел политологии, оперирующий абстракциями высокого порядка, такими, как: политическое время, политическое пространство, противоречие и конфликт, роль личности в политической истории и т.д., выявляющий общие, особенные и специфические закономерности развития политической жизни различных стран и народов;

2) теория политики - раздел политологии, обобщающий накоп­ленный фактический материал из области политической жизни, выяв­ляющий основные тенденции и закономерности ее развития и фор­мирующий понятийно-категориальный аппарат политической науки;

3) политическая психология - раздел политологии, исследую­щий особенности политического участия и политического поведения личности, ее инстинкты, навыки, действия в отношениях с властью;

4) политическая социология - раздел политологии, изучаю­щий влияние политики на сознание и поведение личности, соци­альных групп и общностей, а также обратную реакцию на власть и деятельность ее политических институтов со стороны гражданского общества в качестве контрпартнера государства. В изучении дан­ной проблематики политическая социология активно использует методы проведения конкретных социологических и политических исследований, таких, как: анкетирование, интервьюирование, ана­лиз документов, контент-анализ, наблюдение и ряд других.

Предметная область политологии

Политика охватывает все сферы жизнедеятельности современного общества, поэтому наука, изучающая политику, политический мир, составляет ядро, центр всего современного обществознания.

Объектом политологии является общество в целом, так как политология - общественная дисциплина.

Предмет любой науки - это часть объекта, один из его аспектов, который подлежит изучению данной конкретной наукой. Предметом политологии является политическая жизнь общества, основанная на:

§ политических отношениях данного общества;

§ политическом сознании граждан данного общества;

§ политической системе данного общества.

Остановимся более подробно на трех составляющих политической жизни общества.

Политические отношения представляют собой разновидность общественных отношений, выражающих отношения между классами (стратами, кастами), нациями и их организациями, а также государствами и их институтами по поводу власти, ее достижения и реализации. Специфика политических отношений заключается в том, что это отношения между социальными группами и общностями, между социальными институтами и организациями, а не между отдельными людьми. Политические отношения выражают основные потребности составляющих данное общество классов и наций. Политические отношения включают активные действия со стороны социальных групп и общностей, а также их организаций за реализацию своих интересов и удовлетворение потребностей, как экономических, культурных, так и политических.

Политическое сознание - одна из форм общественного сознания наряду с религией, философией, правом и т.д., выражающая классовые, национальные и государственные интересы. Политическое сознание как форма общественного сознания имеет два уровня:

1. Уровень политической психологии. Политическая психология - специфическая форма духовной деятельности различных социальных групп и общностей, возникающая стихийно.

2. Уровень политической идеологии. Политическая идеология -специфическая форма духовной деятельности, отражающая в теоретической форме отношения людей к окружающей политической действительности и служащая закреплению или изменению существующих политических отношений.

Исходя из этих определений, можно сформулировать основные отличительные признаки политической психологии и политической идеологии как двух уровней политического сознания:

1) политическая психология складывается под влиянием повседневных условий жизни социальных групп и общностей, через их индивидуальный опыт. Политическая идеология представляет собой процесс накопления, сохранения и переработки существующей информации о политической действительности в интересах правящих классов и их политических элит;

2) политическая психология не обладает внутренней упорядоченностью и представляет собой сплав сознательного и бессознательного, она противоречиво отражает политическую действительность. Политическая идеология систематизирована и, как правило, исключает эмоции;

Политическая система представляет собой совокупность институтов и организаций, выражающих и защищающих интересы составляющих данное общество классов и наций и регулирующих отношения между ними. В состав политической системы современного общества входят: государство, партии, профсоюзы, общественные организации и движения, религиозные институты.

Источники власти

· Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применения силы)

· Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)

· Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)

Самый примитивный источник власти — применение или угроза применения грубой силы, насилия (деспотическая власть отца семейства, власть уголовного преступника над его жертвами).

Виды власти

· Верховная власть

· Законодательная власть

· Исполнительная власть

· Судебная власть

· Политическая власть

Структура власти - целостная сеть отношений власти в рамках общности как формальных, так и неформальных.

Источники власти – властное начало. В качестве источников власти могут выступать знания, авторитет, сила или угроза ее применения, закон, богатство, престиж, харизма, социальный и политический статус, тайна, интерес и т.д.

Субъекты власти определяют содержание властного отношения через:

1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиняться воле субъекта власти;

2) подчинение как подведение частной воли под всеобщую волю власти;

3) наказание (санкция) как средство воздействия на отрицание господствующей воли;

4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом. Субъектами власти являются государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии.

Объектами власти являются: индивид, социальная группа, масса, класс и т.д.

Основания власти – ее фундамент, а ресурсы власти – это ее потенциал и технология.

Основания власти: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные.

Ресурсы власти – это совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта власти.

Типы ресурсов власти:

- экономические: материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые;

- силовые: оружие, аппарат физического принуждения;

- социальные: различные привилегии, которыми пользуется власть, кадровая политика;

- информационные: средства массовой информации, знание и информация, распространяемые через учебные учреждения;

- политико-правовые: конституция, законы, программные документы политических партий;

- демографические: человек как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы.

Государственность

Если государство представляет собой организацию политической власти в обществе, то государственность, по существу, олицетворяет глубину, широту и качество проникновения в общество идей и взглядов, освещающих реальную деятельность государства. Государственность - это целостная система идей и взглядов, используемых в организации и деятельности самого государства. В рамках государственности живут в основном культурные люди. Культурный человек не мыслим без государства. Поэтому культурные, цивилизованные люди должны всегда думать о совершенствовании государства и его институтов, о приближении деятельности государства к своим интересам.

В процессе формирования государственности в современных условиях принято опираться на общечеловеческие ценности, подходить к характеристике государства как объективно необходимого, культурно-ценностного явления. Государственность сегодня следует рассматривать как осознанный процесс реализации государством, как организации политической власти определенного общества, своих функций. Государственность - это как бы реализованные в практические дела идеи и взгляды на государство. Государственность вообще складывается из практической деятельности государственных структур, институтов государства. государство хотя и представляет собой организацию политической власти определенного общества, но в реальной жизни оно состоит из различных относительно автономных друг от друга структурных подразделений, выполняющих определенные задачи и функции. Эти относительно самостоятельные структурные подразделения, составляющие в совокупности целостное понятие «государство», принято называть институтами государства.

Институты государства, которыми являются реально функционирующие государственные структуры, необходимо различать от институтов права, под которыми понимается система обособленных юридических норм, специализирующихся на регулировании определенного рода или вида общественных отношений (например, институт купли-продажи, подряда, наследования и т.д.).

В зависимости от типа государства, уровня его развитости, степени демократичности в организации и деятельности государства будут различаться и институты разных государств. В недемократическом государстве, как правило, мы наблюдаем развитость лишь отдельных силовых институтов государства. Особенно это относится к авторитарным государствам, где уделяется большое внимание таким силовым ведомствам, как армия, полиция, службы безопасности и т.д.

Для цивилизованных демократических правовых государств характерным является развитость институтов народного представительства: парламентаризма; референдума; доступной избирательной системы в органы государственной власти; местного управления и самоуправления; контроля и надзора от имени народа за деятельностью государственных органов и т.д. Для современной государственности как раз характерна развитость институтов демократии, гражданского общества.

 

 

Политическая власть

Политическая власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения.

Сущность власти заключается в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность. Власть осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения, поощрения, страха и т.д.

Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т.д.), а также юридической базой. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.

Политическая власть существует в двух основных формах: официальная, легальная власть с формализованной структурой и неформальная, неофициальная, нелегальная власть – власть влиятельных групп и лиц, групп давления, лидеров кланов. В этой форме власть может приобрести теневой, подпольный, мафиозный характер.

Отличительными чертами политической власти являются:
1) легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
2) верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти;
3) публичность, т.е. всеобщность и безличность, что значит - обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);
4) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической);
5) многообразие ресурсов.
Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т.д.), а также юридической базой. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой ин формации, общественным мнением.
Политическая власть существует в двух основных формах: официальная, легальная власть с формализованной структурой и неформальная, неофициальная, нелегализованная власть - власть влиятельных групп и лиц, групп давления, лидеров кланов. В этой форме власть может приобрести теневой, подпольный, мафиозный характер.

В процессе господства политическая власть наиболее полно реализует свои функции, т.е. те присущие ей свойства и особенности, благодаря которым она может действовать в обществе и непосредственно способствовать его изменению. Политологи обычно выделяют четыре важнейшие функции:

1. Организаторская функция. Она предназначена для формирования политической системы общества, организации его политической жизни, политических отношений между государством и общественными группами, классами, ассоциациями, партиями и просто гражданами. Можно сказать, что эта функция играет главную роль в деле создания структурной системы в обществе, обеспечивающей господство и руководство.

2. Управления, посредством которого повсеместно и на практике реализуется стратегическая линия субъекта власти. В этой линии отражены социально-экономические и политические интересы стоящих у власти сил. Управление предполагает принятие современных конкретных управленческих решений, внесение корректировки в процессе реализации власти.

3. Функция контроля ведает обеспечением соблюдения в обществе норм и правил правления власти, особенно по линии господства. Для выполнения этой функции создаются специальные контрольные органы: контрольная палата, прокуратура, ревизионные структуры и др.

4. Воспитательная функция нацелена на создание авторитета власти, на воспитание у граждан сознательного законопослушания. Она призвана формировать у субъектов власти умение и энергичное осуществление волевого воздействия, а у объектов – постоянную готовность и способность подчиняться.

Отличительные признаки власти проистекают из ее природы и выражаются в легальности использования силы, публичности (всеобщности и безличности), многообразии экономических, социальных и других ресурсов, моноцентричности и стремлению к абсолютизации. В силу вышеизложенного основными структурными компонентами власти являются ее субъекты, объекты и сферы властного влияния. К субъектам власти относятся индивиды, элитные социальные группы, социальные группы и общественные классы, нации, политические партии и общественно-политические организации, наконец, государство. Объектами власти выступают индивиды и социальные общности, организации и предприятия, ведомства и отрасли, административно-территориальные образования (село, район, город, область, край, республика, регион и др.), страна или сообщество стран (например, Содружество Независимых государств либо Европейский Союз). Сферами действия власти являются экономика, социальная, политическая, духовная сферы, сферы законодательства, судопроизводства, обороны, безопасности и др.

 

Политика в жизни общества.

Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы, политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и управления обществом.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ

-Интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности и стабильности общества.

-Выражение интересов социальных групп и слоев общества, отдельных граждан.

-Управление и руководство политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом.

-Обнаружение и рассмотрение социально-политических конфликтов, разрешение их цивилизованными способами и методами.

-Социализация личности, включение ее в сложный мир общественных отношений.

-Обеспечение преемственности и обновления развития общества и человека.

 

Виды политики и функции

По сферам жизни общества можно выделить следующие виды политики:

экономическая — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в экономической сфере;

социальная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе;

национальная — регулирование отношений между нациями, национальными группами;

культурная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами в духовной жизни;

государственно-административная — регулирование отношений во властно-политической сфере, политика государственно-административного строительства;

по уровням:

местная — регулирование вопросов местного значения, связанных с развитием муниципального объединения (села, города, района);

региональная — регулирование вопросов, связанных с развитием региона (субъекта федерации);

общегосударственная — регулирование вопросов, связанных с развитием общества в целом;

международная — регулирование отношений между государствами, группами государств на международной арене;

мировая (глобальный уровень) — регулирование вопросов, связанных с решением глобальных проблем современности;

по объему:

стратегическая (долгосрочная) — выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, стратегических долговременных целей, определение путей и способов их достижения, генерального курса;

тактическая (краткосрочная, текущая) — решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений;

по функциям государства (по области распространения):

• внутренняя политика — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в различных сферах внутри государства;

внешняя политика — регулирование отношений между государствами, группами государств и другими субъектами международных отношений на международной арене.

В пределах каждого из названных направлений можно выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают: промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям.

Итак, мы убедились, как неисчерпаемо, сложно и многогранно понятие «политика». Выделим основные функции политики в обществе. К ним относятся:

управленческая (политическое руководство обществом);

интегративная, обеспечивающая консолидацию общества, достижение стабильности общества в целом и составляющих его частей, систем;

регулятивная, способствующая упорядочению, регламентации политического поведения и политических отношений;

теоретико-прогностическая, цель которой — выработка концепции, курса развития общества;

артикуляционная, способствующая выявлению и выражению интересов различных групп общества;

нормативная, связанная с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе;

социализации личности — функция приобщения, включения индивида в общественную жизнь, определенную политическую среду.

 

 

Типы государств.

Важное значение в теории государства и права имеет проблема научной классификации (типологии) существовавших в истории человечества и ныне существующих государств. Такая типология позволяет объединить государства в однотипные группы на основе определенных критериев.

Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболе общие существенные черты и устойчивые признаки различных государств, относящихся к конкретной исторической эпохе. Понятие «тип государства» выражает особенности возникновения и эволюции государства, его социальное назначение, место и роль в жизни общества, социальной группы, отдельного человека.

В основу типологии государства могут быть положены формальные признаки (структура институтов власти, способы их формирования, режимы взаимодействия властей и др.), социальные (сущность и характер государственной власти, уровень развития общества и др.) Так, французский философ XVI в. Ж. Боден подразделял государства по географическому критерию на южные, северные и средние. Немецкий ученый-юрист Г. Еллинек выделил древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное государства. Основными признаками такой классификации послужили организация и функции государств, а также характер взаимоотношений между личностью и государством.

Наиболее распространенными типологиями государств являются формационная и цивилизационная.

Формационный подход к классификации государств был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основным критерием деления государств на типы выступает общественно-экономическая формация, представляющая собой исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Каждой общественно-экономической формации соответствует конкретный тип производственных отношений и определенный тип государства и права: рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический. Тип государства, согласно Марксу и Энгельсу зависит от принадлежности государственной власти определенному классу собственников, в руках которого находятся средства производства. Переход от одного типа государства к другому совершается через социальную революцию, в процессе которой изменяются сущность и социальное назначение государства. Каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. По прогнозу основоположников марксизма, последним историческим типом государства должно было стать социалистическое государство, которое призвано подготовить переход к обществу без классов и затем отмереть.

Формационный подход к типологии государств имеет определенные достоинства:

— в нем подчеркиваются тесная связь государства с экономикой и классовой структурой общества;

— в основе типологии государства лежит единый критерий — принадлежность государственной власти конкретному экономически господствующему классу;

— развитие государства представляется как процесс последовательной смены одного типа государства другим: рабовладельческого — феодальным, феодального — буржуазным, буржуазного — социалистическим.

Однако для данного подхода характерны некоторый схематизм, однолинейность в понимании всемирно-исторического процесса, претензия на универсальность.

Цивилизационный подход к классификации государств и обществ был предложен западными мыслителями В. Гумбольдтом, О. Шпенглером, А. Тойнби, М. Вебером, С. Хантингтоном и др. Суть его в том, что в качестве критерия типологии государств используется не «общественно-экономическая формация», а «цивилизация». Понятие «цивилизация» рассматривается как социокультурная система, имеющая определенные пространственные и временные границы, обеспечивающая высокую степень дифференциации жизнедеятельности развитого общества и вместе с тем поддерживающая его необходимую интеграцию.

Цивилизационный подход стремится учесть не только материально-экономический фактор, но и географический, мировоззренческий, религиозный, психологический, культурный, нравственный и другие, влияющие на развитие государства.

Иначе говоря, согласно цивилизационной теории, тип государства, его социальная природа определяются не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами общественного развития.

По мнению английского историка А. Тойнби, вся мировая история насчитывает 26 цивилизаций: египетская, китайская, западная, православная, арабская и другие, им соответствуют определенные типы государств.

Цивилизационный подход не может заменить формационный, поэтому следует использовать и формационный и цивилизационный в определенном сочетании для более глубокого понимания проблемы типологии государства.

В зарубежной науке в качестве критериев типологии государства предлагаются следующие.

1. В зависимости от характера взаимоотношений государства и общества различают полицейское, правовое, социальное государства;

2. В зависимости от политического режима выделяюттоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические государства.

3. По отношению государств к религии они подразделяются на светские, клерикальные, теократические, атеистические.

 

Гражданское общество.

Гражданское общество – это системы самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые создают условия для самореализации индивидов и отдельных коллективов. Благодаря гражданскому обществу выражаются и реализуются частные интересы и потребности, в то же время, как государство выражает общественные (общечеловеческие) интересы. Гражданское общество включает семью, культурные ценности, средства массовой информации, церковь, научные, профессиональные и другие объединения, ассоциации и организации.


Основы гражданского общества следующие: экономические – многоукладность экономики, разнообразие форм собственности, регулированные частные интересы; политическая сфера – децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступность граждан к участию в государственных и общественных делах, приоритет закона и равенство всех перед законом; в духовной сфере – отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести, слова, печати, цивилизованность, высокая духовность и нравственность всех членов общества.

Сущность гражданского общества сводиться к тому, что в нем каждый человек имеет право найти себе дело по душе, в котором он мог бы иметь успех. Гражданин появляется в обществе тогда, когда он раскрывается, как субъект властных прав, своих законных полномочий. Поэтому гражданское общество – это совокупность свободных, внутренне самостоятельных участников общего творческого процесса, который охватывает все сферы человеческой жизни и деятельности: экономику – производство; политику – законотворчество; духовность – культуру.

Условия возникновения гражданского общества: развитие гласности, свобода личности и ее активное участие в общественной жизни, дееспособная система образования, воспитание и культура, гуманизация политики, жизнеспособность моральных норм и принципов.

Сущностными чертами гражданского общества являются: наличие свободных собственников производства, развитая демократия, высокий уровень общественного сознания и политической культуры, которые пребывают за пределами государства, ее фундаментального регулирования и регламентации, но гарантируются и охраняются государством.

Условия формирования гражданского общества: создание институтов частных (коллективных и индивидуальных), собственников средств производства, развитие экономической конкуренции, активности и самостоятельности граждан как равноправных хозяйственных субъектов, ликвидация основ абсолютной политической власти, раскрепощения сознания людей, формирование и закрепление чувства личного достоинства, веры в свои сущностные силы и возможности, преодоление пассивности в решении общественно-политических вопросов.

Гражданское общество выделяет следующие структуры: политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы); общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные); добровольные ассоциации и объединения граждан; в экономической сфере – наличие негосударственных организаций, кооперативов, арендных, акционерных и других объединений, общностей, ассоциаций, которые базируются на частной собственности;в социальной сфере – наличие общественных организаций и движений, органов самоуправления по месту жительства и работы, наличие негосударственных средств массовой информации; в политической – практика решения конфликтов в рамках закона и без насилия, цивилизованный механизм выявления, формирования и высказывания общественной мысли; в духовной – свобода слова, печати, совести, самостоятельность и независимость творческих, научных и других объединений, увеличение человеческого измерения политики.

Основное содержание гражданского общества сводится к: разделению властей на законодательную, исполнительную и судебную; связанность государства и его органов законами, верховенства закона во всех сферах человеческой жизнедеятельности; эффективных форм контроля над выполнением закона; взаимной ответственности государства и личности; отделения идеологии от государства.

Таким образом, гражданское общество выступает как сфера реализации экономических, политических, социальных, культурных, религиозных и других интересов. Оно есть основой государства, которое в свою очередь, защищает принципы самоуправления всех негосударственных организаций. Становление гражданского общества представляет собой непрерывный процесс усовершенствования гражданина, общества, власти, политики, права, обеспечивает условия для утверждения человеческой личности, ее национального достоинства.

 

Политика античности

( на примере платона) Развитие политической мысли. начального этапа характеризуется рядом общих черт:

1) поиском идеальной модели государства, способной обеспечить справедливость и порядок;

2) рассмотрением политики как единственной формы ци вилизованного бытия человека, предполагавшей нерасчленен ность государства, общества и отдельного индивида;

3) отсутствие четкой границы между философией, этикой и политикой, что определило морализаторский, поучительный характер работ по политической проблематике;

4) ограниченным рационализмом политической мысли, ко торый был обусловлен заметным влиянием религии.

Политические знания в античности существовали в фило-еофско-этической форме, поскольку все философы Древней Греции в той или иной мере касались политической проблематики. Наиболее существенный вклад в развитие политической мысли внесли Платон (427 - 347 гг. до н. э.) своими работами «Государство» и «Законы», а также его ученик Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) трактатом «Политика». Из римских философов заметное влияние на развитие политических представлений оказали работы видного общественного деятеля Цицерона (106 - 43 гг. до н. э.) «О государстве» и «О законах».

Политические идеи Древней Греции и Рима были обобщением опыта функционирования такой уникальной общественной формы, как античный полис (город-государство).

Полис как тип социального устройства являлся реальным воплощением единства политической структуры и гражданского общества. Полис стал исходной социальной клеточкой, из которой выросла западная цивилизация. Однако замкнутость, отчужденность полиса от остального мира, ограниченность территории и немногочисленность населения во многом определили исторически ограниченный характер выводов античных авторов, которые для складывавшихся уже тогда больших национальных государств оказались непригодными. Это касается определения эффективных и стабильных форм правления. Но именно античная полити



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.248.200 (0.016 с.)