Организация местного самоуправления в городах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация местного самоуправления в городах



федерального значения

Города федерального значения Москва и Санкт-Петербург согласно российской Конституции обладают статусом субъектов федерации. В то же время они являются муниципальными образованиями, следова­тельно, в них должно осуществляться местное самоуправление.

Особенности организации местного самоуправления в том, что в городах федерального значения местное самоуправление должно осуществляться на внутригородских территориях. Внутригородское муниципальное образование — это часть территории города Москвы и Санкт-Петербурга, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются собст­венность муниципального образования, бюджет муниципального образования и выборные органы местного самоуправления.

На сегодняшний день в Москве создана законодательная и нормативная база деятельности управ, насчитывающая более десяти законодательных актов, в которых отражены вопросы местного самоуправления. Это, в первую очередь, Устав города Москвы, законы «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в городе Москве» (в ред. Законов г. Москвы от 13.07.2005 N 42,от 25.01.2006 N 6); «О статусе депутата муниципального собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве» (в ред. Закона г. Москвы от15.03.2006 N 13); «О муниципальной службе в городе Москвы»о т25.02.2004 (ред. от 25.01.2006); «О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы» от 14.07.2004 N 50 (с изм. от 28.09.2005). Аналогичная ситуация существует в Санкт-Петербурге. Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются соответствующим законом Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга также определяется законами этих субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. ч. 1 - 3 ст. 50 Федерального закона от 2003 года и перечнем вопросов местного значения, установленным для этих муниципальных образований собственными законами.

Внутригородские территории городов федерального значения образуются и преобразуются законами городов федерального зна­чения Москвы и Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий. В соответствии с Законом г. Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» образование муниципальных образований осуще­ствляется законом города Москвы по представлению мэра Москвы с учетом исторических и иных местных традиций, географиче­ских, градостроительных особенностей, социально-экономи­ческих характеристик соответствующих территорий, расположе­ния транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфра структуры и других особенностей территорий.

Местное самоуправление в Санкт-Петербурге осуществляется на всей территории Санкт-Петербурга в границах территорий го­родов, поселков, муниципальных округов Санкт-Петербурга. Ни­какие территории не могут быть исключены из сферы местного самоуправления или ограничены для осуществления местного са­моуправления иначе как федеральным законом. Установление и изменение границ муниципальных образований в Санкт-Петер­бурге осуществляется законом Санкт-Петербурга по инициативе органов государственной власти Санкт-Петербурга, населения, органов местного самоуправления на основе исторически сло­жившихся территорий компактного проживания.

Специфика организации местного самоуправления в городах федерального значения обусловливает то, что перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутри­городских муниципальных образований городов федерального зна­чения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъ­ектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения(единства городского хозяйства. При этом установленные законода­тельством источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации — городов федераль­ного значения Москвы и Санкт-Петербурга к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисля­ются в бюджеты субъектов Российской Федерации — городов фе­дерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Органы государственной власти городов федерального значе­ния также самостоятельно производят передачу органам местного самоуправления имущества исходя изперечня вопросов местного значения установленных для этих муниципальных образований законами субъектов Российской Федерации.

14.2. Организация местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях и на приграничных территориях

Особым видом муниципальных образований являются закры­тые административно-территориальные образования (ЗАТО). В со­ответствии с ФЗ от 2003 г. ЗАТО являются городскими округами. В настоящее время особенности организации местного само­управления в ЗАТО установлены Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном обра­зовании» (с изм. и доп. от 10.01.2006.года.).

Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления террито­риальное образование, в пределах которого расположены про­мышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоак­тивных и других материалов, военные и иные объекты, для кото­рых устанавливается особый режим безопасного функционирова­ния и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Решение о создании (об упраздне­нии) закрытого административно-территориального образования принимается Президентом Российской Федерации. Федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в от­ношении закрытого административно-территориального образо­вания с учетом особенностей, устанавливаемых Законом о ЗАТО.

Порядок образования, организация и компетенция органов местного самоуправления закрытого административно-терри­ториального образования определяются законодательством о ме­стном самоуправлении с учетом особенностей, установленных Законом о ЗАТО.

Органы местного самоуправления закрытого административ­но-территориального образования:

— координируют деятельность предприятий и (или) объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

— разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и (или) объектах либо при их угрозе. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья населения закрытого административно-территориального образо­вания в результате аварии на предприятии и (или) объекте глава местной администрации совместно с руководителями предприятия, и (или) объекта осуществляет меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материаль­ных ценностей, а при необходимости — до начала работы соот­ветствующих органов, образуемых Правительством Российской Федерации, принимает решение об эвакуации населения;

— участвуют совместно с руководителями предприятий и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и органами фе­деральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, в определении пропуск­ного режима в закрытом административно-территориальном об­разовании, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контроли­руемых и (или) запретных зон;

— по согласованию с органами федеральной службы безо­пасности имеют право давать разрешение на въезд граждан в за­крытое административно-территориальное образование и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контроли­руемых и (или) запретных зон;

— осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территории закрытого административно-территориального образования, за исключением режимных предприятий и (или) объектов, находя­щихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государст­венных контрольных и надзорных органов. Органы местного са­моуправления информируются о результатах проверок;

— вносят предложения в соответствующие органы государст­венного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению доста­точных мер для защиты населения закрытого административно-территориального образования от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность;

— выступают заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе доле­вого участия юридических лиц, расположенных на его территории.

Так, территория и границы ЗАТО определяются не только исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий, но и с учетом потребностей развития населенных пунктов (ст. 1 п. 2). Поскольку резервы свободных земель в ЗАТО, как правило, отсутствуют либо ограничены, органы власти субъектов Российской Федерации "...принимают меры по предоставлению земельных участков в ведение органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами указанного образования (ст. 6 п. 5).

Закон "О ЗАТО" оговаривает целый ряд особенностей формирования местного бюджета по сравнению с общим порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Это позволяет обеспечить достаточное и надежное наполнение местного бюджета ЗАТО, что является важнейшей гарантией реализации социальных программ в области жилищного строительства, коммунального хозяйства, образования, культуры, социального попечения, а следовательно, гарантией прав граждан в этих областях.

Программы социально-экономического развития ЗАТО могут осуществляться не только за счет средств местных бюджетов, но и с привлечением средств федерального бюджета.

Особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях в настоящее время определяются За­коном РФ от 1 апреля 1993 г. (с изм. от 15.06.2006 года) «О Государственной гра­нице Российской Федерации» Органы местного самоуправления приграничных территорий и их должностные лица:

— оказывают помощь органам и войскам Федеральной по­граничной службы Российской Федерации, Войскам противовоз­душной обороны, Военно-морскому флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государ­ственной границе, исполняют их законные предписания, предос­тавляют необходимую для их деятельности информацию;

— создают условия для участия граждан на добровольных на­чалах в защите Государственной границы в пределах пригранич­ной территории.

Высшие должностные лица органов местного самоуправления имеют право по согласованию с органами безопасности разрешать въезд граждан в закрытое административно-территориальное образование за указанным выше исключением.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.013 с.)