Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европейская хартия местного самоуправления

Поиск

Европейская хартия о местном самоуправлении была принята в 1985 году Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы и является самым важным многосторонним документом, определяющим фундаментальные принципы функционирования органов местного самоуправления. Хартия является м/народным договором, следовательно, она имеет приоритет по отношению к национальному зак-ву каждого из Г, ее подписавших и ратифицировавших.

Европейская хартия МС была открыта для подписания государствами-членами Совета Европы 15 октября 1985 г. и вступила в законную силу 1 сентября 1988 г. 44 из 47 стран-участниц Совета Европы подписали и ратифицировали Хартию (все, кроме Андорры, Сан-Марино и Монако). Последней на ноябрь 2009 года является Черногория, ратифицировавшая документ в сентябре 2008 г.

Хартия обязывает государства закрепить во внутреннем законодательстве и применять на практике совокупность юр норм, гарантирующих полит, админ и финан независимость МО Она также устанавливает необходимость конституционного регулирования автономии местного самоуправления. Кроме того, Хартия является первым юр документом, гарантирующим соблюдение принципа субсидиарности государствами — членами Совета Европы. Таким образом, местные власти должны осуществлять управление и контролировать значительную часть публичных обязательств в интересах местного населения и под свою ответственность. В соответствии с принципом субсидиарности, Хартия закрепляет, что публичные обязательства должны реализовываться на наиболее близком населению уровне, и должны относиться к более высокому административному уровню только в том случае, если решение таких задач силами местных администраций неэффективно или невозможно. Принципы Хартии применимы ко всем видам органов местного самоуправления.

В 2009 г. принят дополнительный протокол к Хартии, на апрель 2011 г. еще не вступивший в силу. Он предусматривает право голоса на местных выборах в каждой стране-участнице протокола для граждан всех остальных стран-участниц протокола.

Хартия состоит из Преамбулы и трех частей.

· Преамбула закрепляет фундаментальные принципы Хартии, которыми являются: роль местного самоуправления в обеспечении демократии, эффективного управления и децентрализации власти; роль муниципальных образований в развитии Европы; необходимость для муниципалитетов иметь широкую автономию.

· 1 часть содержит основополагающие положения относительно местной автономии. В частности, закрепляется необходимость конституционного и законодательного регулирования местного самоуправления (ст. 2), определяется понятие местного самоуправления (ст. 3), устанавливаются принципы организации и деятельности органов местного самоуправления (ст. 4), например, наличие предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления, позволяющих последним эффективно решать вопросы местного значения.

Другие статьи первой части фиксируют необходимость четкого муниципального деления (ст.5), самостоятельного определения органами местного самоуправления своей структуры, право нанимать муниципальных служащих для обеспечения деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления (ст.6,7). Целями еще двух важных статей являются ограничение административного контроля за нормотворчеством органов местного самоуправления (ст.8) и необходимость обеспечения наполняемости местных бюджетов (ст.9). Статья 10 закрепляет право органов местного самоуправления сотрудничать между собой и создавать межмуниципальные ассоциации, а статья 11 — возможность судебной защиты местной автономии.

· 2 часть содержит различные положения относительно обязательств государств, подписавших и ратифицировавших Хартию. Исходя из намерения обеспечить баланс между нормами Хартии и институционально-юридическими особенностями государств, Хартия предоставляет государствам право не включать во внутреннее законодательство некоторые положения Хартии при наличии правового обоснования (ст. 12). Указанная статья также закрепляет, что принципы местного самоуправления обязательные для всех государств. Таким образом, речь идет о компромиссе между необходимостью соблюдения фундаментальных принципов местного самоуправления и гибкостью в отношении внутреннего права каждого из государств.

· 3 часть регулирует процедурные вопросы, содержание которых, как правило, стандартно и наличествует во всех конвенциях Совета Европы: подписание, ратификация и вступление в силу (ст. 15), территориальная сфера действия (ст.16), денонсация и нотифицирование(ст.17, 18).

Под местным самоуправлением - право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, там, где это допускается по закону.+текст Хартии

14.основы местного самоуправления (понятие, правовое регулирование, общая характеристика).

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Основы местного самоуправления - объективно сложившиеся в обществе эконом, соц-ые, фин, правовые и др возможности и условия, совокупность которых образует тот базис, на котором строится вся система местного самоуправления, осущ-ся муниципальная власть. Иными словами, основы - это тот фундамент, на котором осуществляется муниципальное строительство.

Можно выделить следующие элементы основ местного самоуправления: правовые, территориальные, организационные, финансовые, экономические основы (фин-экон основы).

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ (131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др), издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные НПА федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные НПА субъектов РФ, уставы МО, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Территориальные - совокупность норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории МО, границы территории МО, порядок их установления и изменения. Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования. В РФ существуют 5 видов МО: городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями фед зак-ва.

Организационные - это совокуп норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

§ представительный орган муниципального образования

§ глава муниципального образования

§ местная администрация

§ контрольный орган муниципального образования

§ иные органы местного самоуправления

В соответствии с ФЗ существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:

§ представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту

§ представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию

§ представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту

Финансово-экономические - совокуп правовых норм, закрепляющих и регулирующих общ-ные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных

местных финансов в интересах населения МО. Финансово-экономическую основу местного самоуправления со-

ставляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права МО. Органы местного самоуправления от имени МО самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с ГК РФ органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.140.108 (0.012 с.)