Правоприменительная деятельность органов местного самоуправления




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоприменительная деятельность органов местного самоуправления



Органы местного самоуправления осуществляют применение права в силу того, что они на своей территории осуществляют местную власть. В некоторых случаях Конституция Российской Федерации наделяет их государственно-властными полномочиями. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. закрепляя за местным самоуправлением круг полномочий, наделяет органы местного самоуправления правом принятия индивидуально юридически-властного решения на основе действующей нормы.

Вмешательство органов местного самоуправления в процесс реализа­ции права необходимо в ряде случаев. Во-первых, когда осуществление субъективных прав и обязанностей нуждается в поддержке органов местного самоуправления, ведающих распределением финансовых, трудовых, природных ресурсов или когда эти обязанности и права не могут воз­никнуть у конкретных лиц без властной деятельности органов местного самоуправления. Во-вторых, в случае совершения правонарушения. В-третьих, в случае необходимости защиты субъективных прав, возникновения спора между участниками общественных отношений и невозможностью его разрешения самостоятельно. Граждане вправе обращаться в органы местного самоуправления по вопросам реализации своих конституционных прав и свобод. Органы местного самоуправления и должностные лица обязаны рассматривать индивидуальные и коллективные обращения граж­дан и давать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца. В-четвертых, в случае контроля со стороны государства в лице орга­на местного самоуправления за законностью и целесообразностью действий участников муниципального отношения, или когда требуется официальное подтверждение наличия либо отсутствия конкретных фактов и специальное оформление их юридической значимости с предварительной проверкой их подлинности.

Во всех таких случаях реализация правовых норм возможна лишь в результате их применения к конкретным отношениям, делам, лицам компетентными органами местного самоуправления. Именно применение права выступает здесь как деятельность компетентных органов местного самоуправления, состоящая в специальных организационных действиях по обеспечению реализации юридических норм.

Правоприменительная деятельность органов местного самоуправления обладает рядом специфических свойств.

1) По своему социальному содержанию применение права, как и правотворчество, представляет собой управленческую деятельность, одну из разновидностей социального управления[44].

Особенность правоприменительной деятельности органов местного самоуправления как деятельности управленческого характера состоит в том, что она обеспечивает реализацию права.

2) Другой особенностью правоприменительной деятельности органов местного самоуправления является то, что эта деятельность конечным результатом имеет решение того или иного юридического дела и издание соответствующего индивидуального акта.

3) Особенности состава правоприменительного акта органов местного самоуправления: адресат акта, объект акта, содержание акта, веление правоприменителя.

Акт применения права органа местного самоуправления отличается от нормативного акта органа местного самоуправления тем, что: 1) он является распорядительным правовым актом, в нем всегда получает свое прямое выражение конкретное волеизъявление должностных лиц местного самоуправления; 2) имеет определенного адресата; 3) необходимость его принятия связана с осуществлением организационной, исполнительной и конкретной деятельности системы местного самоуправления; 4) является юридическим фактом, влекущим возникновение, изменение или прекращение муниципальной сферы. В отличие от нормативных юридических актов, правоприменительный выступает в качестве юридического источника индивидуально-правового предписания.

Значительный интерес представляют вопросы о видах правоприменительных актов органа местного самоуправления, об учете и систематизации этих актов и об их толковании.

По своим видовым особенностям правоприменительные акты разнообразны. Их, на наш взгляд, можно классифицировать по разным основаниям:

во-первых, в зависимости от субъектов правоприменения выделяются акты должностных лиц местного самоуправления и акты коллегиальных органов;

во-вторых, по наименованию, имея в виду постановления (например, административной комиссией), решения (например, по жалобе), приказ (скажем, об увольнении) и другие акты-документы (ордер, лицензия);

в-третьих, в зависимости от порядка принятия выделяются коллегиальные, единоличные и принятые по согласованию с другим органом;

в-четвертых, в зависимости от объекта организационного воздействия, каковым в одних случаях служит общественный порядок, в других административная опека, в-третьих, кадровые вопросы и т.д.;

в-пятых, в зависимости от содержания общественных отношений и приме­нения к ним норм права, правоприменительные акты органа местного са­моуправления делятся на регулятивные и правоохранительные.

 

Контрольные вопросы:

1) Как обеспечивается доступность сведений, включенных в Устав?

2) Какие признаки присущи актам органов местного самоуправления?

3)Правоприменительная деятельность органов местного самоуправления: понятие и особенность.

 

Задания для самостоятельной работы:

1) Подготовьте проект представительного органа местного самоуправления с соблюдением всех требований.

2) Подготовьте проект правоприменительного акта главы местной администрации.

 

Тема 12. Финансово-экономические основы местного

Самоуправления

 

Муниципальная собственность

Экономические основы местного самоуправления — это совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использова­нием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных мест­ных финансов в интересах населения муниципальных образований.

Муниципальная собственность представляет собой форму коллективного присвоения. Она выражает отношения между экономическими субъектами социально-экономической воспроизводственной территориальной системы по совместному владению, распоряжению и пользованию природными условиями, производственными и социальными комплексами для обеспечения условий непрерывного воспроизводства этой системы.

К муниципальной собственности в Российской Федерации относится имущество, перечисленное в статье 50 федерального закона от 06.10.03 г. В этой статье определено, что находится в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов. В ч.1 указывается, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; и имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования

Практически органы местного самоуправления пользуются полной гражданско-правовой свободой в отношении муниципальной соб­ственности. Хотя муниципальная собственность является самостоятельной формой (видом) собственности, ее структура в силу публичного харак­тера этой собственности во многом схожа с государственной.

На формирование муниципальной собственности существенное влияние оказал процесс приватизации. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил, что порядок и условия приватизации муниципальной собствен­ности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

Формирование муниципальной собственности ведется и на основе собственной экономической деятельности муниципальных образова­ний путем строительства и приобретения объектов различного назна­чения, создания муниципальных предприятий и учреждений, участия в деятельности акционерных обществ, осуществления внешнеэконо­мической деятельности и т. д.

Одной из составных частей экономической основы признаны взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности. Федеральным законом закреплено, что отношения строятся на договорной основе. Ее содержание оформляется запретом на вмешательство органов местного самоуправления в деятельность предприятий, не входящих в муниципальную собственность, в том числе и по вопросам перспектив промышленного производства. Однако у органов местного самоуправления с предприятиями, действующими на территории муниципального образования, немало точек пересечения.

1. Органы местного самоуправления привлекают предприятия, учреждения и организации к решению вопросов социально-экономического развития муниципального образования.

2. Органы местного самоуправления для привлечения предприятий, организаций к решению вопросов социально-экономического развития используют муниципальные заказы. Они выступают заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг и выполнению других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

3. Органы местного самоуправления содействуют работе предприятий и организаций, устанавливая для них налоговые льготы, что стимулирует их деятельность.

В соответствии со статьей 54 Федерального закона от 06.10.03 г. органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета. Размещение указанного муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя. Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Местный бюджет

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению органов местного самоуправления относятся:

- установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;

- составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

- определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

- определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

- предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

- определение порядка осуществления муниципальных заимствований;

- осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом (ст. 9 БК РФ).

Местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Термин «собственные доходы» в наиболее прямом смысле означает, что средства, поступившие в тот или иной бюджет, принадлежат субъекту бюджетного права. Этим понятием охватываются только финансовые ресурсы, установленные органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 55 к собственным доходам местных бюджетов относятся: 1) средства самообложения граждан – т.е. разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения, который устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен, при этом вопросы введения и использования средств самообложения граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан); 2) доходы от местных налогов и сборов; 3) доходы от региональных налогов и сборов; 4) доходы от федеральных налогов и сборов; 5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований; 6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; 7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов; 8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления; 9) добровольные пожертвования; 10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления

Также к источникам доходов может быть отнесены:

дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;

субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

субсидии - средства финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней, для инвестиционных программ и проектов, распределяемые из фонда муниципального развития, имеющие целевое назначение.

Таким образом, доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; иные неналоговые доходы (ст. 41 БК РФ).

В ряду элементов местного бюджета особое значение имеет законодательное регулирование расходов. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований (ст. 67 БК РФ).

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ (ст. 68 БК РФ).

Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов: содержание органов местного самоуправления; формирование муниципальной собственности и управление ею; организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; обслуживание и погашение муниципального долга; целевое дотирование населения; содержание муниципальных архивов; проведение муниципальных выборов и местных референдумов; финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией РФ (ст. 87 БК РФ).

В Федеральном законе впервые предусмотрено положение о выравнивании уровня бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов. Так в соответствии со статьей 60 выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда финансовой поддержки поселений и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой поддержки поселений.

Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) осуществляется путем предоставления дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) (ст. 61).

Органы государственной власти Российской Федерации и ее субъек­ты в соответствии с законом содействуют развитию местных финансов и осуществляют:

1) регулирование отношений между бюджетами субъектов Рос­сийской Федераций и местными бюджетами, а также между фе­деральным бюджетом и местными бюджетами в рамках феде­ральных целевых программ;

2) обеспечение муниципальным образованиям минимальных ме­стных бюджетов путем закрепления доходных источников для по­крытия минимально необходимых расходов местных бюджетов;

3) решение вопросов местного значения путем выполнения феде­ральных целевых программ и региональных программ, распре­деления средств, выделяемых для финансирования этих про­грамм, между муниципальными образованиями и обеспечения контроля за эффективным и целевым использованием этих средств;

4) разработку государственных минимальных социальных стан­дартов, установление социальных норм;

5) методическую помощь органам местного самоуправления в ра­боте по формированию и исполнению местных бюджетов;

6) контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства Российской Феде­рации и ее субъектов.

В Республике Башкортостан бюджетные отношения на местном уровне регулируются Законом «О бюджетном процессе в Республике Башкортостан» от 7 июля 2005 года. В соответствии с ним, бюджеты муниципальных образований Республики Башкортостан разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

 

Контрольные вопросы:

1)Что такое муниципальная собственность?.

2) Виды и порядок предоставления финансовой помощи местному самоуправлению.

3). Как осуществляется финансирование делегированных полномочий.

Задание для самостоятельной работы

Составьте схему «Порядок подготовки, утверждения, исполнения местного бюджета».

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.011 с.)