Муниципальные выборы: понятие и особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Муниципальные выборы: понятие и особенности



Участие граждан, проживающих на территории муниципального обра­зования, в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления является непреложным признаком демократического государства.

Выбирая депутатов, а также глав местного самоуправления из числа сограждан, избиратели участвуют в деле организации управления на сво­ей территории. От этого выбора во многом зависит судьба каждого граж­данина и судьба муниципального образования в целом.

Выборы — единственный способ формирования депутатс­кого корпуса представительных органов местного самоуправ­ления, а также замещения их руководящих должностей и дол­жностей глав муниципальных образований. В уставах муници­пальных образований круг должностных лиц местного аппара­та власти, подлежащих избранию, может расширяться.

Будучи стадией формирования местной публичной влас­ти, выборы представляют собой процесс с рядом характер­ных черт:

1. Выборы — один из основных институтов прямой демок­ратии, непосредственного волеизъявления жителей и приня­тия ими публичных кадровых решений.

2: Выборы выступают как часть и исходное начало пред­ставительного властвования жителей; по своей сути выборы есть связь представительных институтов и институтов прямой демократии. Конечно, главное и решающее в выборном процессе — акт коллективного гражданского волеизъявления, но для успешного проведения выборов требуется организацион­ная активность органов власти и управления, средств массо­вой информации, системы избирательных комиссий. Выборы обеспечивают участие общественного мнения в будущей дея­тельности избираемых органов и должностных лиц, поскольку предвыборная борьба позволяет четче выявить насущные со­циальные приоритеты, на которые (по собственной воле или вынужденно) должны ориентироваться народные избранники.

3. Выборы позволяют жителям непосредственно включаться в управление делами своих муниципальных образований, осу­ществлять свои конституционные права, свободы, и не толь­ко те, что напрямую связаны с выборной технологией.

4. По своим масштабам, широте участия разных слоев местного населения выборы фактически представляют собой общемуниципальное мероприятие. Даже те, кто не принимает по тем или иным причинам участия в голосовании, оказы­ваются вовлеченными в ход выборов, хотя бы в форме их пас­сивного созерцания.

5. Наконец, выборы выполняют роль структурирования гражданского общества, являясь питательной средой для вы­явления различных позиций, интересов, групп и одновремен­но для поиска последними компромиссных решений.

Исходя из вышесказанного, местные выборы в широ­ком смысле это общемуниципальное мероприятие, в ходе которого жители конкретных муниципальных образований осуществляют конституционное право непосредственно и самостоятельно избирать представительные органы местно­го самоуправления, непосредственно и самостоятельно или через депутатов избирать глав муниципальных образований, иных должностных лиц местного самоуправления в соответ­ствии с уставами собственных муниципальных образований, осуществляют иные свои права.

Местные выборы в узком смысле есть совокупность организационно-правовых мероприятий по избранию депу­татского состава местных представительных органов и дол­жностных лиц местного самоуправления. Следовательно, и в той и в другой трактовке выборы предстают как явление более масштабное и содержательное, чем простой акт голосова­ния избирателей в нормативно установленный день.

Цель местных выборов - избрание депутатов, членов выборного органа местного самоуправ­ления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Правовую основу муниципальных выборов составляют Феде­ральные законы «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации» от 16 сентября 2003 г., «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г., «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Фе­дерации избирать и быть избранными в органы местного само­управления» от 26 ноября 1996 г., конституции, уставы, а также законы субъектов Российской Федерации о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, уставы муниципаль­ных образований. Так в Республике Башкортостан это Кодекс Республики Башкортостан «О выборах» от 06.12.2006 года.

В процессе подготовки и проведения выборов возникают многочисленные публичные отношения: между жителями, общественно-политическими, иными негосударственными объе­динениями, государственными, муниципальными органами, другими субъектами, в значительной своей части подвержен­ные правовому регулированию. Государство, местные органы с помощью права устанавливают определенный порядок выбо­ров, принципы их проведения. Так сложилась целая подотрасль муниципального права — местное избирательное право, пред­метом регулирования которого и выступают местные выборы.

Итак, местное избирательное право — это система консти­туционных и обычных норм, исходящих от федеральных органов, государственных органов субъектов Федерации, ор­ганов местного самоуправления, регулирующих обществен­ные отношения в процессе назначения, подготовки, проведе­ния местных выборов.

Местное избирательное право в том значении, которое раскрыто выше, называют избирательным правом в объективном смысле. Наряду с ним выделяют субъективное избирательное право как право граждан избирать (т. е. высту­пать в роли избирателей) и быть избранными (то есть высту­пать в роли предкандидатов, зарегистрированных кандидатов, избранных депутатов, должностных лиц). Право избирать име­нуют активным избирательным правом, а право быть избран­ным — пассивным избирательным правом.

Организация и проведение выборов в органы местного самоуправления представляют собой систему установленных законодательством действий субъектов избирательного процесса, направленных на обеспечение конституционных прав граждан избирать и быть избранными. Последовательно совершаемые и взаимосвязанные между собой мероприятия по организации выборов, в сущности, отражают основные этапы избирательной кампании: 1) назначение выборов; 2) образо­вание округов и участков; 3) формирование избирательных комиссий и составление ими списков избирателей; 4) выдви­жение и регистрация кандидатов; 5) предвыборная агитация; 6) голосование и подведение итогов выборов.

Характеризуя названные стадии избирательного процесса, следует отметить, во-первых, что они урегулированы законодательством Российской Федерации и ее субъектов с подробным указанием необходимости совершения определенных действий. Во-вторых, их осуществление строго регламентировано сроками выпол­нения. Общий срок проведения выборов в органы местного са­моуправления равен в среднем 70—80 дням, что обусловлива­ет динамичный, насыщенный событиями характер избиратель­ной кампании: В-третьих, реализация основных этапов выбо­ров напрямую связана с участием множества субъектов: органов государственной власти и местного самоуправления, избирательных комиссий, кандидатов, избирательных объединений и блоков, наблюдателей, доверенных лиц и др., осуществляющих на различных этапах избирательного процесса предусмотренные законом полномочия.

Необходимо отметить, что все вышеуказанные стадии определены законами субъектов РФ, и в частности в Республике Башкортостан все вопросы, связанные с выборами регулируется Кодексом РБ «О выборах» от 06.12.2006 г.

В соответствии с Кодексом РБ, выборы это - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Башкортостан, настоящим Кодексом, иными законами Республики Башкортостан, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица;

Выборов в Республике Башкортостан строятся на следующих принципах.

1. Всеобщее избирательное право

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении определенного возраста быть избранным в органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Иностранные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

2. Равное избирательное право

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях.

3. Прямое избирательное право

Граждане Российской Федерации голосуют на выборах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - за или против кандидата.

4. Тайное голосование

Голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.009 с.)